Программа коррекционного курса Развитие психомоторики и сенсорных процессов (1 класс ФГОС)
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Кстовская школа-интернат»
РАССМОТРЕНА СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
на заседании Заместитель директора Директор
педагогического совета по УВР МКОУ Кстовская ШИ
от ____ августа 2016 г., ____________М.Я. Бударина ______________А.Н. Янюк
протокол №___ «_____ » сентября 2016 г. «_____ » сентября 2016 г.
Программа коррекционного курса
РАЗВИТИЕ ПСИХОМОТОРИКИ И СЕНСОРНЫХ ПРОЦЕССОВ
I класс
для детей с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
на 2016-2017 учебный год
Разработчик: педагог-психолог
Крылова А.С.
Пояснительная записка
Коррекционный курс «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» интегрирует в себе два раздела: психомоторные и сенсорные процессы. Психомоторика – совокупность сознательно управляемых двигательных действий человека, а также «живые» движения человека, составляющие некое единство с мышечным чувством. Психомоторика предназначена для осуществления произвольных движений, целесообразных действий в процессе получения и преобразования информации.
Психомоторика имеет определённую специализацию, а именно:
- произвольные моторные процессы: движения, действия, поступки;
- сенсорные процессы, решающие задачи отражения и регуляции предметных свойств в окружающей действительности.
Развитие моторной системы у обучающихся, воспитанников тесно связано с развитием сенсорного опыта. Сенсорные системы (визуальная, слуховая, вестибулярная, соматическая) и двигательную функцию, необходимо рассматривать как единое целое.
Сенсомоторная сфера лежит в основе развития познавательный функций, восприятия поступающей информации и накопления социоэмоционального опыта. Поэтому сенсомоторная сфера является важнейшим механизмом, с помощью которого человек входит в окружающую среду, взаимодействует с ней и становится частью её.
Проблема психомоторного и сенсорного развития детей с интеллектуальными недостатками рассматривается как одна из существенных при решении задач социально-трудовой адаптации их в специальной (коррекционной) школе и формировании жизненной компетентности.
Развитие психомоторики и сенсорных процессов у обучающихся, воспитанников создаёт предпосылку для более полноценного участия их в овладении школьной программой и социальной адаптации в целом.
Курс "Развитие психомоторики и сенсорных процессов" наиболее востребован в начальной школе, так как данный период является сенситивным для развития функций эмоционально-волевой регуляции, самоконтроля, учебной мотивации, познавательной активности, коррекции отдельных психических процессов, двигательной расторможенности, координации движений и формирования элементарных сенсорных эталонов.
Цель программы - расширение психосоциальной и эмоциональной компетенции обучающихся, воспитанников через обогащение и развитие психомоторики и сенсорных процессов.
Достижение цели обеспечивается решением следующих задач:
1. Создать оптимальные условия для развития сенсомоторных процессов; обогащать сенсорный опыт с учётом индивидуальных психофизических особенностей обучающихся, воспитанников.
2. Совершенствовать общую и ручную моторику.
3. Коррегировать психические процессы (восприятие, внимание, память, мышление, воображение), обеспечивающие обучающимся успешность всех компонентов учебно-познавательной деятельности.
4. Развивать личность ребёнка с интеллектуальной недостаточностью, через двигательную, социоэмоциональную, познавательную и волевую сферы.
Настоящая программа составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования на основании авторской программы курса коррекционных занятий по «Развитию психомоторики и сенсорных процессов» для обучающихся 1-4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, авт.:– Л. С. Сековец, С. А. Венералова, В. И. Гайнитдинова), НИРО, 2005г, Издательство «АвтосинтезНН» 2005.
Данный курс осуществляется с детьми начальных классов и рассчитан на 64 часа, по 2 часа в неделю в каждом классе. На каждое занятие отводится по 20-25 минут учебного времени на подгруппу или на одного обучающегося при проведении индивидуальных занятий.
Численность группы не более 5-6 человек. Коррекционно-развивающая работа по реализации программы строится на основе диагностики (комплектование подгрупп для занятий с учётом структуры дефекта, уровня психомоторного и сенсорного развития; контроль над усвоением программы обучающимися. воспитанниками осуществляется на основе динамического наблюдения и исследования уровня развития основных параметров программного материала).
Коррекционно-развивающая работа предусматривает также систему тренинговых и игровых занятий, составной частью которых являются дидактические игры и упражнения для комплексного сенсомоторного развития обучающихся, воспитанников начальных классов.
Программа носит модульных характер (инвариантная и вариативная части).
Инвариантная часть предусматривает темы, направленные на развитие и коррекцию психических процессов, формирование адекватной самооценки, положительной восприятие себя и других, развитие произвольности в социально-эмоциональной сфере.
Вариативная часть программы предполагает подбор индивидуально-дифференцированных заданий с учётом психофизических возможностей обучающихся, воспитанников, разработку индивидуального образовательного маршрута для формирования базовых компонентов психомоторного и сенсорного опыта обучающихся, воспитанников.
Структура содержания программы представлена 4-мя блоками:
- двигательная сфера;
- сенсорная сфера;
- коррекция психических процессов;
- социально-эмоциональное развитие.
Принципы построения программы:
коррекционная направленность - предусматривает преодоление недостатков психофизического развития учащихся посредством формирования новых способов познавательной деятельности, общения, поведения и эмоционального реагирования,
индивидуально-дифференцированный подход - обеспечивает реализацию программы с учётом особенностей учащихся в процессе коррекционно-развивающей работы,
принцип комплексного подхода – способствует развитию сенсомоторных и познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы и личности умственно-отсталого школьника в целом,
преемственность - обеспечивает взаимосвязь ранее полученных знаний и личного опыта учащихся.
Содержание коррекционного курса в 1 классе
№ Раздел Содержание
1 ДВИГАТЕЛЬНАЯ СФЕРА 1.Диагностика психомоторного развития.
2.Определение умения ориентироваться в своём теле.
Закреплять названия частей тела: правая, левая нога (стопа, колено, бедро), правая, левая рука (кисть, локоть, плечо). Называть части тела: живот, спина, грудь, шея, голова, уши, глаза, нос,лоб, щеки, губы, подбородок, брови.Закреплять названия пальцев рук(большой,указательный, средний, безымянный, мизинец)
3.Развитие умения ориентироваться в окружающем пространстве.
Учить ориентироваться в помещениях школы.
4.Формирование навыков произвольности в движениях и их координации.
Учить владеть своим телом, вращать частями тела (головой, плечами, кистями, предплечьями,
руками и т.д.).
5.Овладение выразительными движениями и элементами расслабления.
Учить выразительным движениям в различных этюдах и упражнениях (тепло, жарко, опасно и
т.д.). Учить элементам расслабления (имитация стряхивания воды с пальцев рук, «маятник»).
6. Развитие ручной моторики и зрительно – двигательной координации.
Укреплять кисти и пальцы рук; овладевать зрительно-двигательной координацией, используя самомассаж рук, пальчиковую гимнастику, дидактические игры на развитие ручной моторики, пальчиковые игры с предметами, игры со скороговорками и стихами; формировать графические навыки (штриховка и раскрашивание по трафарету геометрических форм: круг, квадрат,
треугольник, прямоугольник, овал и полуовал).
2 СЕНСОРНАЯ СФЕРА I. Развитие зрительного восприятия.
1. Восприятие формы, величины, цвета.
Учить различать форму предмета при помощи зрительного восприятия и осязания. Узнавать и показывать основные геометрические фигуры и тела (круг, квадрат, прямоугольник, куб, шар).
Определять разницу по величине и цвету между предметами одной и той же формы. Различать основные цвета (красный, желтый, зеленый, синий, белый, черный).
2. Формирование целостного образа предмета.
Учить целостному восприятию предмета и осознанию того, что внешний вид предмета может меняться, если на него смотришь спереди, сзади, сбоку, снизу или сверху.
3. Ориентироваться на листе бумаги.
Учить ориентироваться на листе бумаги: справа — слева, вверху — внизу, середина.
4. Формирование временных представлений.
Учить последовательно называть: времена года; сутки: утро, день, вечер, ночь. Учить последовательно называть дни недели, называть какой день сегодня, какой был вчера, какой будет завтра. Учить сравнивать людей по возрасту: молодой, старый, моложе, старше.
II. Развитие слухового восприятия.
Различать неречевые звуки (стук, звон, гудение, жужжание), шумы и их оттенки
III. Формирование общей чувствительности.
1. Развитие тактильно – кинестетической, термической чувствительности.
Учить тщательно мыть руки с мылом, сухо вытирать их полотенцем. Трогать, ощупывать предметы только чистыми руками. Учить приемам ощупывания, касания поверхностей предметов из дерева, ткани, бумаги, различая их в гладкости- шероховатости. Упражнять в термическом чувстве: вода холодная, теплая, горячая.
2. Воспитание барического чувства (чувства тяжести).
Учить определять предметы по весу: легкий, тяжелый; с открытыми и закрытыми глазами.
3. Развитие чувства обоняния и вкуса.
Учить различать по запаху аромат 2 — 3 цветов. Определять на вкус сладкие и горькие продукты.
3 КОРРЕКЦИЯ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ
1. Развитие свойств внимания.
Расширять объем внимания до 2-3 объектов. Развивать устойчивость внимания при выполнении однообразной работы (до 6 мин.) Способствовать развитию элементов произвольного внимания.
2. Развитие памяти. Способы запоминания.
Развивать непроизвольную память, накапливающую материал для последующего произвольного воспроизведения. Знакомить с наиболее целесообразными приемами заучивания и припоминания различного материала
3. Формирование процессов мышления.
Способствовать формированию понятийного аппарата. Обучать сравнению двух предметов, находить сходства и различия по 1.2 признакам. Учить классифицировать по образцу и показу.
Способствовать развитию простейших обобщений.
4 СОЦИАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
1. Уверенность в себе.
Осознавать характерные особенности своей внешности и предпочтения в отношениях с
товарищами.
2. Чувства, желания, взгляды.
Познакомить детей с разнообразным языком эмоций (радость-грусть, гнев, страх)
3. Социальные навыки.
Способствовать освоению основных правил этикета при обмене приветствиями при
встрече и прощании.
Основные требования к знаниям, умениям обучающихя 1 класса
Двигательная сфера
Обучающиеся должны знать:
— названия частей тела (15 — 20);
— помещения в школе (свой класс, кабинет врача, столовую);
— 2 — 3 пальчиковые игры;
— 2 — 3 подвижные игры.
Обучающиеся должны уметь:
— называть и показывать различные части собственного тела;
— свободно владеть своим телом;
— правильно держать ручку, карандаш, копировать и обводить несложные
изображения.
Сенсорная сфера
Обучающиеся должны знать:
— геометрические формы, цвет, величину;
— правую, левую стороны;
— части суток, времена года, дни недели, название текущего месяца;
— неречевые звуки.
Обучающиеся должны уметь:
— различать предметы по цвету и величине;
— выделять части и соединять их в целое;
— ориентироваться на плоскости листа бумаги;
— последовательно называть дни недели, части суток;
— различать неречевые звуки.
Формирование общей чувствительности
Обучающиеся должны знать:
— названия качеств и свойства предметов на основе тактильных ощущений;
Обучающиеся должны уметь:
— соблюдать правила гигиены;
— обследовать свойства предметов (поверхность, вес, температуру);
— различать предметы по вкусу и запаху.
Коррекция психических процессов
Обучающиеся должны уметь:
— действовать одновременно с 2 — 3 предметами;
— сохранять внимание при выполнении работы (до 6 минут);
— переходить от одного вида деятельности к другому;
— запоминать и воспроизводить задания по образцу и словесной инструкции;
— сравнивать 2 предмета, находить в них сходства и отличия;
— делать простейшие обобщения, классифицировать предметы наглядно-
демонстрационного характера.
Социально-эмоциональное развитие
Обучающиеся должны знать и уметь:
— отличительные особенности своей внешности;
— распознавать по внешним признакам эмоциональные состояния человека, обозначать их словом;
— знать и применять правила поведения в школе, других общественных местах.
Тематическое планирование коррекционного курса
«Развитие психомоторики и сенсорных процессов» в 1 классе
№ Тема Количество часов
1 Обследование детей, комплектование групп для коррекционных занятий. 2
2 Знакомство с названиями частей тела. 2
3 Развитие умения ориентироваться в своем теле. 3
4 Развитие умения ориентироваться в своем теле и окружающем пространстве. 3
5 Обучение элементам расслабления. 2
6 Овладение элементами движения. 3
7 Ориентировка на листе бумаги. 3
8 Развитие ручной моторики и зрительно-двигательной координации. 3
9 Ориентировка в помещении школы. 3
10 Развитие восприятия цвета. 3
11 Развитие восприятия формы предметов. 3
12 Развитие восприятия величины предметов. 3
13 Формирование целостного образа предмета. 3
14 Временные представления. 3
15 Развитие неречевого слуха. 3
16 Развитие тактильно-двигательного восприятия и термической чувствительности. 2
17 Развитие чувства тяжести. 2
18 Развитие чувства обоняния и вкуса. 2
19 Развитие внимания. 2
20 Развитие памяти. Способы запоминания. 2
21 Развитие наглядно-образного мышления. 2
22 Знакомство с языком мимики и жестов. 2
23 Я и моя внешность. 2
24 Ты и другие в зеркале (плач, смех, испуг). 2
25 Знакомство с правилами этикета. 2
26 Ты и твои друзья. 2
Итого: 64
Календарно-тематическое планирование
№ Тема занятия, общее количество часов Цель, задачи занятий,
коррекционно-развивающая деятельность Наглядный материал и оборудование Количество часов Дата
1 Обследование детей, комплектование групп для коррекционных занятий
(2 часа) Выявить уровень развития сенсорных и психомоторных процессов. Диагностический инструментарий 2 5.09
7.09
2 Знакомство с названиями частей тела
(2часа) Цель: Формировать представления о внешнем строении человека
Задачи:
Уточнить представление учащихся о внешнем строении человека и названии отдельных частей тела и лица;
Познакомить учащихся с основными частями тела;
Формировать целостный образ человека.
Ориентировка в теле человека. Знакомство с названиями
частей тела: правая, левая нога (стопа, колено, бедро), правая, левая рука
(кисть, локоть, плечо). Повторение ранее знакомых частей тела и лица (живот, спина, грудь, шея, голова, уши, глаза, нос, лоб, щеки, губы, подбородок, брови). Беседа о строении человека. Рисунок человека.
Презентация «Тело человека» -1
1 12.09
Задачи:
Закрепить названия частей тела;
Познакомить учащихся с названиями пальцев рук.
Называние частей тела и лица. Знакомство с названиями пальцев рук (большой, указательный, средний, безымянный, мизинец). Беседа. Рисунок ладони и пальцев. Презентация «Тело человека» -2
1 14.09
3 Развитие умения ориентироваться в своем теле
(3 часа) Цель: Формировать навыки ориентировки в схеме собственного тела
Задачи:
Учить различать правую и левую части собственного тела;
Формировать представления о расположении предметов в пространстве «справа-слева».
Различение правой и левой стороны в теле человека и своем теле(беседа).
Упражнение «Выполни задания» на определение понятий «право-лево». Набор предметов для каждого ребенка (карандаш, ластик, мячик, платочек)
1 19.09
Задачи:
Формировать представления о направлениях пространства «верх-низ», «спереди-сзади»;
Закреплять знание схемы тела человека.
Упражнения «Кто больше» и «Вверх-вниз» на определение изучаемых понятий.
Работа с нарисованной схемой тела человека. Дидактическая игра «Расставь по порядку». Схематический рисунок человека. Мячи среднего размера, игрушки
1 21.09
Задачи:
Формировать навыки самоконтроля;
Учить различать правую и левую стороны в зеркальном отражении.
Соотнесение частей тела с правой и левой сторонами. Упражнение «Покажи правильно» на закрепление ориентировки в схеме собственного тела. Упражнения «Какая рука» и «Незаконченные изображения».
1 26.09
4 Развитие умения ориентироваться в своем теле и окружающем пространстве
(3 часа) Цель: Развивать восприятие пространства.
Задачи:
Развивать умение правильно определять направление и двигаться в заданном направлении;
Учить определять горизонтальные и вертикальные направления.
Четкое выполнение заданий по инструкции педагога «Выполни правильно». Игра «Куда пойдешь и что найдешь?» на определение направления движения. Развивающая дидактическая игра «Вокруг да около» на развитие пространственной ориентировки. Игрушки (кукла, мяч, машинка, зайка); дидактическая игра «Вокруг да около»
1 28.09
Задачи:
Учить моделировать пространственную ситуацию;
Закреплять навыки ориентировки в ближайшем пространстве.
При помощи условной мерки определить расстояние до предметов, используя пространственную терминологию (дальше, ближе, справа, слева и т.д.)-игра «Что к нам дальше, что к нам ближе?». Моделирование кукольной комнаты с последующим составлением плана «У куклы новоселье». Веревка (сантиметровая лента), макет кукольной комнаты, предметы детской мебели, геометрические фигуры
1 3.10
Задачи:
Формировать представления о пространственных отношениях между предметами;
Учить применению пространственной терминологии с использованием предлогов: в, из, за, около, под.
Демонстрация пространственных отношений на примере коробки с мелкими предметами. Упражнение «Выполни задание» на расположение предметов в пространстве по инструкции. Точное объяснение местоположения предметов в комнате в игре «Объясни правильно». Рисунок домика по инструкции. Коробка, набор мелких предметов
1 5.10
5 Обучение элементам расслабления
(2 часа) Цель: Овладеть приемами расслабления, освобождением от мышечных зажимов.
Задачи:
Учить снимать напряжение с кистей рук;
Снизить эмоциональное и мышечное напряжения.
Самомассаж пальцев и кистей рук. Этюды «Сосулька», «Лимон» на снятие напряжения. Имитация стряхивания воды с пальцев рук. Релаксация «Пляж». Магнитофон, аудиозапись спокойной музыки
1 10.10
Задачи:
Учить снимать напряжения с органов зрения;
Активизировать глазодвигательные функции.
Глазодвигательные упражнения: «Глаз-путешественник», «Горизонтальная восьмерка», «Качели», «Часики», помогающие снять физическое, психическое и зрительное напряжение. Релаксация «Облако». Магнитофон, аудиозапись спокойной музыки
1 12.10
6 Овладение элементами движения
(3часа) Цель: Учить выразительным движениям в различных этюдах и упражнениях.
Задачи:
Развивать равновесие, координацию и точность выполнения движений;
Выработать выразительность движений.
Упражнение «Каток» на формирование точности выполнения движения. Упражнение «Через реку по мостику» на развитие равновесия и координации движений.
Изображение летящей бабочки, прыгающей обезьяны, скачущего кенгуру, подпрыгивающий мячик, распрямляющуюся пружину, раскачивающийся маятник, плывущую рыбу, идущую по следу собаку. Скамейка, мяч
1 17.10
Задачи:
Развивать произвольность действий на разные сигналы;
Продолжать вырабатывать выразительность движений.
Упражнение «Скульптура» на развитие произвольности движений, зависящих от слухового сигнала. Упражнение «Запретное число» на корректировку двигательной реакции на словестные сигналы.
Изображение, как идет: старушка с собачкой на поводке; ученик, опаздывающий в школу; старичок с палочкой; мама, ведущая за руку малыша; военные. Магнитофон, аудиозапись спокойной музыки
1 19.10
Задачи:
Овладеть способами невербального общения;
Продолжать вырабатывать выразительность движений.
Упражнения «Иностранец» и «Через стекло» на активизацию невербальной коммуникации.
Изображение мини этюдов: поднятие тяжелого чемодана; поочередное «взятие» в руки очень холодный и очень горячий предметы; несение легкого пакета; жара на улице.
1 24.10
7 Ориентировка на листе бумаги
(3 часа) Цель: Формировать умение ориентироваться в пространстве листа и на поверхности стола.
Задачи:
Учить определять пространственное положение на листе бумаги и поверхности стола;
Учить точности использования словестных обозначений пространства: посередине, в центре, вверху, внизу, справа, слева.
Расположение геометрических фигур на листе бумаги-игра «Что где находится?». Беседа по картинке-схеме о местонахождении детенышей. Умное лото «Забавные животные» на развитие пространственной ориентировки. Модели геометрических фигур, картинка-схема с изображением детенышей животных, лото «Забавные животные»
1 26.10
Задачи:
Учить правильно собирать изображение предмета из отдельных частей;
Развивать навыки ориентировки на листе бумаги.
Составление из разрезной на части предметной или сюжетной картинки целую по образцу и без него. Игра «Что где находится» на ориентировку на плоскости листа по готовому изображению. Графический диктант. Разрезные картинки, лист бумаги с изображением различных предметов, листы в клетку.
1 7.11
Развивать навыки ориентировки в схемах соединения двух объектов на листе бумаги;
Закрепить навыки ориентировки на плоскости листа.
Упражнение «Внимательно слушай и рисуй» на нахождение места для изображения геометрической фигуры на листе бумаги. Ориентировка на листе бумаги-графический диктант. Нахождение оптимального пути соединения двух изображенных объектов – упражнение лабиринты. Листы в клетку, рисунки лабиринтов
1 9.11
8 Развитие ручной моторики и зрительно-двигательной координации
(3 часа) Цель: Формировать и развивать ручную моторику и зрительно-двигательную координацию.
Задачи:
Развивать статическую координацию движений пальцев рук;
Укрепить кисти и пальцы рук;
Упражнения «Гнездо», «Фонарики», «Буквы», «Замок», «Олень здоровается»
Упражнения на развитие мелкой моторики: нанизывание бусинок на шнурок; сортировка фасоли и гороха; собирание мягкого конструктора. Набор бусин, горох, фасоль, конструкторы «Улитка», «Машинка», «Кораблики».
1 14.11
Задачи:
Развивать динамическую координацию движений пальцев рук;
Продолжать укреплять кисти и пальцы рук.
Упражнения «Пальчики здороваются», «Соревнования по бегу», «Необычное животное». Упражнения на развитие мелкой моторики: прикрепление бельевых прищепок к горизонтально натянутой веревке; нахождение спрятанных предметов в «сухом бассейне». Бельевые прищепки, сухой дассейн, набор мелких предметов.
1 16.11
Задачи:
Развивать ритмическую организацию и переключаемость движений рук;
Учить расслаблению рук;
Формировать графические навыки.
Упражнения «Оркестр», «Работники», «Поймай рыбку». Массаж пальцев и кистей рук с использованием стихотворного сопровождения. Штриховка и раскрашивание по трафарету и обводке геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник. Трафареты , обводка.
1 21.11
9 Ориентировка в помещении школы
(3 часа) Цель: Учить ориентироваться в помещениях школы.
Задачи:
Уметь описывать схему маршрута с использованием пространственной терминологии;
Уметь составлять схему маршрута на листе бумаги.
Беседа о том, как обучающиеся идут в школу. Рисование плана «Твой путь в школу».
1 23.11
Задачи:
Развивать навыки ориентировки по схеме пространства;
Уметь определять направление и его изменение по инструкции.
Разыскивание спрятанной игрушки, используя рисунок-схему. Игра «Разведчики» на поиск «тайника» по письменной инструкции. Рисунок-схема класса, лист бумаги с «донесением»
1 28.11
Задачи:
Продолжать развивать навыки ориентировки по схеме пространства;
Уметь соотносить схему изображения предметов с реальными предметами.
Определение «загаданного» класса, используя схему школы. Игра «Расставь мебель в кукольной комнате» Рисунок-схема школы, набор кукольной мебели, рисунок – план комнаты.
1 30.11
10 Развитие восприятия цвета
(3 часа) Цель: Формировать цветовые представления.
Задачи:
Закреплять знание основных цветов спектра;
Обучать приемам соотнесения цветов;
Развивать зрительную память.
Беседа об основных цветах спектра с демонстрацией презентации. Прослушивание стихотворения А.Венгера с демонстрацией предметных картинок. Дидактическая игра «Найди все красное вокруг» на поиск и соотнесение цветов. Игра «Подбери нужный цвет». Презентация «Цвета радуги»
Карточки основных цветов спектра(красный, желтый, зеленый, синий, белый, черный), трафареты, предметные картинки,
1 5.12
Задачи:
Формировать у детей цветовые представления;
Обучать приемам соотнесения цветов;
Учить способам получения новых цветов.
Практические упражнения по смешиванию гуаши и получению новых цветов – оранжевого и фиолетового. Рисование воздушных шаров. Дидактическая игра «Построим башню». Гуашь, конструктор (6 цветов)
1 7.12
Задачи:
Продолжить знакомить с цветами спектра и их оттенками (голубой, розовый);
Формировать цветовые представления – соотносить цвета разнородных предметов;
Закреплять знание постоянного цвета предметов.
Практические упражнения по разведению гуаши и последовательному получению 2-3-х оттенков голубого цвета. Игровое упражнение на составление рядов из кругов по возрастанию и убыванию насыщенности цвета. Дидактическая игра «Определи постоянный цвет предмета». Гуашь, набор кругов разного размера, предметные картинки, цветные карточки.
1 12.12
11 Развитие восприятия формы предметов
(3 часа) Цель: Учить различать форму предмета при помощи зрительного восприятия и осязания, узнавать и показывать основные геометрические фигуры.
Задачи:
Закреплять знания геометрических фигур;
Учить составлять сериационные ряды по величине в возрастающем и убывающем порядке.
Демонстрация основных геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, куб, шар). Упражнения с геометрическими фигурами на нахождение всех треугольников (квадратов, кругов), выкладывание их по величине, по цвету и т.д. настольная игра «Цвета и формы» на развитие сенсорной сферы. Дидактический набор с геометрическими фигурами разной величины и разного цвета. настольная игра «Цвета и формы»
1 14.12
Задачи:
Закрепить знания сенсорных эталонов формы;
Развивать способность к конструированию из плоскостных геометрических фигур.
Упражнение с плоскостными моделями геометрических фигур – «Угадай, какой фигуры не стало». Упражнение на «доске Сегена». Упражнение на выкладывание животных из плоскостных геометрических фигур. Работа с «Волшебным мешочком» на нахождение заданной геометрической фигуры. Модели геометрических фигур, карточки с изображениес животных из геометрических фигур, доска Сегена, волшебный мешочек с набором геометрических фигур.
1 19.12
Задачи:
Закреплять знания о плоскостных геометрических фигурах;
Учить определять форму предметов бытового назначения;
Обучать выбору фигур на ощупь по зрительно воспринимаемому образцу.
Упражнения с плоскостными моделями геометрических фигур. Дидактическая игра «Определи на ощупь» на выбор геометрических фигур по зрительному образу. Дидактическая игра «Цвет. Форма. Размер. Пространственная ориентировка.» на развитие сенсорной сферы. Модели геометрических фигур, кусок плотной ткани, дидактическая игра «Цвет. Форма. Размер. Пространственная ориентировка.»
1 21.12
12 Развитие восприятия величины предметов
(3 часа) Цель: Сформировать представления о величине предметов.
Задачи:
Вырабатывать навык соотнесения предметов по величине при составлении сериационных рядов в возрастающем и убывающем порядке;
Уточнить понятия «высокий-низкий»;
Упражнение «Разноцветные кружки» на составление сериационных рядов по признакам величины. Дидактическая игра «Цвет. Форма. Размер» на развитие сенсорной сферы. Дидактическая игра «Определи высоту». Набор разноцветных кругов разного размера, перфокарты с изображением домов, дидактическая игра «Цвет. Форма. Размер».
1 26.12
Задачи:
Уточнить понятия «длинный – короткий»;
Упражнять в использовании условных мерок.
Практическое упражнение на сравнение по длине разноцветных полосок. Игровое упражнение «Самая длинная, самая короткая» на составление сериационных рядов по длине. Игровое упражнение «Произведи измерение» на закрепление понятий «длинный-короткий». Набор разноцветных полосок и лент разной длины, 3 игрушки, палочки для измерения.
1 9.01
Задачи:
Закрепить навык соотнесения предметов по величине;
Сравнить изображения по разным параметрам величины;
Закрепить применение условной мерки.
Определить, какие предметы могут поместиться друг в друга - игровое упражнение «Что в чем». Упражнение «Выполни задание» на сравнение изображений по различным величинам. Упражнение «Дальше-ближе» на определение расстояния «на глаз». Предметные картинки или контурные изображения предметов (ведро, чашка, машина, чайник, кошелек, чемодан), лист бумаги с написанными буквами и цифрами разной длины и ширины, картинка с изображением леса.
1 11.01
13 Формирование целостного образа предмета
(3 часа) Цель: Учить целостному восприятию предмета.
Задачи:
Развивать зрительный анализ и синтез;
Развивать произвольное зрительное внимание.
Упражнение «Тени» на соотнесение изображения предмета и его тени. Узнавание точечных или пунктирных изображений предметов и геометрических фигур. Узнавание перечеркнутых, наложенных друг на друга изображений. Презентация «Найди 10 отличий» на поиск отличий в изображениях. Листы с заданиями на каждого ребенка: «тени», «пунктирные предметы», «зашумленные картинки». Презентация «Найди 10 отличий».
1 16.01
Задачи:
Развивать зрительно-пространственное восприятие;
Развивать зрительную память.
Упражнения «Что пропало?», «Что изменилось?», «Запомни и нарисуй» на развитие зрительного внимания и памяти.
2 набора по 5-7 предметов (очки, книга, тетрадь, ластик, шапка, носовой платок, игрушка), (карандаш, машинка, линейка, мячик, кубик, бант), карточки с буквами, цифрами и геометрическими фигурами.
1 18.01
Задачи:
Сформировать зрительный образ;
Развивать зрительную концентрацию
Игра «Волшебный мешочек» для характеристики предметов на ощупь (шершавый, гладкий, деревянный, округлый и т.д.).
Словестная игра «Что бывает?» - на воспроизведение по памяти предметов, обладающие определенным качеством (что бывает круглое, плоское, мягкое, желтое и так далее). Показ по «Знаковой таблице» определенного цвета цифры в порядке возрастания (убывания). «Волшебный мешочек» с мелкими предметами, «знаковая» таблица с рядами цифр
1 23.01
14 Временные представления
(3 часа) Цель: Учить последовательно называть: сутки, дни недели, времена года.
Задачи:
Формировать целостное представление о сутках;
Развивать слуховую и зрительную память;
Обучать аргументированию своего ответа.
Отгадывание загадок на тему «Сутки». Рассматривание иллюстраций с изображением пейзажей в разное время суток. Упражнение «Приветствия» на определение времени суток по приветствию. Упражнение «В какое время уток это бывает?» на формирование представлений о временной последовательности событий. Иллюстрации с изображением одного и того же пейзажа в разное время суток, сюжетные картинки с изображением постоянных видов деятельности людей в разное время суток (зарядка, умывание, завтрак и т.д.)
1 25.01
Задачи:
Формировать целостное представление о неделе как временном отрезке;
Развивать логическое мышление.
Отгадывание загадок на тему «Неделя». Объяснение понятия «Неделя». Игра «Неделька» на формирование представления о порядке следования дней недели. Дидактическая игра «Молчанка» на закрепление представления о количестве дней в неделе и порядке их следования. Таблички с названиями дней недели. Модель «Неделя» - круг, разделенный на 7 частей – дней недели, набор карточек с цифрами от 1 до 7
1 30.01
Задачи:
Закрепить понятия о временах года и сезонных изменениях в природе;
Учить соотносить действия людей с сезонными изменениями в природе;
Развивать внимание.
Отгадывание загадок на тему «Времена года». Работа с иллюстрациями по временам года – раскладывание по порядку, называние характерных признаков каждого времени года. Упражнение «Когда деревья надевают этот наряд?» на формирование знаний о сезонных изменениях в природе. Дидактическая игра «В какое время года нужны эти предметы?» на закрепление понятия о временах года. Иллюстрации времен года, предметные картинки (плащ, лыжи, купальник, зонт и т.д.), картинки с изображением деревьев в разное время года.
1 1.02
15 Развитие неречевого слуха
(3 часа) Цель: Учить прислушиваться к окружающим звукам, воспринимать и различать их.
Задачи:
Учить воспринимать окружающие звуки, различать их на слух;
Учить дифференцировать звучащие музыкальные инструменты;
Формировать умение действовать по звуковому сигналу.
Упражнения на развитие умения ориентироваться в пространстве по звуку – «Найди игрушку», «Определи, откуда звук». Игра «Угадай, что я делаю?» на определение действия педагога по звуку. Игра «Угадай, какой музыкальный инструмент звучит» на различение звучания музыкальных инструментов. Колокольчик, магнитофон, аудиозапись звучания детских музыкальных инструментов, набор картинок с изображением детских музыкальных инструментов.
1 6.02
Задачи:
Учить различать характер музыки;
Учить различать музыку по громкости.
Упражнение «Различай веселую и грустную музыку» на соотнесение цвета карточки с характером музыки. Упражнение «Тихо и громко» на соотнесение действий с силой звучания.
Магнитофон, аудиозапись веселой и грустной музыки, две карточки(светлая и темная) на каждого ребенка, аудиозапись тихой и громкой музыки.
1 8.02
Задачи:
Развитие чувства ритма.
Отбить бубном ритм, показанный на карточках - игра « Удар в бубен». Упражнения для формирования чувства ритма – отхлопывание в ладоши простого ритмического рисунка, ходьба с хлопками под удары бубна, ускорение и замедление ходьбы при изменении звучащей музыки. Бубен, набор карточек с нарисованными в разном порядке длинными и короткими полосками,
1 13.02
16 Развитие тактильно-двигательного восприятия и термической чувствительности
(2 часа) Цель: Учить приемам ощупывания поверхностей предметов и различению их фактур и качеств.
Задачи:
Уметь находить знакомые предметы на ощупь;
Совершенствовать зрительно – двигательные координации рук и глаз.
Упражнение «Волшебный мешочек» на нахождение нужного предмета на ощупь. Нахождение геометрической фигуры на ощупь по зрительно-воспринимаемому образу – игра «Узнай фигуру». Игра на скорость «Кто быстрее» на нахождение предметов на ощупь по инструкции педагога. Непрозрачный мешок, предметы разной формы, величины, фактуры. Два набора плоскостных и объемных геометрических фигуг (кубики. Конусы, цилиндры, овалы, квадраты, треугольники)
1 15.02
Задачи:
Уметь определять фактуры материала на ощупь;
Уметь определять размер наполнителей на ощупь.
Игра «Платочек для куклы» на нахождение платка определенной фактуры. Упражнение с «тактильными брусочками» на определение материала на ощупь. Упражнение с «тактильными мешочками» на раскладывание мешочков по мере увеличения размера наполнителя. Непрозрачный мешок, три куклы в разных платочках (шелковом, ситцевом, шерстяном); «Тактильные брусочки», «Тактильные мешочки»
1 27.02
17 Развитие чувства тяжести
(2 часа) Цель: Учить определять предметы по весу.
Задачи:
Учить сравнивать предметы по массе и определять свои ощущения вербально;
Дать представление о приборах для измерения веса – бытовых весах.
Беседа «Что тяжелее, что легче?». Демонстрация бытовых весов, безмена. Взвешивание некоторых предметов. Упражнение «Определи, что тяжелее (легче)» на сравнение веса предметов в руках с последующей проверкой на весах. Игра «Определи вес «на глаз»» на определение веса предмета по картинкам. Набор предметов разного веса, предметные картинки, весы для домашнего пользования, безмен.
1 1.03
Задачи:
Упражнять в соотнесении предметов по степени тяжести;
Учить составлять сериационные ряды по возрастающей и убывающей степени тяжести предметов.
Упражнения в определении веса «на руку»: поднять одной рукой, двумя руками; взвешивать на ладонях; наблюдать и слушать как падает предмет, выпущенный из руки. Дидактическая игра «Определи, кто тяжелее, кто легче» - определение веса (тяжелее, легче) на примере животных. Набор предметов разного веса (тетрадь, книги, воздушный шар, меховой помпон, гайка, мяч, гвоздь, железный брусок, грецкий орех, семечко); картинки с изображением животных.
1 6.03
18 Развитие чувства обоняния и вкуса
(2 часа) Цель: Учить узнавать по запаху и вкусу знакомые и незнакомые ароматы и продукты.
Задачи:
Пробудить интерес к миру запахов и использованию обонятельной чувствительности для получения информации;
Учить различать запахи и определять их словом.
Беседа по соблюдению правил при знакомстве с новыми запахами. Определение и различение предметов по запаху с закрытыми глазами с использованием слов: приятный, неприятный, резкий, слабый, свежий, нежный и др. Игра «Три флакона» на различение жидких веществ по запаху.
Баночки с наполнителями : мыло, чеснок, кофе, лук, растительное масло, хлеб, лавровый лист, апельсин, гнилой картофель, испорченное мясо. Три флакона с шампунем, уксусом, шампунем.
1 13.03
Задачи:
Познакомить с четырьмя видами вкусовых эталонов: кислое, сладкое, соленое, горькое;
Формировать вкусовую чувствительность;
Учить словом обозначать свои вкусовые ощущения.
Беседа по соблюдению правил при знакомстве с новыми продуктами и напитками. Упражнение на развитие вкусов «Вкусовые баночки». Игра «Определи на вкус» на объяснение вкусовых ощущений словами. Игра «Назови вкус продуктов» на определение характеристик вкуса по картинкам. «Вкусовые баночки» с разными видами раствора: кислый, сладкий, соленый, горький. Предметные картинки.
1 15.03
19 Развитие внимания
(2 часа) Цель: Развивать основные свойства внимания.
Задачи:
формировать умение сравнивать, анализировать
Развивать произвольное внимание, переключение, распределение;
Развивать концентрацию и объем внимания.
Упражнение "Чем отличаются два рисунка?" на поиск отличительных деталей в схожих картинках. Упражнение «Найди два одинаковых» на способность отыскать одинаковые предметы среди множества других. Нанизывание бусин по образцу. Картинки с 5-ю отличиями, рисунок с изображением пяти предметов, среди которых два одинаковых. Бусины, образец для нанизывания бус.
1 20.03
Задачи:
Развивать произвольное внимание, мелкую моторику рук;
Развивать наблюдательность
Выкладывание узора из счетных палочек по образцу. Упражнение «Найди тень» на поиск тени к определенной фигуре из множества других. Упражнение «Найди дорожку» на прохождение извилистого лабиринта и поиска верной дороги.
Счетные палочки, картинки с изображением узора из счетных палочек. Рисунок с изображением фигуры и отбрасываемой тени. Бланк с лабиринтом.
1 22.03
20 Развитие памяти. Способы запоминания
(2 часа) Цель: Развивать основные свойства памяти и способы запоминания.
Задачи:
развивать произвольную зрительную память;
Познакомить с наиболее простыми способами запоминания.
Упражнение «Найди пару» на поиск пары варежки из множества предложенных по памяти. Упражнение «Ассоциации» на выстраивание к предметам ряды ассоциаций.
Силуэты рукавиц, отличающихся цветом, количеством, расположением геометрических фигур, составляющих узор.
Набор картинок (сердце, часы, снежинка, молния) (чайник, кошка, аптека, лес, парта, волосы, ложка, газета).
1 3.04
Задачи:
Развивать непроизвольную образную память;
Продолжать знакомить со способами запоминания и припоминания различного материала.
Упражнение «Опиши игрушку» на описание игрушки по памяти. Упражнение «Рисуем схему» на схематическое отражение содержания предложений. Необычная игрушка. Простой текст.
1 5.04
21 Развитие наглядно-образного мышления
(2 часа) Цель: Обучение сравнению, классификации и простому обобщению предметов
Задачи:
Учить выделять общие свойства предметов, называть обобщенным словом;
Учить распределять предметы по классам.
Устно назвать предметы, которые входят в заданную группу (домашние животные: кот, собака и т.д.) и наоборот (лиса, волк и т.д. – дикие животные)
Настольная игра «Что лишнее» на обобщение и классификацию.
1 10.04
Задачи:
Продолжать учить обобщению классификации и сравнению.
Развивающие игры «Предметы и контуры», «Подбери картинку» на классификацию и обобщение.
1 12.04
22 Знакомство с языком мимики и жестов
(2 часа) Цель: Познакомить учащихся с разнообразным языком эмоций.
Задачи:
Тренироваться в мимическом выражении различных эмоциональных состояний;
Развивать способность выражать эмоции на бумаге.
Упражнение «Эмоции» на воспроизведение эмоциональных состояний (радость, грусть, гнев, страх). Упражнение «Тренировка эмоций» на демонстрацию состояний, написанных на карточках. Рисование эмоций. Карточки с заданиями (Улыбнись, как будто ты увидел чудо. Испугайся, как ребенок, потерявшийся в лесу и т.д.)
1 17.04
Задачи:
Учить говорить о своем эмоциональном состоянии;
Закреплять способность выражать эмоции на бумаге
Беседа на тему «Закончи предложение» (я радуюсь, когда…, Мама грустит, когда…). Упражнение «Художники» на рисование сюжета, повлиявшего на эмоциональное состояние героя. Карточки с изображением детей с разными эмоциональными состояниями.
1 19.04
23 Я и моя внешность
(2 часа) Цель: Развивать интерес к себе, к особенностям своей внешности.
Задачи:
Активизация внимания к своей внешности.
Беседа на тему «Лицо человека». Упражнение – анкета «Мое лицо» - на определение характерных черт лица. Автопортрет. Карточки с вариантами: мой нас, мои глаза, мои волосы, мой овал лица.
1 24.04
Задачи:
Закрепить знание детей о своей внешности.
Беседа на тему «Опиши себя». Игра «Угадай, кто это» на узнавание себя и одноклассников по словесному описанию. Аппликация «Это я». Заготовки из бумаги: фигура человека, одежда, лицо.
1 26.04
24 Ты и другие в зеркале (плач, смех, испуг)
(2часа) Цель: Развивать эмоционально-волевую сферу.
Задачи:
Распознавать эмоциональное состояние другого человека;
Продолжать развивать способность выражать эмоции на бумаге.
Упражнение «Наше лицо» на тренировку в узнавании мимических выражений. Игра «Покажи без слов» на разыгрывание эмоциональных ситуаций. Рисование эмоций. Карточки с пиктограммами эмоций. 3.05
Задачи:
Обучение адекватному выражению различных эмоций;
Развивать самоконтроль.
Беседа на тему «Роль эмоций в общении». Упражнение «Посчитал до 10 я и решил…», как способ ухода от конфликта. Разыгрывание ситуаций. Презентация «Эмоции».
1 10.05
25 Знакомство с правилами этикета
(2 часа) Цель: Формировать культуру поведения и общения обучающихся.
Задачи:
Знакомство с правилами этикета;
Сформировать навыки культурного поведения при приветствии.
Демонстрация мнемотаблицы на тему «Приветствие». Зарисовка таблицы в тетради. Разыгрывание ситуаций «Приветствие», представленных в таблице. Мнемотаблица «Приветствие»
1 15.05
Задачи:
Продолжать знакомить с правилами этикета;
Сформировать навыки культурного поведения при прощании.
Демонстрация мнемотаблицы на тему «Прощание». Зарисовка таблицы в тетради. Разыгрывание ситуаций «Прощание», представленных в таблице. Мнемотаблица «Прощание»
1 17.05
26 Ты и твои друзья
(2 часа) Цель: Развивать коммуникативные навыки.
Задачи:
Развивать доверие друг к другу;
Учить умению выслушать другого, принимать иную точку зрения.
Упражнение «Слепой и поводырь» на формирование доверия к окружающему миру. Упражнение «Волшебные очки» на формирование сплоченности в группе. «Волшебные очки»
1 22.05
Задачи:
Развивать навыки конструктивного общения.
Упражнения «Портрет агрессивного человека», «Критикуй не обижая» на коррекцию агрессивного поведения.
1 24.05
Учебно-методическое и материально–техническое
обеспечение образовательной деятельности
по коррекционному курсу «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» в 1 классе
Для реализации программного содержания используются следующие учебно-методические и технические средства обучения:
Демонстрационные картинки и иллюстрации различной тематики;
Наборы мелких предметов разных цветов, величины, фактуры, цвета;
Лабиринты;
Сыпучий материал;
Контурные изображения предметов;
Рамки с застежками;
Шнуровка;
Доски Сегена;
Плоскостные геометрические фигуры;
Объемные геометрические фигуры;
Трафареты для ободки, штриховки;
Мнемотаблицы;
Карточки основных цветов;
Презентации различной тематики;
«Вкусовые баночки»;
Баночки с различными ароматами;
Набор предметов разного веса;
«Шумовые коробочки»;
Аудиозаписи различной тематики;
Дидактические игры;
Игрушки;
Спортивный инвентарь;
Конструктор;
Сухой бассейн;
Проектор;
Компьютер.
Список литературы(основной).
"Развитие психомоторики и сенсорных процессов". Программа коррекционного курса для
учащихся 1-4 классов специальной(коррекционной) общеобразовательной школы VIII
вида. НИРО , 2005. Издательство "Автосинтез НН".
Список литературы(дополнительный).
1. Андрущенко Т. Ю., Карабекова Н. В. Коррекция психического развития младших
школьников на начальных этапах обучения // Вопросы психологии. - № 1.-1991.
2. Адилова М. Ш. Особенности психомоторики детей с задержкой психического
развития младшего школьного возраста// Дефектология. - № 4 - 1988.
3. Аксенова А. К., Якубовская Э. В. Дидактические игры на уроках русского языка в
1-4 классах вспомогательной школы,- М.: Просвещение, 1991.
4. Алябьева Е. А. Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего
дошкольного возраста,- М.: ТЦ Сфера, 2002..
5. Вайяяан Н. П. Психомоторика умственно отсталых детей,- М.: Аграф, 1997.
6. Вербовская Е. В., Большее А. С., Лебедев Ю. А., Силкин Ю. Р., Филлипова Л. В.
Психомоторное и эмоциональное развитие шестилетнего ребенка средствами
выразительного движения,- М.: Н. Новгород, 2001.
7. Воронкова В. В. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе. -М.:
Школа- Пресс, 1994.
8. Выготский Л. С. Собрание сочинений в 6-ти тт. Т.5. Основы дефектологии / Под
ред. Т. А. Власовой. - М.: Просвещение, 1983.
9. Горбачева Л. С. Роль игры в формировании пространственных представлений у
младших школьников вспомогательной школы // Дефектология. -№ 3. -1991.
10. Грабенко Т. Н., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Коррекционные, развивающие и
адаптирующие игры. - СПб.: «Детство-Пресс», 2002.
11. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. /
Под ред. Л. А. Венгера,- М.: Просвещение, 1978.
12. Катаева А. А., Стребелева Е. А. Дидактические игры в обучение дошкольников с
отклонениями в развитии. - М.: «Владос», 2001.
13. Катаева А. А., Ким С. Г. Восприятие и обобщение величин у умственно отсталых
дошкольников // Дефектология. - № 6,-1976.
14. Коваль В. В. Коррекционные игры во вспомогательной школе // Дефектология. -
№ 5,- 1991.
15. Левашова С. А. Психологи подросток: коммуникативно-двигательный тренинг. -
Ярославль, 2002.
16. Минаева В. М. Развитие эмоций дошкольников. - М.: Аркги, 2001.
17. Метиева Л.А., Удалова Э.А. Сенсорное воспитание детей с отклонениями в
развитии. Сборник игр и упражнений.Москва, 2007.
18. Никишина В. Б. Практическая психология в работе с детьми с задержкой
психического развития. - М.; Владос, 2003.
19. Павлова Т. А. Развитие пространственного ориентирования у дошкольников и
младших школьников. - М.: «Школьная пресса», 2004.
20. Сековец Л. С. Коррекционно-педагогическая работа по физическому воспитанию
детей дошкольного возраста с нарушением зрения.-Н. Новгород: Издатель Ю. А.
Николаев, 2001.
21. Семенака С. И. Уроки добра: Коррекционно-развивающая программа для детей 5-
7 лет. - М.: Аркги, 2002.
22. Узорова О. В., Нефедова Е. А. Игры с пальчиками. - М.: ACT Астрель, 2002.
23. Фомина Л. В. Сенсорное развитие. Программа для детей (4) 5-6 лет. - М.:
Сфера, 2001.
24. «Я, ты, мы». Программа по социально-эмоциональному развитию детей