Воспитание младшего школьника через знакомство с устным народным творчеством.


Воспитание личности младшего школьника через ознакомление с устным народным творчеством.
Захарова Т. А. МКОУ «Прогимназия №1»
Сегодня перед школой стоит сложнейшая задача – воспитать культурную, творческую личность, умеющую найти свое место в сложной, постоянно изменяющейся действительности. Найти нравственную основу для воспитания и развития подрастающего поколения можно в первую очередь в народных истоках. В настоящее время возникает необходимость изучения культурных народных традиций. Устное народное творчество, включающее в себя большое количество жанров: сказки, пословицы, поговорки, частушки, скороговорки - это неоценимое богатство каждого народа, громадный пласт культуры, показатель его способностей и талантов. Использование в воспитании народной педагогической культуры, изучение фольклора во всём его многообразии является важнейшей составляющей духовного развития личности.
В младшем школьном возрасте дети знакомятся с традициями русского народа, выделяют определенный смысл из произведений народного творчества. Через народное творчество ребенок развивается, проявляет свои умения, фантазию, показывает себя в играх, участвует в различных конкурсах. Чтобы постичь и присвоить духовным мир, заключенный в произведении, переосмыслить, пережить и перестрадать то, что вложил в него народ, необходимо обладать достаточно большим кругозором, культурой чувств, остротой восприятия. Для этого важно с раннего возраста вводить детей в мир народного творчества, развивать их эмоциональную сферу на доступных им образцах русского фольклора. Особое место в произведениях русского народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Приобщение учащихся начальных классов к устному народному творчеству на уроках и во внеурочной деятельности – одно из средств эстетического, трудового и патриотического воспитания личности. Знакомство с народным творчеством в начальной школе начинается с изучения пословиц, поговорок, загадок, считалок и сказок. Пословицы и поговорки с древнейших времен были направлены на воспитание, выступали как педагогические средства.
Встречи с пословицами, поговорками, фразеологизмами, притчами заставляют каждого человека задуматься над его мировоззрением, пересмотреть многие постулаты в своей жизни, оценить свою жизнь, свои поступки, совершаемые с какой-то целью или бесцельно. В группе продленного дня на внеклассных мероприятиях проводили соревнования на знание пословиц на определенную тему, играли в игру «Продолжи поговорку», проводили конкурс рисунков «Когда так говорят» с использованием фразеологизмов. Была составлена книга из рисунков пословиц, поговорок, фразеологизмов и подарена дошкольникам. Эти знание делают детей более внимательными к слову, языку, развивают память.
Загадки призваны развивать мышление детей, приучать их анализировать предметы и явления из разных областей окружающей действительности; причем наличие большого количества загадок об одном и том же явлении позволяло давать всестороннюю характеристику предмету. Соответственно, они оказывают влияние на умственное, эстетическое и нравственное воспитание Широко используя в своей деятельности загадки, как на занятиях, так и в трудовой и игровой деятельности детей, в быту, они пробуждают ребенка к наблюдению, размышлению, познанию. Результатом нашей совместной деятельности с детьми стали самостоятельно изготовленные книжки – малышки с загадками и ребусами, стенгазета «Мы живем в мире загадок». Ребята часто сами придумывают загадки. Игры в узнавании, отгадывании, в разоблачении того, что спрятано и скрыто очень нравятся детям. Мы используем на прогулках загадки о природных явлениях, когда работаем в живом уголке класса, отгадываем загадки о растениях, а когда готовимся к выполнению домашнего задания, дети любят загадки о школьных принадлежностях. Упражнения в отгадывании и придумывании загадок являются чрезвычайно полезными занятиями.
Мир детства невозможно представить себе без сказки. Сказки являются важным воспитательным средством, в течение столетий выработанным и проверенным народом. Дети и сказка - неразделимы, они созданы друг для друга и поэтому, знакомство со сказками своего народа должно обязательно входить в курс образования и воспитания каждого ребенка. На уроках внеклассного чтения познакомились с различными произведениями и творчеством многих поэтов и писателей. Дети живо, эмоционально и доверчиво воспринимают читаемые им сказки, стихи, рассказы, рассматривают иллюстрации к книгам. Народные сказки так понравились детям, что вдохновили их на собственное творчество. Ребята сами сочиняют сказки, рисуют их, а потом рассказывают всему классу. Бурю восторга и эмоций у всех вызвала постановка пьесы С. Я. Маршака «Кошкин дом». Ребята сами выступили в роли костюмеров, декораторов и настоящих актеров. Даже замкнутые, тревожные, неуверенные в себе дети раскрыли свои скрытые таланты. Сказка помогает пробудить в детях лучшие чувства, уберечь их от черствости, эгоизма, равнодушия, для этого народ красочно рисовал в сказках борьбу зла с добром. Именно в младшем школьном возрасте ребенок осознает половину информации через игру, а в народных играх столько поучительного. Дети знают много игр, считалок, закличек, мирилок. Очень часто ребята сочиняют современные считалочки про героев любимых мультфильмов. Считалка способствует выработке таких качеств, как честность, чувство товарищества и несет познавательно – эстетическую функцию, а вместе с играми, способствует физическому развитию детей. Вот где воспитывается и воля, и благородство, и доброта! Мной было разработано и проведено мероприятие «Пройдем с игрой сквозь поколения», в котором принимали участие не только дети со своими родителями, но и бабушки и дедушки. Каждое поколение демонстрировало свои игры и доказывало, что в его время они это были самые лучшие. Ребята были в восторге, узнали много нового и интересного. Такое мероприятие, как нельзя лучше показало связь времен через игру и тесную духовную связь между поколениями.
Изучение устного народного творчества – это результат воспитания у человека воли, характера, образа мышления, усвоения определённых знаний, нравственных норм, ценностей национальной культуры, личностное отношение к ним со стороны индивида и общества в целом.
В процессе исследования, я пришла к выводу, что произведения устного народного творчества являются благодатным материалом для воспитания нравственных чувств младших школьников.
Подводя итог можно отметить следующее: духовная преемственность поколений в воспитательном процессе народной педагогики являлась важной составляющей. Именно она позволяла подготовить молодёжь к жизни, к меняющимся условиям, но при этом каждое новое поколение обязано было сохранить самое главное – народную мудрость и самобытность, а значит, самого себя от небытия. В процессе работы с детьми осуществляется воздействие фольклора на нравственную, эстетическую, умственную и, конечно же, эмоциональную сферы детской личности. Воспитание личности младшего школьника, невозможно без знакомства с устным народным творчеством, оно обогащает чувства и речь подрастающего поколения, играет неоценимую роль во всестороннем развитии. На своём опыте я убедилась в том, что эффективность учебно-воспитательной работы порою немало зависит от умелого использования народных традиций, в которых, обучение и воспитание осуществляется в гармоническом единстве. Не случайно именно сейчас многие образовательные учреждения обращаются именно к традиционному народному наследию.
Литература.1. Воюшина М.П.  Анализ художественного произведения //Начальная школа. – 1991. - №15. 2. Вильков Л. В. Познавательная деятельность учащихся при проблемном характере обучения,- М., 1966.3. Герасимов С. В.. Когда учение становится привлекательным - М., 1993.4. Кубасова О.В. Развитие воссоздающего воображения на уроках чтения. / Начальная школа, 1991, №9.