Урок литературного чтения по сказкам Шарля Перро (творческая мастерская)


Проект урока литературного чтения
Тема урока: Творческая мастерская
(урок по сказкам Шарля Перро с участием родителей)
Цель: создание условий для формирования нравственной личности через
работу с книгой,
совместную творческую деятельность учащихся и их родителей,
осмысление духовных ценностей
Предполагается, что
учащиеся
родители
учитель

откроют новый вид сказок – литературную (авторскую) сказку и преобразуют модель видов сказок;


через исследование обнаружат, что литературная сказка
имеет свои жанровые особенности;
осуществят переход от литературоведческой деятельности к авторской



помогут детям узнать о существовании литературной (авторской) сказки, возникшей на основе народной, и помогут в преобразовании модели видов сказок;
направят исследовательскую деятельность и помогут в фиксации ее результатов;

прочувствуют значимость своего влияния на духовное становление детей средствами литературного произведения


организует совместную деятельность детей и взрослых таким образом, чтобы открытие состоялось;


создаст условия для актуализации знаний с целью появления ситуации дефицита знаний;
создаст условия для решения учебной задачи через организацию совместного исследования в группах смешанного типа;

создаст условия для зарождения потребности в появлении семейных авторских сказок

Ход урока
Предполагаемая деятельность учителя
Предполагаемая деятельность
участников проекта (детей и родителей)

I. Мотивационно-ориентировочная часть

- Сегодня на нашем уроке мы вновь обращаемся к сказкам. У вас есть любимые русские народные сказки? Назовите их.

- Молодцы! Все ли сказки вы хорошо помните? Узнайте, из какой сказки этот отрывок.















- Назовите сказку.


- Молодцы! Догадайтесь, о какой теперь сказке идет речь.
«Жили-были на болоте журавль да цапля; построили они себе по концам болота избушки. И вот показалось журавлю скучно жить одному, и задумал он жениться: «Дай пойду посватаюсь к цапле!»

- Молодцы! Послушайте еще одну сказку.











































- Как вы думаете, эти сказки «Царевна - лягушка», «Журавль и цапля», «Солдатская шинель» решают общую задачу всех сказок?
На экране слайд 1:

Х


Задача сказок
П



М



Ч


- К какому виду сказок, по вашему мнению, относятся сказки «Царевна - лягушка», «Солдатская шинель», «Журавль и цапля»?
Аргументируйте свой ответ.
На экране слайд 2:
Сказки
народные сказки

Бытовая
ЗЖ: высмеять плохие черты характера человека, вызвать восхищение умом и находчивостью
КЖ: бытовая
Г: обычные люди
Волшебная
ЗЖ: вызвать восхищение добрым героем, осудить злодея, выразить уверенность в торжестве добра
КЖ: волшебная
Г: заступник, злодей, страдалец, помощник
О животных
ЗЖ: высмеять плохие черты характера человека
КЖ: небывалая
Г: животные (черты человека)
















- Молодцы. Внимательно рассмотрите названия чудесных вещей. Как вы думаете, из каких сказок взяты эти предметы?
На доске таблички с названиями чудесных предметов:
Тыква, волшебная палочка, туфелька, веретено, красная шапочка, сапоги, корзинка.




- Назовите автора этих сказок.

- Что же вы знаете об этом человеке?



- Вы внимательно читали волшебные сказки Шарля Перро? В таком случае вы без труда сумеете ответить на вопросы литературной викторины и назвать сказку, по которой составлен вопрос.
1. «Добрая волшебница громко сказала:
- Успокойтесь, король и королева принцесса не умрет, когда уколет себе палец веретеном, а только заснет глубоким сном, который будет продолжаться». Сколько лет?

2. «Добрая волшебница сейчас же явилась в замок на огненной колеснице, запряженной » Кем?

3. «Тут волшебница коснулась своей волшебной палочкой всех, кто находился в замке, кроме» Кого?

4. «Спала она на чердаке под самой крышей, на полу, на соломенной подстилке». Кто это?

5. «Она даже угостила их апельсинами и яблоками, которые поднес ей королевич». Кто кого угостил?

6. Где живет бабушка Красной Шапочки?


7. Что оставил мельник в наследство трем своим сыновьям?
8. Сколько раз «в день девушка должна была ходить за водой очень далеко от дома и приносить большой тяжелый кувшин»?

9. Откуда выпали две розы, две жемчужины и два крупных бриллианта?

10. Кого прозвали Рике-Хохолок?

11. Какой недостаток он имел?


12. Что помогло мальчику-с-пальчику убежать от Людоеда?

13. «Король не находил себе места от горя, ничего не ел и не пил и так постарел, что все министры приходили в ужас от такой перемены». От какого горя?
14. Что отпирал маленький ключик?

15. Кого ждала молодая женщина и ее сестра Анна?

- По результатам литературной викторины знатоками сказок Шарля Перро стали семьи _________. Молодцы!
Посмотрите отрывок из сказки Шарля Перро и назовите ее.











- Из какой сказки взята увиденная вами сцена?
- Скажите, к какому виду сказок можно отнести сказку «Кот в сапогах»?
- Какой вопрос мы, вдумчивые, внимательные читатели, можем поставить на этот урок?
На экране слайд 3:
Сказки
народные сказки
Бытовая
ЗЖ: высмеять плохие черты характера человека, вызвать восхищение умом и находчивостью
КЖ: бытовая
Г: обычные люди
Волшебная
ЗЖ: вызвать восхищение добрым героем, осудить злодея, выразить уверенность в торжестве добра
КЖ: волшебная
Г: заступник, злодей. страдалец, помощник
О животных
ЗЖ::высмеять плохие черты характера человека,
КЖ: небывалая
Г: животные (черты человека)



?





Дети и взрослые называют известные им русские народные сказки.


Дети читают отрывок из сказки.
Пошел Иван-царевич к царю на пир один. А старшие братья явились во дворец со своими женами, разодетыми, разубранными. Стоят да над Иваном-царевичем посмеиваются:
- Что ж ты, брат, без жены пришел? Хоть бы в платочке ее принес, дал бы нам всем послушать, как она квакает! Вдруг поднялся великий стук да гром – весь дворец затрясся; гости крепко напугались, повскакали со своих мест и не знают, что им делать; а Иван – царевич говорит: «Не бойтесь, господа! Это моя лягушонка в коробчонке приехала».


- Этот отрывок из русской народной сказки «Царевна - лягушка».

- «Журавль цапля».







Чтение родителями по ролям сказки «Солдатская шинель».
Автор
Говорил барин с солдатом; солдат стал хвалить свою шинель.
Солдат
- Когда мне нужно спать, постелю я шинель, и в голова положу шинель, и покроюсь шинелью!
Автор
Барин стал просить солдата продать ему шинель; вот они сторговались за двадцать пять рублей.
Пришел барин домой и говорит жене.
Барин
- Какую я вещь-то купил! Теперь не нужно мне ни перины, ни подушек, ни одеяла; мою шинель постелю, и в голова положу, и оденусь шинелью!
Автор
Жена стала его бранить.
Жена
Ну, как же ты будешь спать?
Автор
И точно, барин постелил шинель, а в голова положить и одеться нечем, да и лежать-то на ней жестко.
Пошел барин к полковому командиру жаловаться на солдата. Командир велел фельдфебелю позвать его.
Привели солдата.
Командир
- Что ж ты, брат, обманул барина?
Солдат
- Никак нет, ваше высокоблагородие.
Автор
сказал солдат, взял расстелил шинель, голову положил на рукав и накрылся полою. Полковой командир еще наградил солдата.
Вот как поработаешь да долго не спишь, так и на камне заснешь; а кто ничего не делает, тот и на перине не уснет!

- Да. Они рассказывают о характере, поступках, мыслях и чувствах людей и помогают оценить их (что хорошо, а что плохо).



- Сказка «Царевна - лягушка» относится к волшебной сказке.
В этой сказке присутствуют герои – страдалец (Иван-царевич), злодей, заступник, помощник и др.
Картина жизни волшебная, таинственная, чудесная.
Задача волшебной сказки: вызвать восхищение добрым героем Иваном – царевичем и осудить злодея, а также выразить уверенность в торжестве добра.
- Сказка «Солдатская шинель» относится к бытовой сказке.
В этой сказке присутствуют герои – обычные люди.
Картина жизни бытовая, реальная.
Задача бытовой сказки: высмеять плохие черты характера человека (скупость, жадность барина), выразить восхищение умом и находчивостью солдата.
- Сказка «Журавль цапля» относится к сказкам о животных.
Герои в этих сказках – животные, но им присущи черты характера человека. Они совершают человеческие поступки, поэтому картина жизни – небывалая. Задача сказок о животных - высмеять плохие черты характера человека.




- Тыква, волшебная палочка, туфелька взяты из сказки «Золушка»,
- Веретено из сказки «Спящая красавица»,
- Красная шапочка, корзинка из сказки «Красная шапочка»,
- Сапоги из сказки «Кот в сапогах»



- Шарль Перро.

Участники, подготовившие материал, выступают с компьютерной презентацией о жизни и творчестве писателя Шарля Перро.
Работа каждой семьи на персональных ученических ноутбуках в программе
E-Learning.



- Сто лет. Сказка «Спящая красавица».





- Драконами. Сказка «Спящая красавица».



- Короля и королевы. Сказка «Спящая красавица».


- Золушка. Сказка «Золушка».


- Золушка сестер. Сказка «Золушка».



- За мельницей. Сказка «Красная Шапочка».

- Мельницу, осла и кота. Сказка «Кот в сапогах»
- Два раза. Сказка «Волшебница» или «Подарки феи».


- Изо рта девушки. Сказка «Волшебница» или «Подарки феи».

- Королевича. Сказка «Рике - Хохолок».

- Был безобразен. Сказка «Рике - Хохолок».

- Сапоги-скороходы. Сказка «Мальчик-с-пальчик».

- Смерти королевы. Сказка «Ослиная шкура».


- Маленькую комнатку. Сказка «Синяя борода».
- Братьев. Сказка «Синяя борода».





Инсценирование детьми отрывка из сказки «Кот в сапогах».
- Братья могут честно заработать себе на хлеб. А что станется со мною после того, как я съем своего кота и сделаю из его шкурки муфту? Прямо хоть помирай с голоду.
- Не печальтесь, хозяин. Дайте-ка мне мешок и закажите пару сапог, чтобы легче было бродить по лесу, и вы увидите, что вас не так уж обделили, как вам это сейчас кажется».

- Из сказки «Кот в сапогах».

Высказывания участников проекта.

- Выяснить, к какому виду сказок относится сказка «Кот в сапогах».



II. Операционально-исполнительная часть

- Как вы думаете, при каком условии возможно выяснить вид сказки «Кот в сапогах»?
- Я вас правильно поняла, будем анализировать образы героев?
- Назовите героев сказки.
На экране слайд 4:

Герои: животные,
люди

- В тексте сказки найдите слова и выражения, рассказывающие о внешнем виде и характере героев.
Каким образом удобно организовать нашу работу?
1 группа – кот в сапогах;
2 группа – людоед;
3 группа – маркиз де Карабас;
4 группа – король, принцесса.

(После обсуждения в группах)
- Прочитайте описание внешнего вида героев сказки.






- Как вы думаете, почему в сказке не дается подробного описания внешности героев?

- Каким вы представляете себе главного героя сказки – кота?
- Как раскрывается характер кота в общении с другими героями сказки?






- Что необычного в поведении кота в сапогах?
На экране слайд 5:

Герои: животные (черты человека),
люди

- А вам бы хотелось иметь такого друга, как кот в сапогах? Почему?

- Опираясь на текст сказки, что вы можете сказать о характере людоеда?



- Что вы можете сказать о характерах короля и принцессы? Каковы их цели в жизни?





- Каким вы представляете себе хозяина кота?


- Каким характером, на ваш взгляд, обладает этот человек?



- Как вы считаете, если маркиз де Карабас слабый, безвольный, ленивый человек, может быть, не стоило этот персонаж вводить в сказку?
На экране слайд 6:
Под лежачий камень вода не течет.
За честь хоть голову снесть.
Чужими руками хорошо жар загребать.
Тогда пляши, когда играют.

- Какая, по вашему мнению, из пословиц подходит к сказке «Кот в сапогах»? Обоснуйте свой ответ.



- Предположите, пожалуйста, что бы могло произойти, если бы людоед не превратился бы в мышку?
- Как вы думаете, картина жизни, т.е. действия героев, в этой сказке такая же, как в сказке о животных?
На экране слайд 7:
Герои: животные (черты человека),
люди
КЖ: волшебная

- Как вы думаете, в чем заключается основной смысл сказки?

- Над чем можно посмеяться в этой сказке?




- На ваш взгляд, в чем заключается задача жанра этой сказки?
На экране слайд 8:
ЗЖ: высмеять плохие черты характера человека
КЖ: волшебная
Герои: животные (черты человека),
люди



- Надо работать со сказкой.


- Да.

- Кот в сапогах, маркиз де Карабас, людоед, два брата, король, принцесса.
- Это животные и люди, как и в сказке о животных.





Возможно, будет предложена работа в группах.
Участники проекта обсуждают задание в группах, парах или самостоятельно, фиксируют результаты работы на листах.



- Маркиз де Карабас: «молодой, красивый и статный».
- Принцесса: «прекрасная».
- Людоед: «великан».
- Кот « из шкурки муфту» небольших размеров.
- Описание короля отсутствует.

Предположения участников.

Высказывания участников.

- Хитрый, не испытывает жалости к своей добыче, отважный, находчивый, умный, изворотливый, дальновидный (прогнозирует события наперед), ловкий, обманщик (ради достижения цели легко обманывает ни в чем не повинных героев сказки).

- Он ведет себя, как человек, у него человеческие мысли, чувства, характер.





Высказывания участников.


- Недальновидный (не умеет прогнозировать события), хвастливый, но оказывает почтение и уважение гостям.


Цель короля - выдать замуж свою дочь за знатного богатого человека. Цель принцессы – выйти замуж за знатного богатого человека. Цели отца и дочери совпадают.


Высказывания участников.


- Слабый, безвольный, ленивый, бездействующий, приписывающий себе чужие заслуги.


Высказывания участников.







- Чужими руками хорошо жар загребать.
Под лежачий камень вода не течет. Хозяину кота маркизу де Карабасу надо самому действовать, чтобы добиться чего-либо в жизни.


Высказывания участников.

- Нет. Картина жизни волшебная (превращения людоеда), таинственная, как в волшебной сказке.





- Быть активным для достижения цели.


- Над глупостью людоеда; нерешительностью, слабостью, безволием хозяина кота; над наглостью самого кота.


- Наверное, высмеять плохие черты характера человека.

III. Рефлексия

-Итак, рассмотрите внимательно получившуюся запись. Что вы заметили?
Сказки
народные сказки
Бытовая
ЗЖ: высмеять плохие черты характера человека, вызвать восхищение умом и находчивостью
КЖ: бытовая
Г: обычные люди
Волшебная
ЗЖ: вызвать восхищение добрым героем, осудить злодея, выразить уверенность в торжестве добра
КЖ: волшебная
Г: заступник, злодей. страдалец, помощник
О животных
ЗЖ: высмеять плохие черты характера человека,
КЖ: небывалая
Г: животные (черты человека)


ЗЖ:
высмеять плохие черты характера человека,
КЖ: волшебная
Г: животные (черты человека)




- Почему?

- Да, совершенно верно. Перед вами новый вид сказок – литературная или авторская сказка. В литературной сказке могут сочетаться разные типы сказок. Литературная или авторская сказка возникла на основе народной сказки.
На экране слайд 9:
Сказки
народные сказки литературные
(авторские)
Бытовая
ЗЖ: высмеять плохие черты характера человека, вызвать восхищение умом и находчивостью
КЖ: бытовая
Г: обычные люди
Волшебная
ЗЖ: вызвать восхищение добрым героем, осудить злодея, выразить уверенность в торжестве добра
КЖ: волшебная
Г: заступник, злодей. страдалец, помощник
О животных
ЗЖ: высмеять плохие черты характера человека,
КЖ: небывалая
Г: животные (черты человека)



ЗЖ: высмеять плохие черты характера человека,
КЖ: волшебная
Г: животные (черты человека)




- В чем еще, на ваш взгляд, заключается отличие авторской сказки от народной?

- Как вы думаете, можно ли использовать данную запись для определения жанра любой сказки?

- С чего начнем? Чем продолжим?




- К какому типу сказок можно отнести волшебные сказки Шарля Перро?

- Уважаемые взрослые, дети, сможете ли вы теперь сами, зная особенность литературной сказки – сочетать в себе несколько видов народной сказки, сочинить свою авторскую сказку?



- К сожалению, это невозможно сделать на одном уроке. Как же услышать все ваши сказки?



- Данная сказка по всем рассмотренным признакам не относится ни к одному уже известному нам жанру народных сказок.

- В этой сказке соединены два типа сказок - волшебной и сказки о животных.


































- У литературной (авторской) сказки всегда есть автор.

- Да.



- С картины жизни, то есть действий героев, которые раскрывают их характер, мысли и чувства, а затем выясним задачу жанра.

- К литературной сказке.


-Да.



Участники проекта (учащийся и его родители) сочиняют и прочитывают свои авторские сказки.

Предполагается, что участники проекта предложат создать и издать сборник авторских семейных сказок.




13PAGE 15


13PAGE 14115




15