Конспект урока по истории Международные отношения в XVII веке(7 класс)
ПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКА
по истории в 7 классе по теме «Международные отношения в Европе в XVI – XVII веках»
Ф.И.О. Елисеева Анжела Евгеньевна
Место работы: ГБОУ гимназия №271 им. П.И. Федулова Красносельского района Санкт-Петербурга
Должность: учитель истории и обществознания
Предмет: история
Класс: 7
Тема и номер урока в теме: Международные отношения в конце XVI- начале XVII в. Тридцатилетняя война (урок №11 пятый урок в теме «Западная Европа во 2-й половине XVI- 1-й половине XVII в.» – 5 часов)
Учебник: Всеобщая история 7 класс учебник для общеобразовательных учреждений: базовый уровень.
В.В. Носков, Т.П. Андриевская. Рекомендован Министерством образования и науки РФ. М.: Просвещение, «Вентана-Граф», 2012.
8. Цель: формировать умение выстраивать гипотезу и её поверять на конкретном историческом материале
9. Задачи:
направить деятельность учащихся на работу по выяснению причин территориальных изменений в XVI-XVII веках
используя различные источники: исторические карты, учебник уметь находить нужную информацию
способствовать формированию коммуникативных умений
10. Ожидаемые результаты:
По окончании урока обучающийся должен:
1.Предметные умения:
- называть причины обострения международных отношений в XVI-XVII веках;
- называть причины и знать ход Тридцатилетней войны;
- называть последствия Тридцатилетней войны и ее значение.
2.Познавательные умения:
- извлекать информацию из текста параграфа и исторической карты;
- систематизировать информацию, представляя ее в виде таблицы;
- устанавливать причинно-следственные связи;
3.Регулятивные умения:
- ставить цель и достигать результат;
4.Коммуникативные умения:
- аргументировать свое мнение;
- участвовать в коллективном обсуждении.
Материалы и оборудование:
Презентация «Международные отношения в Европе в XVI-XVII веках». Историческая карта «Европа на рубеже XVI-XVII веков». Историческая карта «Италия во второй половине XVI века». Историческая карта «Тридцатилетняя война в Европе». Историческая карта «Вестфальский мир в Европе». Атласы по истории Нового времени (у обучающихся).
Ход урока:
Этап урока Деятельность учителя Деятельность ученика
Изучение нового материала
(35 мин.) 1.Карта Европы в начале XVI века.
Посмотрите, пожалуйста, на две исторических карты: «Карта Европы в начале XVI века» и «Карта Европы в середине XVII века». Есть ли какие-нибудь изменения на них? Если есть, то какие? Слайд №1
Это две карты показывают развитие Европы на протяжении полутора столетий. Возникает вопрос, почему они произошли. Что послужило причиной таких изменений. Как вы считаете?
Хорошо. Тогда, на ваш взгляд, каков будет главный вопрос сегодняшнего урока? Какова цель нашего сегодняшнего урока? (постановка проблемы).
Слайд №3
Главный вопрос записывается на доске.
2.Причины обострения международных отношений в XVI-XVII веках.
Мы с вами уже изучили историю отдельных государств в XVI веке, рассмотрели некоторые стороны их взаимодействия. И, возвращаясь, к главному нашему вопросу, вернее, к вашему ответу на причины изменения карты Европы, нам предстоит ответить на вопрос, почему же возникали войны в XVI-XVII веках.
Давайте попробуем ответить на вопрос, в чем же были причины войн и конфликтов XVI-XVII веков. (постановка проблемы).
Ответы обучающихся записываются на доске.
Проверка гипотезы Слайд №5
3. Итальянские войны 1494-1559 гг.
Итак, первыми крупными конфликтами в начале XVI века стали Итальянские войны 1494-1559 гг.
Давайте вместе проследим по карте события Итальянских войн. Слайд № 6
Главной причиной Итальянских войн стало стремление расширить территории отдельных итальянских княжеств.
В 1494 году Франция, претендовавшая на престол в Неаполетанском королевстве, вторглась в Флоренцию и заняла Неаполь. В войну против Франции вступили Испания и Австрия, Венеция, которые изгнали французов.
В 1499 году Франция вторглась в Милан, захватив его, Ломбардия перешла под власть Франции. Франция и Испания вторглись в Неаполь, который перешел под власть Испании. Папы Римские отвоевали соседние провинции, где было создано крупное Папское государство. В 1510 году Папского государство захватило часть североитальянских владений Венеции. В 1513 году Милан перешел под протекторат Швейцарии. В 1517 году Франция и Венеция поделили Северную Италию. В итоге Итальянских войн Испания захватила большие территории в Италии (Неаполь, Сицилию и др.), Франция заняла лишь небольшие территории на Западе Италии.
4. Тридцатилетняя война (1618-1648).
Слайд №7,8
Следующей крупной войной в Европе стала Тридцатилетняя война (1618-1648 гг.).
Слайд № 9
Я предлагаю вам самостоятельно посмотреть основные события Тридцатилетней войны и зафиксировать ход войны в таблице (организация самостоятельной работы обучающийся).
Слайд № 10
По окончании работы над таблицей обучающиеся зачитывают получившийся результат. Слайд №11,12,13,14,15
5. Вестфальский мир 1648 года.
Итак, мы с вами определились, что в 1648 году Тридцатилетняя война завершилась подписанием Вестфальского мира. Давайте снова обратимся к исторической карте и посмотрим, какие территориальные изменения произошли после ее окончания (организация самостоятельной работы обучающихся).
Слайд № 16
По окончании работы над таблицей обучающиеся зачитывают получившийся результат. Результат показывают по карте.
Исходя из результатов Тридцатилетней войны, давайте сделаем вывод о ее итогах и значении для стран Европы. Есть. Изменения в размерах государств (территориальные изменения).
Войны между государствами, переход территорий от одних государств к другим, возникновение новых государств. Слайд № 2
Обучающиеся формулируют цель: Выяснить причины территориальных изменений XVI - середины XVII веков и их значение. (решение проблемы)
Причины международных конфликтов XVI-XVII веков:
1.Создание крупных национальных государств (Франция, Испания, Англия)
2.Противоречия в торговле, «торговые войны» (Англия-Испания, Франция-Испания, Франция-Англия)
3.Религиозный вопрос: католичество (Габсбургская империя, Франция) – протестантизм (Англия, Дания, Швеция, Германские княжества)4.Создание новых государств (Нидерланды) (решение проблемы)
Причины конфликтов записываются в тетрадь.
Слайд № 4
Запись в тетради:
Итальянские войны 1494-1559гг. Результат: Испания захватила большие территории в Италии (Неаполь, Сицилию и др.), Франция заняла лишь небольшие территории на Западе Италии, Папское государство стало сильным и влиятельным.
Запись в тетради:
Тридцатилетняя война (1618-1648)
Таблица: Тридцатилетняя война
Дата Событие Результат
1618г. Восстание в Чехии. Складывание союзов, начало войны.
1620г. Битва у Белой горы. Католики воюют в Германии.
1630г. Вступление в войну Швеции. Высадка швецкого десанта в Германии.
1632г. Битва у г. Лютцен. Победа Швеции.
1634г. Вступление в войну Фрацнии, Нидерландов. Незначительные бои, мародерство, народное сопротивление.
1648г. Заключение Вестфальского мира. Окончание войны.
Вестфальский мир 1648г.
Страна Территория
Швеция Бремен, Западная Померания.
Франция Эльзас, Лотарингия.
Бранденбург Мангдебург, Восточная Померания.
Саксония Лужицы.
Бавария Верхний Пфальц.
БрауншвейгОснабрюк.
Гессен Херсфельд.
Нидерланды Получили независимость.
Швейцария Получила независимость.
Укрепили свои позиции и стали главными странами Европы Франция и Швеция, а также укрепили положения некоторые германские государства. Нидерланды и Швейцария получили независимость.
(вывод записывается в тетрадь)
Закрепление
(3 мин.) Итак, давайте вернемся к главному вопросу нашего урока (записан на доске). Получили ли мы ответ на него в ходе урока? Если получили, давайте его озвучим. Да. Причинами территориальных изменений в Европе в XVI-XVII веках стали войны европейских государств по ряду причин, результатом которых (войн) стало укрепление Франции и Швеции, а также обретение независимости Нидерландов и Швейцарии.
(вывод записывается в тетрадь)
Домашнее задание
(2 мин.) §12, вопросы, доказать, что Тридцатилетняя война носила европейский характер. Подготовить устное сообщение о лидере Тридцатилетней войны. В ходе урока обучающиеся проявляли активность в выполнении предложенных учителем заданий. Ребята сами формулировали цели и задачи урока, выдвигали гипотезы и в ходе анализа информации делали выводы о правомочности каждой из гипотез. Самостоятельная работа ребят проходила абсолютно осознанно и была нацелена на решение поставленной проблемы. Обучающиеся активно высказывали свою позицию, при необходимости доказывали ее, приводили аргументы. Большой интерес вызвало задание описания результатов Тридцатилетней войны по исторической карте.
Таким образом, по результатам занятия, возможно, сделать вывод о том, что все поставленные цели учителем при составлении сценария урока достигнуты. Обучающиеся не только смогли назвать основные события и провести причинно-следственные параллели, но и продемонстрировали умения работать с различными источниками информации, а также организовывать самостоятельную деятельности, высказывать свою позицию, аргументируя ее конкретными фактами.