Доклад Интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательное пространство современной школы


ДОКЛАД
Интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья
в образовательное пространство современной школы
Подготовила:
учитель начальной школы
Роговая Т.М.
Первостепенной задачей разработки и внедрения ФГОС НОО и ФГОС ОО является организация совместного обучения детей с ограниченными возможностям здоровья (далее дети с ОВЗ) с их нормально развивающимися сверстниками в условиях массовой школы. Для всего педагогического сообщества очевидным является факт, что дети с особыми образовательными потребностями нуждаются в обогащении опыта социального взаимодействия со своими нормально развиваются, сверстниками. Но каждый ребенок нуждается в адаптивной для него модели интегрированного обучения, обеспечивающей адекватную индивидуально-специализированную психолого-педагогическую помощь. В связи с этим, принцип интеграции определяется как закономерный этап развития системы общего образования, связанный с переосмыслением обществом и государством своего отношения к детям с ОВЗ. с признанием их прав на предоставление равных с другими вочу ностей в образовании.
Интеграция (от лат. 1гИе§га1ю - соединение, восстановление) представляет собой объединение в единое целое ранее разрозненных частей и элементов системы на основе их взаимозависимости и взаимодополняемости. Интеграция является сложным междисциплинарным научным понятием, употребляемым в ряде гуманитарных наук: философия, социология, психология, педагогика и др. (Большой философский словарь. 2009).
Несмотря на то, что явление интеграции лиц с ОВЗ стало привычным во всем мире, в России этот процесс только на начальной стадии, на уровне законодательных актов, точнее их проектов. Это объясняется наличием ряда противоречий:
- между осознанием значительной частью передового педагогического сообщества актуальности проблемы социальной адаптации лиц с ОВЗ в социум и неготовностью социума к принятию этой категории лиц;
- между растущим числом лиц с ОВЗ и малой информированностью общества об их образовательных и витальных потребностях, а также отсутствием адекватной среды для их успешной социализации;
- между потребностями лиц с ОВЗ в образовательных услугах и неготовностью образовательной среды массовой школы и педагогов, осуществляющих образовательный процесс, к оказанию такого рода услуг;
- между потребностью лиц с ОВЗ в адекватной поддержке и не разработанностью способов социально-педагогической поддержки этой категории лиц;
- между потребностью лиц с ОВЗ в социально-педагогической поддержке и некомпетентностью значительной части современных педагогов и родителей в ее организации.
Решение обозначенных противоречий требует активизации усилий значительного числа специалистов. Долгое время лица с ОВЗ получали образование в специальных коррекционно-образоватедьных учреждениях. Введение ФГОС НОО ориентировано на интеграцию детей с ОВЗ в массовую школу. Вместе с тем, подлинная интеграция предполагает организацию в общеобразовательном учреждении оптимальных условий для каждого ребенка с особыми потребностями. Простое перемещение ученика из специального образовательного учреждения, имеющего все необходимое (оборудование, а главное - штат квалифицированных специалистов), в неприспособленные для него общеобразовательный детский сад или школу не имеет ничего общего с интеграцией, соответствующей возможностям и особым потребностям ребенка (Н.Н. Малофеев).В настоящее время, в условиях всеобщей стандартизации образования, ведется разработка специального ФГОС для лиц с ОВЗ. Обоснована необходимость разработки специальных федеральных государственных образовательных стандартов для детей с ограниченными возможностями здоровья (Н.Н. Малофеев, О.С. Никольская, О.И. Кукушкина, Е.Л. Гончарова), выявлены современные тенденции в изменении состава школьников с ОВЗ и обоснована необходимость создания дифференцированного стандарта школьного образования каждой категории детей с ОВЗ (О.И. Кукушкина, Н.Н. Малофеев, О.С. Никольская. Е.Л. Гончарова): создана единая концепция построения стандартов образования разных категорий детей с ОВЗ (О.И. Кукушкина, Н.Н. Малофеев, О.С. Никольская. Е.Л. Гончарова): созданы четыре варианта специального стандарта образования, позволяющие гарантировать введение в пространство образования всех детей с ОВЗ вне зависимости от характера и тяжести их проблем, исключая саму возможность определения ребенка как «необучаемого» (Н.Н. Малофеев. О.С. Никольская. О.И. Кукушкина, Е.Л. Гончарова); выделен вариант СФГОС гарантирующий оказание специальной исихолого-педагогической помощи детям с ОВЗ. способным получать образование в условиях массовой школы. Показано, что эта помощь необходима детям, прежде всего, в сфере формирования их жизненной компетенции (О.С. Никольская, Т.А. Соловьева, Д.Ю. Роснач); разработаны обязательные направления и требования к результатам коррекционной работы в сфере формирования жизненной компетенции ребенка с ОВЗ. получающего образование в обычной школе (Н.Н. Малофеев, О.С. Никольская, О.И. Кукушкина): предложен четвертый вариант стандарта образования для детей с тяжелыми и множественными нарушениями, которые ранее признавались «нсобучасмыми» (Н.Н. Малофеев. О.С. Никольская. О.И. Кукушкина, Е.Л. Гончарова); разработан проект СФГОС для глухих детей (Т.С. Зыкова, М.А. Зыкова); разработан проект СФГОС для детей с расстройствами аутистического спектра (О.С.Никольская).Однако обозначенные достижения в области специальной педагогики и психологии не получили широкой огласки и обсуждения в педагогическом сообществе. Вместе с тем массовая школа с сентября 2011 г. начала осваивать ФГОС НОО. Стандарт направлен на обеспечение равных возможностей получения качественною начального общего образования всеми обучающимися, в том числе, и детьми с ограниченными возможностями здоровья. В документе отмечается, что для развития потенциала детей с ОВЗ могут разрабатываться с участием самих обучающихся и их родителей (законных представителей) индивидуальные учебные планы. Для реализации индивидуальных учебных планов возможно привлечение тьютора образовательного учреждения.
К сожалению, в стандарте нет пояснений, кто может выступать в качестве тьютора ребенка с ОВЗ. какие у него должностные инструкции, права и обязанности? Но. главное, каковы требования, предъявляемые к такому специалисту -личностные и профессиональные. Согласно проектам «Наша новая школа». «Инновационная Россия - 2020» к педагогической деятельности возможно привлечение всех желающих, любящих детей. Практика показывает, что эффекта от случайных людей в работе с детьми и. особенно, с детьми с ОВЗ - мало.
Средства массовой информации активно информируют нас о том. как осуществляется программа интеграции лиц с ОВЗ в отдельных регионах. Теперь обратимся к содержанию той части ФГОС НОО. в которой характеризуется программа коррекционной работы с детьми с ОВЗ. Обратим внимание на то. что эта программа должна быть направлена на обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ОВЗ и оказание помощи детям этой категории в освоении основной образовательной программы начального общего образования.
Что же касается требований к программе коррекционной работы, то те позиции, которые она должна обеспечивать, а именно:
- выявление особых образовательных потребностей детей с ОВЗ. обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии:
- осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогичсской помощи детям с ОВЗ с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии):
- возможность освоения детьми с ОВЗ основной образовательной программы начального общего образования и их интеграции в образовательном учреждении - тоже весьма спорны.
Содержание программы коррекционной работы, заложенной в ФГОС НОО предполагает реализацию индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей детей с ОВЗ их интеграцию в образовательном учреждении и освоение ими основной образовательной программы начального общего образования.
Использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания требует дополнительной профессиональной подготовки педагога массовой школы, обеспечение учебного процесса специальными учебниками, учебными пособиями и дидактическими материалами. Реализация этого стандарта уже началась.
Всем известно, что человек, ограниченный в социальных контактах, помещенный в замкнутое пространство, получивший инструмент общения с внешним миром в виде компьютера, подвержен формированию зависимости от постоянного взаимодействия с ним. Для того чтобы избежать негативных последствий такого взаимодействия, необходима квалифицированная помощь со стороны специалиста и ребенку с ОВЗ и его родителям. Такая помощь может быть оказаны в условиях региональной службы помощи семьям, воспитывавшим ребенка с ОВЗ. Примеры таких центров известны во многих регионах России.
Таким образом, интеграция детей с ОВЗ в социум - проблема весьма злободневная и актуальная. Однако эффективность решения этой проблемы зависит не только от научного обоснования, но и готовности значительной части общества к принятию этой категории лиц. Для этого необходимо вести пропедевтическую работу с детьми равного возраста, их родителями и педагогами, формируя у них толерантное отношение к детям с ОВЗ. понимание их трудностей и проблем, с которыми им приходится сталкиваться ежедневно. Именно изменение социального сознание в значительной степени поможет облегчить решение этой проблемы.