Уроки проектной деятельности Словарик второклассника

г. Каменск-Шахтинский
МБОУ гимназия № 12
учитель начальных классов
высшей кв. категории
Любимова Лидия Владимировна


ПРОЕКТ ПО ТЕМЕ

«Орфографический словарик
второклассника»


ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Тема: «Создание орфографического словаря второклассника»

Учебные предметы: русский язык

Участники: учащиеся 2 «б» класса 2014 – 2015учебный год

Руководитель: Любимова Л.В.

Тип проекта: практико-ориентированный, социальный.

Предполагаемый продукт проекта: проект предназначен для создания учащимися в процессе творческой деятельности орфографического словаря. Продукт заранее определён и может быть использован в жизни класса.

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: формировать представления о назначении орфографического словаря и умения пользоваться им для проверки орфограмм.




Метапредметные результаты:
Познавательные:
1.Отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике, в словаре. 2. Определять, в каких источниках можно найти необходимую информацию для выполнения задания. Коммуникативные:
Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения. Регулятивные:
1. Самостоятельно организовывать свое рабочее место. 2. Следовать режиму организации учебной и внеучебной деятельности. 3. Планировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. Личностные:
1. Освоение личностного смысла учения, желания учиться.
2. Отделять оценку поступка от оценки самого человека.

Предметные результаты:

1.Знание русского алфавита и умение им пользоваться при поиске нужного слова в словарях разного типа.
2.Понимание алфавитного принципа составления большинства словарей- на примере орфографического, толкового.
3.Умение пользоваться орфографическим словарем по специальному алгоритму, нацеленному на эффективное запоминание слов с непроверяемыми орфограммами.
4.Знание правописания ряда изученных слов с непроверяемыми орфограммами.

Конкретный ожидаемый результат:
учащиеся смогут ориентироваться в разнообразных словарях;
познакомятся с разными видами словарей;
получат представление о ценности словарных статей для развития кругозора, грамотности и творческих способностей;
смогут быстрее запомнить слова с непроверяемыми орфограммами;
смогут проявить свои творческие способности и познавательные интересы в процессе создания проекта собственного словаря.

Краткая аннотация проекта
Детям предлагается принять участие в разработке и выпуске классного орфографического словаря. Такой проект дает возможность детям проявить свои творческие возможности, каждый создаёт свою часть общего «продукта». Такой подход расширяет возможности детей, даёт простор для их воображения и фантазии, делает этап презентации более интересным для учащихся, а действие оценивания не формальным.
Результат, который должны получить дети: иллюстрированный словарь, в котором представлен список слов с непроверяемыми написаниями для детей их возраста.

Вопросы, направляющие проект

Основополагающий вопрос:
Роль словарей в жизни класса, школы, общества.
Как самим создать свой не только красочный, но и функциональный орфографический словарик для второклассников.
Проблемные вопросы:

Как не потеряться в мире словарей?
Как найти то, что нужно?
Как создать самим словарь?
Можем ли мы сами создать словарь?
Что нам нужно узнать, чтобы суметь создать словарь?
Какой информацией мы будем наполнять наш словарь?
Что полезно будет и другим второклассникам, идущим после нас?
Чем будет отличаться наш словарь?
План проведения проекта (отводится 4 урока русского языка, т.е 4 дня)

А) Вводное занятие (1 урок). «Знакомство со словарями».
Проект начинается с игр по теме проекта (для этого используется урок русского языка, тема которого «Как проверить орфограмму по словарю»). (ОС Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова, учебник В.В.Репкин и др. 2 класс, 2 четверть).
Проводятся игры:
Умение отличать словари от других книг, учебников. На этом этапе игры дети делятся на команды. Для каждой команды приготовлен набор книг, включающий в себя словари, справочники, познавательную литературу разных жанров. Дети должны отделить словари от прочих книг и объяснить основания своего выбора. Побеждает команда, которая выполнит задание правильно и быстро.
2. Отгадай, как построен словарь (толковый, орфографический). Повторение алфавита (алфавитная песенка).
3. Умение находить в словаре нужное слово. Этот конкурс проводят Толковый и Орфографический словари с представителями от каждой команды.
Оценивается точность и быстрота работы.
4. Вызови нужный словарь. Что означает слово «нарвал», как пишется слово «СЕКРЕТ» и т.д. Дети выбегают по очереди, берут нужный словарь, находят слово.

Б) Составление плана работы по проекту, алгоритма работы со словарем. Распределение объема работы, ролей в группе. Работа со словарем (2 урок).

Проблемная ситуация. У Алеши такой же список слов с пропущенными орфограммами, как у нас, дайте ему совет, как их лучше запомнить.
Учащиеся предлагают:
- проверить их по орфографическому словарю;
- заполнить пропуски;
- пропуски выделить другим цветом, чтобы лучше видеть опасные места;
- для лучшего запоминания к каждому слову сделать рисунок на отдельном листе;
- все листы соединить, чтобы получился орфографический словарь второклассника, которым будет пользоваться не только Алеша, но и каждый из нас.

Как работать со словарем. Алгоритм (из учебника русского языка).
1. Определи место слова в словаре.
2. Найди слово в словаре.
3. Подчеркни в нем орфограммы.
4. Прочитай орфографически.
5. Повтори по памяти.
6. Вставь пропущенные буквы.
7. Запомни слово.

Учащиеся распределяются на 6 групп по 5 человек. Каждая группа получает набор слов для работы со словарем (10 слов на группу).
Уточняются критерии оценивания ученических работ. Учитель консультирует группы, оказывает помощь в заполнении карточки полученных результатов.

В) Создание рисунков для словарных слов (3 урок).
Учащиеся оформляют результаты поиска орфографического написания слов личными иллюстрациями. Каждое слово изображают на отдельном листе, на оборотной стороне крупно подписывают, выделяя цветом орфограммы и обыгрывая их рисунком. Так они готовятся к итоговой защите. Учащиеся защищают свои работы, пытаются ответить на основополагающий вопрос. Рефлексия работы учащихся осуществляется через размышления о том, что удалось и не удалось сделать в данном проекте. Ученикам предлагается высказать своё мнение.
Г) Защита проектов. (4 урок)
Каждая группа представляет свою работу. После проводят игру «Как слышится, а пишется?». А можно и конкурс по группам, кто больше слов запомнил, произнеси их орфографически.
Все работы помещаются вместе в «Орфографический словарь второклассника» (папка с файлами).
Можно презентовать этот словарь в классной параллели. 1) Рассказать как работали над проектом, кто авторы. 2) Провести там картинный словарный диктант, потом сделать проверку, показывая обратную сторону картинки.
Можно провести презентацию проекта на родительском собрании.
СЛОВАРНЫЕ СЛОВА-2 класс
альбом
алфавит
арбуз
воробей
ворона
город
горох
девочка
дежурный
деревня
завод
заяц
капуста
карандаш
картофель
класс
коньки
корова
лимон
лисица
лопата
машина
медведь
месяц
метро
молоко
мороз
Москва
народ
одежда
пальто
пенал
петух
платок
посуда
пояс
работа
Россия
ребята
русский
сапог
сахар
синица
собака
сорока
сосед
стакан
суббота
тарелка
тетрадь
топор
трактор
улица
ученик
учитель
фамилия
хоккей
хорошо
ягода
язык




15