Статья на тему Использование интегрированных проектов в математическом образовании старших школьников


Использование интегрированных проектов в математическом образовании старших школьников
Овсянникова Р.В.
Глушко В.Ю.
Динская БОУ СОШ №2, Краснодарского края
Думаю, каждый учитель не раз задавал себе вопрос: почему снижается учебная мотивация школьников по мере их пребывания в школе? Ведь все дети, когда идут в школу, очень хотят учиться. Так  почему же  для ребёнка, генетически предрасположенного к учению, этот  «увлекательный»  по нашему мнению процесс обучения, добывания знаний  превращается в трудную, малопривлекательную работу?  Как увлечь ребенка в процесс обучения, чем новым заинтересовать его на уроке так, чтобы он стремился к новым знаниям? Как удивить ученика  во время урока тем, чему  уже и никто не удивляется? Вот, наверное, основные вопросы мотивации обучения.  Важность проблемы мотивации обучения математике всегда  осознавалась педагогами–новаторами, которые   предлагают разные пути её решения, а именно, разно-уровневый и  дифференцированный подход  к обучению. Однако, в настоящее время необходимы новые  подходы в обучении учащихся, а также новые подходы в передачи знаний. Уже сейчас особую актуальность приобрел метод учебных проектов. Таким образом, противоречие между высокими требованиями к качеству знаний учащихся со стороны родителей, как социальных заказчиков, с одной стороны, и, снижение интереса к учебе, и в первую очередь на уроках математики, с другой, предопределяет для нас использование проектного обучения на уроках. Метод проектов как один из способов организации исследовательской деятельности учащихся на уроках математики позволяет устанавливать интеграционные связи математики с другими образовательными областями (физика, химия, биология, информатика, искусство), что обеспечивает целостность, истинность знаний.
Как нам кажется математика не должна начинаться с правил, а должна начинаться с загадки, некой проблемы, которую захотелось бы решить каждому ученику.   А чтобы у учащегося развивалось творческое мышление, необходимо, чтобы он почувствовал удивление и любопытство, повторил путь человечества в познании. На наш взгляд, всплеск эмоций, удовлетворение  своей работой, проявление творческой  активности ученика, всё это возможно только на уроках, проводимых  в нетрадиционной форме,  с применением  инновационных и интерактивных технологий обучения.  Поэтому  в своей дальнейшей работе я  для себя определила бы цель так: разработка и применение  нетрадиционных  форм интегрированных уроков с применением  новых информационных технологий, как средства активизации познавательной  деятельности  школьника и повышения качества знаний.  Многие  скажут, что невозможно каждый урок провести нетрадиционно, якобы форм  уроков для этого не хватит. Да, возможно, но нужно в каждый урок внести хотя бы частичку новизны, отходя от традиций проведения уроков «комбинированного» вида. А в этом и помогают  учителю современные модели обучения, неотъемлемой частью которых являются использование проектной, информационных и компьютерных технологий.
Метод проектов – личностно ориентированный способ эффективного выстраивания исследовательской деятельности учащихся, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые и прочие методики.В его основе лежит развитие познавательных, творческих навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Метод проектов предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей использование разнообразных методов и интегрирование знаний, умений из различных областей науки, технологии, творческих областей.
Для  меня, как учителя математики и информатики представляет большой интерес интегрированный проект «Математика + информатика + ИКТ». При изучении математики учащиеся осваивают инструмент для познания мира и человека, на информатике – умение применять ИКТ для обработки, передачи, хранения информации, а получаемый учебный проект и есть цель образования: научить детей получать знания, научить работать и зарабатывать на жизнь (компетенции), научить жить (бытие), научить жить вместе.  Такой проектный метод позволит повысить мотивацию к обучению математике и информатике, будет формировать коммуникационную компетентность, умножать практические навыки работы с прикладными программами в значимом для школьников контексте. На наш взгляд, качество успеваемости при таком подходе заметно повысится, повысится интерес к изученному предмету и к возможностям компьютерных технологий.
Для учащихся старших классов мы разработали интегрированный проект по математике «Объемы геометрических фигур». Значимым остается вопрос, как организовать этот проект? Организация проектов на уроках математики должна осуществляться по следующим требованиям:
-проект должен быть включен в процесс обучения и воспитания учащихся;
-учащиеся должны обсуждать реальные проблемы и ставить актуальные задачи, деятельность учащихся должна иметь целесообразный характер;
-работа учащихся должна быть осмысленной и активной;
-учащиеся должны иметь четко формулировать свои мысли в письменном виде;
-анализировать новую информацию, участвовать в созидании новых идей;
-конечный вид проекта (представленный в любой форме) должен иметь пояснительную записку.
В ходе нашего проекта учащиеся, разделенные на группы, должны осуществить несколько видов деятельности: составить историческую справку по данной теме, собрать все теоретические и практические сведения, представить это наглядно воспользовавшись информационными технологиями ( это может быть презентация, видеоролик и т.д.). На этом этапе явно прослеживается интегрированный подход к обучению, ребенок не зацикливается на однообразном, непривлекательном для него теоретическом материале, он заинтересован подготовить что-то очень увлекательное, оригинальное, яркое представить это на обозрение другим ребятам и получить от этого положительную отдачу.
Также какая-то часть учащихся должна подготовить наиболее интересные задачи, которые заставили подумать не одно поколение. Найти их они смогут благодаря огромному количеству литературы и сети Интернет. Другая группа должна решить практическую задачу, которая могла бы встретиться им в жизни. К примеру, «Измерьте объем вашей комнаты, с учетом мебели». Каждый этап должен сопровождаться демонстрационным материалом и пояснительным рассказом.
В ходе этого проекта, казалось бы математического, в котором должны содержаться сухие математические формулы и правила, происходит объединение целых направлений. Мы окунаемся в историю, знакомимся с биографиями Великих ученных, открываем до этого неведомые пласты математики, улучшаем навыки работы с информационными технологиями, прививаем учащимся навык работы в команде, даем возможность проявить свои ораторские и организационные способности, развиваем логическое мышление. Неужели всего этого недостаточно, что бы начать использовать проектный метод обучения в наших нынешних школах. Безусловно, это сложно осуществить в традиционном школьном образовании, в традиционном подходе к обучению. Но все же, учителям необходимо стремиться не просто давать информацию, обучать шаблонным действиям, а формировать активную личность.
Таким образом, в результате интегрированного проектного обучения ученики становятся активными субъектами своего образования. Вышесказанное свидетельствует о том, что интегрированный метод проектов позволяет не только осуществить эффективное овладение математическими знаниями и умениями, а также объединить различные виды деятельности , делая процесс изучения математики более увлекательным, более интересным и поэтому более эффективным.