Литературно — музыкальная композиция Годы, опалённые войной


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
« Беленихинская средняя школа имени А.С.Касатонова»
Прохоровского района Белгородской области
Литературно – музыкальная композиция
« Годы, опалённые войной»
Подготовила: Вялова Елена Евгеньевна,
учитель начальных классов
Цель:через стихи и песни дать почувствовать детям величие духа людей военного поколения,их веру в торжество справедливости и правды на земле; учить чтить память павших героев в Великой Отечественной войне.
Оформление: на стенах зала плакаты « Никто не забыт, ничто не забыто»,
« Нам этот мир завещано беречь ».На праздник приглашаются участников ВОВ. После литературно - музыкальной композиции они поделятся своими воспоминаниями. Дети вручат им цветы и подарки.
( Звучит песня « Журавли»)
Учитель: Каждый год в эти майские дни наш народ вспоминает грозные годы войны, чтит память павших героев, кланяется живым. Хотя прошло уже 60 лет со дня Победы, но время не властно над памятью людей разных поколений. Вот поэтому мы собрались сегодня здесь.
Чтец:
Война была священной.
В этом не усомнится даже тот,
Кто прилетев с другой планеты,
Земли историю прочтёт.
Прочтёт о том, как под луною
Страна возмездием жила
Война священна, если Зоя,
Не дрогнув к виселице шла.
Война священна . И Матросов
Всем сердцем лёг на пулемёт.
О, сколько русых и курносых
Во имя жизни смерть возьмёт.
Они уйдут в сырую землю,
В рассветы, в травы, в зеленя,
До самой смерти веря, внемля
Всей правоте твоей, Москва!
Учитель: мирный труд советских людей был нарушен. Началась Великая Отечественная война .Весь народ от мала до велика поднялся на защиту своей Родины. ( Звучит песня « Священная война»)
Учитель: Каждый день Великой Отечественной войны на фронте и в тылу был подвигом, проявлением беспредельного мужества и стойкости людей, верности родине. Более 200миллионов советских людей погибло в той страшной войне – каждый восьмой житель нашей страны.
Чтец:
Я убит подо Ржевом,
В безымянном болоте,
В пятой роте , на левом,
При жестоком налёте.
Я не слышал разрыва,
Я не видел той вспышки,-
Точно в пропасть с обрыва-
И ни дна не покрышки.
Учитель:В суровые дни войны рядом со взрослыми вставали дети. Школьники зарабатывали деньги в фонд обороны, собирали тёплые вещи для фронтовиков, работали на военных заводах, дежурили на крышах домов при воздушных налётах, выступали с концертами перед ранеными воинами в госпиталях.
« Рассказ танкиста»
Был трудный бой.
Всё нынче как спросонку,
И только не могу себе простить:
Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку,
А как зовут, забыл его спросить.
Лет десяти- двенадцати. Бедовый,
Из тех, что главарями у детей.
Из тех, что в городишках прифронтовых
Встречают нас, как дорогих гостей,
Машину обступают на стоянках,
Таскать им воду вёдрами не труд,
Приносят мыло с полотенцем к танку
И сливы недозрелые суют…
Шёл бой за улицу.
Огонь врага был страшен,
Мы прорывались к площади вперёд.
А он гвоздит – не выглянуть из башен,
И чёрт его поймёт откуда бьёт
Тут угадай- ка. За каким домишкойОн примостился, - столько всяких дыр,
И вдруг к машине подбежал парнишка:
- Товарищ командир,товарищ командир!
Я знаю, где их пушка. Я разведал…
Я подползал, они вон там, в саду…
- Да где же, где?..- А дайте я поеду
На танке с вами. Прямо приведу…
Был трудный бой.
Всё нынче как спросонку.
И только не могу себя простить:
Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку,
А как зовут, забыл его спросить.
А. Твардовский.
Учитель: В тяжёлые годы войны стихи и песни, звучавшие на фронте в промежутках между боями, придавали силы бойцам, скрашивали разлуку с родными, заставляли на короткое время забыть, что идёт война.
Чтец:
Только взял боец трёхрядку,
Сразу видно – гармонист.
Для начала, для порядку
Кинул пальцы сверху вниз.
Позабытый, деревенский
Вдруг завёл, глаза закрыв,
Стороны родной, смоленской
Грустный памятный мотив.
И от той гармошки старой,
Что осталась сиротой.
Как – то вдруг теплее стало
На дороге фронтовой
Учитель: много на фронте сложено песен. Сочиняли и частушки.
Злобный враг войну затеял.
Мы его не пощадим:
И на море, и на суше
Разобьёи и разгромим.
Наши танки в бой несутся,
Содрогается земля.
Пусть не зарятся фашисты
На колхозные поля.
Мать сыночка провожала
И такой наказ дала:
« Береги страну родную,
Как тебя я берегла»
Моросят дожди косые
На берлинском на пути.
Лучше матушки России
В мире края не найти.
Учитель: В ходе Великой Отечественной войны наша армия сражалась в шести гигантских битвах, провела около 40 крупных наступательных операций. Битва под Москвой ( 30 сентября 1941 г. – 20 апреля 1942 года), битва за ленинград ( 10 июля 1941 года – 9 августа 1944 года), Сталинградская битва ( 17 июля 1942 – 2 февраля 1943 года), битва за кавказ ( 25 июля 1942 – 9 октября 1943года), курская битва ( 5 июля 1943 – 23 августа 1943 года), битва за Днепр ( август – декабрь 1943 года)
О битве на курской дуге, т.к она проходила по земле, на которой мы живём, более подробно расскажут наши гости.( Слово предоставляется ветеранам Великой Отечественной войны).
Чтец: Поклонимся великим тем годам,
Тем славным командирам и бойцам,
И маршалам страны. И рядовым,
Поклонимся и мёртвым и живыч.
Поклонимся, поклонимся друзья.
Всем миром, всем народом,
Всей Землёй
Поклонимся за тот великий бой.
( М.Львов)
( Минута молчания)
Учитель: И вот наступил он – великий долгожданный день – День Победы! Этого праздника люди ждали 1418 дней.
Чтец:Прежде, чем застольную отметить
Звёздный день десятилетья
Друг, давай положим три поклона.
Первый наш поклон, земной и долгий,
В полной тишине без пенья меди.-
Тем, кто спит от Эльбы и до Волги
Проложив тяжёлый путь к победе.
И второй поклон – живым и милым
Всем согражданам , во всей России.
И её Вооружённым силам,
И рабочей, и крестьянской силе.
И поклон наш третий и последний –
Нашему цветенью, молодёжи.
Юные защитники Победы,
Будьте нп отцов своих похожи!
( О.Бергольц)
( Звучит песня « День Победы»)
Дети вручают ветеранам цветы и сувениры.
Праздник заканчивается в музее боевой славы.