Реализация программы духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
Реализация программы духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа № 20» г. Тулуна.
Трудно и почти бесполезно воспитывать ребенка, только читая ему нотации и морали, пытаясь, таким образом, его чему-то научить. Если уж хочется воспитывать словом, а не делом, так читайте ребенку мудрые сказки и притчи.
Свое выступление я начну с небольшой притчи о добре и зле.
Притча о добре и зле
Однажды один старый мудрый индеец - вождь племени разговаривал со своим маленьким внуком. - Почему бывают плохие люди? - спрашивал его любознательный внук.
- Плохих людей не бывает, - ответил вождь. - В каждом человеке есть две половины - светлая и тёмная. Светлая сторона души призывает человека к любви, доброте, отзывчивости, миру, надежде, искренности. А тёмная сторона олицетворяет зло, эгоизм, разрушение, зависть, ложь, измену. Это как битва двух волков. Представь себе, что один волк светлый, а второй - тёмный. Понимаешь?
- Понятно, - сказал малыш, тронутый до глубины души словами деда. Мальчик на какое-то время задумался, а потом спросил:
- Но какой же волк побеждает в конце? Старый индеец едва заметно улыбнулся: - Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.
Одна из актуальных задач, стоящих перед образовательными учреждениями России, - подготовка ответственного гражданина, способного самостоятельно мыслить и оценивать происходящее, строить свою жизнь и деятельность в соответствии с собственными интересами и с учетом интересов и требований окружающих его людей и общества в целом. Решение данной задачи тесно связано с формированием устойчивых нравственных качеств личности школьника. Этому способствует духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников, входящее в учебно-воспитательный процесс и составляющее его стержневую структуру.
В чем состоит нравственность и духовность? Прежде всего, в уважении к традициям и обычаям своего народа, своей семьи, в знании истории, музыки, искусства, архитектуры своей большой и малой Родины. Не зная своих истоков, своих корней мы растим людей без рода и племени.
Нравственность ребенка возможна там, где нет лжи, где существует вера друг в друга, тепло и добро дома, где в случившемся с тобой несчастье тебя не обвиняют, а поддерживают, а поддержка эта правдивая, честная, справедливая и оптимистическая.
Поэтому первостепенная задача учителя начальных классов, сформировать ученика как творческую, самостоятельно мыслящую, ответственную, коммуникабельную личность, способную решать собственные проблемы и проблемы коллектива, прививая потребность к здоровому образу жизни и познанию нового, умению находить, отбирать нужную информацию и использовать её в практической деятельности, развивать духовно-нравственные качества и гражданскую позицию. Проблемы воспитания подрастающего поколения также находятся под пристальным вниманием руководителей нашего государства и правительства. В. В. Путин утверждает: «Если мы не восстановим традиционное отношение к базовым моральным ценностям, то никакие меры экономической и социальной политики не принесут устойчивого результата» [ФГОС].
В 2011-2012 уч. году в рамках введения ФГОС НОО начата реализация программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, включенная в основную образовательную программу НОО, которая является концептуальной основой в воспитании и развитии учащихся начальной школы.
Воспитательная работа в моем классе рассматривается в двух аспектах: во-первых, это целенаправленная, взаимосвязанная совокупность общешкольных дел, которая организует досуговую деятельность учащихся (мероприятия, проводимые в школе: творческие мероприятия, школьные традиции, детская организация «Искорка», внутриклассная воспитательная работа);
во-вторых – это организация внеурочной деятельности учащихся (факультативы, кружки, организованные на базе школы, досуговые центры).
Структурным звеном воспитательной работы в классе является программа «Ступени познания», которая предусматривает цель:
Обеспечение целостного подхода к воспитанию и развитию личности обучающегося, создание основы для сознательного, обдуманного управления развитием с учетом возрастных особенностей ребенка.
Работая по данной программе два года, я использую различные формы и методы воспитательной работы в своем классе.
Ребенок, придя в начальную школу, испытывает большие психологические трудности, поэтому основным воспитательным моментом первого года обучения становится познание самого себя, где дошкольник уже становится школьником. Ведущая деятельность – учеба. Здесь проходит узнавание себя, в собственном взгляде на окружающих.
В соответствии с требованиями Федерального образовательного стандарта воспитательную работу организую по следующим направлениям развития личности:
Спортивно-оздоровительное направление. Целью данного направления является формирование у учащихся основ здорового образа жизни.
(факультатив «Культура здоровья», Дни здоровья, проводимые в школе, соревнования между классами: «Папа, мама, я – спортивная семья», «Веселые старты» и т. д.)Духовно-нравственное направление. Цель- приобщение детей к глубинному традиционному наследию, нравственному и эстетическому богатству традиционной культуры, формирование осознанного патриотического чувства на основе духовных ценностей.
(факультатив «Я и мир», программа воспит работы «Ступени познания», классно-урочная система, внеклассные мероприятия, проводимые совместно с родителями в классе и ЦД «Юность», посещение библиотеки «Шахта», где ребята знакомятся с творчеством писателей и поэтов).
Социальное направление реализуется через ДОО «Искорка», часы общения.
Общеинтеллектуальное направление представлено курсом «Развитие познавательных способностей» О. А. Холодовой, направлен на создание условий для развития познавательных интересов.
Общекультурное направление: кружок «Экологическая мозаика», изо-студия «Мир изо».
Организуя деятельность учащихся в школе и вне школы, ребята посещают кружки и факультативы. Общая занятость во внеурочной деятельности составила 100 %, т.е все ребята моего класса включены во внеурочную деятельность, согласно требованиям ФГОС. Кроме этого есть ребята, которые посещают кружки в ДЦ «Юность» (Кукольный театр, хореографический, борьба)
Большую роль в организации внеурочной и урочной деятельности играет деятельность учащихся в создании и защите проектов. Так, учащимися 2 класса были составлены и защищены следующие проекты: «Мой город – прошлое и настоящее», «Животные живого уголка», «Мы из Красной книги»»Профессия моих родителей», «Моя родословная», «Детский журнал». Включение учащихся в организацию проектной деятельности, развивает у учащихся интерес, позволяет поставить ребенка в активную позицию исследователя, познающего окружающий мир с его закономерностями, противоречиями и загадками.
Исходя из вышесказанного, можно сделать следующие выводы:
В моей работе наблюдается положительная динамика учебных достижений.100%успеваемость и достаточный уровень качества знаний.
Качество знаний по итогам 2-го класса составило 68 %, уровень обученности по предметам 70%
Наблюдается положительная динамика вовлечения учащихся в конкурсы всероссийского и международного уровня.
Воспитание направлено на нравственное развитие младших школьников, формирование их духовной сферы и правовой культуры. Оно создает условия для становления у детей ценностных ориентаций на основе системы общечеловеческих ценностей, для приобретения ребенком опыта самопознания для формирования навыков сотрудничества, взаимодействия со сверстниками и взрослыми, для освоения правил культуры поведения в обществе.
На протяжении двух лет отмечается положительная динамика уровня воспитанности учащихся. (по методике Н. П. Капустина)
Вывод: По результатам диагностики видно, что уровень воспитанности учащихся значительно возрос. Учащиеся неплохо относятся к школе, выполняют правила для учащихся.
Психологический климат в коллективе (В. С. Ивашкин) –высокий. уровень удовлетворенности учащихся и родителей – высокий.
В конце учебного года среди родителей учащихся была проведена анкета, в которой родители должны были ответить на следующие вопросы:
Как вы можете оценить свои отношения со школой, в которой учится ваш ребенок? 100% родителей ответили: «Хорошо».
Какие чувства вы испытываете после посещения школы и бесед с педагогом? 58% - удовлетворение; 35% -радость, надежду.
Проанализировав свою работу классного руководителя, следует отметить и признать, что и в школе, и в классе развивается и осуществляется воспитательная система, действующая по принципу сотрудничества: ученик-учитель-родитель; серьёзное внимание уделяется обучению, развитию и воспитанию ученика, его духовно-нравственных качеств. В классе создан благоприятный психологический климат. Реализация программы в начальном звене повышает уровень развития нравственных представлений учащихся, оказывает положительное влияние на личностное развитие школьников (повысилась их позитивная активность, их эмоциональная сфера, стремление к сотрудничеству, взаимодействию, взаимопомощи), их продвижение в первичной социализации.