Доклад на педсовете на тему: Проектно- исследовательская деятельность на уроках и во внеурочное время в условиях специального (коррекционного) уреждения



ГКОУ «Специальная (коррекционная)
общеобразовательная школа-интернат №1»
ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ В УСЛОВИЯХ СПЕЦИАЛЬНОГО (КОРРЕКЦИОННОГО) УЧРЕЖДЕНИЯ (доклад на педсовете)
Дубровина Анна Николаевна
учитель начальных классов
высшей категории
Мир, в котором мы живём, находится в постоянном изменении, и чем дальше развивается человечество, тем перемены становятся всё интенсивнее и существеннее. Учитель является одним из тех, кто продолжает определять пути, по которым пойдёт наша цивилизация. Наша школа-интернат — это реабилитационное, коррекционное, образовательное, воспитательное пространство, деятельность которой направлена на подготовку ребенка к самостоятельной жизни, на основе решения проблем в интеллектуальной и эмоционально-волевой сфере деятельности.
Основная цель: воспитание  личности, которая  умеет  адаптироваться  к  условиям жизни  в  современном  мире.
В специальной (коррекционной) общеобразовательной школе-интернате обучаются учащиеся  с отклонениями в интеллектуальном развитии. Нас, педагогов, не может не волновать, пожалуй, самая актуальная на сегодняшний день проблема - что ожидает наших учеников в будущем?
Коррекционная школа зачастую живёт в своём обособленном мире. Традиционное  обучение в отечественной коррекционной школе является, по сути, достаточно консервативным, в силу своей специфики. Однако время и объективные условия жизни требуют соответствия новым реалиям. Именно поэтому необходимо применять в своей работе новые методы обучения.
Деятельность учителя в специальном учреждении на современном этапе направлена на:
- обучение на оптимальном уровне сложности, вариативности методов и средств обучения, работе в привычном для ребёнка индивидуальном темпе, выбор определённой образовательной траектории;
- создание благоприятной эмоциональной атмосферы, формирование положительной мотивации к учёбе;
- совместное проектирование индивидуально-личностного и творческого развития каждого конкретного ребёнка;
- переориентация процесса образования на постановку и решение самими школьниками конкретных учебных задач;
- развитие у учащихся интеллектуальной, исследовательской, информационной, коммуникативной, рефлексивной культуры.
Одна из важнейших задач учителя - формирование положительной мотивации к учению у школьников с отклонениями в интеллектуальном развитии. Для данного контингента учащихся характерны низкий уровень осознанности мотивов, быстрая сменяемость, неустойчивость ведущих мотивов, объясняющаяся сильной зависимостью от ситуации, затрудненность процесса опосредования, связанная с неумением поставить и осознать цель, нарушение смыслового образования мотивов, при котором они остаются лишь знаемыми и не побуждают к действию.
  Успехи в учёбе напрямую зависят от стремления и настойчивости ученика, от его желания и умения учиться. Формирование положительной мотивации к обучению у ученика с недостатками в интеллектуальном развитии способствует «включению» компенсаторных функций организма, коррекции аномалий развития,  обусловленных заболеванием, позволяет преодолеть физический барьер и успешно конкурировать со  сверстниками. Использование исследовательской деятельности, средств новых информационных технологий позволяет усилить мотивацию учения школьников,  открывает резервы образовательного процесса и личности его участников: учащегося и учителя.
Учитель - главная движущая сила образовательного процесса. В настоящее время активно используются различные педагогические технологии, такие как обучение в сотрудничестве, разно-уровневое обучение, индивидуальный и дифференцированный подход к обучению, проектная деятельность. Именно с помощью проектной деятельности мы можем постараться развить  и прировнять детей с особенностями в развитии к обществу. Для коррекционного педагога это не простая задача, так как социум не всегда готов принять особенного ребёнка как себе равного. Поэтому от учителя требуется комплекс максимально продуманных действий не только при создании творческой деятельности в виде проекта, но и при представлении его в обществе, наравне с другими нормально развивающимися, а возможно одарёнными,  детьми.
Многочисленные наблюдения показывают, что учащиеся специальных (коррекционных) школ не всегда могут применить свои знания и умения, полученные в школе, в самостоятельной жизни. Исходя из этого, перед специальной (коррекционной) школой встаёт ряд требований в подготовке профессионального, квалифицированного выпускника, который не только обладает определенными профессиональными знаниями и умениями, но и умением быть конкурентно способным на рынке труда, мобильным, умеющим обеспечить себя ресурсами жизнедеятельности. Для повышения эффективности учебно-воспитательного процесса необходимо пересмотреть подход к выбору методов обучения. Одним из таких методов обучения является метод проекта.
Метод проектов был разработан в начале XX века с целью ориентирования обучения на целесообразную деятельность детей с учетом их личных интересов. Первоначально его называли методом проблем, и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанным американским философом и педагогом Джоном. Дьюи, а также его учеником В.Х. Килпатриком. В 1905 году русский педагог С.Т. Шацкий пытался использовать проектный метод в преподавании. В отечественной и зарубежной педагогике метод проектов получил широкое распространение и развитие (особенно в 20-х – 30-х годах прошлого столетия) в силу рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем в совместной деятельности учащихся. В последнее время этому методу снова уделяется пристальное внимание во многих странах мира. Основной тезис современного понимания метода проектов, который привлекает к себе многие образовательные системы, заключается в понимании учащимися, для чего им нужны получаемые знания, где и как они будут использовать их в своей жизни. Основой метода проектов является развитие познавательных умений учащихся, обучение их умению конструировать свои знания.
На самом ли деле эффективность применения метода проекта в коррекционной школе неоспорима? Отношение к проектно-исследовательской деятельности уч-ся с ОВЗ у педагогов неоднозначное. Кто-то из них видит только плюсы, а кто-то только минусы. Есть и плюсы и минусы. Но часто вокруг проектной деятельности звучат следующие установки - это сложно, требует больших затрат времени и сил. Да и вообще нужно ли это обычным практикам в школе? Пусть этим ученые занимаются. Проект – это дополнительное бумаготворчество, которого и так у педагога хватает. Сегодня мы попробуем разобраться в этом вопросе. Нам надо докопаться до самой сути понятия «проект». И сказочная история о лодке и мудреце поможет нам это сделать.
Однажды мудрец странствовал в поисках смыслов и добрел до реки. Ни моста, ни лодки не было видно. Возникла проблема – надо переправиться, но как? Задумался мудрец. Что же сделать? Как связать два берега реки? Мудрец закрыл глаза и представил, как он переправился на другой берег реки, и радостно продолжает свой путь. «Эврика» - сказал мудрец – «Надо сделать лодку, которая приведет меня к моей мечте и решит проблему». Сел мудрец нарисовал схему лодки, расчеты произвел, план составил - тут как раз ученики его подоспели, и они вместе начали действовать, периодически заглядывая в план, оценивая правильность и исправляя ошибки. В команде дело шло быстро, и очень скоро лодка была готова! Со всех сторон осмотрели ее путники – нет ли где трещин, потом спустили на воду - плывет! Можно переправляться! УРРРРА! Не прошло и 15 минут как мудрец и ученики были на другой стороне реки! Проблема решена и можно было дальше странствовать.
Почему эта притча рассматривается именно в теме «Проектная деятельность»? Какие характеристики проектной деятельности мы можем взять из притчи? Что символизирует лодка? Не правда, ли сказка очень похожа на быль? Ведь часто мы встаём перед решением сложной проблемы, не зная, с какого конца приступить к её решению? И вот мы начинаем строить спасительную лодку.
Все как в притче: есть проблема, и есть то, что мы хотим получить. Мы строим нашу лодку.
В рамках проектной деятельности наиболее активно проходит процесс социализации. Проектная деятельность позволяет преодолеть отрыв процесса обучения от жизни, учитывает мотивы и интересы каждого ученика.
Проект - это буквально "нечто брошенное, пущенное вперед". В последнее время это слово прочно вошло в нашу жизнь, и ассоциируется чаще всего со смелыми и оригинальными начинаниями в области интеллектуальной или практической деятельности человека, символизируя новизну и нестандартность подхода в решении задач. Важнейшим признаком метода проектов, отражающим его сущность, является самостоятельная деятельность обучающихся. Они выступают активными участниками процесса обучения, а не пассивными статистами.
Проектная деятельность - педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний путем самообразования. Метод дает простор для творческой инициативы учащихся и педагога, подразумевает их дружеское сотрудничество, что создает положительную мотивацию ребенка к учебе. "Я знаю, для чего мне надо то, что я познаю. Я знаю, где и как эти знания применить". Эти слова вполне могут служить девизом для участников проектной деятельности.
Разработка проекта - это путь к саморазвитию личности через осознание собственных потребностей, через самореализацию в предметной деятельности. Среди современных педагогических технологий в последние годы проектная деятельность учащихся приобретает все большую популярность, т.к. она личностно ориентирована; характеризуется возрастанием интереса и вовлеченности в работу по мере ее выполнения. Эта технология позволяет реализовывать педагогические цели на всех этапах; позволяет учиться на собственном опыте, на реализации конкретного дела; приносит удовлетворение ученикам, видящим продукт собственного труда.
Проект ценен тем, что в ходе его выполнения школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности. Если ученик получит в школе исследовательские навыки ориентирования в потоке информации, научится анализировать ее, обобщать, видеть тенденцию, сопоставлять факты, делать выводы и заключения, то он в силу более высокого образовательного уровня легче будет адаптироваться в дальнейшей жизни, правильно выберет будущую профессию, будет жить творческой жизнью. Необходимость технологии - это объективное требование, и поэтому, как правило, каждый учитель со временем её вырабатывает.
В основе каждого проекта лежит проблема. Целью проектной деятельности становится поиск способов решения проблемы. Алгоритм подготовки к запуску учебного проекта можно представить в виде схемы:
Проблема проекта "Почему?"
Цель проекта "Зачем?" (мы делаем проект)
Задачи проекта "Что?" (для этого мы делаем)
Методы и способы "Как?" (мы это можем делать)
Результат "Что получится?"
В самом общем виде при осуществлении проекта можно выделить следующие этапы:
I этап – подготовительный – погружение в проект.
Проект живет своей жизнью: одни процессы, меняются другими. Вначале мы ставим проблему, анализируем ее – и появляется идея по её решению. Учитель должен пробудить у учащихся интерес к теме проекта, очертить проблемное поле, расставляя акценты значимости. В результате постановки проблемы учитель совместно с учащимися определит цель и задачи проекта - поиск способов решения проблемы проекта.
Затем наступает этап планирования - II этап - мы прорабатываем проект, ставя цели, задачи, прописываем результаты. Составляем план, определяемся со сроками этапов и ответственными за их проведение. Отмечаем, как мы будем отслеживать качество, и какие риски могут возникнуть.
На 2-м этапе учитель организует школьников в группы, определяя цели и задачи каждой из них.
При определении заданий для каждой группы необходимо учитывать характер задания. И в связи с этим используем дифференцированный и индивидуальный подход с учетом учебных возможностей, интересов, склонностей учащихся. В этом проявляется также личностно ориентированный аспект проектной деятельности. На втором этапе происходит и планирование работы по решению задач проекта.
III этап – практический – осуществление деятельности. Цель этого этапа: качественное и правильное выполнение поисково-исследовательских операций, контроль и самооценка работ. Именно на этом этапе обучающиеся проявляют большую самостоятельность в поиске информации по теме в журналах, в сети Интернет, отборе, анализе, систематизации, обобщении материала. Безусловно, обучающиеся должны владеть всеми методами и технологиями, которые они используют в самостоятельной работе. Когда детям не хватает знаний, каких-либо умений, наступает благоприятный момент для подачи нового материала. Учитель постоянно контролирует, нормально ли идет ход деятельности, каков уровень самостоятельности, ведь при подготовке проекта важен не только результат работы, но и сам процесс приобретения новых знаний и умений.
IV этап – рефлексивный – презентация проекта. После того, как проект выполнен - подводим итоги, устраиваем презентацию, которая важна и обязательна как с точки зрения ученика, так и с точки зрения учителя, т.к. именно на презентации появляется ощущение завершенности. Этот этап необходим для анализа проделанного, самооценки и оценки со стороны, демонстрации результатов.
Вот такая она жизнь проекта.
Ранее мы уже говорили о консервативности традиционного обучения в отечественной коррекционной школе, которая зачастую представляет собой закрытый социум. Однако меняется идеология, меняются реалии современного общества и теперь для успешной интеграции детей с ограничениями в развитии оказывается недостаточными программные знания и умение действовать по заданному алгоритму. Теперь необходим хороший социальный опыт, который можно получить только в случае включения в социальные и культурные процессы преобразования.
Таким образом, одной из главных задач для коррекционной школы на сегодняшний момент становится задача создания максимально возможных условий для развития детского творчества.
Проект – это как раз проявление творчества. По словам П.П. Блонского, «…творческую личность можно воспитать только посредством упражнения в творчестве». Какие же упражнения в творчестве может предложить коррекционная школа ребенку с ОВЗ?
Метод проекта в специальной (коррекционной) школе имеет свои специфические особенности и подходы к организации. Прежде всего, он ориентирован на психофизические возможности учащихся с недостатком интеллекта и на коллективную деятельность учащихся – парную, групповую индивидуальную, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка деятельности. Деятельность педагога играет ведущую и направляющую роль. Задача учителя заключается не только в подаче готовых знаний учащимся, но и создании психолого-педагогических ситуаций во время учебного процесса для активизации познавательно-поисковой деятельности учащихся с недостатком интеллекта, в выработке алгоритма деятельности от задумки до конечного результата.
Безусловно, для детей с нарушением интеллекта, проект очень сложен, и имеет свои специфические особенности, которые необходимо учитывать при его реализации:
- он должен быть ориентирован на психофизические возможности учащихся, т.к. у каждого ребёнка свои «особенности» в развитии;
- в качестве приоритетной является коллективная деятельность;
В условиях коррекционных школ VIII вида это имеет немаловажное значение.  Не нужно объяснять, насколько важно ребенку с нарушением интеллекта научиться общению и общаться. Способность выразить свои желания, нужды, попросить о помощи и прореагировать на слова говорящих с ним людей поможет ему войти в большой мир. Эта способность будет тем средством, с помощью которого он сможет адаптироваться в окружающем его мире, научиться жить в нем.
Деятельность педагога в реализации проекта играет ведущую и направляющую роль;
В процессе работы над проектом должно происходить тесное взаимодействие ученика и учителя на принципах равного партнерства, без диктата со стороны учителя и достаточной степенью самостоятельности для ученика. Межличностное общение, построенное по определенным принципам, позволяет создать атмосферу творчества, комфортности, способствует проявлению индивидуальности каждого школьника. Знания, полученные самостоятельно, приобретают особую ценность, а работа в команде формирует у школьников навыки социального поведения.
Учитель должен помочь школьникам:
- получить различные материалы, информацию, инструменты и т. д.
- обсудить способы преодоления трудностей;
- контролировать различные фазы рабочей процедуры;
- научить: кратко записывать результаты деятельности;
- дать краткий анализ проекта.
- задача учителя заключается не только в подаче готовых знаний учащимся, но и в создании психолого-педагогических ситуаций во время учебного процесса для активизации познавательной деятельности учащихся с недостатками интеллекта.
     Работа с применением метода проекта должна строиться по принципу усложнения, поэтому в основу следует заложить следующие положения:
  - постепенное увеличение объема знаний и навыков;
- выполнение проектов в различных областях, начиная с более знакомых (школа, места отдыха, родной край  и др.);
- постепенное усложнение требований, предъявляемых к решению проблем;
  Если в своей работе при проведении проектов педагог будет всё это учитывать, то проектная деятельность поможет выполнить главную задачу коррекционной школы – социализировать обучающихся в современном обществе. Да сделать это ещё и с огромным интересом!
При организации проектной деятельности встречается много трудностей, но положительные стороны такой работы очевидны:
– получение учащимися опыта в приобретении и использовании необходимых знаний и умений в различных ситуациях;
– приобретение коммуникативных навыков и умений (работа в разновозрастных группах, исполнение разных социальных ролей, навыки общения);
– духовно-эмоциональное обогащение личности (осознание нравственной ценности труда, развитие интеллектуальных, волевых, физических сил);
– профессиональное самоопределение (в процессе работы выявляются учащиеся с хорошими способностями к данному профилю, которым можно рекомендовать учебу по профессии в ПУ)
– приобретение умения ставить близкие и далекие цели.
Проектное обучение создает условия для творческой самореализации учащихся, повышает мотивацию к учению, способствует развитию познавательных возможностей, самостоятельности, ответственности, умений планировать, принимать решения, оценивать результаты. Школьники с нарушением интеллекта приобретают опыт решения реальных проблем, что очень важно для их самостоятельной жизни.
Закончить своё выступление мне хочется словами Вахтерова «Образован не тот, кто много знает, а тот, кто хочет много знать, и кто умеет добывать знания». Именно проекты помогают мотивировать обучающихся на учебную деятельность, помогают научить их добывать знания, делать свои маленькие, а может, (кто знает?) и большие открытия.
Призываю вас – используйте проекты, это интересно, а положительные результаты налицо!
ИСТОЧНИКИ:
1. Кузьмицкая М.И. Коррекционная роль обучения во вспомогательной школе. М., 1971г. 2.Коррекционная роль обучения во вспомогательной школе. /Под ред. Дульнева Г.М. – М., Педагогика, 1971.
3. Левитес Д.Г. Практика обучения: современные образовательные технологии. М.: ИППТ практической психологии; Воронеж: НПО МОДЭК, 1998.
4.Лернер И.Я. Проблемное обучение. М.: Знание, 1974
5.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998.
6. Е. Сухаревская «Проекты и исследования»7. Т.С. Туманова «Организация и проведение проектной деятельности в начальной школе»
8.Интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями в обществе здоровых детей / Ф.Л. Ратнер, А.Ю. Юсупов. – М.: Гуманитарный изд. центр «ВЛАДОС», 2006.
9. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. / Под редакцией. Е.С. Полат. – М., 2000/
10. Проектная деятельность в начальной школе. / Автор-составитель. М.К. Господникова и др. – Волгоград: Учитель, 2009
Проектно-исследовательская деятельность
на уроках и во внеурочное время
в условиях
специального коррекционного учреждения