Презентация к родительскому собранию Проблемы тревожности учащихся в современной школе
Родительское собрание «Проблема тревожности учащихся в современной школе»Выполнила –учитель начальных классовАбрамова Е. К.
Тревожностьраспространённый психологический феномен нашего времени, который является частым симптомом неврозов и функционального психоза, а также входит в содержание других заболеваний или является пусковым механизмом расстройства эмоциональной сферы личности.
По данным Всемирной организации здравоохранения Школа сегодня признана общественно неблагоприятным фактором
эмоциональная неустойчивостьлабильностьнеуверенностьповышенное беспокойстводезадаптация
К школьным стрессам относятся патогенные психофизиологические, эмоциональные состояния учащихся, обусловленныенеблагополучным психологическим климатом в классах;конфликтами между учащимисянегативным воздействием учителей;неправильно организованной системой проверки и оценки знаний учащихся.
Тревожностьпереживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности. Доктор психологических наук, профессор Анна Михайловна Прихожан
черта личности или темперамента эмоциональное состояние Тревожность
высокотревожные личности
Поступление ребенка в школу связано с возникновением важнейшего личностного новообразования – внутренней позиции школьника.
Эмоциональное неблагополучие:ожидание постоянного неуспеха в школе;плохого отношения к себе со стороны педагогов и одноклассников; боязнь школы, нежелание её посещать.
Школьная тревожность – это сравнительно мягкая форма проявления эмоционального неблагополучия ребенка.Детей с различными формами школьной тревожности в первых классах в настоящее время до 30–35%.
«Школьная фобия» обозначает крайнюю форму страха перед посещением школы. Она может и не сопровождаться телесными симптомами, но без медицинской помощи в таком случае обойтись трудно.
Особенности тревожных детей
Психолог и ребенок фото
пути преодоления школьной тревожности
Учитель для ребенка наиболее значимая и вместе с тем наиболее травмирующая фигура.
Адаптация в 1 и 5 классах – один из труднейших периодов школьного обучения
Рекомендации учителям при работе с тревожными детьмиНе выделяйте детей при обсуждении неудач класса.При объяснении д/з или перед контрольной работой старайтесь говорить спокойным голосом, не запугивайте их предстоящей работой. - Напоминайте детям, что этот материал они проходили и хорошо в нем ориентируются. - Побуждайте таких учеников к концентрации внимания.
Рекомендации учителям при работе с тревожными детьми- Предложите записать это предложение (слово, пример) на черновике, не задумываясь и полагаясь на интуицию.Не используйте таких словосочетаний как «не бойся», «не волнуйся». - Если ребенок уже получил низкий балл, ему нужно в индивидуальном порядке спокойно сказать «Если ты будешь стараться, то сможешь исправить и достичь хорошего результата».
Рекомендации учителям при работе с тревожными детьмиПри выставлении отметок, уточняйте, что это оценка их знаний, а не личности в целом.Не стоит критиковать за плохие отметки. Их лучше приободрить.Если вы заметили, что ребенок боится именно Вас, то при обращении к нему спокойно улыбнитесь. Не сравнивайте такого ученика с другими детьми.
Рекомендации учителям при работе с тревожными детьми- Создавайте ситуации успеха.- Способствуйте повышению самооценки ребенка, чаще хвалите его, но так, чтобы он знал, за что.- Обучайте самоконтролю за своим поведением, состоянием, умению трезво относиться к возникающим проблемам, находить занятие по душе.- Избегайте состязаний и каких-либо видов работ, учитывающих скорость.
Рекомендации учителям при работе с тревожными детьми- Чаще обращайтесь к ребенку по имени.- Не предъявляйте к ребенку завышенных требований.- Помогите ему найти дело по душе, где он мог бы проявить свои способности и не чувствовал себя ущемленным.
Рекомендации для родителей тревожных детей: как помочь ребенку преодолеть тревожностьНеобходимо понять и принять тревогу ребенка – он имеет на нее полное право.Помогайте ребенку преодолеть тревогу – создавайте условия, в которых ему будет менее страшно.Если в школе ребенок пропустил из-за болезни много дней, попробуйте сделать его возвращение постепенным.
Рекомендации для родителей тревожных детей: как помочь ребенку преодолеть тревожность- В сложных ситуациях не стремитесь все сделать за ребенка – предложите подумать и справиться с проблемой вместе.- Через игру покажите возможные решения той или иной проблемы.- Заранее готовьте тревожного ребенка к жизненным переменам и важным событиям. - Не пытайтесь повысить работоспособность такого ребенка, описывая предстоящие трудности в черных красках.
Рекомендации для родителей тревожных детей: как помочь ребенку преодолеть тревожность- Делитесь своей тревогой с ребенком лучше в прошедшем времени.- Старайтесь в любой ситуации искать плюсы.- Научите ребенка ставить перед собой небольшие конкретные цели и достигать их.- Сравнивайте результаты ребенка только с его же предыдущими достижениями или неудачами.
Рекомендации для родителей тревожных детей: как помочь ребенку преодолеть тревожность - Учите ребенка расслабляться и адекватно выражать негативные эмоции.- Помогайте ребенку преодолеть чувство тревоги можно с помощью объятий, поцелуев, поглаживания по голове.
У оптимистичных родителей – оптимистичные дети, а оптимизм – защита от тревожности.