Педагогический проект От успешного учителя к успешному ученику
Педагогический проект
«От успешного учителя
к успешному ученику»
(Развитие профессиональных
личностно-значимых качеств учителя
русского языка и литературы)
Над проектом работала:
Белова А.Э.
2014г
Содержание
Введение
Цель проекта
Задачи проекта
Сроки проекта
Ресурсы
Этапы проектирования
План реализации проекта
Планируемые результаты
Информационные ресурсы
Интерес ученика к изучаемому материалу
определяется не содержанием материала,
а успешной деятельностью учителя.
Г.К.Ильин
Введение
Наше общество вступило в третье тысячелетие, в Новую эпоху, которая предъявляет новые эволюционные требования к человеку и обществу, к жизни в целом. Эти высокие требования предъявляются и к образованию 21 века, так как ведущей ролью современного образования является распространение духовных и культурных ценностей, формирование нового миропонимания и раскрытие высшего духовного потенциала человека.
Новый человек, новое образование, новая школа – эти понятия неразрывно связаны с учителем и предъявляют к нему высокие требования.
Новой школе необходим учитель, который примет на себя ответственность за воспитание нового человека, способного к самосовершенствованию: самопознанию, саморазвитию и самореализации.
Еще в конце 19 века П.Ф.Каптерев, выдающийся русский педагог и психолог, занимаясь проблемой формирования профессионально-значимых качеств личности будущих учителей, в своих исследованиях показал, что одним из важных факторов успешности педагогической деятельности являются личностные качества учителя.
Какой же учитель нужен школе сегодня?
Внимательный, чуткий, понимающий детей, открытый ко всему новому, жаждущий отдавать знания и опыт молодому поколению. Ориентирующийся в потоке информации, развивающий активность и творчество детей. Учитель, который умеет сам. Без этого он не сможет работать успешно. Только успешный учитель может вырастить успешного ученика.
Несоответствие между требованиями стандартов образования и имеющимся состоянием педагогических кадров побудило к созданию данного проекта.
Цель: разработать траекторию развития профессионально-
значимых качеств учителя русского языка и литературы
Задачи:
выявить совокупность профессионально-значимых качеств современного учителя;
обосновать наиболее значимые в условиях ФГОСов профессиональные качества учителя, необходимые для обеспечения высокого качества образования по русскому языку и литературе;
разработать рекомендации для проектирования траектории индивидуального роста учителя русского языка и литературы.
Сроки проекта
Проект среднесрочный ( один учебный год)
Ресурсы
Кадровые:
в проекте могут принять участие молодые специалисты,
учителя Первой квалификационной категории,
победители национальных проектов,
завуч.
Материально-технические:
компьютерная техника,
бумага писчая.
Финансовые:
10000 рублей на поощрение активистов проекта,
на приобретение канцелярских товаров.
Социальные:
Детская школа искусств,
Городская библиотека,
Дом творчества «Исток».
Управление проектом:
Завуч по учебно-методической работе,
Руководитель методического объединения учителей русского языка и литературы.
Этапы проектирования
Подготовительный этап – сентябрь-октябрь 2016 года
Основной этап – октябрь – март 2016 года
Заключительный этап – апрель-май 2017 года
План реализации проекта
№п/п Наименование мероприятия сроки этап
1. изучение нормативно-правовых документов (Закон об образовании, ФГОС, программы по русскому языку и литературе), а также литературы по теме проекта;
выявление совокупности профессионально-значимых качеств учителя в условиях гуманитаризации образования;
подбор диагностик, мониторинговых процедур
сентябрь –
октябрь подготовительный
2. проведение первичной диагностики учителей гуманитарного цикла;
разработка модели успешного учителя гуманитарного цикла:
коммуникативная компетентность;
исследовательская культура;
ИКТ компетентность;
креативность;
способность к рефлексии;
толерантность;
педагогический оптимизм
проведение диагностики личных профессиональных качеств учителя русского языка и литературы (творческая работа «Зеркало прогрессивных преобразований»);
выявление наиболее значимых профессиональных качеств учителя русского языка и литературы:
коммуникативная компетентность;
креативность; толерантность;
педагогический оптимизм октябрь –
декабрь
декабрь-
март
основной
3. разработка банка программ по самообразованию учителя русского языка и литературы;
проведение тематического педсовета «От успешного учителя к успешному ученику»;
разработка рекомендаций для проектирования траекторий индивидуального роста учителя русского языка и литературы (выпуск сборника) апрель –
май заключительный
Планируемые результаты
повышение профессиональной компетентности учителя русского языка и литературы;
повышение мотивации учителя русского языка и литературы к творческому труду;
позитивная динамика изменения отношения обучающихся к изучению предметов гуманитарного цикла;
повышение качества гуманитарного образования.
Информационные ресурсы
Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации. М.: ВЛАДОС, 1994.
Гершунский Б.С. Философия образования для 21 века//В поисках практико-ориентированных образовательных концепций. М.: Изд-во «Совершенство», 1998.
Збровский Г.Е. Образование от 20 века к 21 веку. Екатеринбург: Изд-во Урал.гос.проф-пед.ун-та, 2000.
Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект/Рос.акад.образование; под ред. Кондакова А.М., Кузнецова А.А. – М.: Просвещение, 2008.(Стандарты второго поколения)
Пискунова Е.В. Социокультурная обусловленность изменений профессионально-педагогической деятельности учителя. Монография. СПб: Изд-во РГПУ им.А.И.Герцена, 2005.