Конспект урока на тему: Любовная лирика А.Фета
Методическая разработка
урока литературы в 10 классе
«Любовная лирика А.А. Фета»
Цель урока:
Познакомить учащихся с любовной лирикой Фета («Лазичевский» цикл).
Показать своеобразие стиля автора.
Углубить представление о соотношении лирического героя и биографического автора, образа и прототипа.
Ход урока.
На доске эпиграф:
Безумная душа поэта
Еще любить осуждена.
А.С. Пушкин.
Слово учителя:
Тема нашего урока: «Любовная лирика Фета».
Ребята, какие слова эпиграфа вам кажутся наиболее выразительными, возможно, вызывают удивление, протест? Почему? Как, по-вашему, мнению, любят поэты? Отличается ли их чувство от любви «простых смертных»? если да, то чем? Вспомните, из какого произведения взят этот стих.
Обсуждая название урока, ребята особенно выделяют поразившие их слова –безумная душа и любить осуждена. Удивляет их и само совмещение этих слов в одном контексте.
Предлагаются примерные ответы на этот вопрос учащихся 10 «А» и «Б» классов МОУ СОШ № 10 (2002\2003 учебный год).
1-й ученик:
Любовь как безумие и кара не совпадает с моим представлением о чувстве поэта. По-моему, любовь поэта - что-то возвышенное и красивое, необычное, воздушное, несоединимое с прозой жизни. Это источник вдохновения, мечта, греза. Она отличается от любви «обычного» человека тем, что поэту дано в полной мере выразить свои чувства, простому смертному это труднее сделать, поэту легче пленить предмет своей любви, поразить воображение женщины. Любовь поэта богаче оттенками, и потому он счастливее. Он мечтатель и фантазер, его не угнетают несовершенства возлюбленной, если нужно, то «дорисует» её образ, поднимет её до высот идеала. Поэт без любви не может, всегда к ней стремится и часто влюбляется; он любит всегда как в первый раз, в то время как простой смертный после первой любви может разочароваться навсегда.
2-й ученик:
Источник цитаты - роман в стихах «Евгений Онегин».
Слово учителя:
Объясните, как вы понимаете смысл выражений «безумная душа» и «любить осуждена».
Примерные ответы на этот вопрос учащихся 10 «А» и «Б» классов МБОУ школа № 1.
1-й ученик:
Безумная душа- одержимая какой-то манией, утратившая способность рассуждать, взвешивать «за» и «против». Душа, в которой сплошной хаос. В ней все перемешано, никаких ориентиров - где свет, где тьма, где низ, где верх, не поймешь, больная, не отвечающая за себя, не могущая собой управлять.
2–й ученик:
Любить осуждена - не свободна в своем выборе. Она подчинена каким-то силам, может быть, року или судьбе. Душа «наказана любовью», она выполняет какую-то повинность, труд. Чтобы искупить что-то, заслужить прощение какого-то греха, спастись. Чувство не в её власти- оно неизвестно, сколько продлится.
Класс разбивается на 3 рабочие группы, которые получают тексты стихотворений (смотри Приложение) и задания к ним.
Задание:
1. Перед вами - цикл стихотворений АА Фета. Порядок расположения стихотворений нарушен, постарайтесь восстановить его, разложив стихотворения так, чтобы они показывали роман в его развитии (т.е. в хронологической последовательности).
2. Реконструируйте историю любви (по каждому пункту сделайте необходимые выписки).
3. Особо выделите группу стихотворений, относящихся к её началу. Есть ли указания на то, каким видится лирическому герою будущее? Найдите и прокомментируйте образы, которые с наибольшей полнотой и выразительностью рисует предчувствие (надежды, опасения и т. д.) поэта. Оправдались ли эти предчувствия? Каково общее настроение этой группы стихотворений? С помощью каких приёмов оно создается?
4. Постарайтесь нарисовать «портрет» возлюбленной. Передает ли поэт детали её внешнего облика, если да, то какие? Есть ли символические образы, относящиеся к облику, характеру, душе героини (особое внимание обратите на сравнения, метафоры, эпитеты)? Повторяются ли эти образы или больше не возникают? Если перед нами повторяющийся образ (мотив), то почему выбран именно он? Как характеризует он героиню, отношение к ней лирического героя?
5. Обратите внимание на стихотворения, в которых появляются конкретные детали (события; обстановка; особенности взаимоотношения героя и героини, отмеченные памятью наиболее значительные слова, жесты). По этим деталям воспроизведите, что где и как произошло, кратко запишите «сюжет» романа.
6. Выпишите, если они есть, сквозные мотивы всего цикла. Прокомментируйте их. Выберите одно стихотворение, в котором, на ваш взгляд, поэту лучше всего удалось выразить главное в именно этой истории любви. Объясните свой выбор.
Раздаются карточки со стихами, ученики выполняют задание.
Примерные ответы учащихся:
1 группа:
Легко определяется первое стихотворение цикла - «Шепот сердца, уст дыханье» (1850): это начало любви, потому что нет еще тягостных предчувствий, передано состояние упоения счастьем, нет раздумий о том, что будет впереди, воспоминания о прошедшем; только настоящее, ещё не появились слова частые в цикле – «разлука», «рыданье», а «слёзы» - это от восторга.
Слово учителя:
Следует обратить особое внимание на это стихотворение. Что необычного в нем? Какие художественные приемы привлекают ваше внимание? Что достигается этим?
Примерные ответы учащихся:
2 группа:
В стихотворении нет глаголов, оно целиком состоит из назывных предложений. Ощутимы и «на слух», и «на глаз» звуковые повторы – аллитерация на шипящие, свистящие и сонорные (с, ч, р, л, м), повтор сочетаний (ст, тр, чн, бл, лб) особенно сильны в последней строфе- «бледный блеск», «лобзания». Образы быстро сменяют друг друга, что в сочетании с отсутствием слов, передающих движение, рождает ощущение единого, цельного и в то же время неуловимо изменяющегося, текучего мира, который нельзя разъять, рассматривать в частности, анализировать. В единое целое сливаются звуки (шепот, дыхание, трели), краски (серебро, бледный блеск, пурпур); осязательные ощущения (лобзания), внешние и внутренние, сознание и подсознательное, свет и тени. Все в этом мире – «колыханье», все – «ряд волшебных изменений», непрерывность которых подчеркнута непрерывностью речи - все стихотворение, состоящее из трех строф, представляет собой одно предложение. Ощущение чуда, волшебства порождается не только своим сюжетом, но и взволнованностью, переданной восклицанием и особым ритмом. Ритм создается как синтаксическим делением фразы (периоды, отмеченные запятыми), так и стиховым (чередование « длинных» - хорей – 4 с женским окончанием – и «коротких» - хорей – 3, мужское окончание – строк, словно бы совпадающее с ритмом сердечных сокращений). Ключевыми словами для понимания всего текста становится сочетание «речь не говоря» - перед нами стихотворение, в котором сделана попытка выразить невыразимое, рассказать то, что бессилен передать «обычный» язык, не «язык любви, цветов, ночных лучей». Это – своего рода реплика на “Silentium!” Тютчева.
2 группа:
Более поздние стихотворения – предчувствия надвигающейся беды. Слово «любовь» не появляется в них без своей пары – «разлука». Даже и идиллический морской пейзаж ( «тихо и светло») обманчив: тишина чревата «криками смятения и тоски», а свет в стихотворениях Фета всегда достается дорого. Звезда, посылая на землю луч, гаснет. Угли, рождая «мотылька» с «багряным крылом» рассыпаются в пепел. Человеческая душа загорается, пылает, чтобы сгореть дотла. Даже заря – утро нового дня – нерасторжимое слияние рождения и гибели («безвременно горя», сказанное о заре, соотнесено с безвременной смертью любимой).
Основные мотивы цикла – ночь, звезда, огонь, звук, заря. Эти образы двуплановы: с одной стороны – в буквальном смысле слова: ночь как время суток, звезда как небесное светило, огонь очага, костра или факела («светоча»), мелодия, восход солнца; с другой – то невидимое, что прозревает в этом живущая единой жизнью с миром человеческая душа. И тогда ночь – это «храмина», «мир странный», в котором «чудные душу порой посещают минуты» и открывается прежде неведомое. Звезды – «синего неба пытливые очи»; звуки – неопределенные, «бестелесные» посланники души к душе; огонь – энергия жертвенной любви; заря – единство любви и разлуки, восторга и страдания, лобзаний и слез (что видно уже в первом стихотворении цикла, когда сердце разгорается все больше и больше, согласуясь в едином аккорде с общемировым хором, устремляясь в нем к кульминационной точке – заре – которая означает вместе с тем расставание влюбленных). Средоточием мира становится человеческое сердце. В емкой формуле «сердца звучный пыл сиянье льет кругом» поэт соединяет все основные мотивы своей лирики: звуки («звучный»), огонь («пыл»), ночь («кругом» - то, что окружает «сиянье», нуждаясь в нем), заря («сиянье льет кругом»).
3 группа:
Любовь в мире Фета и бренна, мимолетна и вечна одновременно. «Сюжет» романа, восстанавливаемый по стихотворениям «лазичевского» цикла, выстраивается следующим образом. Сначала встреча – восторг, порыв, «возгорание сердца», родство души – но в самой встрече, в самом любовном экстазе таится зерно будущей трагедии («Приметы», «Мелодия»). Затем – боль неизбежной разлуки «несбыточного» («Напрасно!»), тщетные попытки души забыть и «солгать» («У камина»). Наконец, смерть одного из любящих, открывающая истинное значение любви – её неизменность, невозможность разлучиться по-настоящему, навсегда.
Взгляд и голос («звуки рыданий», пение, сказанные когда-то слова»)- вот единственные детали, которые выделяются в целостном и неделимом облике любимом. Навсегда остаются в «памяти сердца» нетленными и неизменными, преследуют, узнаются в звездах и заре («И ты взглянула, как прежде глядела», «отблеск родной твоих очей», «чуть в глазах я заметил две капельки слез»). Частая в стихотворениях, посвященных Лазич, параллель «звезды» - «очи», «луч» - «взгляд». Особенность лирики Фета в том, что противопоставление звезд и очей как «вечного» и «бренного» у него снято; и те, и другие бренны, вечной становится лишь их связь – способность очей созерцать и угадывать себя в звездах. Отсюда – их взаимоупотребление, воскрешение друг в друге («в звездном хоре забытые очи// Горят в степи над забытой могилой», «звезд золотые ресницы», «синего неба пытливые очи», «в дальней звезде отгадал бы отбывшего брата»). Однако для того, чтобы это воскрешение состоялось, и звезда, и человек должны иссякнуть в свете, сгореть. «Сгоревший» человек, мука горения, извне представляющаяся красотой – самый страшный и пронзительный образ в лирике Фета.
Слово учителя:
Вашему вниманию предлагаются отрывки из переписки АА Фета.
Двое учеников зачитывают отрывки:
АА Фет – ИП Борисову (9 марта 1849г.).
Я встретил существо, которое люблю – и, что еще, глубоко уважаю. Существо, которое, если б я со временем и сочетался законным браком хоть с царевной Помаре, то это существо стояло бы до последней минуты сознания моего передо мною – как возможность возможного для меня счастия и примирения с гадкою действительностию. Но у ней ничего и у меня ничего – вот тема, которую я развиваю и вследствие которой я не с места.
АА Фет – ИП Борисову (1 июля 1850 г.).
Я не женюсь на Лазич, и она это знает, а между тем умоляет не прерывать наших отношений. Этот несчастный гордиев узел любви или как хочешь назови, который чем более распутываю, все туже затягиваю, а разрубить мечом не имею духу и сил Втянулся в службу, а другое все только томит как кошмар
Из воспоминаний АА Фета «Ранние годы моей жизни»
Мы оба не дети: мне 28, а ей 22, и нам непростительно было совершенно отворачиваться от будничной жизни. Чтобы разом сжечь корабли наших взаимных надежд, я собрался с духом и высказал громко свои мысли касательно того, насколько считал брак для себя невозможным и эгоистичным.
-Я люблю с вами беседовать - говорила Елена, - без всяких посягательств на вашу свободу.
Поздние беседы наши продолжались.
Она не менее меня понимала безысходность нашего положения, но твердо стояла на том, что, не желая ни в каком случае выходить замуж, она, насильственно порывая духовное общение, только принесет никому не нужную жертву и превратит свою жизнь в безотрадную пустыню. Бржевский советовал мне съездить в Федоровку, где Елена гостит в настоящее время, и постараться общими усилиями развязать этот гордиев узел.
Казалось, восторженная наша встреча не повела ни к какой развязке, а только отозвалась на нас еще более тяжкою и безнадежною болью.
Казалось, достаточно было бы безмолвно принести на алтарь жизни самые задушевные стремления и чувства. Оказалось на деле, что этот горький кубок был недостаточно отравлен.
Вскорости по возвращении в Крылов я выпросился на несколько дней в Березовку, и в самый день моего приезда к Бржевским появился Михаил Ильич Петкович и, здороваясь со мною, воскликнул:
-А Лена – то!
- Что? Что? - с испугом спросил я.
- Как! – воскликнул он, дико смотря мне в глаза – Вы ничего не знаете?
И видя мое коснеющее недоумение, прибавил:
- Да ведь ее уже нет! Она умерла! И, Боже мой, как ужасно!
Когда мы оба немного пришли в себя, он рассказал следующее:
«Пришлось ей снова биться над уроками упрямой сестры, после которых наставница (без сил) ложилась на диван с французским романом и папироской, в уверенности, что строгий отец, запрещавший дочерям курение, не войдет. Так в последний раз легла она в белом кисейном платье и, закурив папироску, бросила, сосредотачивая внимание на книге, на пол спичку, которую считала потухшей. Но спичка, продолжавшая гореть, зажгла спустившееся на пол платье. И девушка только тогда заметила, что горит, когда вся правая сторона была в огне Несчастная, вместо того чтобы, повалившись на пол, стараться хотя бы собственным телом заглушить огонь, бросилась по комнатам к балконной двери гостиной, причем горящие куски платья, отрываясь, падали на паркет, оставляя на нем следы рокового горения. Думая найти облегчение на чистом воздухе, девушка выбежала на балкон. Но при первом ее появлении на воздух пламя поднялось выше ее головы, и она, закрывши руками лицо и крикнув сестре: «Спасите письма Фета!» Бросилась по ступеням в сад. Там, пробежав, насколько хватило сил, она упала совершенно обгоревшая, и несколько времени спустя на крики сестры прибежали люди и отнесли ее в спальню. Всякая медицинская помощь оказалась излишней, и бедняжка, промаясь четверо суток, спрашивала – можно ли на кресте страдать более чем она?»
Не исключено, что трагическая гибель Лазич была замаскированным самоубийством.
АА Фет – ИП Борисову (октябрь 1850 год)
Итак, идеальный мир мой разрушен давно. Ищу хозяйку, с которой буду жить, не понимая друг друга. Если никто никогда не услышит жалоб моих на такое непонимание друг друга, то я буду убежден, что я исполнил свою обязанность, и только.
Слово учителя: Проанализировав стихи Фета, посвященные Лазич, Попробуем ответить на вопрос, поставленный в начале урока. Как, по-вашему, мнению, любят поэты? Отличается ли их чувство от любви «простых смертных»? если да, то чем?
1-й ученик:
Любовь поэта, действительно, «безумное» чувство, на которое он «осужден». В стихах чувство получает вечную жизнь, непреходящую длительность, оплаченную «муками сердца». Поэту становится легче только в моменты творчества. Вспомним слова Баратынского: «Болящий дух врачует песнопенье» «Осужден» поэт ещё и потому, что, будучи «безумным», не властен в своем выборе.
Д/задание:
Пользуясь прослушанным материалом переписки и воспоминаний АА Фета, сделайте выписки – комментарии ко всему циклу или к отдельным стихотворениям. Докажите, к какому типу комментария – реальному, биографическому, историко-литературному, лингвистическому, будут относиться ваши комментарии. Подумайте, какой термин-«адресат» или «прототип» более уместен, когда мы рассматриваем поэтический цикл.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Шепот сердца, уст дыханье,
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья,
Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений
Милого лица,
Бледный блеск и пурпур розы,
Речь не говоря,
И лобзания, и слезы,
И заря, заря!..
(1850)
В долгие ночи, как вежды на сон не сомкнуты,
Чудные душу порой посещают минуты.
Дух окрылен, никакая не мучит утрата,
В дальней звезде отгадал бы отбывшего брата!
Близкой души предо мною все ясны изгибы:
Видишь, как были, - и видишь, как быть мы
Могли бы.
О, если ночь унесет тебя в мир этот странный
Мощному духу отдайся, о друг мой желанный!
Я отзовусь, - но, внемля бестелесному звуку,
Вспомни меня, как невольную помнят разлуку!
(1850)
Напрасно!
Куда не взгляну я, встречаю везде неудачу,
И тягостно сердцу, что лгать я обязан всечасно;
Тебе улыбаюсь, а внутренне горько я плачу.
Напрасно.
Разлука!
Душа человека какие выносит мученья!
А часто на них намекнуть лишь достаточно звука.
Стою как безумный, еще не постиг выраженья:
Разлука.
Свиданье!
Разбей этот кубок: в нем капля надежды таится.
Она – продлит и она то усилит страданье,
И в жизни туманной не будет обманчиво снится
Свиданье.
Не нами
Бессилье изведено слов к выраженью желаний.
Безмолвные муки сказалися людям веками,
Но очередь наша, и кончится ряд испытаний не нами.
Но больно,
Что жребии жизни святым побужденьям
Враждебны;
В груди человека до них бы добраться довольно
Нет! Вырвать и бросить; те язвы, быть может,
Целебны, -
Но больно.
(1851)
Приметы
И тихо и светло - до сумерек далеко;
Как в дымке голубой и небо и вода,-
Лишь облаков густых с заката и с востока
Лениво тянется лиловая гряда.
Да, тихо и светло; но ухом напряженным
Смятенья и тоски ты крики разгадал:
То чайки скликались над морем усыпленным
И в воздухе кружась, летят к навесам скал.
Ночь будет страшная, и буря будет злая,
Сольются в мрак и гул и небо земля
А завтра, может быть, вот здесь волна седая
На берег выбросит обломки корабля.
(середина 50-х годов)
Мелодия
Какие-то носятся звуки
И льнут к моему изголовью.
Полны они томной разлуки,
Дрожат небывалой любовью.
Казалось бы, что ж? Отзвучало
Последняя нежная ласка,
По улице пыль пробежала,
Почтовая скрылась коляска
И только Но песня разлуки
Несбыточной дразнит любовью,
И носятся светлые звуки
И льнут к моему изголовью.
(1853)
У камина
Тускнеют угли. В полумраке
Прозрачный вьется огонек.
Так плещет на багряном маке
Крылом лазурным мотылек
Видений пестрых вереница
Влечет, усталый теша взгляд,
И неразгаданные лица
Из пепла серого глядят.
Встает ласкательно и дружно
Былое счастье печаль,
И лжет душа, что ей не нужно
Всего, чего глубоко жаль.
(1856)
В тиши и мраке таинственной ночи
Я вижу блеск приветный и милый,
Ив звездном хоре знакомые очи
Горят в степи над забытой могилой,
Трава поблекла, пустыня угрюма,
И сон сиротлив одинокой гробницей,
И только в небе, как вечные думы,
Сверкают звезд золотые ресницы.
И снится мне, что ты встала из гроба,
Такой же, какой ты с земли отлетела.
И снится, снится.. мы молоды оба,
И ты взглянула, как прежде глядела.
(1864)
Ты отстрадала, я еще страдаю,
Сомнением мне суждено дышать,
И трепещу, и сердцем избегаю
Искать того, чего нельзя понять.
А был рассвет! Я помню, вспоминаю
Язык любви, цветов, ночных лучей.-
Как ни цвести всевидящему маю
При отблеске родном твоих очей!
Очей тех нет- и мне не страшны гробы,
Завидно мне безмолвие твое
И, не судя ни тупости, ни злобы,
Скорей, скорей в твое небытие!
(4 ноября 1878)
Долго снились мне вопли рыданий твоих,
То был голос обиды, бессилия плач;
Долго, долго мне снился тот радостный миг,
Как тебя умолил я - несчастный палач.
Проходили года, мы умели любить,
Расцветала улыбка, грустила печаль;
Проносились года - и пришлось уходить:
Уносило меня в неизвестную даль.
Подала ты мне руку, спросила: «Идешь?»
Чуть в глазах я заметил две капельки слез;
Эти искры в глазах и холодную дрожь
Я в бессонные ночи навек перенес.
(2 апреля 1886 год)
Светил нам день, будя огонь в крови
Прекрасная, восторгов ты искала
И о своей несбыточной любви
Младенчески мне тайны поверяла.
Как мог, слепец, я не видать тогда,
Что жизни ночь над нами лишь сгустится,
Твоя душа, красы твоей звезда,
Передо мной, умчавшись, загорится.
И, разлучась навеки, мы поймем,
Что счастье взрыв мы промолчали оба
И что вздыхать обоим нам по нем,
Хоть будем врознь стоять у двери гроба.
(9 июня 1877 год)
Угасшим звездам
Долго ль впивать мне мерцание ваше,
Синего неба пытливые очи?
Долго ли чуять, что выше и краше
Вас ничего нет во храмине ночи?
Может быть, под теми огнями:
Давняя вас погасила эпоха, -
Так и по смерти лететь к вам стихами,
Призраком звезд, буду призраком вздоха!
(6 мая 1890)
Заголовок 1Заголовок 2Заголовок 315