Япония. Цветная гравюра на дереве. Укиё-э – искусство быстротекущего мира. Презентация к уроку МХК 10 класс


Япония. Цветная гравюра на дереве. Укиё-э – искусство быстротекущего мира.Подготовила ученица 10 класса «А»ГБОУ СОШ № 633Лапшина СофияУчитель Кириллова О.А.2015-2016 уч.год Японская гравюра на дереве.Японская гравюра на дереве - это обрезная ксилография. Укиё-э.Термин «укиё-э» 浮世絵 означает «картины быстротекущей жизни» – так называли японцы гравюру, в которой красота изменчивого мира изображалась в сюжетах исторических воинских сражений и театральных представлений, в лицах знаменитых красавиц, прославленных актёров театра Кабуки, великих полководцев средневековой Японии, в сценах тайных свиданий и видах самых красивых уголков Страны Восходящего Солнца. В искусстве укиё-э нашло отражение особое мировосприятие, свойственное японской культуре, – способность созерцать и органично проживать каждый миг быстро проходящей жизни. Укиё-э.Укиё-э (яп. 浮世絵, картины (образы) изменчивого мира) — направление в изобразительном искусстве Японии, получившее развитие с периода Эдо. Укиё-э.Гравюры в стиле укиё-э представляли собой оттиск на бумаге, который делали с деревянных досок с вырезанным художественным рисунком. Изначально такие гравюры были черно-белыми, так как в качестве краски использовалась лишь кисть, но с начала XVIII столетия черно-белый оттиск на бумаге начали раскрашивать кистями. Уже в середине этого столетия появилась техника многоцветной печати.  Укиё-э.Слово «укиё-э» дословно переводится, как «плывущий мир».Основоположником укиё-э считается японский живописец и график Хисикава Моронобу.Самая знаменитая работа Работы Хисикава Моронобу. История укиё-э.Стиль укиё-э зародился на волне урбанизации конца XVI века, что привело к появлению класса торговцев и мелких ремесленников, которые начали писать рассказы или повести и оформлять их рисунками. Подобные сборники носили название эхон (яп. 絵本  — «книга картинок»).Одним из примеров подобного искусства является издание 1608 года «Исэ-моногатари» («Повесть об Исэ») Хонами Коэцу. В подобных книгах широко использовались укиё-э в качестве иллюстраций. История укиё-э.Японские гравюры являлись источником вдохновения для европейских художников, работавших в стиле кубизма, импрессионизма, а также художников-постимпрессионистов, таких как Винсент Ван Гог, Клод Моне и другие. Это влияние называют японизмом.Японцы, которые никогда не рассматривали укиё-э как произведения искусства, были очень удивлены таким увлечением Запада.В. ван Гог. «Портрет папаши Танги». Холст, масло. 1887—88.Музей Родена, Париж. Пример влияния укиё-э на западное искусство.Клод Моне «Японский мостик» 1900г Art Institute of Chicago, Chicago История укиё-э.К концу эпохи Эдо японцы все более и более заинтересовывались обычаями иностранцев, и были напечатаны многочисленные гравюры, представляющие иностранцев в их повседневной жизни.Японские гравюры были также очень полезны в период, когда газеты еще не существовали, чтобы распространять информацию в наиболее отдаленные провинции. Таким образом, продавали гравюры, представляющие в форме иллюстрированного листа такие значимые происшествия, как кончина великого актера Кабуки, стихийные бедствия, преступления, и т.д. Процесс создания.Для создания укиё-э требовались художник, резчик и печатник. Укиё-э изготовлялись следующим образом. Художник тушью делал на тонкой бумаге прототип гравюры, резчик приклеивал этот рисунок лицевой стороной на доску из вишни, груши или самшита и вырезал из неё области, на которых бумага была белой, получая таким образом первую печатную форму, но уничтожая сам рисунок. Потом делалось несколько черно-белых оттисков, на которых художник обозначал задуманные цвета. Резчик изготовлял необходимое количество (иногда более тридцати) печатных форм, каждая из которых соответствовала одному цвету или тону. Печатник, обговорив с художником цветовую гамму, наносил краску растительного или минерального происхождения на получившийся набор форм и на влажной рисовой бумаге вручную печатал гравюру. Процесс создания. Жанры гравюр укиё-э.бидзин-га — изображение красавицякуся-э — портреты популярных актёров театраабуна-э («опасные картинки») – гравюры, имеющие оттенок эротизма, заключавшийся, например, в том, чтобы показывать голую ногу, выглядывающую из кимонокатё-га— «цветы и птицы»фукэй-га — пейзажимуся-э — изображения знаменитых самураевокубиэ (японск. okubi-e — "большие головы") — жанровая разновидность и композиционный тип классической японской гравюры на дереве в жанре бидзинга "изображение красавиц" школы укиё-э. Представляет собой погрудные портреты знаменитых городских красавиц — гейш в обыденной, домашней обстановкеутагава (японск. Ut’agawa — "Река песен") классич. стиль Бидзин-га. Якуся-э.Тоёхара Кунитика (1835-1900). Актер театра Кабуки. 1867Утагава Кунисада II (1823-1880). Актеры театра Кабуки. 1862 Абуна-э. Катё-га. Фукэй-га. Муся-э. Окубиэ. Утагава. Цукиока Ёситоси.Цукиока Ёситоси — японский художник. Он известен как последний великий мастер Укиё-э, японской гравюры на дереве. Также Цукиока Ёситоси считается одним из главных инноваторов. Тосюсай Сяраку.Его имя и личность овеяны тайной, несмотря на то, что большинство биографий известных мастеров укиё-э полны фактов и цифр. В данном случае, несмотря на всемирную известность Тосюсай Сяраку, ни дата рождения, ни дата смерти мастера неизвестны. Он появился на японской художественной сцене в мае 1794 года, создал около 150 ксилогравюр и исчез где-то в феврале 1795 года. В течение столь непродолжительного времени стиль художника менялся и его можно разделить на три стадии: изображение только головы, как изображали актёров и другие мастера, затем он стал изображать фигуры в полный рост и, наконец, портрет в полный рост на фоне пейзажа. Настоящее время.28 Февраля 2016 в Санкт-Петербурге в музее городской скульптуры открылась выставка современных японских художников. Современные японские художники посвятили свои произведения творчеству знаменитого японского портретиста периода Эдо – Тосюсая Сяраку, который жил в XVIII веке и работал в стиле гравюр укиё-э. Из творческого наследия художника наиболее известны 28 карикатурных изображений актеров театров кабуки и кёгэн, в которых Сяраку гиперболически и оригинально выразил характерные черты исполнителей главных ролей. Он сделал их в мае 1794 года. До февраля 1795 года он создал всего около 140 работ, а потом исчез без следа.