Презентация к интегрированному уроку по литературе на тему Искусство слова. Секреты зимы. (5 класс)
Урок – практикум в 6 классе Искусство слова Э.Панов Зима Зимним холодом пахнулоНа поля и на леса.Ярким пурпуром зажглися Пред закатом небеса. Ночью буря бушевала, А с рассветом на село, На пруды, на сад пустынный Первым снегом понесло. И сегодня над широкой Белой скатертью полей Мы простились с запоздалой Вереницею гусей. Бунин Иван «ПЕРВЫЙ СНЕГ» Лирическое произведение – это… Тема урока:Литература как искусство слова Основополагающий вопрос:Что делает художественную речь красивой и образной? Тропы – это слово или выражение, употребляемое в переносном значении для создания художественного образа и достижения большей выразительности. Переносное значение слова – это значение, которое возникает в результате переноса названия с одного явления действительности на другое на основании какого-то сходства (например, работа кипит) сравнение олицетворение эпитет метафора Чародейкою-ЗимоюОколдован, лес стоит,И под снежной бахромою,Неподвижною, немою,Чудной жизнью он блестит.И стоит он, околдован,Не мертвец и не живой –Сном волшебным очарован,Весь опутан, весь окованЛёгкой цепью пуховой...Солнце зимнее ли мечетНа него свой луч косой -В нём ничто не затрепещет,Он весь вспыхнет и заблещетОслепительной красой. Федор Тютчев «Чародейкою - Зимою…» Чародейкою-ЗимоюОколдован, лес стоит,И под снежной бахромою,Неподвижною, немою,Чудной жизнью он блестит.И стоит он, околдован,Не мертвец и не живой –Сном волшебным очарован,Весь опутан, весь окованЛёгкой цепью пуховой...Солнце зимнее ли мечетНа него свой луч косой -В нём ничто не затрепещет,Он весь вспыхнет и заблещетОслепительной красой. снежной, чудной, волшебным, лёгкой пуховой, косой, ослепительной неподвижною, немою, Эпитеты Сравнения Зима-чародейка Лес - не мертвец и не живой.Смысл таких сравнений? Чародейкою-ЗимоюОколдован, лес стоит,И под снежной бахромою,Неподвижною, немою,Чудной жизнью он блестит.И стоит он, околдован,Не мертвец и не живой –Сном волшебным очарован,Весь опутан, весь окованЛёгкой цепью пуховой...Солнце зимнее ли мечетНа него свой луч косой -В нём ничто не затрепещет,Он весь вспыхнет и заблещетОслепительной красой. Метафора околдован бахромою сномочарованокованцепью Чародейкою-ЗимоюОколдован, лес стоит,И под снежной бахромою,Неподвижною, немою,Чудной жизнью он блестит.И стоит он, околдован,Не мертвец и не живой –Сном волшебным очарован,Весь опутан, весь окованЛёгкой цепью пуховой...Солнце зимнее ли мечетНа него свой луч косой -В нём ничто не затрепещет,Он весь вспыхнет и заблещетОслепительной красой. Олицетворение ОколдованСтоитБлеститОчарованОпутан, окованМечет, ЗатрепещетВспыхнетЗаблещет Чародейкою-ЗимоюОколдован, лес стоит,И под снежной бахромою,Неподвижною, немою,Чудной жизнью он блестит.И стоит он, околдован,Не мертвец и не живой –Сном волшебным очарован,Весь опутан, весь окованЛёгкой цепью пуховой...Солнце зимнее ли мечетНа него свой луч косой -В нём ничто не затрепещет,Он весь вспыхнет и заблещетОслепительной красой. Инверсия - стилистическая фигура Обратный порядок слов в предложении. Придает речи особую выразительность. Пример:От ресниц нависнул в очиСеребристый пух… Чародейкою-ЗимоюОколдован, лес стоит,И под снежной бахромою,Неподвижною, немою,Чудной жизнью он блестит.И стоит он, околдован,Не мертвец и не живой –Сном волшебным очарован,Весь опутан, весь окованЛёгкой цепью пуховой...Солнце зимнее ли мечетНа него свой луч косой -В нём ничто не затрепещет,Он весь вспыхнет и заблещетОслепительной красой Эксперимент: используя приём инверсии, создайте стихотворение: В ледяной карете мчится зимушка-зима,Ветер крыльями стучится в сонные дома. Зимушка-зима мчится в ледяной карете,Ветер стучится крыльями в сонные дома. Эксперимент: используя приём инверсии, создайте стихотворение: Белый снег пушистый в воздухе кружитсяИ на землю тихо падает, ложится.И под утро снегом поле побелело,Точно пеленою все его одело. Белый пушистый снег кружится в воздухеИ падает, ложится тихо на землю.И поле побелело снегом под утро,Одело точно пеленою все его. Творческая мастерскаяСоставить 2 строки по заданному началу Мои санки едут сами, Без мотора, без коня, То и дело мои санки Убегают от меня. Мчусь, как ветер, на коньках Вдоль лесной опушки… Рукавицы на руках, Шапка на макушке… И превратились лужицыВ холодное стекло. Посмотрите, мой снежокПревратился в ручеёк! 1 2 3 4 Снежок порхает, кружится,На улице бело. Я снежок в руках лелеюИ своим дыханьем грею. Что делает художественную речь красивой, образной и выразительной?Какие существуют виды тропов? Дайте определение каждого из изученных. Литература – искусство слова. Но, чтобы овладеть этим искусством, нужно много трудиться, совершенствовать и обогащать устную и письменную речь. Этому мы можем научиться у замечательных русских писателей. Максим Горький говорил: «Нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырвалось бы из-под самого сердца, так бы кипело, и животрепетало, как метко сказанное русское слово»Анна Ахматова писала:Всего прочнее на земле печальИ долговечней царственное слово. Домашнее задание (на выбор) Написать сочинение - миниатюру на тему: «Зимний лес», используя тропы.Сочинить стихотворение о зиме. СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !