Урок теоретического обучения Обработка оборок и воланов профессия Портной


МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
урока теоретического обучения
по предмету “Технология изготовления одежды”
тема урока: “Технология обработки оборок и воланов”
профессия: Портной.
Разработал: преподаватель Протасова Т.В.
Вступление.
Подготовка методических разработок теоретических уроков и практических занятий занимает значительное место в методической работе педагогических заведений профессионально-технического образования. Это один из путей совершенствования методической работы, средство изучения опыта работы лучших преподавателей и мастеров, одна из форм изучения профессионального уровня исполнителя. В процессе создания методической разработки приходится изучать методическую литературу и передовой педагогический опыт, познакомиться с новейшими достижениями науки и техники, передовой технологии производства, лучше овладевать знаниями своего предмета, методикой его преподавания.
Автор разработки повышает свое педагогическое мастерство, глубже изучает основы педагогики и психологии, получает возможность поделиться своими педагогическими достижениями с коллегами.
Чтобы развивать творческие способности учеников, постепенно и систематически включать их в самостоятельную познавательную деятельность, чтобы обеспечить процесс сотрудничества между учениками и преподавателями, традиционного урока недостаточно. Поэтому на помощь преподавателям приходят новые формы уроков нестандартные. Такими формами является урок-беседа, урок-игра, урок с использованием опорных сигналов, урок с интерактивными элементами и тому подобное. На этих уроках практикуются такие методические приемы, которые поддерживают у учеников интерес к обучению, желание овладевать секретами профессионального мастерства, стимулируют их учебную активность в течение целого урока.
Данная методическая разработка раскрывает методику проведения одного из уроков темы № 10 “Технология обработки изделий платьевого ассортимента” предмета «Технология изготовления одежды» для групп портных первого года обучения.
Характеристика и учебно-воспитательная цель темы.
Оборки и воланы – очень распространенный вид отделки одежды. Он используется для украшения платья, блузок, ночной сорочки, постельного белья и многих других изделий. Детские платье из ткани с рисунком украшают оборками из одноцветной ткани. Оборки в изделиях могут быть размещены горизонтально, вертикально, по линии прямой или фигурной формы кокетки. Чтобы научиться качественно изготавливать этот вид отделки одежды, нужно, прежде всего, изучить последовательность ее обработки, знать, как на каждом этапе ее обработки, обеспечивать высокое качество работы. Поскольку способов обработки воланов и оборок есть несколько разновидностей, для изучения на уроке предлагается несколько типичных вариантов их изготовления. На предыдущих уроках темы № 10 “ Технология обработки изделий платьевого ассортимента ” учащиеся ознакомились с правилами раскрой тканей и общей схеме обработки различных деталей одежды: сначала надо заготовить те или иные детали, обработать эти детали, наметить место их расположения, пришить заготовленные детали и т.д.; когда они изучали тему “ Машинные работы ”, они рассмотрели способы обработки срезов деталей одежды. Это в некоторой степени облегчает изучение нового материала: хотя технология изготовления оборок незнакомая учащимся, однако преподаватель при изучении машинных швов ссылался на применение различных видов краевых швов при обработке различных видов тканей.
В процессе изучения технологической последовательности обработки оборок и воланов, учащиеся углубляют знания терминологии ручных, машинных и влажно-тепловых работ; учатся выбирать способы обработки оборок и соединение их с основной деталью в зависимости от материалов, из которых они будут изготовлены; развивать пространственное воображение во время чтения схематических рисунков из опорных сигналов и переноса их в свои конспекты.Воспитательная цель урока – развивать творческую инициативу, воспитывать умение самостоятельно работать, технологически мыслить – решается в ходе урока, без искусственного выделения воспитательного момента.
Методические рекомендации к проведению урока.
После приветствия учащихся и записи в журнале преподаватель сообщает тему и цель урока. Демонстрирует детский сарафан с оборками по низу изделия, одет на манекене, платье с оборками по линии горловины, показывает различные виды оборок на плакатах. Акцентирует вопросы, на которых будет сосредоточено основное внимание. Эти средства призваны обеспечить заинтересованность учащихся в изучении материала урока.
Актуализация и коррекция опорных представлений и понятий на уроке занимает 10-15 мин. Письменный опрос сочетается с устным. Часть учеников получает карточки для письменного повторение материала предыдущего урока “Технические условия на раскрой”, “Обработка плечевых и боковых срезов”. Пока ученики работают с карточками, остальные ученики повторяет терминологию машинных, ручных и влажно-тепловых работ. Вопросы задаются преподавателем не обособленно по видам работ, а по возможности группируются операции одного технологического назначения, но которые выполняются различными средствами. Например, преподаватель задает вопрос: какой срок определяет соединение двух или нескольких деталей совмещенных по краям:
- вручную, временное соединение? (сметывание)
- машиной, постоянное соединение? (стачивание, сшивание)
Какие сроки определяют соединение деталей по овальному контуру?
- ручная операция? (вметывание)
- машинная операция? (втачивание, вшивание), и т.д.
Такая нетрадиционная постановка вопросов имеет целью научить учащихся не механически, бездумно заучивать терминологию, а глубоко понимать суть технологических операций, даже в некоторой степени во время ответов представлять их.
После повторения терминологии преподаватель открывает зарисованные на доске и закрытые плакатами рисунки краевых швов: на специальной машине зигзагообразного стежка, в подгибку с закрытым срезом, “Московский”, окантовочный с помощью тесьмы и косой полоски, которые применяются при обработке оборок и воланов. Ученики должны определить, какие швы изображены на рисунках, и проанализировать их, дать ответ на такой вопрос: когда применяется тот или иной шов в зависимости от вида ткани? Ответы учеников преподаватель корректирует, уточняет, дополняет и таким образом подводит их к восприятию нового материала. Устный опрос имеет значение также для развития устной речи и мышления учащихся.
Следовательно, преподаватель подготовил учащихся к восприятию нового материала на уроке, вызывающее у них определенную заинтересованность и стремление работать, ученики хотят и могут получить новые знания. Теперь задача преподавателя – максимально активизировать класс, организовать изучение нового материала.
Рассказ-объяснение преподавателя о видах оборок и воланов, особенностях их изготовления сопровождается использованием наглядных пособий различных видов. Это и изделие на манекене, и объемные образцы оборок и воланов, опорные сигналы по обработке оборок и воланов. Учащиеся при помощи преподавателя осуществляют фронтальный анализ объекта (волана) – рассматривают волан, устанавливают ее общие особенности – технические условия на раскрой, особенности выполнения сборки.
Затем проводится более детальный анализ волана: каким швом обработаны срезы волана, как он соединяется с основной деталью. Постепенно анализ переходит в объяснение преподавателем таких особенностей воланов, на которые ученики не обращают внимания, а именно – срез волана можно обрабатывать другими способами; швы, которые соединяют волан с основными деталями тоже можно выполнить по разному. Целенаправленная фронтальная беседа становится возможной благодаря хорошей предварительной подготовке учащихся и способствует вовлечению всех учащихся в активную познавательную деятельность.
Изучение технологии обработки оборок и воланов проводится согласно алгоритму обработки оборки, используя опорные сигналы. Чередование небольших доз материала значительно повышает теоретический уровень профессиональной подготовки будущих рабочих. Сочетание реальных изображений, натуральных образцов с выполнением схематических рисунков является одним из важных средств обобщения. Учащиеся рассматривают образцы воланов и оборок, вместе с преподавателем анализируют их, записывают в тетрадях последовательность обработки оборки в виде алгоритма и сопровождают запись рисунками-схемами. В завершение рисуют схему сборки оборки в разрезе. Такая методика способствует быстрому усвоению нового материала, уменьшает время на запись конспекта, развивает абстрактное и пространственное мышление. Ученики на таком уроке не находятся в полной зависимости от знаний преподавателя, его авторитета, а усваивают материал активно, творчески, сами в некоторой степени становятся технологами. Как правило, трудностей на уроках производственного обучения при изготовлении оборок у большинства учащихся не возникает, и они помнят этот материал и на старшем курсе.
Для лучшего усвоения материала учащимся предлагается для решения несколько задач проблемного характера. Из трех вариантов оборок, схематично изрисованных на доске, определить: для обработки которой участки одежды используется этот способ обработки оборки. (обработка горловины, проймы или низа изделия)
Следующая проблема, которую должны решить ученики – определить, какой из вариантов обработки срезов оборок подойдет то той или иной ткани (используются опять схемы краевых швов).
Последнее задание контролирует усвоение технологической последовательности обработки оборки и внимательность учеников. Преподаватель зачитывает операции обработки и соединения оборки, но одну из них (наметать оборку на основную деталь) пропускает. Задача перед учащимися: установить пропущенную операцию, к каким результатам это приводит. Предлагаемые для решения ситуации могут встретиться как на уроках производственного обучения, так и в дальнейшей практической работе портного. Ученики должны быть подготовлены к решению этих и подобных им проблем. Преподаватель предлагая такие задания, которые способствует лучшему закреплению нового материала и одновременно проверяет его усвоение учащимися.
Подводя итоги урока, преподаватель сообщает, как работал класс и отдельные учащиеся, что нового узнали, какими навыками овладели, и выставляет оценки. Задает домашнее задание.
Знания и умения, которые учащиеся должны получить на уроке.
Знания и умения, которые совершенствуются и расширяются на данном уроке:
- виды ручных стежков и машинных швов;
- терминология ручных, машинных, влажно-тепловых работ;
- последовательность обработки срезов деталей;
- схематическое изображение ручных стежков, машинных швов, деталей и узлов в разрезе.
Знания и умения, приобретаемые на уроке:
- разновидность оборок и воланов;
- раскрой оборок;
- выполнения сборки;
- сборка оборок с основной деталью;
- виды дефектов, возникающих при обработке воланов и оборок и способы их устранения.
Послесловие.
Цель каждого урока включает в себя реализацию воспитательных, учебных и познавательных задач. С каждого урока ученики должны взять на вооружение главные, базовые знания, необходимые для успешного изучения нового материала и совершенного овладения профессией. Для этого у преподавателя есть много путей и методов достижения высоких результатов эффективности уроков теоретического обучения.
В методике проведения данного урока преподаватель хочет выделить по его мнению положительные моменты:
- урок проводится в форме беседы, что дает возможность преподавателю получать информацию при обратной связи с учениками и побуждает учащихся к активной познавательной деятельности;
- демонстрация наглядных пособий сопровождается словесным их анализом преподавателем и учениками, что развивает наблюдательность учащихся, умение объяснять и обосновывать изображено;
- использование опорных сигналов, что делает ненужным написание обширных конспектов и развивает зрительную память, облегчает воспроизведение учебного материала;
- материал изучается дозировано, благодаря чему учащиеся осваивают его поэтапно, согласно последовательности обработки;
- закрепление материала осуществляется в форме решения учащимися вопросов проблемного характера, потому что когда есть самостоятельные размышления, тогда материал усваивается лучше, ученики глубже чувствуют связь теории с практикой.
Тема программы: “Технология обработки изделий платьевого ассортимента”.
Тема урока: “Технология обработки оборок и воланов”.
Цель урока: Воспитательная – воспитывать в учениках потребность в приобретении знаний, любовь к профессии.
Учебная – ознакомить с видами оборок и воланов, изучить технологическую последовательность их обработки, установить факторы, влияющие на качество обработки. Развивающая – развивать творческую инициативу, логическое, пространственное и технологическое мышление, стимулировать учащихся к активной познавательной деятельности.
Дидактическая – сформировать систему новых знаний, понятий и использовать эти знания при решении практических задач.
Тип урока – Комбинированный.
Метод урока – Урок – беседа с использованием опорных сигналов.
Дидактическое обеспечение урока – плакаты “Краевые швы”, “Обработка оборок”, опорный конспект по обработке оборок, карточки-задания, алгоритм обработки оборки, объемные образцы оборок и воланов, изделие с оборками и воланами в масштабе 1:1 на манекене, детское платье с оборками.
Межпредметные связи – материаловедение – “Ассортимент тканей”, “Нити”. Оборудование – Машины для выполнения специальных строчек”. Основы конструирования одежды – “Построение чертежей базовой основы изделия с втачным рукавом.
Литература:
1. Я.Борецкая, “Технология изготовления легкой женской и детской одежды”, К. “Высшая школа”, 1995.
2. Швея. Портной легкой женской одежды. Учебное пособие для учащихся лицеев и средних профессионально-технических училищ. Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2001.
3. Сборник “Учебно-методической литературы в помощь преподавателям и мастерам п/о по профессиям швейного профиля”, Кировоград, ОНМК ПТО, 1999г.
Ход урока.
1. Организационная часть:
Приветствие учащихся, запись в журнале, проверка явки учащихся и их готовности к уроку. Сообщение темы и цели урока.
2. Актуализация знаний:
повторение терминологии ручных, машинных, влажно-тепловых работ (приложение 1).
повторение машинных швов, применяемых при обработке оборок и воланов ( приложение 2).
ответы по карточкам-заданиям по теме “Технические условия на раскрой”, “Обработка боковых и плечевых срезов” (приложения 3,4).
3. Изучение нового материала.
Виды оборок и воланов по месту расположения в одежде, в зависимости от способа соединения и обработки срезов – беседа:
- просмотр плакатов “Обработка оборок и воланов”
- просмотр объемных образцов оборок
Технологическая последовательность обработки оборки.
- изложение нового материала проводится дозировано согласно алгоритму обработки оборки (приложение 5), используя опорные сигналы (приложение 6). Поскольку на предыдущих уроках учащиеся изучали способы обработки срезов деталей, часть урока проводится в виде диалога между преподавателем и учениками. После каждого рассмотренного вопроса учащиеся выполняют необходимые записи и зарисовки.
Для лучшего усвоения материала учащимся предлагается несколько заданий проблемного характера:
- используя несколько рисунков оборок (приложение 7), учащиеся должны определить для которой участки одежды используется тот или иной способ обработки оборок;
- определить какой из вариантов обработки срезов оборки подойдет к той или иной ткани (приложение 8);
- следует установить, какая технологическая операция пропущена при составлении последовательности обработки оборки и к которым
- последствиям это может привести (приложение 9).
4. Подведение итогов урока:
- анализ ответов учащихся;
- выставление оценок.
5. Домашнее задание:
- Изучить технологическую последовательность и технические условия на отделку оборки.
Приложение 1.
Повторение терминологии.
1. Ниточное соединение двух или нескольких деталей совмещенных по краям:
- вручную, временное соединение – сметывание;
- машиной, постоянное соединение – стачивание, сшивание.
2. Наложение меньшего детали на большую и закрепление их в таком положении строчкой:
- вручную, временное соединение – наметывание;
- машиной, постоянное соединение – настрачивание.
3. Соединение деталей по овальному контуру:
- вручную, временно – вметывание;
- машиной, постоянно – втачивание.
4. Закрепить подогнутый край детали:
- вручную, временно – заметывание;
- машиной, постоянно – застрачивание.
5. Прикрепление малой детали к большой:
- временно – приметывание;
- постоянно – пришивание.
6. Прокладывание строчки по краю детали – прострачивание.
7. Изменение размеров деталей на отдельных участках посредством ВТО:
- уменьшение – сутюживание;
- увеличение – оттягивание.
8. Закрепить с помощью ВТО загнутый край детали - заутюжить.
9. Закрепить с помощью ВТО разложеные припуски на шов – разутюжить.
Приложение 3.
Тестовое задание
По теме: “Обработка плечевых швов”.
Разметить операции технологической последовательности обработки плечевого шва согласно последовательности его обработки:
1. Сшить шов со стороны полочек двумя строчками, ширина шва 1,5 см.
2. Заутюжить шов в сторону спинки.
3. Сметать по спинке, припосаживая ее, отступил от среза горловины и проймы 1.5-3 см.
4. Приутюжить шов.
5. Сложить полочку и спинку лицом внутрь.
6. Обработать плечевую вытачку.
7. Сутюжить посадку.
6-5-3-7-1-4-2.
Приложение 4.
Тестовое задание
По теме “Раскрой тканей”.
Вставьте пропущенные термины:
1. Перед раскроем ткань следует подвергнуть декатированию, и проверить отсутствие дырок, утолщений нитей, неравномерности окраски.
2. Обнаруженные дефекты нужно отметить мелом или ниткой, чтобы при раскрое оставить нетронутыми.
3. Перед раскроем срезают кромку и определяют лицевую поверхность.
4. Ткань складывают в два слоя.
5. Сначала выкраивают крупные детали, затем мелкие.
6. Если на ткани есть рисунок, детали размещают в одном направлении.
7. Все основные детали раскраиваются в продольном направлении.
8. На ворсовых тканях детали раскладывают так, чтобы ворс был направлен вверх.
9. Полоски и клеточки должны совпадать по ширине и длине.
Приложение 5.
Алгоритм
обработки оборок и воланов.
1. Раскроить оборку в продольном направлении.
2. Сшить части оборки швом 0,5-0,7 см.
3. Разутюжить швы.
4. Обработать срезы оборки.
5. Собрать верхний срез оборки.
6. Наметить место размещения оборки на основной детали.
7. Наметать оборку на основную деталь.
8. Соединить оборку с основной деталью.