Конспект урока по истории России на тему Создание единого суверенного Российского государства (6 класс)


Конспект урока по истории России в 6 классе
Тема урока: «Создание единого суверенного Российского государства».
Цель урока: формирование у учащихся целостного представления о завершающем этапе объединения русских земель и свержении монголо-татарского ига.
Задачи урока:
А) образовательные – проследить процесс завершения объединения русских земель вокруг Москвы; выяснить, как произошло свержение монголо-татарского ига;
Б) воспитательные – воспитывать активную гражданскую позицию; поддерживать интерес к прошлому своей страны;В) развивающие – развивать самостоятельную мыслительную деятельность учащихся, способность анализировать; картографические умения и навыки работы с историческими источниками.
Оборудование урока: доска, мел (тема, план и термины, записанные на доске), мультимедийное оборудование, презентация «Создание единого русского государства и конец ордынского ига», учебник Данилова А. А., Косулиной Л. Г. «История России. С древнейших времён до конца 16 века» 6 класс, атласы, фрагменты Никоновской летописи, карта «Образование русского централизованного государства».
Тип урока: комбинированный
Литература и информационные источники: учебник Данилова А. А., Косулиной Л. Г. «История России. С древнейших времён до конца 16 века» 6 класс; nsportal.ru.
Ход урока
Момент урока Время Деятельность учителя Деятельность учеников
1. Оргмомент2. Проверка домашнего задания
3. Подведение итогов проверки
4. Переход к изучению новой темы, обновление темы и плана
5. Домашнее задание
6. Изучение нового материала
7. Закрепление
2 мин.
15 мин.
1 мин.
2 мин.
2 мин.
17 мин.
6 мин.
Приветствие.
Учитель обращает внимание на тему урока «Создание единого суверенного Российского государства» и просит сформулировать цель урока.
А для этого нужно вспомнить, что происходит вокруг Московского княжества к середине 15 века.
Проверка домашнего задания – индивидуальный опрос по теме: «Московское княжество и его соседи в конце 14 – середине 15 веков».
Оценка ответов учащихся;
Вывод по теме:
- вокруг Москвы шёл процесс объединения русских земель, но он ещё не был завершён;
- предпринимались попытки свергнуть татаро-монгольское иго.
Прочитать §20, ответить устно на вопросы после параграфа».
Работа с первым пунктом плана – «Иван 3. Начало борьбы с Новгородом».
Иван 3 правил 43 года. От своего отца он унаследовал Московское княжество с территорией в 400 тыс. км2, а своему сыну – Василию III оставил державу с территорией более 2 млн. км2.
Во сколько раз увеличилась территория?
Рассказ учителя о горестном положении, в котором находилась Русь под игом монголо-татар.
Что надо сделать Ивану 3?
Какие территории необходимо было присоединить к Московскому княжеству, чтобы процесс объединения был завершен?
Почему отношения с Новгородом имели важнейшее значение для Москвы?
Учитель комментирует события, связанные с ликвидацией самостоятельности Новгорода.
Вывод о значении объединения.
Показ картины «Иван 3 топчет ханскую басму»; рассказ учителя о разрыве князем ханской грамоты, объяснение его слов: «умерла та курица, которая несла золотые яйца».
Какие действия предпримет Иван 3? Как поступит хан Ахмат?
Удалось ли Ивану III решить внешнеполитическую проблему мы узнаем, проанализировав фрагмент Никоновской летописи. Во время изучения документа мы будем играть в “Чистую доску”. На доске написаны вопросы, ответы на которые вы должны найти в документе. Если на вопрос будет дан правильный ответ, то этот вопрос стирается. Задача в этой игре состоит в том, чтобы доска оказалась чистой.
Вопросы на доске:
Когда и где произошла встреча противников?
Покажите на карте это место.
Почему монголо-татары отступили?
Почему это событие назвали не битвой, а стоянием?
Какое значение имело для русских земель стояние на реке Угре?
Итак, зависимость Руси от Золотой Орды закончилась.
Опасность с востока была ликвидирована.
Какую задачу мог теперь решить Иван 3?
Итак, процесс объединения фактически был завершен. При Иване III было создано единое русское государство с центром в Москве.
Присоединение каких территорий было наиболее важным и значимым? Почему?
Закончите предложение:
Сегодня я узнал…
Я удивлён…
Я понял… Приветствие.
Мы должны узнать, как возникло единое русское государство;
При каком правителе завершилось объединение русских земель.
Уяснение задачи, подготовка к устным ответам.
Подготовка к ответам, рассказ у доски по пройденной теме.
Осмысление значимости сильной централизованной власти для укрепления и развития государства.
Запись темы и плана в тетрадях.
Уяснение задания к следующему уроку.
Рассматривают портрет Ивана 3 на слайде.
Восприятие рассказа учителя.
в 5 раз.
Осознание необходимости что-то менять.
Нужно было завершить процесс объединения и избавить страну от монголо-татарского ига.
В течение 2–3 минут учащиеся работают с атласами и текстом учебника.
Варианты ответов учащихся: Ярославль, Ростов, Тверь, Новгород, Переяславль-Рязанский.
Большие территории;
богатое боярство и купечество;
могли вступить в союз с Литвой против Москвы.
Осознание важности объединения с Новгородом (территория Московского княжества увеличилась почти в 2 раза.)
Восприятие второго пункта плана «Ликвидация ордынского владычества».
Осознание того, что Россия окрепла – появился правитель, способный на решающий шаг в деле освобождения страны от иноземного ига.
Работа с учебником с. 169:
Русь заключила  договор с крымским ханом, врагом Ахмата.
Но и Ахмат объединил все военные силы Золотой Орды и заключил союз с Литвой, князем Казимиром 4, противником Руси.
Работа с Никоновской летописью
(фрагмент летописи раздается каждому учащемуся).
Ответы на вопросы.
После анализа документа учащиеся записывают в тетради:
1480 год – свержение монголо-татарского ига.
Восприятие 3-го пункта плана: «Объединение русских земель»
Объединить оставшиеся русские земли.
С помощью атласов и текста учебника учащиеся находят даты присоединения территорий к Москве и выстраивают хронологическую цепочку. Показывают на карте присоединенные территории.
Варианты ответов учащихся:
Ярославское княжество – 1463 год.
Ростовское княжество – 1474 год.
Новгородская земля – 1478 год.
Тверское княжество – 1485 год.
Псков – 1510 год.
Смоленск – 1514 год.
Рязань – 1521 год.
Новгорода, потому что это был старейший центр Русского государства, известный своей самостоятельностью и независимостью.
Твери, т. к. она была главным соперником Москвы в борьбе за объединение.