Россия на рубеже XVI – XVII вв.,7 класс


Разработка открытого урока на семинаре директоров и завучей Балаганского района Иркутской области 27 февраля 2014 г
Учитель истории и обществознания Васильева Галина Владимировна МБОУ Балаганская СОШ № 2
Тема: Россия на рубеже XVI – XVII вв., в XVII веке, 7 класс
Цели по линиям развития личности:
Картина мира в фактах и понятиях: На основе фактов обобщить представления о событиях Российской истории рубежа XVI – XVII, XVII веков.
Историческое мышление: Закрепить понимание влияния патриотического движения на сохранение Российской государственности в Смутное время, выявить взаимосвязь и черты различия в церковной и мирской культуре XVII века.
Нравственное и гражданско-патриотическое самоопределение: Создать условия для определения роли отдельных личностей в истории нашего государства, как образцов гражданского служения; искусства в жизни русских людей; формирование толерантного отношения в различиях оценок и позиций при работе в группах, отработка навыков и умений работы с интернетом и применение программы «Раver paint».
Планируемые результаты:
1.Личностные Воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в парах, групповой работе со случайным принципом комплектования групп; воспитание интереса к истории как к науке.
2. Метапредметные Развитие речи; развитие умений сравнивать, обобщать факты и понятия, развитие у учащихся самостоятельности, развитие умения искать информацию в источниках различных вида и творчески перерабатывать её.
3. Предметные Развитие умений работать с учебником, отрабатывать ключевые понятия мануфактура, бобыль, черносошный крестьянин, волость, гетман
Методы обучения: Проблемный, эвристический, частично-поисковый.
Формы организации учебной деятельности: Индивидуальная, коллективная, групповая, в парах.
Средства обучения: Учебник «История России 7 класс» А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной, поурочное планирование тех же авторов, рабочая тетрадь, атласы, настенные карты «Смутное время и интервенция польских и шведских феодалов в Россию», Формирование Всероссийского рынка», Россия во второй половине XVII века», индивидуальные технологические карты, компьютеры с выходом в Интернет, мультимедийный проектор, проекты – презнтации. Этапы урока Действия учителя Действия учащихся
Оргмомент: при входе в класс предложить учащимся для жеребьёвки выбрать цветные фигурки для дальнейшего формирования групп.
Личностная рефлексия Показывает на доске таблицу готовности
5 баллов
(хочу знать,делать, решать) 4 балла
(я готов к работе)
3 балла
(я не очень хорошо себя чувствую, я непонимаю материал, мне нужна помощь)
На партах у каждого по три по числу учащихся стикеры. Распределить их в соответствии со своим состоянием в таблицу: 5 баллов – зеленый
4 балла – жёлтый3 балла – оранжевый.
Актуализация знаний
Повторение и закрепление изученного материала
А) Повторение хронологии
Б) Работа с картами настенными и с картами атласа, представление учебных проектов по теме вопросов. Игра «ДА –НЕТКА» Вопросы к учащимся:
Соборное уложение принято в 1578 году?
Лжедмитрий I – это Борис Годунов?
Лжедмитрий I – это Григорий Отрепьев?
Вы учитесь в 11 классе?
У вас хорошее настроение?
Угличский царевич Дмитрий – это последний представитель династии Рюриковичей?
В 17 веке начал складываться Всероссийский рынок и специализация отдельных экономических районов?
В 1662 начался церковный раскол?
Михаила Романова избрали на царство в 1612 году?
Барщина – это обязательная работа крестьян на барина?
2. Исходя из прозвучавших вопросов определите тему урока
1.В моих вопросах было много ошибок в датах. Проверим, как знаете даты по нашей теме вы.
2. В начале XVII века наше государство оказалось на краю гибели? Верно ли это? На какой карте изображены эти события? Какой государственный праздник в современном календаре связан с этими событиями?
3. Представление проекта о государственном празднике – Дне народного единства.
3. У девочек было задание по краеведению – определить, какие сведения о Балаганске, относящиеся к XVII веку они узнали в районном музее? Как выполняли задание? Приготовьте словесную оценку работы девочек.
3.Мы с вами знаем, как называется в Отечественной истории XVII век. С помощью каких карт мы можем доказать, что это действительно верное название?
1.Активное участие всех учащихся в игре: при утвердительном ответе на вопрос хлопают в ладоши, при отрицательном – топают ногами.2.При затруднении учитель помогает сформулировать тему урока.
Какие, по вашему мнению, виды работы мы будем выполнять на уроке?
3.Один учащийся (по желанию) отвечает на вопросы (сформулированные с места или «Молчаливые» - ответить по карточке графической. Затем отобрать по 5 заданий для соседа и опросить друг друга (на скорость выполнения задания, поставить себе оценку в оценочный лист)
Один учащийся работает у настенной карты, остальные по картам настольных атласов, анализируют ответ и при необходимости исправляют и дополняют.
Учащиеся дают оценку проекту.
Две девочки рассказывают сведения, остальные учащиеся готовят рецензию на сообщение.
Учащиеся определяют по картам восстание И.И. Болотникова, говорят, что Смуту можно сравнить с Гражданской войной. Показывают районы, охваченные восстанием под предводительством С.Т. Разина, говорят о городских восстаниях и о церковном расколе, как о протестном движении. (Работа в парах, показать друг другу)
В) Определение архитектурного стиля колокольни Новодевичьего монастыря (Широкоформатная иллюстрация из церковного календаря) 4. У нас осталась ещё одна карта. Какую информацию вы можете почерпнуть из неё, как озаглавить?
(показывает учитель карту-картину «Формирование единого всероссийского рынка с закрытым заглавием)
5.Почему на уроке присутствует именно эта фотография? К какому архитектурному стилю относится колокольня? Назовите его и черты этого стиля. ( Проверка домашнего задания – определение черт, присущих московскому (нарышкинскому ) барокко. Учащиеся определяют значение карты.
Фронтальная работа с тетрадями, устные ответы.
Динамическая пауза Упражнения для эмоциональной разрядки.
нахмуриться, как осенняя туча, рассерженный человек, злая волшебница
улыбнуться, как кот на солнце, Буратино, хитрая лиса, ребенок, который увидел чудо
устать, как папа после работы, человек, поднявший груз, муравей, притащивший большую муху
отдохнуть как турист, снявший тяжелый рюкзак, ребенок, который много потрудился, уставший воин
Работа по поиску и отбору материала в Интернете, в учебниках и документах. 1.Продолжая тему культуры Руси XVII века я предлагаю вам следующее задание: Разделимся на 4 группы, каждая получит задание. Прочтите задания, распределите между собой. Время выполнения – 6-7 минут, после этого вы представляете свою работу классу.
Формируется кибер-зона для работы в интернете (8 человек), 8 человек – работа с текстами – составление меню по сословиям. 1.Выполняют работу на основе технологических карт. Групповое представление работы. Рекомендуемые сайты: http://maskball.ru Служилая одежда. Гиперссылка в конце страницы «Костюмы Руси XVI – XVII вв. в картинах художников».
www.top-antropos.com История костюма в иллюстрациях, 17 век.
www.liveinternet.ru Костюм Киевской и Московской Руси; работа с текстом учебника, с дополнительными источниками.
2. Представление работ
Представление работ группами Слушает, уточняет Оценивают, задают вопросы.
Контрольные задания для работы в парах на основе тестовых заданий к главам I-II учебника Дополнительно:
проект «Современники» Контроль, вопросы по содержании. Проекта Заслушивают проект, проверяют, нет ли ошибок, приводят в доказательство исторические факты и возможность встречи фигурантов проекта.
Итоги урока
Личностная и познавательная самооценка Оцените, как вы работали на уроке. Поставьте стикер нужного цвета в соответствующий раздел таблицы
5 баллов
(я знаю,делаю, отвечаю) 4 балла
(я готов к работе, но не всегда решаюсь на ответ)
3 балла
(я не очень хорошо себя чувствую, я непонимаю материал, мне нужна помощь)
Дают оценку: для чего знания, полученные на уроке могут пригодиться вам в дальнейшем?
Домашнее задание:
По выбору учащихся, разного уровня сложности Творческие: написать эссе по теме «XVII век - переходное, переломное время в истории русской истории», нарисовать иллюстрацию к любому событию истории 17 века, комментарий к ней; найти в литературе материал о детстве Петра I (опережающее задание)
Фронтально: продолжить отработку хронологии. Дать заявку учителю.
Задания для группы № 1:Найдите в учебнике, в документах, в Интернете информацию о питании и об одежде царя в 16-17 веках. Составьте меню обеда (письменно), скопируйте картинки с изображением царского наряда и с помощью флэш-памяти перенесите на компьютер учителя. Объясните изображения. Информацию можно получить в папке «Материалы для групп» на рабочем столе и на сайтах . Рекомендуемые сайты: http://maskball.ru Служилая одежда. Гиперссылка в конце страницы «Костюмы Руси XVI – XVII вв. в картинах художников».
www.top-antropos.com История костюма в иллюстрациях, 17 век.
www.liveinternet.ru Костюм Киевской и Московской Руси
Задания для группы № 2: Найдите в учебнике, в документах, в Интернете информацию о питании и об одежде бояр и дворян в 16-17 веках. Составьте меню их обеда (письменно), скопируйте картинки с изображением боярского (дворянского) наряда и с помощью флэш-памяти перенесите на компьютер учителя. Объясните изображения.
Информацию можно получить в папке «Материалы для групп» на рабочем столе и на сайтах . Рекомендуемые сайты: http://maskball.ru Служилая одежда. Гиперссылка в конце страницы «Костюмы Руси XVI – XVII вв. в картинах художников».
www.top-antropos.com История костюма в иллюстрациях, 17 век.
www.liveinternet.ru Костюм Киевской и Московской Руси
Задания для группы № 3:Найдите в учебнике, в документах, в Интернете информацию о питании и об одежде крестьян в 16-17 веках. Составьте меню их обеда (письменно), скопируйте картинки с изображением крестьянского наряда и с помощью флэш-памяти перенесите на компьютер учителя. Объясните изображения.
Информацию можно получить в папке «Материалы для групп» на рабочем столе и на сайтах . Рекомендуемые сайты: http://maskball.ru Служилая одежда. Гиперссылка в конце страницы «Костюмы Руси XVI – XVII вв. в картинах художников».
www.top-antropos.com История костюма в иллюстрациях, 17 век.
www.liveinternet.ru Костюм Киевской и Московской Руси
Задания для группы № 4:Найдите в учебнике, в документах, в Интернете информацию о питании и об одежде посадских жителей в 16-17 веках. Составьте меню их обеда (письменно), скопируйте картинки с изображением наряда горожан и с помощью флэш-памяти перенесите на компьютер учителя. Объясните изображения. Информацию можно получить в папке «Материалы для групп» на рабочем столе и на сайтах . Рекомендуемые сайты: http://maskball.ru Служилая одежда. Гиперссылка в конце страницы «Костюмы Руси XVI – XVII вв. в картинах художников».
www.top-antropos.com История костюма в иллюстрациях, 17 век.
www.liveinternet.ru Костюм Киевской и Московской Руси