Система формирующего оценивания в начальной школе
Система формирующего оценивания в начальной школе в рамках реализации ФГОС.
/слайд 1/
Зачем современному человеку уметь оценивать? Надо ли это ему? Насколько важно данное умение в повседневной жизни? Почему в образовании формированию этого умения отводится столь важная роль? Нужны ли альтернативные формы оценивания или достаточно лишь традиционного подхода к этому процессу? Сегодня я попытаюсь ответить на эти вопросы, поделившись с вами своим педагогическим опытом.
/слайд 2/
В современном образовании функция оценивания приобрела новый смысл. Изменились цели и задачи оценивания. Теперь оно направлено не просто на выявление недостатков в образовании ученика, а ориентировано на развитие личности, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию.
Слово «оценивать» латинского происхождения и означает «сидеть с…» /слайд 3/
При оценивании мы работаем с учеником, мы делаем это с ним и для него. Учить детей оцениванию необходимо с начальной школы, когда этот процесс является одним из эффективных факторов успешного обучения. Младшие школьники хотят быть положительно оцененными на каждом уроке. Им необходимо видеть собственный прогресс, заслужить одобрение одноклассников, похвалу учителя. Для обучающихся важна такая система оценивания, которая бы принимала во внимание их тягу к творчеству, любовь к играм, пению, заучиванию рифмовок, интерес к ролевым ситуациям и жажду смены деятельности. Необходима система, которая максимально соответствовала формуле успешного обучения. Она гласит: знания становятся знаниями в полном смысле этого слова тогда, когда они приобретены самостоятельно.
/слайд 4/
И такая система существует. Это система формирующего оценивания. Её ещё называют оцениванием для обучения или системой внутренней оценки. Эта система призвана помочь ребёнку обрести спокойную уверенность в себе, здоровую самокритичность, позволяет сформировать умения учебной самостоятельности, инициативности и ответственности. Между детьми поддерживается и развивается не только самостоятельное, но и партнёрское оценивание. В ходе урока происходит непрерывная обратная связь между отдельными учениками, группами детей и учителем.
/слайд 5/
Перед вами четыре основных шага, составляющих алгоритм оценивания. Он легко переносится на любую учебную дисциплину, подходит для большинства форм сотрудничества с детьми не только в начальной школе, но и, например, в пятом классе. Важно лишь понимать, что оценивание – это не краткое завершение урока, а его центральная часть. И основным событием урока для его участников становится совместный труд, основанный на постояннодействующей обратной связи.
Существуют различные методики, приёмы и инструменты формирующего оценивания. Мы рассмотрим некоторые из них, которые я систематически применяю в своей педагогической практике.
/слайд 6/
Баллы успешности.
В течение урока, в конце урока или после выполнения какого-нибудь задания я предлагаю ребятам оценить себя по 3-х балльной шкале.
● если все сделано правильно - 3 балла;
● если допущены незначительные ошибки -2 балла;
● если допущены значительные ошибки, но задание написано - 1 балл (ребенок его делал, прикладывал усилия, но сегодня у него не получилось - здесь работает принцип: незнание не наказывается, тем самым стимулируется процесс познания);
● если задание не выполнено, то есть ребенок к нему даже не приступал, баллы не ставятся, так как нулевой балл не может быть использован ради соблюдения педагогической этики.
Возможна и несколько иная - накопительная система оценивания. Каждое правильно выполненное задание «стоит» 1 балл. За урок ученик набирает определённое количество баллов. Учитель в конце урока знакомит детей со шкалой оценивания. Каждый сравнивает с ней свой результат и оценивает свою работу за урок.
Например, при максимуме в 10 баллов, я предлагаю своим ученикам вот такую шкалу: /слайд 7/
Качество работы на уроке, % Отметка по 5-тибалльной системе Баллы успешности
100- 95 «5» «9», «10»
94-75 «4» «7», «8»,
74-50 «3» «5», «6»,
Менее 50 «2» «0», «1», «2», «3», «4»
/слайд 8/
Обоснованный отказ от выполнения задания или прогностическая оценка.
Рассмотрим этот приём на примере задания по математике. На доске, экране или индивидуальной карточке предлагаются задания разного уровня сложности. В данном случае это нахождение значения выражения. Как правило, я говорю: « Оцените свои возможности и выберите задание»
Задание 1 уровня (простой выбор):
- Составь программу действий и вычисли:
497 + 63 – 304 – 175 =
Предлагается элементарное математическое выражение.
Задание 2 уровня (выбор средней сложности):
- Составь программу действий и вычисли:
374 – (910 – 635) + 151 =
Формулировка задания та же, но, кроме умения вычислять, ученику необходимо вспомнить и применить правило о порядке выполнения действий в выражении со скобками.
Задание 3 уровня (выбор повышенной сложности)
- Составь по схеме выражение и найди его значение:…
Готового выражения нет. Перед тем, как приступить к работе, его надо ещё составить.
Ученику надо познакомиться с предложенными заданиями и выбрать для выполнения только одно. У ребёнка формируется очень важная способность – способность обнаруживать границу своих знаний и умений и осуществлять соответственный выбор для решения поставленной практической учебной задачи.
Умные вопросы.
/слайд 9/
А этот приём формирует у учащихся не только умение определять «дефицит» своих знаний, но и умение задать нужный вопрос учителю. Предполагаемое внутреннее состояние ребёнка при этом можно описать так: «Я этого ещё не знаю, пока не умею, но могу узнать или научиться, если задам вопрос учителю или товарищу…»
Например, в рамках работы по теме, посвящённой расхождению произношения и написания слов в русском языке, можно рассмотреть с детьми вот такое стихотворение:
На лесной опушке встретились ёж и лиса: - Ты скажи мне, милый ёж, Чем ежиный мех хорош? - Тем он, лисонька, хорош, Что зубами не возьмёшь! После прочтения я задаю вопрос: «Сколько раз в этом диалоге встречается звук [ш]?» Предлагаю варианты ответов:
1) шесть
2) два
3) три
4) четыре
5) пять
6) правильного ответа нет
Каждый выбранный вариант ответа обсуждается, подтверждается или опровергается примерами. Выявляется проблема обсуждения, которая на уроке решается посредством выполнения различных заданий. И, в конце концов, делается вывод о таком фонетическом явлении как «оглушение согласных»
Решение проблемной ситуации через противоречие двух мнений.
/слайд 10/
Этот приём очень хорошо «работает» на уроках Окружающего мира, Природоведения или Естествознания.
Учащиеся становятся свидетелями диалога между сестрой и братом.
- Лена:
На юге жарко.
- Миша:
А как же Южный полюс?
Я интересуюсь у детей, что в утверждении Лены так удивило Мишу? Предлагаю сравнить эти два высказывания и выяснить: В чем противоречие? Какой возникает вопрос?
Тем самым на уроке происходит постановка учебной проблемы: « Где на Земле тепло, а где - холодно?»
Впереди кропотливая работа на уроке в поисках ответов на вопросы и в итоге решение возникшей проблемы: «Все зависит от того, прямые или косые лучи солнца падают на поверхность Земли»
Волшебные линеечки. /слайд 11/
Волшебные линеечки мои ученики очень любят. Чаще всего я применяю их на уроках самостоятельных или творческих работ. Обычно на полях рабочей тетради или тетради на печатной основе я предлагаю начертить под линейку два вертикальных отрезка длиною 3 см. После того, как работа будет завершена, ученик обращается к волшебным линеечкам и отмечает символом на соответствующем уровне своё мнение о качестве выполненной работы и её оформлении. В качестве символа мы выбрали «крестик».
После проверки работы ученика я проделываю то же самое. В случае согласия с мнением ученика, его отметку я обвожу кружком. Если же я не согласна – ставлю «крестик» на другом уровне, выше или ниже по шкале.
Возникшие разногласия обязательно обсуждаю с каждым учеником, комментирую свою позицию, даю возможность высказаться ученику, предлагаю рекомендации по правильной самооценке своих возможностей.
Это лишь небольшая часть комплекса заданий формирующего оценивания. Сюда же входят:
Листы самооценки
Недельные отчёты
Задания с ловушками
Разноцветные поправки
Дневники роста
… и многое другое.
/слайд12/
Формирующее оценивание помогает каждому учителю получить информацию о том, как много и насколько успешно учатся его ученики. На основе этого переориентировать своё преподавание так, чтобы дети учились активнее и эффективнее. Но следует учитывать, что ФО не исключает традиционную систему оценивания, а дополняет её, расширяя границы познания себя и этого мира.
Эта система универсальна. И для преподавателей 5 классов в том числе. Если они будут применять её в своей работе с выпускниками начальной школы, то многие актуальные проблемы преемственности будут решены. Учащиеся быстрее смогут адаптироваться и «раскрыться», а, соответственно, и быть готовыми к новым видам деятельности и решению более сложных практических задач. Формирующее оценивание бесценно для непрерывного обучения. Эта система готовит детей к новой эпохе. Эпохе людей желающих и способных развиваться, «расти» и достигать высоких целей.