РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ обучающихся 1 класса с ограниченными возможностями здоровья «Коррекция недостатков звукопроизношения»


02.04.01
Утверждена
приказом директора
МКОУ ««Средняя общеобразовательная
школа № 18»
№ 309 - п от 28.08.2014 г.
02.04.01

Рассмотрена
на заседании ШМО
Протокол № 7
от 29.08.2016 года
Принята
на заседании
педагогического совета
МБОУ «Средняя школа № 18»
протокол № 14 от 29.08.2016 г.
Утверждена
приказом директора
МБОУ ««Средняя школа № 18»
№ 245 - п от 29.08.2016 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ
обучающихся 1 класса с ограниченными возможностями здоровья
«Коррекция недостатков звукопроизношения»»
учителя – логопеда
Фадеевой Юлии Александровны
2016 – 2017 учебный год
Пояснительная записка
В настоящее время наблюдается неблагополучная тенденция к увеличению количества неуспевающих школьников, не справляющихся с учебной программой. Наиболее многочисленную группу риска составляют учащиеся с ограниченными возможностями здоровья.
Опираясь на исследования А.В.Ястребовой, Л.Ф.Спировой, Т.Б.Бессоновой и многих других, с уверенностью можно сказать, что одной из распространённых причин неуспеваемости обучающихся начальных классов являются разнообразные недостатки устной речи, которые нередко затрудняют овладение правильным чтением и грамотным письмом. Чаще всего у учащихся 1- х классов с ограниченными возможностями здоровья встречаются недостатки звукопроизношения, которые выражаются:
в том, что звук не произносится;
происходит  искажение звука;
замена звука сходного по звучанию или по способу образования. Поэтому целью работы является сделать речь учащихся правильной, четкой, грамотной.
Цель программы: устранение недостатков звукопроизношения у обучающихся 1 - х классов с ограниченными возможностями здоровья
Задачи:
устранение дефектов звукопроизношения и развитие фонематического
слуха
развитие навыков звукового анализа
уточнение, расширение и обогащение лексического запаса слов обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
формирование грамматического строя речи
развитие связной речи обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
развитие коммуникативности, успешности в общении, социальной адаптации
Основные методы обучения:
практические
наглядно – демонстрационные
игровые
словесные
Принципы логопедической работы:
наглядность
доступность
системность
комплексность
принцип развития
онтогенетический принцип
Форма организации обучающихся:
- индивидуальная
При реализации программы последовательность устранения выявленных недостатков звукопроизношения определяется индивидуально, в соответствии с речевыми особенностями каждого обучающегося.
Программа рассчитана на одно занятие в неделю.
Продолжительность занятия - 20 минут.
Планирование индивидуальной коррекционной работы по звукопроизношению с обучающимся ограниченными возможностями здоровья составляется учителем-логопедом на основе анализа речевой карты ребѐнка (сентябрь). В индивидуальном планировании отражены этапы коррекционной работы, которые позволяют устранить выявленные в ходе логопедического обследования нарушения речевой деятельности ребѐнка с ограниченными возможностями здоровья. Это позволяет повысить эффективность работы и осуществлять личностно–ориентированный подход в обучении обучающихся 1 - х классов с ограниченными возможностями здоровья.
При планировании учитываются возраст обучающегося, структура речевого дефекта, его индивидуально–личностные особенности.
Учебно-тематический план

п/пЭтапы работы Тема Задачи Планируемые результаты
1-2 Подготовительный этап Подготовительный этап Вызвать интерес к логопедическим занятиям.Формировать и развивать артикуляционную моторику.Формировать представление о звуках.Развивать слуховое внимание, память, фонематическое восприятие.Развивать мелкую и общую моторику. Выработка необходимых артикуляционных позиций
3-5 Постановка звука Постановка звука Овладеть специальным комплексом артикуляционных упражнений.Развивать целенаправленную воздушную струю.Развивать слуховое внимание, память, фонематическое восприятие.Формировать навык правильного произношения звука.Характеризовать звук по артикуляционно-акустическим признакам.Развивать мелкую и общую моторику. Сформированность навыка произнесения изолированного звука
6-8 Автоматизация звуков Автоматизация звука в слогах Воспроизводить слоговые ряды.Развивать слуховое внимание, память, фонематическое восприятие, просодические компоненты речи (ритма, интонация).Развивать мелкую и общую моторику. Закрепление звука в прямых, обратных, слогах и в слогах со стечением согласных
9-12 Автоматизация звука в словах Развивать фонематическое восприятие и фонематические представления.Развивать слуховое внимание, память.Овладеть звуко-слоговым анализом и синтезом слов.Развивать мелкую и общую моторику. Закрепление звука в словах с прямым слогом, с обратным слогом, со стечением согласных
13-15 Автоматизация звука в предложениях Формировать связность и четкость высказываний.Составлять предложения по вопросам, по картинке, по демонстрации действий.Совершенствовать анализ и синтез словесного состава предложения.Развивать мелкую и общую моторику. Автоматизация звука в предложениях
16-18 Автоматизация звуков в связной речи Пересказывать тексты с использованием мнемотаблиц.Развивать воображение и творческую фантазиюРазвивать фонематическое восприятие.Развивать мелкую и общую моторику. Закрепление звука в спонтанной речи
19 Дифференциация звуков Дифференциация изолированных звуков
Характеризовать звуки по артикуляционно-акустичкским признакам.Развивать слуховое внимание, память, фонематическое восприятие, просодические компоненты речи (ритма, интонация).Развивать мелкую и общую моторику. Сформированность навыка дифференциации звуков по артикуляционно- акустическим признакам
20-21 Дифференциация звуков в слогах Воспроизводить слоговые ряды.Развивать слуховое внимание, память, фонематическое восприятие.Развивать мелкую и общую моторику. Сформированность навыка дифференциации звуков в слогах
22-24 Дифференциация звуков в словах Развивать фонематическое восприятие и фонематические представления.Развивать слуховое внимание, память.Овладеть звуко-слоговым анализом и синтезом словРазвивать мелкую и общую моторику. Сформированность навыка дифференциации звуков в словах
25-27 Дифференциация звуков в предложениях Формировать связность и четкость высказываний.Составлять предложения по вопросам, по картинке, по демонстрации действий.Совершенствовать анализ и синтез словесного состава предложения.Развивать мелкую и общую моторику. Сформированность навыка дифференциации звуков в предложениях
28-30 Дифференциация звуков в связной речи Пересказывать тексты с использованием мнемотаблиц.Развивать воображение и творческую фантазию.Развивать фонематическое восприятие.Развивать мелкую и общую моторику. Сформированность навыка дифференциации звуков в спонтанной речи
Рабочая программа не является статичной по своему характеру. Темы занятий могут видоизменяться в зависимости от возможностей и потребностей обучающихся.
Список литературы:
Волкова Л.С. Логопедия., М., 1995.
Мазанова Е.В. Формы и методы логопедической работы по коррекции дисграфии., М.: АНМЦ «Развитие и коррекция» ВОИ, 2001.
Письмо Министерства образования РФ от 14 декабря 2000г.//Логопед. 2004.№ 2.
Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов.М."Просвещение" 1991г.
Садовникова И.Н. Нарушение письменной речи у младших школьников.М.,"Просвещение ",1983г.
Ястребова А.В. Коррекция недостатков речи у учащихся общеобразовательных школ, М.,1997г.
Новоторцева Н.В. Развитие речи детей. Ярославль, Академия развития",1997г.