Технологическая карта урока музыки 5 класс тема Что изображает музыка?


Технологическая карта урока музыки
учителя Ивановской средней школы
Разумовой Натальи Николаевны

Класс: 5
Четверть: 1
Урок № 7
Тема урока «Что изображает музыка? Н.А.Римский – Корсаков сюита «Шахеразада»
Тема четверти «Можем ли мы увидеть музыку?»
Тип урока: Урок углубления темы.
Жанр урока: тематический
Вид урок: урок - путешествие.
Урок рассчитан на 45 минут
Цель урока: проанализировать своеобразие музыкального языка различных мировых культур, выявить интонационно-ритмические особенности русской и восточной музыки, изобразительность и выразительность в музыке.
Задачи:
1. Закрепить и расширить ранее полученные знания об особенностях музыкального языка народов мира;
2. Выявить особенности претворения «восточной темы» в русской культуре 19 века.
2. Развивать навыки анализа музыкальных произведений; развивать ассоциативное мышление, устанавливать интонационно-образные связи музыки с литературой и изобразительным искусством; творческие навыки
3. Воспитывать уважение к различным мировым культурам.
I.Эмоциональное воспитание /воспитательные задачи/:
1.Формирование, воспитание и развитие духовной культуры и эмоциональных чувств учащихся средствами музыки.
2.Вызвать эмоциональный отклик на различные музыкальные произведения.
3.Приобщить учащихся к мировым музыкальным ценностям.
4.Провести интеграцию между музыкой и литературой
5.Воспитывать в детях чувство прекрасного.
6. Воспитывать уважение к различным мировым культурам.
II.Осознанное восприятие /образовательные задачи/:
1/ Выявить особенности претворения «восточной темы» в русской культуре 19 века.
2.Обратить внимание детей на характер музыки, динамику, темп.
3.Формировать умение следить за развитием музыкальных образов.
4.Развивать умение рассуждать о музыке, развивать навыки восприятия и анализа произведений.
5. Закреплять понятия: «музыкальный язык», «сюита»,образно-эмоциональная характеристика.
6.Обобщить знания, полученные учащимися в 4 классе по теме «жанр сюиты».
III.Деятельно-практическое развитие /обучающие задачи/:
1.Учить различать средства музыкальной выразительности создающие образ.
2.Через различные музыкальные произведения разобраться, какие жизненные ценности стремились отобразить композиторы прошлого в своей музыке.
3.Исполнить и прослушать на уроке музыку разных композиторов.
4.Послушать и проанализировать казахскую народную музыку.
5.Придумать ритмический аккомпанемент к разным произведениям.
6.. Выявить особенности претворения «восточной темы» в русской культуре 19 века.
7.Развивать навыки анализа музыкальных произведений; развивать ассоциативное мышление, устанавливать интонационно-образные связи музыки с литературой и изобразительным искусством; творческие навыки
Методы: Пластическое интонирование, исследовательский, творческий, погружение, проблемный., музыкально-ритмической импровизации, обобщения, метод сравнения и сопоставления.
Материалы и оборудование:
Магнитофон, компьютер, , медиа -проектор; в ходе урока использован дидактический материал, представленный в виде иллюстрированного приложения в среде Power Point XP, баян, шумовые инструменты, пояс для восточного танца, ароматическая свеча, диски с записями музыки ,рабочие тетради учащихся.
Музыкальный материал:
«Во поле береза стояла» р/н песня - исполнение , анализ;
«Восточная мелодия» - слушание,импровизацияСимфоническая сюита Н. А. Римского-Корсакова «Шехеразада» (1часть, фрагмент Шехеразады);
Песня «Росиночка-Россия» ( исп.детский вокальный коллектив «Непоседы»)
Принципы:
1.Принцип единства воспитания, образования и обучения.
2.Принцип наглядности.
3.Принцип научности.
4.Принцип доступности.
5.Принцип активности, увлечённости и сознательности.
Формы работы на уроке:
1..Коллективная
4.Групповая
5.Индивидуальная
Предполагаемый результат: а) творческие размышления детей о музыке
б )уметь видеть взаимопроникновение культур разных народов
в) сформированность интереса к изучению музыки других народов
Умения:
1.Уметь рассуждать вслух о музыкальных образах.
2.Уметь находить стилистические особенности музыки
3.Уметь передавать движениями характер музыки
Навыки:
1.Самостоятельной работы.
2.Исполнения песни с инструментальным сопровождением
3.Различать настроение в музыке, её образность.
4.Вырабатывать навыки слушания разнохарактерной музыки.
5.Учить различать изобразительные и выразительные моменты в музыке.
6.Учить чувствовать ритмическую основу мелодии.
7.Навык создания ритмического аккомпанемента, импровизации.
Этап урока Время,
мин Цель Содержание учебного материала Деятельность учителя Деятельность обучающихсяМетоды и приемы работы
Организационный1 мин
Проверка готовности обучающихся, их настроя на работу Исполнение музыкального приветствия Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку Музыкально-ритмической импровизации
Постановка темы, цели и проблемы урока 4 мин
Работа по определению проблемы и темы урока.
ЦелеполаганиеПодведение детей к формулированию темы и постановке задач урока. Организует диалог с обучающимися, в ходе которого дети самостоятельно формулируют проблему урока, тему. Определение учащимися темы урока,проблемыурока.Готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности. Наблюдение, проблемная ситуация,
групповой
Основная часть урока.
Повторение изученного материала 6 мин
Активизация ранее полученных знаний Слушание 1 части симфонической сюиты «Шахаразада»;
Беседа о симфонической сюите Римского- Корсакова «Шахеразада».
Актуализация знаний о жанре сюиты. Ориентация в вопросах темы.
Объясняют значение сюиты,как муз.жанра Беседа,
индивидуальный
Пластическое интонирование (двигательная импровизация)1 части сюиты «Шахеразада»
3 мин
Активное слушание Пластическое интонирование 1 части сюиты; изображение мелодии на муз.тканиОрганизует интонирование по «методу
Зеркал» Показывают жестами восходящую и нисходящую мелодию Пластическое интонирование,
погружение
Анализ произведения средствами музыкальной выразительности 5
мин Знание средств музыкальной выразительности Анализ мелодии 1 части сюиты «Шахеразада» Направляет деятельность учащихся по анализу произведения Анализируют произведение называя средства музыкальной выразительности Исследовательский,
творческий
Пластическое интонирование (двигательная импровизация) русской народной песни «Во поле берёзка стояла» 3 мин
Активное слушание Пластическое интонирование 1 куплета «Во поле берёзка стояла»;
изображение мелодии на муз.тканиОрганизует интонирование по «методу
Зеркал» Показывают жестами восходящую и нисходящую мелодию Пластическое интонирование.
погружение
Анализ произведени средствами музыкальной выразительности 5
мин Знание средств музыкальной выразительности Анализ мелодии 1 куплета «Во поле берёзка стояла» Направляет деятельность учащихся по анализу мелодии песни Анализируют мелодию песни называя средства музыкальной выразительности Исследовательский,творческийСравнение мелодии сюиты и русской народной песни 3
мин Выявить особенности восточной и русской мелодии Заполнение таблицы Организует работу по правильному заполнению таблицы,
активизирует знания учащихся Сравнивают мелодию сюиты и русской народной песни;
Самостоятельно называют особенности ритма,мелодии,
инструментов. Сравнение
Сопостав -лениеисследовательский
Углубление в тему 6
мин Взаимопроникновение культур разных народов Исполнение русской народной песни «Во поле берёзка стояла» на восточный манер Развивает певческие и творческие навыки учащихся;формирует навык исполнения песни с инструментальным сопровождением; Импровизируют, исполняют песню на восточный манер,вырабатывают навык ритмического аккомпанаментаИмпровизация,групповой,
Творчес-
кий
Рефлексия 4
мин Выразить своё отношение к уроку Высказывания учащихся о взаимопроникновении двух культур;
формулировка выводов урока Воспитывает уважение к различным мировым культурам;
создаёт положительный эмоциональный настрой учащихся в конце урока Высказывают своё мнение по теме урока,
формулируют выводы о том, что русские композиторы включали восточные интонации в свои произведения, тем самым обогащая музыкальную культуру своей страны Беседа
Подведение итогов урока 5
мин Формулировка
вывода по уроку Исполнение песни «Росиночка -Россия»;
Просмотр слайдов с фотографиями села Рождественское;
Выступления учащихся по итогам урока Оценивает работу каждого учащегося ;Создаёт творческую атмосферу в конце урока;
воспитывает любовь к своей малой родине;
развивает вокальные нав. Исполняют песню «Росиночка -Россия» под плюсовую фонограмму;
Формулируют выводы по уроку;
Творческий
Беседа
Индивиду-
альный