Конспект совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Откроем тайны осеннего леса»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 15 «Сказка»
города Шумерля Чувашской Республики
Конспект
совместной деятельности
с детьми старшего дошкольного возраста
«Откроем тайны осеннего леса»
Старший воспитатель
Лушина Галина Станиславовна
г. Шумерля
2015г.
Программное содержание:
знакомить с понятием «лес», закреплять представления о деревьях родного края;
Учить устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями (осень-труд людей-растительность);
Воспитывать бережное отношение к растительному миру
продолжать формировать экологическую культуру, умение видеть красоту родного края; познакомить детей с чувашским народным гигроскопом;
учить детей отмечать характерные признаки осени в природе, закреплять знания о периодах осени; вызывать интерес к чувашским народным приметам о погоде осенью;
развивать речь ребенка, активизировать словарь: метеоролог, примета, гигроскоп;
воспитывать мотивационно - ценностное отношение к природе; совершенствовать стиль партнерских отношений; воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование:
- иллюстрации «Периоды осени», «Перелетные птицы»;
- видеоролики по теме « Осенние приметы»;
-ноутбук;
- гигроскоп, деревянные бруски (липы и дуба);
Предварительная работа:
-наблюдения природы;
-беседа о временах года;
- экспериментальная деятельность на тему:«Что такое поры?»;
-дидактические игры: «Времена года», «Когда это бывает?»;
- чтение стихотворений, рассказов о природе, рассматривание иллюстраций, картин разных времен года;
- знакомство детей с профессией – метеоролог.
Ход:
Воспитатель: зачитывает письмо от Лесовичка.
Ребята, вы знаете, что такое тайна?
Ответы детей
Да, это то, что скрывается от других, что известно не всем; секрет. А вы знаете, что у леса тоже есть много тайн, которые не заметит, не увидит и не узнает человек, не любящий лес, невнимательный, не интересующийся окружающей природой.
А вы, ребята, хотите узнать, какие удивительные явления можно увидеть на прогулке по осеннему лесу, подметить необычное, тайное? Лес живой, он чувствует тех, кто хочет научиться дружить с ним, кто его любит, тому он и открывает свои тайны.
Жду от вас ответного письма, знаете ли вы тайны осеннего леса?
Для этого предлагаю отправиться в осенний лес, выполнить мои игры-задания и открыть тайны осеннего леса.
Задание : Загадки про осень и ее признаки
Висят на ветке золотые монетки (осенние листья)
Утром мы во двор идем, листья сыплются дождем, Под ногами шелестят и летят, летят, летят (листопад)
Пришла без красок и без кисти и перекрасила все листья. (осень)
Несет она нам урожай, поля вновь засевает, птиц к югу отправляет, деревья укрывает, но не касается лей и сосен, потому что это (осень)
Задание
Видеоролик «Осенний лес»
Беседа «Деревья осенью»
Что такое лес?
Какие деревья растут в лесу?
Какие деревья растут у нас на участке?
Что такое листопад?
Почему он бывает?
(Ответы детей)
Знаете ли вы пословицы и поговорки о растительном мире
Послушайте стихотворение, которые нам выслал Лесовичок и определите сколько в нем и какие приметы осени вы узнали?
Стихотворение «Приметы осени»
Осень подойдет неслышно,
Тихо встанет у ворот,
В огороде листик вишни
На дорожку упадет.
Это первая примета,
Что от нас уходит лето,
А вторая куст малины-
В нитях белой паутины.
Чуть короче станет день,
Потемнеют облака,
Словно их накроет тень,
Станет пасмурной река –
Третья верная примета:
Осень бродит близко где-то.
Ранним утром на поляны
Лягут белые туманы,
А потом уж, жди не жди,
Моросящие дожди
Пеленой затянут просинь –
Значит, наступила осень.
Сколько примет осени перечислено в стихотворении? Вспомните и назовите их.
Дети называют.
Воспитатель: Как вы определили, что сейчас поздняя осень? Посмотрите в окно, назовите признаки поздней осени.
Дети:
- стало холодно, потому что солнце греет мало.
- замерзает почва и водоемы;
- бывают осадки в виде снега;
- растения спят, они в состоянии покоя;
- дни становятся короче, а ночи длиннее.
- птицы улетели в теплые края.
Воспитатель: ребята, вы много знаете о признаках осени.
Физкультуминутка «Осенние листочки»
Воспитатель предлагает представить, что каждый ребенок -листочек, который висит на дереве. Подул ветер, листочки закачались, затрепетали. Ветер оторвал их и понес. Воспитатель читает стихотворение, а дети под музыку, кто как хочет, изображают полет листочков.
Воспитатель: Давайте пошуршим, как осенние листочки «Шур-шур-шур». Как быстро заканчивается золотая осень и наступает поздняя, с холодными дождями, ветрами, заморозками.
Осенние приметы
В сентябре лист на дереве не держится.
Гром в сентябре – к долгой зиме.
Если в октябре птицы летят ниже к земле- быть ранней и холодной зиме.
Дидактическая игра «Что было, что стало?»
Все вокруг изменилось с приходом осени. Да и сама осень изменилась.
Была золотой, стала (серой)
Была теплой, стала (холодной)
Была светлой, стала (темной)
Была радостной, стала(грустной)
Листья на деревьях были зелеными, стали(желтыми, красными, бурыми)
Сейчас многие насекомые впали в спячку, а в начале осени (летали, ползали)
Летом заяц-беляк был серым, а теперь стал (белым)
Всю осень медведь ел ягоды, коренья, мед, рыбу, а теперь(спит в берлоге)
По иллюстрациям найти как можно больше признаков осени –изменений, которые произошли в природе в последнее время. Рассказать об изменениях по общей схеме, используя конструкцию «Летом был, а теперь стал» (например, Летом все листья на березе были зелеными, а теперь многие пожелтели
Осенний рассказ от имени лиственницы (Подарок от Лесовичка) Некоторые слова размыло от дождя.
Осень подарила мне ярко-желтый наряд. На ветках многих лиственниц в последние теплые дни раскрываются шишки, разлетаются семена. Из этих семян когда-нибудь вырастут новые деревца. А вот у меня еще нет деток, потому что у лиственниц первые шишки появляются только в пятнадцать лет. Солнце теперь дает меньше света и тепла. Вот и дни стали короче. Через месяц мой яркий наряд потемнеет и опадет. А вот мои соседи-ели и сосны- стоят в своих прежних зеленых платьицах. Мои опавшие хвоинки очень нравятся муравьям, которые переносят их к себе в домик. Все реже ко мне прилетают птицы. У них свои, осенние заботы.
«Почему птицы осенью улетают на юг?»
Дети: стало холоднее, меньше еды, так как насекомые приготовились к зимовке?
Воспитатель: как называют птиц, которые улетают на юг?
Дети: Птиц, которые улетают на юг, называют перелетные.
Воспитатель: как называют птиц, которые остаются зимовать у нас?
Дети: зимующие птицы остаются зимовать.
Воспитатель: предлагаю разделить карточки с птицами на зимующих и перелетных и поочередно назвать их
(дети размещают карточки и называют их).
Воспитатель: Какие птицы улетают первыми? (насекомоядные – это трясогузка). Затем улетают зерноядные, то есть те, которые питаются плодами и семенами растений (овсянка, чиж, зяблик). Позже всех улетают утки и гуси, они собираются в путь, когда замерзают водоемы, потому что это водоплавающие птицы.
Воспитатель: мы справились с третьим заданием. Узнаем следующее задание.
«Какие осенние чувашские народные приметы о погоде вы знаете?»
Воспитатель: осенью часто идут дожди. Но крестьянину было важно вовремя собрать урожай и сделать запасы на зиму. Поэтому наши предки из года в год наблюдали за растениями, животными, птицами и по ним предсказывали погоду. Эти предсказания называются народными приметами.
Как вы понимаете слово «приметы».
Ответы детей.
Воспитатель: народные приметы – это передаваемые из поколения в поколение определенные признаки, по которым можно прогнозировать природные явления или события. Где мы можем получить информацию о чувашских народных приметах?
Дети: по компьютеру, через книги, спросить взрослых и т.д.
Воспитатель: предлагаю вам стать метеорологами и представить свой прогноз по чувашским народным приметам. Вы можете воспользоваться библиотекой, ноутбуком или спросить у взрослого.
(Самостоятельная творческая деятельность детей по схематическому изображению чувашских народных примет о погоде осенью).
Воспитатель: Уважаемые метеорологи, пришло время представить свой прогноз погоды.
Дети показывают свои иллюстрации и рассказывают чувашские народные при меты о погоде осенью:
Если у дуба много шишек – хлеб не уродится;
Если журавли летят высоко – к затяжной осени;
Много паутины на бабье лето- к ясной осени и холодной зиме;
Если уродилось много рябины – зима холодная;
Гром в октябре- малоснежная зима;
Комары поздней осенью - мягкая зима;
Теплая осень – к долгой зиме;
Осенью рано выпадает снег – весна будет ранней.
Воспитатель: у наших предков был очень интересный прибор, определяющий влажность воздуха (показывает чувашский народный гигроскоп).
Как вы думаете, что это такое?
Хотите узнать, как этот прибор работает?
Сделать его было очень просто. Поэтому он был почти в каждом доме. Брали два вида дерева, дуб и липу одинаковых по весу. Как вы думаете, почему кусок дуба короче липы? Взвешивает одинаковые куски дерева. Дуб тяжелее липы, поэтому он короче. Их скрепляли, и на месте их соединения просверливалось отверстие для крючка. На стене чертили линию (показывает) и вешали на гвоздь в сенях – в неотапливаемом помещении.
Почему брали дуб и липу?
Дуб плотный и впитывает плохо, а в липе поры большие, он хорошо впитывает влагу. В сухую погоду он сохранял равновесие, а при приближении дождливой погоды отрезок липового дерева впитывал больше влаги, поэтому перевешивал дубовый отрезок. Так чуваши узнавали наступление дождливой погоды.
Сомневаетесь? Давайте проверим.
Опыт: Возьмите брусок дуба. Как вы отличили дуб от липы?
Дети: дуб темнее, чем липа.
Воспитатель: опустим ее в емкость с водой. Теперь возьмите брусок липы и тоже опустите в воду. Что мы видим?
Дети: выходят пузырьки.
Воспитатель: что это за пузырьки?
Дети: воздух
Воспитатель: где пузырьков больше? (у липы пузырьков больше, поэтому там больше пор, а поры дуба мельче).
Теперь отпустим эти бруски и посмотрим, какой из брусков утонул быстрее?
Дети: дуб утонул быстрее, значит он тяжелее липы.
Воспитатель: это принцип работы нашего прибора- гигроскопа.
Что означает слово гигроскоп?
Дети: «гигро» – влажность, «скоп» – наблюдаю.
Воспитатель: правильно, это слово означает: наблюдаю за влажностью.
Где мы можем повесить чувашский народный гигроскоп? (в коридоре , перед входом).
Что мы узнаем с помощью этого прибора?
Дети: будет ли дождь? Какая будет погода: солнечная или дождливая.
Анализ.
Все игры-задания Лесовичка мы выполнили.
Что нового мы сегодня узнали?
С какими интересными чувашскими народными приметами мы познакомились?
Что нового мы узнали о жизни птиц и животных осенью? и т.д.
Тайны осеннего леса мы раскрыли, и в подарок Лесовичок прислал гостинцы – яблочки.
15