Разработка занятия по теме Семейная экономика. Бюджет семьи
Тема: Семейная экономика
Бюджет семьи
Цели занятия: Раскрыть основы формирования бюджета семьи, познакомить с видами расходов, их классификацией. Научить планировать семейный бюджет.
Воспитательная цель: Воспитание расчетливости.
Тип занятия: Применение знаний на практике, ролевая игра.
Метод: иллюстративно-объяснительный, беседа, решение проблемных ситуаций.
Наглядные пособия: таблица: «Классификация расходов», таблица «Приобретения семьи», «Кассовая книга семьи».
Занятие начинается с сообщения учителя о важности курса.
Необходимо напомнить учащимся, какими знаниями следует владеть.
Подвожу школьников к выводу о том, что рациональное расходование денежных средств является необходимым условием нормального существования семьи. Это часто приводит к ссорам между супругами, подрывает крепость семьи.
В беседе учитель выясняет, от чего зависит бюджет семьи и из чего складывается.
Обращаю внимание на то, что помимо основных доходов как зарплата, стипендия, пенсия, пособия, может быть и подсобное хозяйство, проценты по вкладам в банке сберегательном, занятие индивидуальной трудовой деятельностью.
Нередко молодой семье помогают родители.
Предлагаю подумать детям над вопросом, хорошо это или плохо?
Необходимо дать определение таким понятиям, как доходы, расходы, подсобное хозяйство, индивидуальная трудовая деятельность, вклады, налоги и т.д., планирование, расчетливость.
Отмечаю, что все расходы можно подразделить на 3 группы: текущие (постоянные), периодические и единовременные (эпизодические).
Затем предлагаю учащимся перечислить какие расходы можно отнести к каждой из этих групп (таблица№1).
Надо научить учащихся отделять обязательные приобретения от желательных с учётом возможностей семьи. Для этого учащимся нужно заполнить таблицу №2, имея в виду, что доход семьи в месяц составляет х тыс. руб.
Предлагаю подумать над следующими ситуациями:
чем можно пожертвовать ради крупной покупки – расходами на подарки? На одежду и обувь? Приглашением гостей? Отдыхом?
Время от времени каждой семье приходится приобретать крупную вещь – мебель, телевизор и т.д. Как собрать необходимую сумму? Откладывать деньги на сберкнижку? Занять у знакомых или родителей? Поискать дополнительный заработок?
Вы приглашены на день рождения, но у вас нет денег на покупку подарка. Как поступить в таком случае?
Семейная экономика нуждается в планировании.
Составим проект семейного бюджета и расскажем о составлении плана расхода.
Для этого нужно подсчитать общую сумму доходов. Из неё вычесть налоги, а затем обязательные платежи. Далее определяем сумму на питание, транспорт, хозяйственно-бытовые нужды, предметы личной гигиены, медикаменты, на посещение кинотеатров, концертов, приобретение книг.
Не следует забывать и о карманных расходах членов семьи, а также непредвиденные расходы. Если вычесть все перечисленные деньги из дохода, получится сумма, которую можно истратить на обувь, одежду, бытовую технику и т.д. (Используя таблицу №1).
Можно обсудить следующие ситуации:
Мама считает, что вам не нужны карманные деньги, объясняя это тем, что не умеете их тратить.
Папа полагает, что карманные деньги нужны всем. Как считаете вы? Почему?
На семейном совете было решено каждый месяц выдавать вам х рублей на карманные расходы. Как вы их будете тратить?
Практическая работа
Ролевая игра
«Планирование семейного бюджета на месяц»
Учащиеся разбиваются на несколько семей, каждая из которых получает задание.
Варианты заданий
Роли: папа, мама, дочь
На семейном совете надо спланировать бюджет семьи на декабрь, если доход семьи равен х руб. (Не забыть учесть новогодние расходы).
Роли: мама, папа, сын – 13 лет.
На семейном совете надо спланировать бюджет семьи на октябрь, если доход семьи равен х руб. (Не забыть о подписной компании).
В заключении подвожу анализ игры и предлагаю подумать над следующей ситуацией:
В течение 2-х лет распорядителем бюджета семьи была жена. Устав от упреков мужа, она предложила ему взять распоряжение средствами на себя. Но трудности не оставили молодую семью. Как поступить?
В ходе обсуждения даю наиболее приемлемые варианты:
Пусть каждый берет те семейные обязанности, к которым у него больше склонностей.
Нити семейного бюджета оставить в руках жены.
Каждый член семьи должен знать, что неумение считать и учитывать траты приведёт к транжирству.
Итог занятия
Домашнее задание. Выяснить в беседе с родителями: много ли денег уходит на питание семьи? Какое количество средств тратится по «мелочам»? На чем можно экономить в семье? Подсчитать сколько денег на вас лично с января было истрачено, не считая питания.
Приложения
Таблица 1
Классификация расходов
Группа расходов Содержание группы расходов
Налоги Подоходный и др.
Обязательные платежи Плата за квартиру, телефон, электроэнергию, содержание детей в детском саду, обучение в музыкальной школе. Выплата кредитов, ссуд
Питание Приобретение продуктов, заготовка их впрок, оплата питания в столовой, кафе, ресторане
Хозяйственно-бытовые нужды Затраты на ремонт одежды, обуви, бытовой техники, телерадиоаппаратуры, квартиры, химчистку, прачечную, предметы личной гигиены
Предметы личного пользования Верхняя одежда, белье, обувь, постельные принадлежности
Предметы комнатного убранства Мебель, светильники, ковровые изделия, картины, часы, хрусталь
Бытовая техника и приспособления для ведения домашнего хозяйства Электропечь, газовая плита, холодильник, кухонные принадлежности, посуда, пылесос, стиральная, швейная, вязальная машины
Культурные и информационные потребности Телевизор, радиоприемник, магнитофон, видеомагнитофон, музыкальный центр, фотокинопринадлежности, книги, журналы, газеты, посещение театров, кинотеатров
Спорт, туризм, индивидуальные увлечения, отдых Спортивно-туристические принадлежности, предметы, инструменты, материалы для индивидуальных увлечений
Транспорт Проезд в общественном транспорте, приобретение и эксплуатация легковой машины, мотоцикла, велосипеда; оплата услуг станций технического обслуживания
Прочие Детские игрушки, медикаменты и др.
Таблица 2
Приобретения семьи
Покупки
обязательные желательные необязательные