Урок математики Решение задач разными способами
Урок математики
1829251948713 класс
Учитель начальных классов
I категории высшего
уровня квалификации
Очкурова Светлана Викторовна
Тема урока: Решение задач разными способами.
Цель: формирование умения решать задачи разными способами.
Задачи:
Совершенствовать умения умножать и делить числа, умения в решении задач разными способами и выборе рационального способа;
Развивать умения самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать себя, находить и исправлять собственные ошибки, развивать внимание, память познавательную активность учащихся.
Воспитывать у учащихся умение вести учебный диалог; совершенствовать коммуникативные навыки, аккуратность при работе в тетради.
Ход урока
Организационный момент
Деление класса на группы, жребий. Распределение ролей:
Писарь – записывает решение;
Спикер – защита решения, ответ от имени группы;
Организатор – распределяет роли, следит за временем, действиями всех членов группы.
Планировщик – исследует условия поставленной задачи и планирует работу;
Исполнитель – осуществляет попытки решения;
Критик-контролер – проверяет соответствие и оценивает, подвергает сомнению мнение группы.
Повторение правил работы в группе.
Целеполагание
-Для того, чтобы определить тему урока, необходимо выполнить задание. Перед вами лабиринт. Что это такое? (головоломка, состоящая из запутанных путей) В лабиринте перед вами стоит задача: нужно помочь ученику пройти из школы домой. Рассмотрите каждый лабиринт, работая в группе, проанализируйте, какими способами ученику можно попасть домой? Соотнеся задание с уроком, сформулируйте тему урока. (учащиеся называют тему урока: “ Решение задач разными способами” )-Мы работали по данной теме на прошлых уроках? Сегодня урок закрепления по теме: «Решение задач разными способами»
-Попытайтесь определить учебные задачи, которые мы должны достичь к концу урока. Вам помогут слова помощники «закрепить…», «обобщить…»
-Урок посвятим решению задач. Решая задачи, о многом можно узнать. Задачи учат нас рассуждать, анализировать, наблюдать, вычислять.
Актуализация имеющихся знаний
-Но прежде чем преступить к работе по теме урока мы проведём устный счет
Устный счёт
Игра “Верно - неверно”.
(Если высказывание верно, учащиеся записывают в тетради - да, если ложно – нет.)
- Произведение чисел 6 и 8 равно 56.
- Сумма чисел 20 и 3 равна 23.- Разность чисел 40 и 8 равна 38.
- 56 разделить на 7 получится 8.- Если 4 умножить на 6, получится 24.- Если из 33 вычесть 8, получится 26.- Число 75 больше 70 на 5.
- Частное чисел 42 и 6 равно 8. 12065003346454254523495
Проверка по эталону с доски. Выставление оценок. Работа выполнена без ошибок – «5», 1 ошибка – «4», 2 ошибки – «3»,3 и более ошибок – «2».
- У кого «4» и «5»? Кто не справился с этим заданием? В чем причина допущенных ошибок? Какие знания и умения потребовались? (знание таблицы умножения, компонентов умножения и деленияРабота по теме урока
Решение задач разными способами.
Один из учеников 3 класса решал задачу разными способами. Справился ли он с заданием, мы узнаем, когда выполним проверку. Оценивать задание будем с помощью критериальной карты. По каким критериям будем оценивать задачу? Прочтите их. Внимательно прочтите дескрипторы. Какое максимальное количество баллов можете поставить за работу? Как должна быть выполнена работа на «5»?
- Какие умения понадобятся?
-Выполняем работу в паре.
В столовой на тарелки раскладывали булочки и пирожки. Получилось 10 тарелок с булочками по 5 на каждой и 10 тарелок с пирожками по 4 на каждой. Сколько всего булочек и пирожков разложили?
75882581280
10т. по 5 б.
?
10т. по 4п.
1 способ:
1) 10*5=50 (б.) всего булочек
2)10*4=40 (п.) всего пирожков
3)50+40=90 (шт.)
(10*5)+(10*4)=90 2 способ:
1) 5+4=9 (шт.) пирожков и булочек в 1 тарелке
2)9*10=90 (шт.)
(5+4)*10=90
Ответ: всего разложили 90 булочек и пирожков.
3661410336550Проверка полученных результатов. Оцените решение задачи по критериальной карте. Какую оценку поставим за решение задачи? Почему?
ФизминуткаЗакрепление
Практическая работа в группах.
С одной яблони собрали 15 кг яблок, а с другой 30 кг. Все эти яблоки разложили в ящики, по 5 кг в каждый. Сколько ящиков потребовалось?
1268730103505
1 - 15 кг по 5 кг
? ящ.
2 – 30 кг по 5 кг
I способ. 1) 15 + 30 = 45 (кг) собрали яблок с двух яблонь.
2) 45 : 5 = 9 (ящ.) потребовалось.
Выражение. (15 + 30) : 5 = 9 (ящ.)
II способ. 1)15 : 5 = 3 (ящ.) потребовалось для яблок с первой яблони.
2) 30 : 5 = 6 (ящ.) потребовалось для яблок со второй яблони.
3) 3 + 6 = 9 (ящ.) потребовалось всего.
Выражение. 15 : 5 + 30 : 5 = 9 (ящ.)
Ответ: потребовалось 9 ящиков.
- Запишите краткую запись и решите задачу разными способами, записывая решение по действиям и выражением.
3075305115570Проверка по группам (меняются работами по часовой стрелке - стратегия «Карусель») с помощью критериальной карты.
- Какие группы справились с заданием на «4» и «5»? Вывешивают работы на доску. Какие ошибки допустили? В чем причина допущенных ошибок?
Домашнее задание
Предлагаю вам на выбор решить задачу разными способами.
Утром ушли в море 20 маленьких и 8 больших рыбачьих лодок, 6 лодок вернулись. Сколько лодок с рыбаками должно вернуться?»
В микроавтобусе 11 мест для пассажиров. Сколько человек можно перевезти в трех таких автобусах, если каждый из них сделает 10 рейсов?
Итог урока. Рефлексия.
- Урок подходит к концу. Проанализируйте свою работу.
- Все ли удалось сделать? Какие трудности встретились? Довольны ли вы своей индивидуально работой на уроке? Работой в группе?
-Над чем следует работать в дальнейшем?
Рефлексию работы на уроке учащиеся осуществляют с помощью метода «Рефлексивная мишень»
44411906350- Оцените свою работу, наклеив знак в нужном секторе
Красный – усвоил(а) материал урока, с заданиями справился(ась)
Желтый – усвоил(а) материал урока, но допускал(а) незначительные ошибки
Синий – усвоил(а) материал частично, нуждаюсь в помощи
Анализ результатов.