Доклад на педсовете «Отслеживание динамики развития учащихся, анализ, планирование деятельности педагога»


ГБСКОУ «Азнакаевская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида»
Доклад на педсовете
«Отслеживание динамики развития учащихся, анализ, планирование деятельности педагога»
Подготовила: Л. Ф. Калимуллина
Январь, 2015
Система отслеживания динамики речевого развития учащихся начальных классов, основанная на образовательного процесса. Коррекционно-развивающее обучение устной и письменной речи учащихся начальных классов имеет индивидуально-личностных характеристиках каждого ребёнка – важнейшее условие эффективности в своей основе идеи гуманной, личностно-ориентированной педагогики и психологии. Между тем иногда динамику личностного и речевого развития рассматривают обособленно. Изучение речи вне личности ограничивает возможности поиска методических путей становления коммуникативных черт характера ученика. Развитие языковой личности ребёнка определяется совокупностью личностных речевых и лингвистических характеристик: системностью качеств, объективированных в речи, связанных с развитием коммуникативно-потребностной сферы, приобретаемых в целях коммуникативной целесообразности и проявляемых в процессе совместной деятельности в межличностном общении. Коррекционно-развивающее обучение направлено на своевременное устранение недостатков в усвоении программ по русскому языку и чтению, исправление недостатков звукопроизношения, совершенствование связной речи, расширение словарного запаса, целенаправленное формирование речевых умений и навыков, создание благоприятной речевой среды для учащихся. Цель обучения – достижение оптимального развития каждого школьника. Под общим развитием понимается развитие мышления, воли, чувств, нравственных представлений, которые выражаются через речь и поведение ребёнка. Только когда обучение будет решать эту цель можно рассчитывать на оптимальный для ученика результат в общем развитии и усвоении знаний, умений и навыков, опираясь на теорию и методику личностно-ориентированного развивающего обучения. Для того чтобы ученик и учитель испытывали потребность в самом процессе обучения, необходимо выстроить его в соответствии с общедидактическими принципами (научность, последовательность, системность, перспективность, доступность, сознательность, активность, прочность усвоения, связь теории с практикой, связь с жизнью). С логопедическими принципами (патогенетический, принцип учёта симптоматики, степени выраженности нарушений, поэтапное формирование умственных действий, принцип учёта «зоны ближайшего развития» и т.д.). Также, огромное значение в обучении детей начальной школы имеет наглядность, без которой невозможна работа учителя-логопеда. Такие распространённые методы как описание объекта, рассказ по картинкам, пересказ, составление связного рассказа обладают общим принципиальным недостатком: они не служат для общения, т.е. для основной функции речи. С их помощью можно «поставить звуки», но трудно развить эмоциональную, яркую, образную речь. У неё исчезает фактор «нужности», личной заинтересованности ребёнка. Развивающий эффект этих методов ниже, чем у живого диалога. У учителя нет возможности общаться с каждым учеником по несколько часов в сутки. Поэтому так необходимо взаимодействие учителя и родителей и активное вовлечение их в образовательный процесс. Для этого нужно знать возрастные психологические и характерологические особенности учеников, постараться, как можно больше выяснить о жизни ребенка в семье. Главную роль в обучении играет характер отношений: ученик – учитель начальных классов, учитель-логопед – родители и изучение результатов обучения. Поступающие в 1 класс дети имеют ограниченный словарный запас, слаборазвитую мелкую моторику, неадекватное поведение. У многих наблюдаются стойкие речевые нарушения. Не секрет, что уровень развития навыков и средств общения у детей с ОВЗ слабо развит, они инертны, неэмоциональны, пассивны, не проявляют желания активно участвовать в образовательном процессе, ведущей деятельностью остаётся игра. Логопед вызывает интерес к занятиям введением игровых моментов, широким использованием наглядных интересных пособий, предлагая практические действия с предметами. Через игру на занятиях учитель-логопед активизирует детей к наблюдениям окружающей действительности, устанавливает связи между личным опытом детей и речевым материалом, стимулирует детей к припоминанию увиденного, к передаче своих впечатлений.
В последние годы наметилась тенденция к увеличению количества детей с тяжёлыми речевыми нарушениями, в том числе безречевых, что требует особого подхода к коррекции речи, использование в работе современных инновационных технологий. Своевременное и целенаправленное устранение нарушений речи у - детей с ОВЗ способствует развитию мыслительной деятельности, усвоению программы, социальной адаптации учеников.
Цель моей работы: «Предупреждение дисграфии и дислексии через развитие навыков анализа и синтеза с использованием дидактических игр». Исходя из этого, первая четверть являлась диагностико-подготовительным этапом:
- уточняется диагноз;
- исследуются неречевые психические процессы;
- исследуется состояние устной и письменной речи;
- исследуется состояния общей и мелкой моторики, дыхательных и голосовых функций, фонематического восприятия.
Затем начинается коррекционный этап: постановка и автоматизация звуков, работа над звуко-слоговым составом слова, предложением; коррекция дисграфических, дислексических ошибок, развитие неречевых процессов, общей моторики, дыхательных и голосовых функций, фонематического слуха, восприятия.
В начале учебного года проводилось обследование устной и письменной речи учащихся 1 - 6 классов, ранее посещающих занятия и вновь поступивших, с целью выявления речевых нарушений, выяснения динамики речевого развития у детей. Основные диагнозы: Несформированность языковых средств. Общее недоразвитие речи; нарушение письменной речи.
И так за последние 3 года мною было обследовано 30 учащихся:
2012-2013 уч.г. – 17 учащихся
2013-2014 уч.г. – 7 учащихся
2014-2015 уч г. – 6 учащихся
Из них имеют нарушения письменной речи 22 учащихся, что составляет 73% , ОНР 8 учащихся, что составляет 26% общего количества обследуемых детей. Логопедическая диагностика учащихся проведена по таким направлениям:
- звукопроизношение
- обследование состояния общей моторики, исследование произвольной моторики пальцев рук
- обследование артикуляционного аппарата
-фонетико-фонематических представлений
-звукового анализа и синтеза
-зрительного восприятия и узнавания
- пространственных представлений и ориентации
-общих представлений о предметах
-представлений о времени
-сформированность умения работать по словесной и письменной инструкции
В соответствии с полученными результатами были намечены пути коррекционного воздействия по преодолению существующих дефектов.
На каждого ребенка заведена речевая карта. Данные индивидуального обследования зафиксированы в речевых картах учащихся, составлены индивидуальные планы на каждого учащихся.
Было составлено расписание для групповых и индивидуальных занятий.
При подготовке к индивидуальным и групповым занятиям были составлены конспекты уроков. На каждую группу было составлено рабочие программы. Цель программы – коррекция дефектов устной и письменной речи учащихся, способствующей успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализации детей логопатов. Занятия с каждой проводятся ежедневно.
Индивидуальная работа проводится по следующим направлениям:
- развитие психологической базы речи;
- развитие слухового внимания;
- развитие речевого дыхания;
- развитие фонематического восприятия;
- развитие подачи и силы голоса.
- подготовка артикуляционного аппарата;
- постановка звуков;
- автоматизация звуков изолированных, в слогах, в словах, в связной речи
- дифференциация звуков (если необходимо)
- обогащение словаря;
- развитие связной речи
В мае месяце 2013-2014 учебного года после вторичного логопедического обследования большая часть детей, посещающих логопедические занятия, были оставлены для продолжения коррекционной работы. Некоторые дети были выпущены из логопункта т.к.     коррекционно-логопедическая работа выявила положительную динамику в развитии речи детей:
класс было выпущено осталось
1 1 1
2 4 4
3 4 4
4 10 Галлямова Ф., Салахеев И. 8 (20%)
5 12 Ашрапова А., Коршунов Т., Фархетдинова А. 9 (25%)
6 9 Каримова Э., Набиуллин Б.
7 (22%)
Всего 40 33 (82%)
Наблюдаются улучшения в устной и письменной речи у Михайловой С. (2 кл.), Калимуллиной Д. (3 кл.), Макаровой В. (5 кл.), Халиловой Э. (6 кл). У этих учеников все звуки поставлены. Мало положительной динамики у Мустафина И. (2 кл.). Он не знает, не запоминает буквы и звуки. Память кратковременная, внимание неустойчивое. Мальчик не пишет под диктовку, не читает, затрудняется в списывании с печатного текста, страдает каллиграфия. У учащихся 2 класса Люкшиной К., Каримова Р. поставлены звуки ж, ш, продолжать работать над автоматизацией этих звуков в слогах, словах, предложениях. У Каримова автоматизировать звук р в слогах, словах, предложениях. У Зарипова К. (3 кл) – поставлены и автоматизированы звуки ц, ч, щ, автоматизировать звук р в слогах, словах, предложениях. Камиль при письме под диктовку допускает много ошибок и страдает чтение, читает по слогам. У Кариева А.(4 кл.) – продолжить автоматизацию звука Ц в словах, предложениях. У Гарайшина А. (4 кл.) - продолжить автоматизацию звуков ч, щ в словах, предложениях. Мало положительной динамики у учащихся 4 класса в письменной речи: Салахеева И., Хохловой Э., Кариева А., Гарайшина А., Хуснутдинова Э, у учащихся 5 класса: Шарипова К., Алимбекова М., Нигматуллиной Э., Саетшина И., у учащихся 6 класса: Хакова Р., Гайфуллина А., Зиннатуллиной Д., Даминова Ф.
У обучающихся 2-6 классов было проведено обследование письменной речи.

Результаты проверочной работы на занятиях логопедии (диктант)
Класс Кол-во посещающихГУО «4» и «5» «3» Качество Примечание
2 4 - 1 3 25% Мустафин И. под диктовку не пишет
3 4 1 1 2 33% Фатхуллин И.( ГУО)
4 10 2 3 3 50% Хуснутдинов Э., Ахметова Л. отсутствуют по болезни.
По начальным классам 18 (15) 3 5 8 38% 5 9 2 3 4 43% Ашрапова А., Коршунов Т., Фархетдинова А. не посещают лог. занятие
6 9 1 2 6 25% Каримова Э., Набиуллин Б. не посещают лог. занятие
По старшим классам 18 3 5 10 33% При письме под диктовку допускают очень много ошибок: мягкий и твердый знак в конце и середине слова, правописание жи-ши, парные звонкие и глухие согласные, гласные 2 ряда после согласных, пропуск гласных и согласных, заглавная буква, дифференциация букв, безударные гласные в корне слова.
Было проверено техника чтения учащихся 2-6 классов. Анализ по итогам проверки техники чтения во 2-4 классах свидетельствует о том, что успеваемость составляет – 100%, качество – 62%.
Классы Качество
2013-2014 учебный год
I полугодие
2014-2015 уч. года
2 - 33%
3 50% 67%
4 50% 87 %
По нач. классам 50% 62 %
5 60% 70%
6 17% 40%
По старшим классам 38% 55%
Читают почти все с ошибками, искажениями, повторами, заменами букв. При оценке принимается во внимание успешность овладения учащимся техникой чтения (правильность, беглость и выразительность) и содержанием (выделение главной мысли, ответы на вопросы, пересказ) в соответствии с программными требованиями по каждому году обучения.
Анализ техники чтения показал, по сравнению с прошлым годом положительная динамика по начальным классам на 12% и на 17 % по старшим классам. С отдельными учащимися надо дополнительно работать . С отдельными учащимися надо дополнительно работать (3 класс – Зарипов К., 4 класс - Кариев А., Гарайшин А., Ахметова Л., 5 класс - Нигматуллина Э., Алимбеков М., Шарипов К., 6 класс- Зиннатуллина Д., Хаков Р., Гайфуллин А., Закиров И., Сахапов Р., Фархутдинов И.).. На каждом занятии стараюсь уделить внимание на чтения текстов и работать над содержанием прочитанного. При оценке принимается во внимание успешность овладения учащимся техникой чтения (правильность, беглость и выразительность) и содержанием (выделение главной мысли, ответы на вопросы, пересказ) в соответствии с программными требованиями по каждому году обучения.
Вывод: по чтению во всех классах наблюдается положительная динамика, но смысл прочитанного не все понимают и не передают. Состав учащихся по классификации Певзнер
Группы Количество детей Состав обучающихся в процентах
Неосложненные 22 37%
II. Нарушение нейродинамики а)возбудимые 11 19%
б) торпидные 9 15%
III. Нарушение анализаторов 5 8%
IV. Психопото подопное пове дение с текущ. заболеваниями 1 2%
V. Имбицилыа) возбудимые 1 2%
б) заторможенные
10 17%
Исходя из классификации, учитель должен знать возможности каждого ученика, чтобы подготовить его к усвоению нового материла, правильно отобрать и объяснить материал, помочь учащимся его усвоить и применить с большей или меньшей степенью самостоятельности на практике. Состав обучающихся по классификации М.С. Певзнер указывает на снижение количества детей с формой нарушениями анализаторов, псих подобными поведениями с текущими заболеваниями, наблюдается рост детей с нарушениями нейродинамики, с неосложненной формой и имбицилы. Данные показатели влияют на снижение качества обученности и успеваемости.
Рекомендации:
1. Соблюдать педагогический такт по отношению к детям, имеющим нарушения речи
2. Следить за правильным произношением поставленных звуков по рекомендации учителя - логопеда.
3. На уроках включать пальчиковую гимнастику для развития моторики рук, упражнения на развитие фонематического слуха.
4. Ученик должен знать, какие ошибки он допускает в письме и чтении. С этой целью каждая ошибка обязательно исправляется учителем совместно с учеником. При этом необходимо разъяснять ему, в чем сущность допущенной им ошибки путем сопоставления неправильного написания с правильным. Опираясь на такое сравнение, ребенок постепенно учится самостоятельно находить ошибки и исправлять их
5. Желательно в течение года собирать тетради по своему предмету и вести отслеживание повышения качества письменной речи
6. Усилить работу по повышению качества чтения, повысить мотивацию, вести дополнительную, системную, индивидуальную работу с обучающимися. Проводить анализ динамики развития качества чтения.
Таким образом, во «Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и любознательны, энергичны и полны надежд. Их время должно быть временем радости и мира, игр, учёбы и роста. Их будущее должно основываться на гармонии и сотрудничестве…» На гармонии и сотрудничестве должны строить свои отношения и все педагоги, в том числе учитель-логопед и учителя начальных классов, а так же ученики и их родители. Только при желании учить и учиться, учитывая индивидуальные возможности, можно достичь желаемого результата.