Рабочая программа по информатике для 9 класса (Угринович Н.Д.)

Муниципальное казённое образовательное учреждение
Артюгинская средняя общеобразовательная школа №8
Богучанского района красноярского края



Рассмотрено на заседании ШМО
_________________________________
_________________________________

Руководитель:
________/_________________________

Согласовано:

Заместитель директора по УВР

_______/______________________

Утверждено:

Директор МКОУ Артюгинская СОШ № 8
_________/________________________________

Приказ № ____ от «____»_______________20__г.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ИНФОРМАТИКЕ И ИКТ
для 9 классА


учителя информатики высшей категории
МКОУ Артюгинская СОШ №8
Мальцевой Натальи Георгиевны


Артюгино - 2014


Пояснительная записка
Рабочая программа для 9 класса по предмету «Информатика и ИКТ» составлена на основе авторской программы Н.Д. Угриновича «Преподавание базового курса «Информатика и ИКТ» в основной школе и ориентирована на преподавание предмета по учебнику Угринович Н.Д. «Информатика и ИКТ, 9 класс» БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009г.
Рабочая программа составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами:
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ №1089 от 05.03.2004 г.)
Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (приказ МОРФ от 09.03.2004 г. №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных планов для образовательных учреждений РФ»;
Стандарт основного общего образования по информатике и ИКТ (приложение из приказа Министерства образования Российской Федерации от 05 марта 2004 г. № 1089).
Примерная программа основного общего образования по информатике и ИКТ (базовый уровень).
Рабочая программа предусматривает изучение тем образовательного стандарта, распределяет учебные часы по разделам курса и предполагает последовательность изучения разделов и тем учебного курса «Информатика и ИКТ» с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет количество практических работ, необходимых для формирования информационно-коммуникационной компетентности учащихся.

Изучение информатики и ИКТ в основной школе направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств (ИКТ, организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
Задачи курса:
ввести понятия «информация» и «информационные процессы», информативность сообщения с событиями, открытиями, изобретениями, связанными с развитием информатики; ввести единицы измерения информации; раскрыть роль языков в информационных процессах;
дать начальные представления о назначении компьютера, о его устройстве и функциях основных узлов, о составе программного обеспечения компьютера; ввести понятие файловой структуры дисков, раскрыть назначение операционной системы;
познакомить учащихся со способами представления и организации текстов в компьютерной памяти; раскрыть назначение текстовых редакторов;
познакомить учащихся с назначением и областями применения компьютерной графики; дать представление об устройстве и функционировании графической системы компьютера; обучить основным приемам работы с графическим редактором.
познакомить учащихся с назначением и структурой электронной таблицы; обучить основным приемам работы с табличным процессором; научить организации простых табличных расчетов с помощью электронных таблиц;
раскрыть назначение систем искусственного интеллекта; дать представление о базах знаний и логической модели знаний;
продолжить изучение архитектуры компьютера на уровне знакомства с устройством и работой процессора; дать представление о программе на машинном языке, машинной команде и автоматическом исполнении программы процессором;
обучить навыкам работы с системой программирования VB.

Программа курса «Информатика и ИКТ» для 8-9 классов на базовом уровне в соответствии с учебным планом и годовым учебным графиком школы рассчитана на 103 часа:1 час в неделю (35 часов в год) в 8 классе и 2 часа в неделю (68 часов в год) в 9 классе.
В соответствии с этим в авторскую программу и внесено следующее изменение: в 9 классе уменьшено количество часов на 2, в отличие от авторской программы.
Теоретическая часть курса «Информатика и ИКТ» строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия, как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления.
Практическая же часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющихся значимыми не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов. В связи с этим, а также для повышения мотивации, эффективности всего учебного процесса, последовательность изучения и структуризация материала построены таким образом, чтобы как можно раньше начать применение возможно более широкого спектра информационных технологий для решения значимых для школьников задач.
Образовательные технологии, используемые в работе: ИКТ, здоровьесберегающие технологии, исследовательские методы обучения, метод проектов, игровые методы обучения.
При организации учебного процесса необходимо учитывать, что оптимальная длительность работы за компьютером для учащихся 8-9 классов не должна превышать 20-25 минут за урок. Наиболее приемлемы комбинированные уроки информатики, на которых предусматривается смена методов обучения (словесных, наглядных, практических, ролевого метода, метода проектов, проблемного обучения) и смена деятельности обучаемых.
Информацию о ходе усвоения учебного материала учитель получает в процессе контроля – входного (в начале каждого урока), промежуточного (внутри каждого урока), проверочного (в конце каждого урока), итогового (по завершении темы или всего курса). Причём формы итогового контроля могут быть разнообразными: контрольная работа, зачёт по опросному листу, компьютерное тестирование, творческая практическая работа и другие. Оценивание знаний и умений учащихся предполагается по 5-балльной системе.
Программное и учебно-методическое оснащение

Класс
Количество часов в неделю
из компонента
Реквизиты программы
УМК обучающихся
(название, класс, ФИО автора, издательство, год издания)
УМК учителя (методические пособия, сборники проверочных и контрольных работ, рабочие тетради)


федерального
регионального
школьного





9








2








0








0







Н.Д. Угриновича «Преподавание базового курса «Информатика и ИКТ» в основной школе.

Примерная программа основного общего образования по информатике и ИКТ (базовый уровень).

Информатика – 9. Учебник для 9 класса. Угринович Н.Д. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009

Информатика – 9. Учебник для 9 класса. Угринович Н.Д. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009

Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе (8-11): Методическое пособие для учителей. Угринович Н.Д. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009

Windows-CD. Компьютерный практикум на CD-ROM. Угринович Н.Д. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009

Практикум по информатике и информационным технологиям Н. Д. Угринович, Л. Л. Босова, Н. И. Михайлова. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008г.

Дополнительная литература:
Информатика и ИКТ. Подготовка к ЕГЭ. / Н.В. Макарова. – СПБ: «Питер», 2007.
Андреева Е.В., Щепин Е.В. Основы теории информации. Публикация в 1 сентября. “Информатика” №4/2004 1 п.л. 2004
Андреева Е.В Основы теории информации. Материалы. Публикация в 1 сентября. “Информатика” №4/2004 1 п.л. 2004
Демонстрационные варианты контрольно-измерительных материалов по информатике. ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ])
Златопольский Д.М. Программирование: типовые задачи, алгоритмы, методы / Д.М. Златопольский – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
Русаков С.В. Олимпиады по базовому курсу информатики. : Методическое пособие / С.В. Русаков, Л.А. Залогова, И.Г. Семакин и др.; Под ред. С.В. Русакова – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.



Учебно-тематический план


п/п
Наименование разделов, тем
Количество часов
В том числе, количество часов на проведение работ




практических
проверочных
контрольных

1.
Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации.
15
7
1
2

2.
Кодирование и обработка текстовой информации.
9
7

1

3.
Кодирование и обработка числовой информации.
9
5

1

4.
Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования.
16
9

1

5.
Моделирование и формализация.
10
4
1
1

6.
Информатизация общества.
4

1


7.
Итоговое повторение
4


1

ИТОГО
68
32
4
7





СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ
Обработка информации. Алгоритм, свойства алгоритмов. Способы записи алгоритмов; блок-схемы. Алгоритмические конструкции. Логические значения, операции, выражения. Разбиение задачи на подзадачи, вспомогательный алгоритм.
Компьютер как универсальное устройство обработки информации. Программное обеспечение общего назначения. Представление о программировании.
Информационные процессы в обществе. Информационные ресурсы общества, информационная культура, образовательные информационные ресурсы. Личная информация, информационная безопасность, информационная этика и право.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Запись средствами ИКТ информации об объектах и процессах окружающего мира (природных, культурно-исторических, школьной жизни, индивидуальной и семейной истории):
запись изображений и звука с использованием различных устройств (цифровых фотоаппаратов и микроскопов, видеокамер, сканеров, магнитофонов);
запись текстов (в том числе с использованием сканера и программ распознавания, расшифровки устной речи);
запись музыки (в том числе с использованием музыкальной клавиатуры);
запись таблиц результатов измерений (в том числе с использованием присоединяемых к компьютеру датчиков) и опросов.
Создание и обработка информационных объектов
Тексты. Создание текста посредством квалифицированного клавиатурного письма с использованием базовых средств текстовых редакторов. Работа с фрагментами текста. Страница. Абзацы, ссылки, заголовки, оглавления. Выделение изменений. Проверка правописания, словари. Включение в текст списков, таблиц, изображений, диаграмм, формул. Печать текста. Планирование работы над текстом. Примеры деловой переписки, учебной публикации (доклад, реферат).
Базы данных. Поиск данных в готовой базе. Создание записей в базе данных.
Рисунки и фотографии. Ввод изображений с помощью инструментов графического редактора, сканера, графического планшета, использование готовых графических объектов. Геометрические и стилевые преобразования. Использование примитивов и шаблонов.
Проектирование и моделирование.
Чертежи. Двумерная и трехмерная графика. Использование стандартных графических объектов и конструирование графических объектов: выделение, объединение, геометрические преобразования фрагментов и компонентов. Диаграммы, планы, карты.
Простейшие управляемые компьютерные модели.
Математические инструменты, динамические (электронные) таблицы
Таблица как средство моделирования. Ввод данных в готовую таблицу, изменение данных, переход к графическому представлению. Ввод математических формул и вычисление по ним, представление формульной зависимости на графике.
Организация информационной среды.
Создание и обработка комплексных информационных объектов.
Практическая работа 1.1. Кодирование графической информации
Практическая работа 1.2. Редактирование изображений в растровом графическом редакторе
Практическая работа 1.3. Создание рисунков в векторном графическом редакторе
Практическая работа 1.4. Анимация
Практическая работа 1.5. Кодирование и обработка звуковой информации
Практическая работа 1.6. Захват цифрового фото и создание слайд-шоу
Практическая работа 1.7. Захват и редактирование цифрового видео с использованием системы нелинейного видеомонтажа.
Практическая работа 2.1. Кодирование текстовой информации
Практическая работа 2.2. Вставка в документ формул
Практическая работа 2.3. Форматирование символов и абзацев
Практическая работа 2.4. Создание и форматирование списков
Практическая работа 2.5. Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными
Практическая работа 2.6. Перевод текста с помощью компьютерного словаря
Практическая работа 2.7. Сканирование и распознавание «бумажного» текстового документа
Практическая работа 3.1. Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора
Практическая работа 3.2. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах
Практическая работа 3.3. Создание таблиц значений функций в электронных таблицах
Практическая работа 3.4. Построение диаграмм различных типов
Практическая работа 3.5. Сортировка и поиск данных в электронных таблицах
Практическая работа 4.1. Знакомство с системами объектно-ориентированного и алгоритмического программирования
Практическая работа 4.2. Проект «Переменные»
Практическая работа 4.3. Проект «Калькулятор»
Практическая работа 4.4. Проект «Строковый калькулятор»
Практическая работа 4.5. Проект «Даты и время»
Практическая работа 4.6. Проект «Сравнение кодов символов»
Практическая работа 4.7. Проект «Отметка»
Практическая работа 4.8. Проект «Коды символов»
Практическая работа 4.9. Проект «Слово-перевертыш»
Практическая работа 5.1. Проект «Бросание мячика в площадку»
Практическая работа 5.2. Проект «Графическое решение уравнения»
Практическая работа 5.3. Проект «Распознавание удобрений»
Практическая работа 5.4. Проект «Модели систем управления





Требования к уровню подготовки

В результате изучения информатики и ИКТ ученик должен
знать/понимать
виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;
единицы измерения количества и скорости передачи информации; принцип дискретного (цифрового) представления информации;
основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;
программный принцип работы компьютера;
назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;
уметь
выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы;
оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;
оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;
создавать информационные объекты, в том числе:
- структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;
- создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности – в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;
- создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов, учебных систем автоматизированного проектирования; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;
- создавать записи в базе данных;
- создавать презентации на основе шаблонов;
искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;
пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе – в форме блок-схем);
проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;
создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;
передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдение соответствующих правовых и этических норм.

Критерии оценки знаний
Ошибки и недочеты.
Грубыми считаются следующие ошибки:
незнание определения основных понятий, законов, правил, основных положений теории, незнание формул, общепринятых символов обозначений и единиц их измерения;
незнание наименований единиц измерения:
неумение выделить в ответе главное;
неумение применить в ответе знания для решения задач;
неумение делать выводы и обобщения;
неумение читать и строить графики и принципиальные схемы;
неумение загрузить нужную программу или рабочую среду;
неумение пользоваться учебником и справочниками по информатике и технике;
нарушение правил техники безопасности при работе за компьютером;
небрежное отношение к компьютеру и программному обеспечению компьютера.
К негрубым ошибкам относятся:
неточность формулировок, определений, понятий, законов, теорий, вызванная неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия или заменой одного-двух из этих признаков второстепенными;
ошибки, вызванные несоблюдением условий работы программы (неправильно выставлено начальное положение исполнителя, не точно определена точка отсчета);
ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах, неточность графика (например, измерение угла поворота) и т. д.;
нерациональный метод решения задачи или недостаточно продуманный план устного ответа (нарушение логики, подмена отдельных основных вопросов второстепенными);
нерациональные методы работы со справочной литературой;
неумение решать задачи в общем виде (для учащихся 9-11 классов).
Недочетами являются:
нерациональные приёмы вычислений и преобразований;
ошибки в вычислениях (арифметические);
небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков;
орфографические и пунктуационные ошибки.
Оценка устного ответа
Исходя из поставленной цели и возрастных возможностей учащихся, необходимо учитывать:
Правильность и осознанность изложения содержания,
полноту раскрытия понятий, точность употребления научных терминов;
Степень сформированности интеллектуальных и общеучебных умений;
Самостоятельность ответа;
Речевую грамотность и логическую последовательность ответа.
Оценка “5”:
Полно раскрыто содержание материала в объеме программы и учебника; четко и правильно даны определения и раскрыто содержание понятий; верно, использованы научные термины; для доказательства использованы различные умения, выводы из наблюдений и опытов; ответ самостоятельный, использованы ранее приобретенные знания.
Оценка “4”:
Раскрыто основное содержание материала; в основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины; ответ самостоятельный; определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов.
Оценка “3”:
Усвоено основное содержание учебного материала, но изложено фрагментарно, не всегда последовательно; определения понятий недостаточно четкие; не использованы в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений и опытов или допущены ошибки при их изложении; допущены ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определении понятий.
Оценка “2”:
Основное содержание учебного материала не раскрыто; не даны ответы на вспомогательные вопросы учителя; допущены грубые ошибки в определении понятий, при использовании терминологии.

Оценка проверочных и контрольных работ.
Оценка “5” Ставится за работу, выполненную без ошибок и недочетов или имеющую не более одного недочета
Оценка “4” Ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочета или не более двух недочетов.
Оценка “3” Ставится в том случае, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:
не более двух грубых ошибок,
или не более одной грубой ошибки и одного недочета.
или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета,
или не более двух-трех негрубых ошибок,
или одной негрубой ошибки и трёх недочетов, или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Оценка “2”
Ставится, когда число ошибок и недочетов превышает норму, при которой может быть поставлена оценка “3” или если правильно выполнено менее половины работы.
Учитель имеет право поставить оценку выше предусмотренной, если учеником оригинально выполнена работа.

Оценка тестов.
В качестве нижней границы успешности выполнения основного теста, соответствующего оценке “3” (“зачет”), можно принять уровень - 60% -74% правильных ответов из общего количества вопросов.
Оценка “4” (“хорошо”) может быть поставлена за 75% - 90% правильных ответов.
Оценка “5” (“отлично”) учащийся должен успешно выполнить тест и дать более 90% правильных ответов

Оценка лабораторных и практических работ.
Оценка “5”
Ставится в том случае, если учащийся:
а) выполнил работу в полном объёме с соблюдением необходимой последовательности ее проведения;
б) самостоятельно и рационально выбрал и загрузил необходимое программное обеспечение, все задания выполнил в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью;
в) в представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления и сделал выводы;
Оценка “4”
Ставится в том случае, если выполнены требования к оценке “5”, но:
а) задания выполнял в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений,
б) или допущено 2-3 недочета, или не более одной негрубой ошибки и одного недочета.
Оценка “3”
Ставится в том случае, если работа выполнена не полностью, но объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы, или если в ходе выполнения работы были допущены следующие ошибки:
а) выполнение работы проводилось в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большой погрешностью,
б) или в отчете были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, анализе погрешностей и т. д.), не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения,
в) или работа выполнена не полностью, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы.
Оценка “2”
Ставится в том случае, если:
а) работа выполнена не полностью и объём выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов,
б) или, вычисления, наблюдения (моделирование) производились неправильно,
в) или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке “3”
Календарно-тематическое планирование

№ п/п
№ в теме
Тема раздела/ Тема урока
Элементы содержания
Планируемый результат
Вид контроля, измерители
Цифровые ресурсы
Информационно-методическое обеспечение
Дом. задание
Дата проведения










план
факт

Глава 1. Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации (15 часов).

1
1
Кодирование графической информации. Правила техники безопасности и организация рабочего места.
Пространственная дискретизация, аналоговая и дискретная форма, пиксель, растровое изображение, разрешающая способность, глубина цвета, палитра цветов, правила ТБ. Повторение курса информатики 8 класса.
Уметь объяснять, как с помощью пространственной дискретизации формируется растровое изображение, знать и уметь применять формулу связи количества цветов в палитре и глубины цвета, знать, что такое разрешающая способность изображения и глубина цвета.

Графические редакторы (растровый и векторный)
УЧ п. 1.1.1,
№1.1, 1.3
УЧ п. 1.1.1, №1.2
2.09


2
2
Кодирование графической информации. Практическая работа №1.1 «Кодирование графической информации».
Графические режимы экрана монитора, палитры цветов в разных системах цветопередачи. Повторение курса информатики 8 класса.
Уметь задавать графический режим экрана монитора, знать, как формируется палитра в разных системах цветопередачи.
Практическая работа №1.1
Графические редакторы (растровый и векторный)
УЧ п. 1.1.2, 1.1.3, №1.7

УЧ п. 1.1.2, 1.1.3, №1.6

2.09


3
3
Растровая и векторная графика.
Растровое и векторное изображение, растровый и векторный графический редактор, форматы файлов.
Знать различия растровых и векторных изображений, достоинства и недостатки, форматы графических файлов.
Тест «Кодирование графической информации»
Графические редакторы (растровый и векторный)
УЧ п. 1.2.1, 1.2.2
№ 1.8
УЧ п. 1.2.1, 1.2.2,
вопрос 2 стр.27
9.09


4
4
Входная контрольная работа. Интерфейс и основные возможности растрового графического редактора
Область рисования, графические примитивы, процедуры их рисования
Уметь применять знания, полученные в 8 классе. Уметь устанавливать параметры области рисования, использовать графические примитивы.
Входная контрольная работа.
Графический редактор (растровый)
УЧ п. 1.3.1
УЧ п. 1.3.1
Доп. Создать эмблему школы.
9.09


5
5
Растровая графика. Практическая работа №1.2 Редактирование изображе