1 КЛАСС ОВЗ. КТП — МАТЕМАТИКА (календарно-тематический план для обучающихся с ОВЗ)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Основная школа № 23 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Рассмотрено:
на заседании МО
учителей
начальных классов
Протокол № _____
от «__»________2016г.
________М.А. Гущина
Согласовано:
______заместитель
директора школы
Беличева М.В.
«__»_______2016г.
Рассмотрено:
на заседании
педагогического
совета
Протокол № _____
от «__»_____2016г.
Утверждено:
приказом МБОУ
«ОШ № 23 для обучающихся с ОВЗ»
№_______
от «__»______2016г.
Календарно-тематическое планирование
по учебному предмету «Математика»
1 класс
Составитель: Максимова Надежда Константиновна,
учитель
2016 -2017
учебный год
Пояснительная записка
Календарно- тематическое планирование по учебному предмету «Математика», 1 класс, разработано на основе рабочей программы по учебному курсу «Математика», утвержденной приказом МБОУ «ОШ №23 для обучающихся с ОВЗ» от 22 августа 2016 года № 300, с учётом федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), федерального государственного образова-тельного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Название учебно-методического комплекта
Т.В.Алышева, «Математика» учебник для 1 класса специальных (коррек-ционных) образовательных учреждений VIII вида: подготовительный, в 2 ч.– Москва, «Просвещение», 2014 г., 127с.
Количество учебных часов
Место учебного предмета «Математика» в учебном плане – образовательная область «Математика». Согласно учебному плану общего образования обучаю-щихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), обучающихся с ОВЗ на изучение предмета «Математика» в 1 классе отводится 3 часа в неделю, 99 часов в год:
I четверть
II четверть
III четверть
IV четверть
Всего в год
26 час.
24 час.
25 час.
22 час.
96 час.
Личностными результатами изучения математики являются:
Готовность ученика целенаправленно использовать знания в учении и в повседневной жизни для исследования математической сущности предмета (явления, события, факты);
Способность характеризовать собственные знания по предмету: формулировать вопросы, устанавливать какие из предложенных математических задач могут быть успешно решены;
познавательный интерес к математической науке.
Формировать навыки аккуратного письма с учётом индивидуальных требований;
Ценить и принимать следующие базовые ценности «добро», «природа», «семья»;
Воспитывать уважение к своей семье, к своим родственникам, любовь к родителям;
Освоить роль ученика;
Оценивать жизненные ситуации с точки зрения общечеловеческих норм (плохо и хорошо);
Знакомить с профессиями учитель, воспитатель, повар;
Формировать представления о здоровом образе жизни: элементарные гигиенические навыки; охранительные режимные моменты (пальчиковая гимнастика, физ. минутка).
Предметными результатами изучения математики являются:
Освоенные знания о числах и величинах, арифметических действиях, текстовых задач, геометрических фигурах;
Умение выбирать и использовать в ходе решения изученные алгоритмы, свойства арифметических действий, способы нахождения величин, приёмы решения задач;
Умение использовать знаково- символические средства, в том числе модели и схемы, таблицы, диаграммы для решения математических задач.
Базовые учебные действия
Регулятивные УД:
Организовывать себе рабочее место под руководством учителя;
Определить план выполнения заданий на уроках при решении примеров и задач под руководством учителя;
Использовать в своей деятельности простейшие инструменты: линейку;
Корректировать выполнение задания в соответствии с планом под руководством учителя;
Познавательные УД:
Ориентироваться в учебнике, на листе бумаги и у доски под руководством учителя;
Уметь слушать и отвечать на простые вопросы учителя;
Назвать, характеризовать предметы по их основным свойствам (цвету, форме, размеру, материалу); находить общее и различие с помощью учителя;
Группировать предметы на основе существенных признаков (одного-двух) с помощью учителя;
Использовать знако-символические средства с помощью учителя.
Коммуникативные УД:
Участвовать в диалоге на уроке в жизненных ситуациях;
Оформлять свои мысли в устной речи;
Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться;
Слушать и понимать речь других;
Участвовать в паре;
Плавно читать по слогам слова, предложения, короткие тексты заданий, задач из учебников.
Предметные результаты
Базовый уровень:
Читать, записывать, складывать на счетах, сравнивать числа в пределах 10, присчитывать, отсчитывать по 1,2,3,4,5
Выполнять сложение, вычитание чисел в пределах 10;
Решать задачи на нахождение суммы, остатка;
Узнавать монеты и заменять одни другими;
Чертить прямую, отрезок (с помощью учителя);
Измерять прямую, отрезок;
Чертить прямоугольник, квадрат, треугольник по точкам изображенным учителем.
Минимально достижимый уровень:
Читать; записывать, складывать на счетах, сравнивать числа в пределах 20, присчитывать, отсчитывать по 1,2,3,4,5;
Выполнять сложение, вычитать чисел в пределах 20;
Решать задачи на нахождение суммы, остатка, иллюстрировать содержание задачи с помощью предметов, их знаменателей, рисунков;
Чертить прямую линию, отрезок заданной длины, измерять отрезок;
Чертить прямоугольник, квадрат, треугольник по заданным вершинам.
Развитие жизненной компетенции:
Развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении, созданию специальных условий для пребывания в школе, своих нуждах и правах в организации обучения.
Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
Овладение навыками коммуникации;
Дифференциация и осмысление картины мира и её временно-пространственной организации;
Осмысление своего социального окружения и освоению соответствующих возрасту системы ценностей и социальных ролей.
Календарно-тематическое планирование
№
п/п
Наименование
раздела и тем
Виды деятельности
учащихся
Часы учебного времени
Плано-вые сроки прохож-дения
Приме-
чание
I четверть - 26 ч.
Подготовка к изучению математики. 2016 г.
1
Цвет, назначение предметов.
Знакомство с новым учеб-ником. Сравнение геомет-рических фигур по цвету. Презентация. Дидактические игры. Работа в тетрадях индивидуально.
1
01.09
2
Геометрические материалы:
Круг.
Работа по учебнику кол-лективно, работа в тетрадях индивидуально, презента-ция, развивающие игры с геометрическими фигурами.
1
02.09
3
Представление о величине: большой – маленький (боль-ше, меньше)
Работа по учебнику кол-лективно, работа в тетрадях индивидуально, презента-ция, развивающие и дидак-тические игры: «Угадай-ка», «Кто быстрее?», «А этот предмет какой?»
1
05.09
4
Сравнение пред-метов по размеру: одинаковые (рав-ные) по величине.
Работа по учебнику. Срав-нение геометрических фигур по размеру. Презентация. Дидактические игры. Работа в тетрадях индивидуально.
1
08.09
5
Пространственные представления: слева- справа.
Презентация. Работа по учеб-нику. Игры малой подвиж-ности. «Угадай-ка», «Повто-ряй-ка», Игры на внимание. Работа в тетрадях индиви-дуально.
1
09.09
6
Пространственные представления: в середине, между.
Презентация. Работа по учеб-нику. Игры на внимание и сообразительность. Работа в тетрадях индивидуально.
1
12.09
7
Геометрические материалы:
квадрат.
Работа по учебнику колле-ктивно, работа в тетрадях индивидуально. Презента-ция, развивающие игры с геометрическими фигурами.
1
15.09
8
Расположение на листе бумаги: вверху – внизу, выше-ниже, верхний – нижний, на, над, под.
Работа по учебнику кол-лективно; работа в тетрадях индивидуально, презентация, развивающие игры на вни-мание.
1
16.09
9
Сравнение пред-метов по размеру: длинный – корот-кий.
Работа по учебнику и в тетрадях коллективно. Дида-ктические и развивающие игры под руководством учителя.
1
19.09
10
Пространственные представления:
внутри – снаружи, в, рядом, около
Презентация. Беседа. Работа по учебнику и в тетрадях коллективно. Дидактические игры.
1
22.09
11
Геометрические материалы:
треугольник
Презентация. Работа с гео-метрическим раздаточным материалом, счётными па-лочками, работа в тетрадях с геометрическими фигурами из цветной бумаги, выреза-ние и приклеивание Разви-вающие игры.
1
23.09
12
Сравнение предме-тов по размеру: широкий – узкий (шире – уже, одина-ковые (равные) по ширине)
Беседа. Развивающие игры на внимание и сообразитель-ность, коллективная работа с дидактическим материалом. Работа в тетрадях индиви-дуально.
1
26.09
13
Пространственные представления: далеко- близко, дальше- ближе,
к, от.
Презентация. Работа по учеб-нику и в тетрадях коллекти-вно. Игры на внимание, логическое мышление, сооб-разительность.
1
29.09
14
Геометрические материалы:
прямоугольник
Презентация. Работа с гео-метрическим раздаточным материалом, счётными пало-чками, работа в тетрадях с геометрическими фигурами из цветной бумаги, выреза-ние и приклеивание. Разви-вающие игры.
1
30.09
15
Сравнение предме-тов по размеру: высокий – низкий (выше – ниже, оди-наковые (равные) по высоте)
Работа по учебнику и в тетрадях коллективно и индивидуально. Игры на вни-мание, логическое мышле-ние, сообразительность.
1
03.10
16
Сравнение предме-тов по размеру: глубокий – мелкий (глубже – мельче, одинаковые (равные) по глубине)
Работа по учебнику и в тетрадях коллективно и ин-дивидуально. Дидактические игры.
1
06.10
17
Пространственные представления: впереди- сзади, перед, за.
Презентация. Работа по учеб-нику. Построение детей в шеренгу. Игры с цветными мячами на внимание по теме.
1
07.10
18
Отношения порядка следования: первый- последний, крайний, после, следом, сле-дующий, за.
Презентация. Работа по учеб-нику. Построение детей в шеренгу. Игры с цветными мячами на внимание по теме. Игры с числами на внимание.
1
10.10
19
Сравнение пред-метов по размеру: толстый- тонкий (толще – тоньше, одинаковые (рав-ные) по толщине)
Работа по учебнику и в тетрадях коллективно и ин-дивидуально. Дидактические игры. Развивающие игры.
1
13.10
20
Временные пред-ставления: сутки: утро, день, вечер, ночь
Презентация. Беседа. Игра с часами (раздаточный мате-риал). Работа в тетрадях кол-лективно.
1
14.10
21
Временные пред-ставления: неделя (7 суток), дни неде-ли. рано - поздно
Презентация. Беседа по сю-жетным картинкам. Работа в тетрадях коллективно.
1
17.10
22
Временные пред-ставления: неделя (7 суток), дни неде-ли. Вчера, сегодня, завтра, на следующий день
Презентация. Беседа по сю-жетным картинкам. Работа в тетрадях коллективно.
1
20.10
23
Временные пред-ставления: неделя (7 суток), дни недели. Быстро, медленно
Работа по учебнику и в тетрадях коллективно и ин-дивидуально. Игры с мячом на внимание. Игры с разда-точным материалом на ско-рость и внимание.
1
21.10
24
Представления о массе: тяжёлый – лёгкий (тяжелее- легче, одинаковые (равные) по тяжести, такой же тяжести
Работа по учебнику и в тетради под руководством учителя. Дидактические и развивающие игры с разными предметами-игрушками.
1
24.10
25
Количественные представления: много- мало,
несколько.
Беседа с использованием предметных картинок и раз-даточного материала. Работа по учебнику и тетрадях кол-лективно и индивидуально.
1
27.10
26
Один- много, ни одного.
1
28.10
II четверть – 23 ч.
Подготовка к изучению математики.
27
Временные пред-ставления: давно- недавно
Презентация. Беседа по сю-жетным картинкам. Работа в тетрадях коллективно.
1
10.11
28
Возраст: молодой- старый
Беседа по сюжетным кар-тинкам. Дидактические игры и игры на внимание. Работа в тетрадях коллективно и ин-дивидуально.
1
11.11
29
Количественные представления: Больше- меньше, столько же, одина-ковое (равное) количество.
Презентация. Работа по учеб-нику. Игры на внимание, сообразительность, логику, работа в тетрадях коллек-тивно.
1
14.11
30
Сравнение объёмов жидкостей, сыпу-чих веществ.
Презентация. Коллективная работа в тетрадях. Практи-ческая работа.
1
17.11
Нумерация. Первый десяток.
31
32
Число и цифра 1
Презентация. Беседа- игра про цифры. Лепка числа 1.
Пропись числа 1. Работа по учебнику. Игры на внимание с предметами класса.
2
18.11
21.11
33
34
35
Число и цифра 2
Презентация. Беседа- игра про цифры. Аппликация числа 2. Пропись числа 2. Работа по учебнику. Игры на внимание и сообразитель-ность с предметами класса.
3
24.11
25.11
28.11
36
Геометрические материалы: шар
Презентация. Работа по учеб-нику. Работа в тетрадях с геометрическими фигурами. Вырезание геометрических фигур из цветной бумаги. Аппликация в тетрадях. Игры на внимание с геометриче-скими фигурами (раздаточ-ным материалом)
1
01.12
37
38
39
40
41
Число и цифра 3
Презентация. Беседа- игра про цифры. Аппликация числа 3. Пропись числа 3. Работа по учебнику. Игры на внимание и сообразитель-ность, логику с предметами в классе.
5
02.12
05.12
08.12
09.12
12.12
42
Геометрические материалы: куб
Презентация. Работа по учеб-нику. Работа в тетрадях с геометрическими фигурами. Вырезание геометрических фигур из цветной бумаги. Аппликация в тетрадях. Игры на внимание с цветными кубиками.
1
15.12
43
44
45
46
47
Число и цифра 4
Презентация. Беседа- игра про цифры. Аппликация и лепка числа 4. Пропись числа 4. Работа по учебнику. Работа в тетрадях коллектив-но, домик «Состав числа»
5
16.12
19.12
22.12
23.12
26.12
48
Самостоятельная работа по пройден-ному материалу
Самостоятельная (провероч-ная работа).
1
29.12
49
Работа над ошиб-ками. Повторение пройденного мате-риала.
Коллективная работа по исправлению ошибок.
Работа по учебнику и в тетра-дях коллективно.
1
30.12
III четверть – 25 ч.
Нумерация. Первый десяток.
50
Геометрические материалы: брус
Презентация. Работа по учеб-нику. Работа в тетрадях с геометрическими фигурами. Вырезание геометрических фигур из цветной бумаги. Аппликация в тетрадях. Игры на внимание с цветными кубиками.
1
16.01
51
52
53
54
55
Число и цифра 5.
Презентация. Беседа- игра про цифры. Лепка и апп-ликация и лепка числа 5. Пропись числа 5. Работа по учебнику. Работа в тетрадях коллективно, домик «Состав числа». Игры на мышление и внимание. Решение при-меров и задач в пределах 5.
5
19.01
20.01
23.01
26.01
27.01
56
Геометрические материалы: точка, линии.
Презентация. Работа по учеб-нику и в тетрадях коллек-тивно и индивидуально с ли-нейкой. Практическая рабо-та.
1
02.02
57
Геометрические материалы: овал.
Презентация. Работа по учеб-нику и в тетрадях коллек-тивно и индивидуально с ли-нейкой. Практическая рабо-та.
1
03.02
58
Число и цифра 0
Презентация. Беседа- игра про цифры. Аппликация и лепка числа 0. Пропись числа 0. Работа по учебнику. Ра-бота в тетрадях коллективно, домик «Состав числа». Игры на внимание.
1
06.02
59
60
61
62
63
Число и цифра 6
Презентация. Беседа- игра про цифры. Аппликация и лепка числа 6. Пропись числа 6. Работа по учебнику. Работа в тетрадях коллек-тивно, домик «Состав чис-ла». Игры на мышление и внимание. Решение приме-ров и задач в пределах 6.
5
09.02
10.02
20.02
24.02
27.02
64
Построение прямой линии через одну точку, две точки
Презентация. Работа по учеб-нику и в тетрадях коллек-тивно и индивидуально с ли-нейкой. Практическая работа.
1
02.03
65
66
67
Число и цифра 7
Презентация. Беседа- игра про цифры. Аппликация и лепка числа 7. Пропись числа 7. Работа по учебнику. Работа в тетрадях коллек-тивно, домик «Состав чис-ла». Игры на мышление и внимание. Решение приме-ров и задач в пределах 7.
3
03.03
06.03
09.03
68
Временные пред-ставления. сутки: утро, день, вечер, ночь. Неделя (7 су-ток), дни недели
Презентация. Дидактическая игра с часами (раздаточный материал). Работа в тетрадях коллективно. Аппликация «Часы».
1
10.03
69
Геометрический материал:
отрезок
Презентация. Работа по учеб-нику и в тетрадях коллек-тивно и индивидуально с линейкой.
1
13.03
70
71
72
Число и цифра 8
Презентация. Беседа- игра про цифры. Лепка и аппли-кация и лепка числа 8. Пропись числа 8. Работа по учебнику. Работа в тетрадях коллективно, домик «Состав числа». Игры на мышление, логику, внимание. Решение примеров и задач в пределах 8.
3
16.03
17.03
20.03
73
Геометрический материал: построе-ние треугольника, квадрата, прямоу-гольника
Презентация. Работа по учеб-нику и в тетрадях коллек-тивно и индивидуально с ли-нейкой. Практическая работа.
1
23.03
74
Мера длины - сантиметр
Презентация. Работа по учеб-нику и в тетрадях коллек-тивно и в парах с метром.
1
24.03
IV четверть – 22 ч.
Нумерация. Первый десяток.
75
76
77
Число и цифра 9
Презентация. Беседа- игра про цифры. Лепка и аппли-кация и лепка числа 9. Пропись числа 9. Работа по учебнику. Работа в тетрадях коллективно, домик «Состав числа». Игры на мышление, логику, внимание. Решение примеров и задач в пределах 9.
3
03.04
06.04
07.04
78
79
80
Число и цифра 10
Презентация. Беседа- игра про цифры. Лепка и аппли-кация и лепка числа 10. Пропись числа 10. Работа по учебнику. Работа в тетрадях коллективно, домик «Состав числа». Игры на мышление, логику, внимание. Решение примеров и задач в пределах 10.
3
10.04
13.04
17.04
81
Единицы измерения и их соотношения:
меры стоимости
Презентация. Работа по учеб-нику коллективно. Работа в тетрадях индивидуально. Практическая в сюжетно- ролевую игру «Магазин»
1
20.04
82
Мера массы- килограмм
Презентация. Работа по учеб-нику коллективно. Работа в тетрадях индивидуально. Практическая работа.
1
21.04
83
Мера ёмкости - литр
Презентация. Работа по учеб-нику коллективно. Работа в тетрадях индивидуально. Практическая работа.
1
24.04
Нумерация. Второй десяток.
84
Число 11
Презентация. Беседа- игра про цифры. Пропись числа 11. Работа по учебнику. Работа в тетрадях коллек-тивно, домик «Состав чис-ла». Решение примеров и задач в пределах 11.
1
27.04
85
Число 12
Презентация. Беседа- игра про цифры. Пропись числа 12. Работа по учебнику. Ра-бота в тетрадях коллекти-вно, домик «Состав числа». Решение примеров и задач в пределах 12.
1
28.04
86
Число 13
Презентация. Беседа- игра про цифры. Пропись числа 13. Работа по учебнику. Работа в тетрадях коллек-тивно, домик «Состав чис-ла». Решение примеров и задач в пределах 13.
1
01.05
87
Число 14
Презентация. Беседа- игра про цифры. Пропись числа 14. Работа по учебнику. Работа в тетрадях коллек-тивно, домик «Состав чис-ла». Решение примеров и задач в пределах 14.
1
04.05
88
Число 15
Презентация. Беседа- игра про цифры. Пропись числа 15. Работа по учебнику. Работа в тетрадях коллек-тивно, домик «Состав чис-ла». Решение примеров и задач в пределах 15.
1
05.05
89
Число 16
Презентация. Беседа- игра про цифры. Пропись числа 16. Работа по учебнику. Работа в тетрадях коллек-тивно, домик «Состав чис-ла». Решение примеров и задач в пределах 16.
1
08.05
90
Проверочная работа
Проверочная работа.
1
11.05
91
Работа над ошибками
Коллективная работа над ошибками под руководством учителя. Работа в тетрадях с дополнительным материа-лом. Игры дидактические, внимание, логику, мышле-ние.
1
12.05
92
Число 17
Презентация. Беседа- игра про цифры. Аппликация и лепка числа 17. Пропись чис-ла 17. Работа по учебнику. Работа в тетрадях коллекти-вно, домик «Состав числа». Решение примеров и задач в пределах 17.
1
15.05
93
Число 18
Презентация. Дидактические игры про цифры. Пропись числа 18. Работа по учеб-нику. Работа в тетрадях коллективно, домик «Состав числа». Решение примеров и задач в пределах 18.
1
18.05
94
Число 19
Презентация. Дидактические игры про цифры. Пропись числа 19. Работа по учеб-нику. Работа в тетрадях кол-лективно, домик «Состав числа». Решение примеров и задач в пределах 19.
1
19.05
95
Число 20
Презентация. Работа по учеб-нику коллективно. Работа в тетрадях индивидуально.
1
22.05
96
Повторение
Повторение. Работа в тетра-дях коллективно. Развиваю-щие и дидактические игры.
1
25.05
Формы и средства контроля
Рабочая программа учебного курса «Математика» в 1 классе не предусматривает проведение контрольных работ. Основные формы текущего контроля: устный опрос, оценивание письменных работ учащихся.
Критерии оценивания
В соответствии с требования ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью оценке подлежат личностные и предметные результаты.
Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных средах. Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения ребёнка в овладении социальными (жизненными) компетенциями, которые, в конечном итоге, составляют основу этих результатов.
Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием каждой образовательной области и характеризуют достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, способность их применять в практической деятельности обучающегося, оказывали бы положительное влияние на формирование жизненных компетенций.
В 1 классе система оценивания – безотметочная. Результат продвижения первоклассников в развитии определяется на основе анализа их продуктивной деятельности: поделок, рисунков, уровня формирования учебных навыков, речи.
15