Культура России в XVII веке
Культура России XVII века
Обмирщение культуры –усиление светских начал в культуре.
1. Образование.В 17 веке появилась потребность в грамотных людях. В городах и в деревнях «грамотеи» открывали школы. (Например, открыта 1685 г. «школа для учения детям» в г. Боровске) Дворяне приглашали детям учителей из-за границы. На Руси стали обучать иностранным языкам. Печатный двор выпускал учебные книги 1574 г. – «Букварь» Ивана Федорова1574 г. «Грамматика» Мелетия Смотрицкого 1694 г., 1696 г. «Буквари» Кариона Истомина
Большую роль в развитии просвещения сыграл Ртищев Фёдор Михайлович, русский государственный и культурный деятель. Пригласив из Киева учёных монахов (Епифания Славинецкого и др.), организовал в Москве школу при Андреевском монастыре (так называемое Ртищевское братство), ставшую предшественницей Славяно-греко-латинской академии. Для ознакомления москвичей с полифонической музыкой выписал хор из Киева. Ртищев содействовал расширению системы медицинских и благотворительных учреждений в России. За нравственные качества и благотворительную деятельность получил от современников прозвище "милостивого мужа".
В качестве учителей приглашаются монахи из Польши. Таким учителем стал монах Симеон Полоцкий. СИМЕОН ПОЛОЦКИЙ (в миру Самуил Емельянович Петровский-Ситнианович) (1628–1680), церковный деятель, богослов и писатель. Родом из Белоруссии, вероятно из Полоцка. Занимаясь с 1667 воспитанием царских детей, написал для них несколько сочинений, в том числе Вертоград многоцветный (сборник нравоучительных стихов, в котором Симеон выступает как родоначальник русского силлабического стихосложения) и Книгу кратких вопросов и ответов катехизических. К 1670 составил Венец веры кафолической
СЛАВЯНО-ГРЕКО-ЛАТИНСКАЯ АКАДЕМИЯ – первое высшее учебное заведение в России, существовавшее в Москве с 1687 по 1814. Первые преподаватели греки – братья Иоанникий и Софроний Лихуды. Академический курс начинался с подготовительного класса, который назывался «русской школой». После него ученики переходили в «школу греческого книжнего писания», изучали славянскую и греческую грамматику и латынь, затем приступали к изучению иных предметов, соответствующих высшей ступени обучения, – риторики, диалектики, богословия, физики. Братья Лихуды сами составляли учебники по всем предметам, следуя образцам учебных книг европейских университетов. Так, в учебный материал были включены труды Аристотеля, Демокрита, Кампанеллы, примеры из литературных произведений и богословских текстов.
2. Наука. Наука на Руси была развита слабо и ориентировалась в основном на практические нужды.С освоением Сибири появились рукописные карты. 1696 г. С. Ремизов создал карты «Чертёжная книга Сибири». В 1678 г. появилась 1-я печатная история - «Синопсис». В нем дан краткий обзор русской истории с древнейших времен до 17 века. Технические новинки доставлялись из-за границы. Начинается применение водяных двигателей. 1615 г. была изготовлена 1-я нарезная пушка.
3. Литература. Авраамий Палицын « Сказание» повествует о «разбойничестве» первых лет нового века. Дьяк И. Тимофеев во « Временнике» , И. М. Катырев –Ростовский пишут о Смуте. Читают жития святых Антония и Феодосия Печерских, Сергия Радонежского и др. Но: создаются жития-биография не церковных, а гражданских лиц. «Житие» протопопа Аввакума. Ярким явлением того времени являются сатирические повести и сказания - «О Шемякином суде» «Повесть о Фоме и Ереме»«Повесть о Ерше Ершовиче». Новые черты литературы: внимание к личности героев, их душевным переживанием. Родились новые жанры – светская повесть драма, стихи с их бытовыми, сатирическими и любовными мотивами. Переводится иностранная литература: рыцарские романы; юмористические рассказы; приключенческие повести и т.д.
4. Архитектура. Деревянная архитектура достигла своего расцвета. Она теснейшим образом связанное с потребностями жизни народа, его быта, обычаев, отличалось реализмом и функциональной целесообразностью. Основные элементы квадратный сруб с подклетью для хозяйственных помещений, кладовых, сени, крыша, двери и окна. ВСЕ ЭТО ПЕРЕШЛО И В КАМЕННЫЕ ЗДАНИЯ.
В селе Коломенском был построен летний деревянный дворец Алексея Михайловича (1667 – 1668) Современники считали его восьмым чудом света. Дворец напоминал драгоценную и уникальную игрушку.
в Кижах возведена без единого гвоздя деревянная 22-главая Преображенская церковь.
До середины XVII в. в церковном зодчестве –шатровый стильШатровые храмы — особый архитектурный тип, появившийся и ставший распространённым в русском храмовом зодчестве. Вместо купола здание шатрового храма завершается шатром. Шатровые храмы бывают деревянными и каменными. Каменные шатровые храмы появились на Руси в начале XVI века и не имеют аналогий в архитектуре других стран.В середине XVII столетия развитие шатрового зодчества было приостановлено указами патриарха Никона, считавшего шатровое завершение неприемлемым для храма и предпочитавшего традиционные купола.
Церковь Покрова в Медведкове. Москва. 1640 год.Успенская (Дивная) церковь в Угличе. 1628 г.
Собор Архангела Михаила. Нижний Новгород.1631 г.
Теремной дворец. Кремль . Москва
Теремной дворец. Внутри. Москва. Кремль
Теремной дворец. Внутри. Москва. Кремль
АрхитектураНарядность, элегантность,строгая симметричностьЦерковь Покрова в Филях(1690-1695)В конце XVII в. возникает новый стильнарышкинское(московское) барокко
Троицкая церковь (Троице-Лыково) 1698 – 1702 г.
Успенский собор (Рязань) 1693 – 1699 г.
5. Живопись В XVII в. процесс обмирщения русской культуры затронул и живопись. Выразилось это как в том, что даже в каноническую иконопись стали проникать светские идеи, так и в том, что появилась собственно мирская (портретная) живопись. В иконописи в то время господствовали два стиля: -«годуновский» (по заказам царя Бориса Годунова), главными чертами которого являлись строгое следование канону; -«строгановский» (заказчики - купеческий род Строгановых) — искусство иконной миниатюры, характеризующееся тщательным мелким письмом, изысканностью и богатством орнамента (художник Прокопий Чирин).
«годуновский» стиль
«годуновский» стиль
«строгановский»стиль
«строгановский»стиль
Произведения мастеров Оружейной палаты — Семена Федоровича Ушакова и его учеников (Г. Зиновьева, И. Максимова, Т. Филатьева, К. Уланова) — сочетали в себе традиционные приемы и новаторские идеи – стремление придать изображаемым сюжетам перспективу и объемность. Самым известным творением Семена Ушакова является икона «Спас нерукотворный», передающая с помощью светотени красоту правильного человеческого лица.
Святая Троица. С. Ушаков
Спас Иммануил. С. Ушакова
Необходимость восстановить внутреннее убранство церквей после интервенции и Смуты привела к последнему взлету фресковой живописи, которая стала чрезвычайно декоративна. Фрески - это роспись по сырой штукатуркеНаиболее известными создателями поздней фрески считаются работавшие в Ярославле артели Гурия Никитина, расписавшие церковь Ильи Пророка и Дмитрия Григорьева, украсившие храм Иоанна Предтечи в Толчкове.Гурий Никитин, церковь Ильи Пророка
Дмитрий Григорьев, храм Иоанна Предтечи в Толчкове.
В конце XVI в. появились первые парсуны - портреты реального лица, написанные маслом на холсте. Меняются приемы портретного письма: если раньше техника была иконописной, то теперь более пристальное внимание уделяется человеку, реалистичности мира, естественным пропорциям тела (портреты царей Алексея Михайловича и Федора Алексеевича, дяди Петра I — Л.К. Нарышкина, Г.П. Годунова).Портрет царя Алексея Михайловича.
парсуна Л.К. Нарышкина
В 17 в. изменился царский быт. Царский двор стал необычно многолюдным. Все бытовые обязанности выполняли тысяча людей. Охрана царя доходила до 2000 человек.Специальные слуги-спальники, конюшие, сокольничьи, каретные помогали ему в течение дня..Главным развлечение царя были псовая и соколиная охота. Новым развлечением венценосных особ стал первый придворный театр царя Алексея Михайловича1.Домашний быт русских царей.В.Шварц. Сцена из жизни русских царей.
Царские дворцы в 17 в. отличались большим великолепием. Появляются постоянные летние резиденции-Коломенское и Измайловское.В помещениях появляются картины, гравюры голландских и немецких мастеров, напольные часы, венецианские зеркала. Для приема гостей используются парадные залы. На пирах зачастую накрывались столы на несколько тысяч гостей. Стол поражал воображение иноземных гостей своим изобилием и разнообразием.1.Домашний быт русских царей.Престольная палата в Теремном дворце московского Кремля.
2.Быт дворян.Хоромы дворян были копией царских покоев в миниатюре. Подражая царю, бояре и дворяне проводили время в пирах и охоте, развлекались зрелищем кулачных боёв.Они состояли из комплекса деревянных и каменных сооружений. В центре находилась печь, богато украшенная изразцами росписями. В окна вставляли слюду, или рыбьи пузыри.Мебель делалась из резного дерева. Полы делали деревянные, часто покрывали их коврами, которые привозили из Персии, Турции русские купцы. Посуда была золотой и серебряной. Стеклянная посуда была редкостью. К поступавшим с Востока парче и тафте добавились практичные и добротные суконные европейские ткани.
Быт горожан был более скромным.Подворье включало жилой дом и хозяйственные постройки.Основой мебели были столы,лавки,сундуки.Основным украшением считался красный угол с иконами в серебряных окладов.В 17 в. посадские жители стали возводить кирпичные дома,но такое жильё могли позволить себе лишь зажиточные горожане.3.Быт горожан.А.Маковский.Гостеприимство.
Крестьянский двор включал избу, хлев,сарай.Избы то-пились по черному, печи были редкостью. Для освещения применялась лучина. Из мебели были столы и лавки. Спали на печи и лежанках около нее.Посуда была деревянной и глиняной. Основой питания были зерновые культуры-рожь, просо, овес, пшеница,горох. Мясо готовили на большие праздники. На севере и в Центре собирали грибы и ягоды.4.Быт и обычаи крестьян.Крестьянская изба.Музей деревянногозодчества в Суздале.
23.11.2013Семья состояла не более чем из 10 человек. В брак вступали юноши с 15,а девушки с 12 лет.Браки могли заключаться до 3 раз. Но при этом даже второй брак считался большим грехом, за который налагалось церковное епитимья. С 17 в. венчание в церкви стало обязательным. Свадьбы справлялись, как правило, осенью и зимой- когда не было сельскохозяйственных работ. Одежда шилась из домотканого холста и шкур животных. Обувью служили лапти из лыка, или моршни из кожи.4.Быт и обычаи крестьян.А.Корзухин.Девичник.