Применение дифференцированного подхода на занятиях английского языка
«Применение дифференцированного подхода на занятиях английского языка»
Одной из наиболее актуальных проблем преподавания иностранного языка в школе является дифференцированный подход в обучении. У каждого педагога наряду с использованием данного метода появляются трудности, такие как:
неумение найти оптимальное сочетание индивидуальных, групповых и фронтальных форм;
определение индивидуальных особенностей личности обучающегося и организацией на этой основе деятельности учителя, направленной на развитие умственных способностей каждого ученика. Почему? Так как способности учащихся к изучению иностранного языка не одинаковы: одним язык даётся легко, другим- с большим трудом.
Следует отметить и тот факт, что учебный материал на разных курсах обучения может усваиваться обучающимися одного и того же курса по- разному: одни легче усваивают лексику в силу хорошо развитой механической памяти, у других более развито слуховое восприятие, поэтому они легко и успешно справляются с заданиями по аудированию.
Кроме того, у всех обучающихся разный склад мышления. Изучение интересов, склонностей ребят, их учебных возможностей, а также анализ перспектив развития этих возможностей должны послужить исходным моментом в дифференцированном подходе к обучению иностранного языка. На своём педагогическом опыте я убедилась, что осуществлять всё это на практике нелегко.
Основная трудность заключается в подборе и использовании заданий дифференцированной системы сложности. Вторая трудность заключается в психологическом восприятии того, почему один обучающийся ученик (слабый по уровню подготовки) должен выполнять более лёгкое задание и
оценивается преподавателем неплохо, а другой (сильный по уровню подготовки) при большой затрате времени и умственных способностей – более сложное задание.
Выход у учителя один – усиление мотивации у обучающихся, использование всех резервных мотивационных возможностей учителем для успешного решения всей группой обучающихся одного и того же задания.
Я, как педагог стараюсь выйти из данной ситуации с помощью другого принципа – индивидуального подхода к каждому студенту, иначе не усвоенный однажды материал может сделать обучающегося постоянно отстающим.
Индивидуальный подход позволяет мне, как педагогу, предвидеть возникновение возможных конфликтных ситуаций на занятии. Что тоже немаловажно для педагога.
С моей точки зрения дифференцированный подход в обучении рассматриваться должен не только как «разные по трудности и сложности задания для достижения одних и тех же конечных целей обучения», но и несколько шире.
Необходимо дифференцирование условий выполнения этих заданий. Различная помощь учителя сильным и слабым ученикам, различное время для выполнения задания, для обдумывания ответа, а так же форм контроля за их выполнением.
Так например в одном из старших классов был показан мульти- текст. Он довольно сложный, но интересный. Опыт показал, что значительная трудность для некоторых учеников при выполнении заданий по данному виду работы представляют и понимание содержания текста, и умение показать учителю, что оно понятно, т.е. даётся раскрытие содержания через монолог, диалог, вопросно-ответной беседы. Сильным ученикам это удавалось при помощи модульной схемы, выброшенной на интерактивную доску. Контроль понимания для слабых учеников – варианты текстов с выбором уже готового ответа, который нужно было правильно найти через данный текст. Возникает вопрос в этой ситуации: способны ли сильные ученики понять содержание текста в равной мере? Очевидно, нет. Поэтому можно предложить сильным ученикам раскрыть содержание текста после первого предъявления, ответив на некоторые ключевые вопросы. Другой пример дифференцированного подхода в обучении в классе.
Например, работа с грамматическим материалом. Во второй части урока в 5 классе (рабочий урок по плану). Это было настоящее совершённое время и простое прошедшее-сходство и различие в употреблении и переводной части.
Освоение структур с этими временами осуществлялось через наглядность,
наглядное действие, картинка. Ответы учащихся корректируются дополнительными вопросами учителя. Работают сильные, и слабые ученики. Сильные помогают слабым, исправляя ошибки. Далее роль учителя берёт на себя один из хорошо подготовленных учеников ( по желанию). После этого ведущим может быть любой ученик из группы, в том числе и менее способным. И, наконец, успешно осуществляется овладение этим грамматическим материалом с помощью раздаточного материала – карточек.
Предлагается задания 3х степеней сложности, в зависимости от уровня овладения учащимися данных структур:
для учащихся с высокой степенью подготовки даётся задание- опишите
картинку при имеющемся выборе карточек;
менее подготовленным – посмотреть на картинку, ответить на вопросы;
ученикам с низким уровнем овладения обученности предлагаются
использовать карточки с глаголами нужных времён - ученик при этом
может пользоваться справочником, таблицей.
Отрабатывая, таким образом, подобные грамматические структуры, ученики
осваивают их на доступном им уровне. Это уровень максимально высок у каждого.
Дифференцированные задания осуществляются по объёму и по степени сложности в пределах одной и той же темы. Работая дифференцированно, я предлагаю выполнить задания 2х типов:
- общее обязательное, самостоятельное как в группе, так и для всех учащихся класса;
- индивидуальное задание по 2-3 вариантам, в котором учитываются степень
подготовленности ученика, уровень его способностей, а также характер мотивации ученика;
- в дифференцированном подходе используются проектные работы учащихся, творческие сочинения, игры, компьютерные задания.
Таким образом, основными задачами дифференцированного подхода в обучении иностранным языкам я считаю удовлетворение познавательных потребностей и сильных, и слабых учащихся с учётом их индивидуальной подготовленности, индивидуальных качеств каждого.