Презентация родительского собрания на тему Социальная адаптация учащихся 5 класса к новым условиям обучения в основной школе
@@@@@@@@Кадетская школа Липецкой областиСоциальная адаптация учащихся 5 класса к новым условиям обучения в основной школе Родительское собрание 23.10.2015Классный руководитель Н.Е. Чухно Социальная адаптация – это приспособление ученика к условиям социальной среды; является одним из основных факторов успешной социализации личности, который включает в себя принятие ребенком социальной роли «ученика». Основные виды деятельности человека в период «детство – юность» дошкольник – игра младший школьник – учение подросток – отношения со сверстниками, самоутверждение С точки зрения психолога... Подростковый возраст (10—15 лет) — период бурного роста и развития организма. Начало его перестройки связано с активизацией деятельности гипофиза (нижний мозговой придаток), особенно его передней доли, гормоны которого стимулируют рост тканей и функционирование других желез внутренней секреции. Происходит интенсивный рост тела. Вследствие неравномерного физического развития всего организма, и в частности нервной системы, у подростков наблюдается повышенная возбудимость, раздражительность, вспыльчивость. Возрастные особенности младшего подростка: Потребность в достойном положении в коллективе сверстников, в семье.Повышенная утомляемость.Стремление обзавестись верным другом.Стремление избежать изоляции, как в классе, так и в малом коллективе.Повышенный интерес о «соотношении сил» в классе.Восприимчивость к промахам учителей. Отсутствие адаптации к неудачам.Ярко выраженная эмоциональность. В 5-м классе ко всем проблемам подросткового возраста добавляется проблема адаптации к новым условиям обучения. Многолетние наблюдения педагогов и школьных психологов свидетельствуют о том, что переход учащихся из начальной школы в основную справедливо считается кризисным периодом и неизбежно связан со снижением успеваемости. Период адаптации к новым правилам и требованиям может занимать у ребенка от одного месяца до целого года. Под адаптацией принято понимать — в широком смысле — приспособление к окружающим условиям. Адаптация имеет два спектра — биологический и психологический. Мы ведем речь именно о психологической адаптации учащихся, так как им в настоящий период необходимо приспособиться к новым условиям школьной действительности, начиная от внешних и заканчивая внутренними. Новые условия, создающие трудности адаптации кабинетная система; большое количество новых и разных учителей- предметников;появляются новые виды домашних заданий;увеличивается количество изучаемых предметов;объем и темп работы на уроке отличаются от начальной школы;сложность адаптации к учителям;непривычное расписание;новый классный руководитель;кажущееся ослабление или отсутствие контроля; 쀅(쀀Ց쀂ȠăxǯЂ稰㤞Ѓ攰‚늘ѓ攰„늘…‡€їǿ́̿쎀οЗаголовок 1开敲獬ⸯ敲獬콬櫁ッ،ﯠ瑠鑟僮裆寓힡㻒놀쒕똬撌柭橺軇䤿괧⍦죑싙僁ᳶ鹢尭윯ྷ娰ᙌꑮᡰ彟㎆꺭邶넮榨噊䬋儓䋽槉藇魲ⱌ헉쩖얌⿹ㆴ蔎ꆔ쥪顢膺甸挖뺊욑⧣淁뙙ᚐ主ⴏ勒嗵孾ꔅឮﭷ叾뛯᭚羗༌効㞷폣蠣捈ῼ粽䯦蟹㍺樠㹽컸ぬ鈊㉛降圠ї䭐ȁ-!쯶оƅἀ开敲獬ⸯ敲獬䭐ȁ-!䐔ගЦщȇ牤⽳潤湷敲浸偬Ջ̀̀뜀ကࣰ됁᐀Ḗ༃ᄀ䣰ༀ᐀␐ĀᰏȀĀĀ̌ἀ쌀ࠋἀЄȀༀഀ瓰鼀Џꀀ⠏᠀㜄㰄㔄㴄㔄㴄㠄伄 ㈀ 㔀 㨀㬄〄䄄䄄㔄ꄀᨏᔀ܀ᔀĀЀĀюꨀฏᔀ܀ᤀᤄ༄Ѐ瓰ሀࣰ̀π 牟汥⽳爮汥汳쇏썪ర惻惯彴왐펈ꅛ틗耾閱Ⳅ貶뉤穧읪銎㿸썉⟡暭턣껂쇫戜⽜럇』嵚渎䳥渖炤弘號괳뚮⺐ꢱ䩩ୖ굋ἀ开敲獬ⸯ敲獬䭐ȁ-!劙ﵷЩщȇ牤⽳潤湷敲浸偬Ջ̀̀뜀ഀကࣰ 态Ὕ䡠润㛘餉睘㽴Ḋꤣᑩ䔳렩⬮㞴㸊俖᷅丈೨芑ㄝ骬诋뵺쐋묢⬝刘뉒栞⹂⁽⾗辝ꘓ옼ٞᯔ䧬哞귕爥䢩ً甴ᵋ蹾㱉䃺椒ၤ틡Ґᡃ욭䦔迌僘썞ඃ镼䀱岰៎紜勞ꉩㅞ枦㊜㒆░᠏欨뿊ᙓ觌噵繆籟ꠧ翆䢹翳筬念⺔㿷糔Ͽ倀͋ᐄࠀ℀忝퉡輀开敲獬ⸯ敲獬邤櫁ッ蘌華莽뷑亣蕯䭞묇嬊䱉쭣♘ꚾ堰潆益シ馩碲ڎ䷖訋斢糫絘銀톂쓡䧜뾽仭愴䞩免ꨤꉒ᠘䥋媟ᶋꀩ鰴혨콍怹掩琞筂臁꛴띭Z䁦悷ꎪ逳溏佼ﳕᶇ춼욗큲뻞檢ꉸ効༰Ⲹハ뽀껶ᆕ紓﹗ﱂꭌ쟵ឬ瘵䭐Ѓ!⼡鬼͢ः牤⽳桳灡硥汭砮汭嚬滝ビ블Ⱍꋟ듑뛫ⴒ㚛솤飅皪聻읓䍩㬝鶲硍萃䂄笡踣㓭挝쐠论쓭㼾履繼硶Ⲽ处浰╲ṽ쉑匥ধ몽候Ɫᓈ銄ꄼ渫폑蜧汥艊틆旄杂雖ꝱឌ鹠銫뱋铋쀮皞쵊霍Ⱆ⨆Ꝅ䔗鷻爂轉闐豜ꇋቶ墻㔌평≑삡럷ﵛ풑𧻓仓붌턬蔘巎욏虻饸ꋩఁ˿픸走ૃ쪱눲桌㞿⇭ꭝ뫶﷽상臡⾘愭炨ữበᔌ冺甔筻ꅎ逓촸᭒諻䞫⊣凎卂둏흖⥈냄㜸쐶읛읱襆㴼藋ۘ︕惡ꅋˉ䉄ㆁྮꨯ跢썊쇹ꘞ髞♸㑚騎宐듁큎ꭧ鎧帖ﶢ윖െ䑟彈ꄴ끔椀綵ユ텷㕠㥣㳴洭뿺昳遦烲腪隺ᱲ쉻䒄เ虙롏氵짡胾퐭ん↉㙆慆뢓蝽Ⓧ⇓쁨㉣誯傼⭀鳦嵐賭炮⌁掁ቯꮿ䪄돶⢸᪥襻㦒滗얒Ͻ龸씛禒걋˹繄心쿻᠉爮嵑ꆪ⩖뉳⌦勄閹﨑鰡㋼춹㇝홿绣昳菗䵣畆ᬮ⪲볧胜鹨ݏ䌒꼤뤠팥।Ͽ倀ŋⴂ᐀ࠀ℀諷ﶻ开敲獬ⸯ敲獬콬櫁ッ،ﯠ瑠鑟僮裆寓힡㻒놀쒕똬撌柭橺軇䤿괧⍦죑싙僁ᳶ鹢尭윯ྷ娰ᙌꑮᡰ彟㎆꺭邶넮榨噊䬋儓䋽槉藇魲ⱌ헉쩖얌⿹鳼봶萘죳⬚䧠ᘎ迳洓簟箤珪䈑◘ꂨ뻰ꑎ奴ف쓖ﮁ趵ὁ鍠⏠鮄๊梣ഢᲖਚ榬偕䥶䙯女쮞㗽ﭦ躗埭㮽ꕹ龺狭숊算ᖧꌌ➄я䭐ȁ-!쯶оƅἀ开敲獬ⸯ敲獬䭐ȁ-!냜鿬ВЭȇ牤⽳潤湷敲浸偬Ջ̀̀뜀ကࣰ吀ﰆ༒ᬖ་ᄀ⳰ༀ᐀␐ĀᰏЇD܀ĀĀἀ Изменения в 5 классе Смена позиции:«старший» в начальной школе«самый маленький» в основной школе Сравнительная таблица 4 класс 5 класс 1 9предметов 16предметов 2 20часов 32часа 3 4учителя 14учителей 4 1 - 2часа 2 - 4часа Сравнительная таблица 4 классгодовые 5 классI четверть 8 2 20 10 4 20 Социальная адаптация включает: Адекватное восприятие окружающей действительности и самого себя.Успешное общение и адекватные отношения с окружающими.Способность к труду, обучению и организации досуга и отдыха.Способность к самообслуживанию и самоорганизации.Изменчивость поведения в соответствии с ролевыми ожиданиями. Признаки успешной адаптации: удовлетворенность ребенка процессом обучения;ребенок легко справляется с программой;степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь ПОСЛЕ попыток выполнить задание самостоятельно;удовлетворенность межличностными отношениями – с одноклассниками и учителями. Признаки дезадаптации: Усталый, утомлённый внешний вид ребёнка.Нежелание ребёнка делиться своими впечатлениями о проведённом дне.Стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы.Нежелание выполнять домашние задания.Жалобы на те или иные события, связанные со школой.Беспокойный сон.Трудности утреннего пробуждения, вялость.Постоянные жалобы на плохое самочувствие. Возможные реакции: Интеллектуальная - нарушение интеллектуальной деятельности. Отставание в развитии от сверстников.Поведенческая - несоответствие поведения ребёнка правовым и моральным нормам (агрессивность, асоциальное поведение).Коммуникативная - затруднения в общении со сверстниками и взрослыми.Соматическая - отклонения в здоровье ребёнка.Эмоциональная - эмоциональные трудности, тревоги по поводу переживания проблем в школе. Один из факторов, приводящих к формированию и закреплению тревожности школьника, – завышенные ожидания со стороны родителей к успехам своего ребенка. В свою очередь ребенку необходимо чувствовать безусловное принятие родителей, которые верят в него, поддержат и помогут преодолеть возникающие трудности. Ученику важен интерес родителей к школе, классу, в котором он учится, к его школьной жизни, победам и неудачам. В 10—11 лет существенно меняется характер самооценки ребенка. Если раньше она складывалась под влиянием оценок учителя и эти оценки касались в основном учёбы, то теперь на характер самооценки всё больше влияют другие дети. Причём их оценки связаны с неучебными характеристиками, качествами, проявляющимися в общении. Можно говорить о возникновении в этот период кризиса самооценки. У детей резко растёт количество негативных самооценок. Тест для родителей«Как вы думаете, все ли благополучно у вашего ребенка в школе?»Попробуйте определить, есть ли у вашего ребенка проблемы в школе.Если Вы согласны с утверждением, то поставьте “+”Если утверждение к вам не относится, то поставьте “-” 1. Моему ребенку нравится учиться в школе.2. Я думаю, что мой ребенок охотно перешел бы в другую школу.3. Если бы был выбор, он не хотел бы учиться дома.4. К сожалению, мой ребенок никогда не рассказывает мне и родственникам о школе с радостью.5. В классе у него много друзей.6. Ему не нравятся учителя в школе.7. Он активно участвует во внеклассных мероприятиях, проводимых в школе.8. Мой ребенок не расстраивается, когда отменяют уроки (по болезни учителя или др. причине).9. Мой ребенок редко делает уроки без напоминания.10. Другие интересы и хобби не мешают его учебе в школе. Подсчитайте количество совпадений:1 “+”, 2 “-”, 3 “+”, 4 “-”, 5 “+”, 6 “-”, 7 “+”, 8 “-”, 9 “-”, 10 “+”. 8-10 баллов - У вашего ребенка хорошее отношение к школе и скорее всего у него в ближайшее время не возникнет проблем. Учиться ему интересно, все ладится. Вам пока опасаться неожиданностей из школы не приходится.6-7 баллов - В школе дела обстоят неплохо. Чтобы закрепить это положение, почаще давайте понять ребенку, что вы внимательны к его успехам и радуетесь вместе с ним. 4-5 баллов - Будьте внимательны! В школьной жизни что-то неблагополучно. Постарайтесь выяснить сейчас, пока ситуация не ухудшилась, в чем или в ком источник школьных переживаний вашего ребенка.1-3 балла - Ребенку крайне необходима ваша помощь. У него негативное отношение к школе, связанное с конфликтами, снижением успеваемости. Нужно срочно выяснить причины, зайти в школу, поговорить с учителями, другими специалистами и совместно наметить конкретные шаги к исправлению ситуации. Результаты анкетирования Вопрос ДА НЕТ Бывает по-разному 1 Тебе нравится в школе? 11 2 16 2 Ты с радостью идешь в школу? 5 6 18 3 У тебя в классе много друзей? 15 11 3 4 Ты часто рассказываешь родителям о школе? 19 8 2 5 Тебе нравятся твои одноклассники? 9 9 11 Что хотелось бы тебе изменить в классе: Убрать некоторых детей -18Ничего - 5Поменять некоторых учителей - 7Успеваемость ребят, в том числе и мою - 14Чтобы все были послушными - 9Не было драк и ссор - 16 Опросник «Отношение к учебным предметам».Предлагается напротив предмета в одной из трех граф поставить «+» и выразить тем самым свое отношение. № Предмет Изучаюс интересом Равнодушен Не люблю 1. Русский язык 2. Литература 3. Математика 4. История 5. Обществознание 6. География 7. Биология 8. Музыка 9. ИЗО 10. Физическая культура 11. ОБЖ 12. ОДНКНР 13. ИКК 14. Английский язык 15. Технология 16. Информатика Мы рекомендуем осуществлять Неослабевающий контроль за успеваемостью и поведением детей.Поддерживать тесную связь с учителями - предметниками и классным руководителем.Являться союзниками школы.Планировать совместное общение с детьми в выходные дни с целью достижения хорошего контакта между родителями и детьми, развития кругозора детей.Помогать классному руководителю во внеклассных делах. В дневник родителей Родители, помните, что в данном возрасте одна из важных сфер жизнедеятельности подростка – общение со сверстниками, учеба отходит на второй план. Для детей главное не просто быть рядом со сверстниками, но и занимать среди них удовлетворяющее его положение – лидер, авторитет, друг.Важно научить детей быть лично ответственными за успешность общения с окружающими.Задача родителей – воспитать силу воли у подростка (часто дети не умеют управлять своим поведением), для этого нужно научить его ставить перед собой цели, которые бы отвечали актуальным потребностям (например, закончить четверть без троек) В дневник родителей Научите ребенка составлять план своих действий. После этого ребенок психологически уже будет готов к его выполнению.Дайте понять своему ребенку, что вы уважаете его, ему важно признание взрослых; ваши взаимоотношения с детьми явно улучшатся.Чем больше вы будете искренне интересоваться проблемами ваших детей, тем больше они будут доверять вам. Дети остро чувствуют, искренни ли с ними взрослые. Помните! Вы тоже были детьми, совершали ошибки; дети ждут от вас этого признания. Возможно, ваш личный пример поможет им разобраться в себе. Чем можно помочь? Первое условие школьного успеха пятиклассника — безусловное принятие ребенка, несмотря на те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться. Если вас, что-то беспокоит в поведении ребенка, постарайтесь, как можно скорее встретиться и обсудить это с классным руководителем или психологом.Если в семье произошли какие-то события, повлиявшие на психологическое состояние ребенка (развод, отъезд в долгую командировку кого-то из родителей, рождение еще одного ребенка и т.д.) сообщите об этом классному руководителю.Проявляйте интерес к школьным делам, обсуждайте сложные ситуации, вместе ищите выход из конфликтов. Неформальное общение со своим ребенком после прошедшего школьного дня. Помогите ребенку выучить имена новых учителей.Не следует сразу ослаблять контроль за учебной деятельностью ребенка, если в период начальной школы он привык к вашему контролю.Приучайте его к самостоятельности постепенно. Чем можно помочь? Обязательное знакомство с его одноклассниками и возможность общения ребят после школы. Недопустимость физических мер воздействия, запугивания, критики в адрес ребенка, особенно в присутствии других людей (бабушек, дедушек, сверстников). Исключение таких мер наказания, как лишение удовольствий, физические и психические наказания. Учет темперамента ребенка в период адаптации к школьному обучению. Медлительные и малообщительные дети гораздо труднее привыкают к классу, быстро теряют к нему интерес, если чувствуют со стороны взрослых и сверстников насилие, сарказм и жестокость. Предоставление ребенку самостоятельности в учебной работе и организация обоснованного контроля за его учебной деятельностью. Поощрение ребенка, и не только за учебные успехи. Моральное стимулирование достижений ребенка. Основными помощниками родителей в сложных ситуациях являются терпение, внимание и понимание. Постарайтесь создать благоприятный климат в семье для ребенка. Чем можно помочь? Создавайте условия для развития самостоятельности в поведении ребенка. У пятиклассника непременно должны быть домашние обязанности, за выполнение которых он несет ответственность. Несмотря на кажущуюся взрослость, пятиклассник нуждается в ненавязчивом контроле со стороны родителей, поскольку не всегда может сам сориентироваться в новых требованиях школьной жизни. Для пятиклассника учитель – уже не такой непререкаемый авторитет, как раньше, в адрес учителей могут звучать критические замечания. Важно обсудить с ребенком причины его недовольства, поддерживая при этом авторитет учителя. Пятикласснику уже не так интересна учеба сама по себе, многим в школе интересно бывать потому, что там много друзей. Важно, чтобы у ребенка была возможность обсудить свои школьные дела, учебу и отношения с друзьями в семье, с родителями. Слова, которые поддерживают и которые разрушают веру ребёнка в себя: Слова поддержки:Зная тебя, я уверен, что вы все сделали, хорошо.Ты делаешь это очень хорошо.У тебя есть некоторые соображения по этому поводу? Готов ли ты начать?Это серьезный вызов. Но я уверен. Что ты готов к нему. Слова разочарования:У тебя это не получитсяЗная тебя и твои способности, я думаю, ты смог бы сделать это гораздо лучше.Эта идея никогда не сможет быть реализована.Это для тебя слишком трудно, поэтому я сам это сделаю. Если:Ребёнка постоянно критикуют - он учится ненавидеть.2. Ребенка высмеивают - он становится замкнутым.3. Ребенка хвалят - он учится быть благородным.4. Ребенка поддерживают - он учится ценить себя.5. Ребенок растет в упреках - учится жить с чувством вины.6. Ребенок растет в атмосфере терпимости - он учится понимать других.7. Ребенок растет в честности - учится быть справедливым. 8. Ребенок растет в безопасности - он учится верить в людей. 9. Ребенок живет во вражде - он учится быть агрессивным.10. Ребенок живет в понимании и дружелюбии - он учится находить людей в этом мире. Способы преодоления тревожности: Не сравнивайте ребенка с окружающими.Доверяйте ребенку.Чаще хвалите его, но так, чтобы он знал, за что.Демонстрируйте образцы уверенного поведения, будьте во всем примером ребенку.Не предъявляйте к ребенку завышенных требований. Будьте последовательны в воспитании ребенка. Не запрещайте без всяких причин того, что разрешали раньше.Старайтесь делать ребенку меньше замечаний.Используйте наказание лишь в крайних случаях.Не унижайте ребенка, наказывая его.Общаясь с ребенком, не подрывайте авторитет других значимых взрослых людей. Например, нельзя говорить ребенку: «Много ваша учительница понимает, лучше меня слушай!».Помогите ему найти дело по душе.Разговаривайте со своим ребёнком. Постарайтесь услышать ЕГО.
Всё начинается с любви: И озаренье, и работа, Глаза цветов, глаза ребёнка – Всё начинается с любви… Р. Рождественский