Исследовательская деятельность как способ формирования ключевых компетенций учащихся.
Исследовательская деятельность как способ формирования ключевых компетенций учащихся.
Воловая Е.Я. учитель биологии МОУ «Бендерская гимназия №2»
Одной из актуальных задач школьной биологии является активизация познавательной деятельности учащихся, которая успешно реализуется через творческие исследовательские работы. Они представляют собой специально организованный познавательный процесс и технологию учебной деятельности, которая предполагает выполнение разработанных заданий проблемно-поисковой направленности по отдельным темам школьной программы и внепрограммному материалу.
Исследовательская компетентность – способности, связанные с анализом и оценкой ситуаций. На уроках у учащихся формируются навыки самостоятельной работы с различными источниками; умения сравнивать факты, оценки; обсуждаются проблемные вопросы, развивается критическое мышление.
Обращение к исследовательской деятельности обусловлено тем, что в ХХI веке знания необходимо постоянно обновлять, на это и направлена исследовательская деятельность, способствующая накоплению творческого потенциала ученика.
Известно, что ученик, который учится самостоятельно, преуспевает гораздо больше, чем тот, кому все объясняют.
Переориентация биологического образования на компетентный подход позволяет акцентировать внимание на тех знаниях, которые наиболее значимы для формирования ценностных ориентаций, востребованы в жизни самого ученика.
Особенности педагогического воздействия на учащихся с целью формирования познавательных компетентностей в зависимости от уровня развития их творческой активности и характера деятельности можно разделить по трем возрастным ступеням: у младших школьников — эмоциональный компонент; у подростков — интеллектуальный; у старшеклассников — волевой.
Стремление учащихся к познанию глубоких теоретических вопросов нужно формировать путем организации самостоятельной поисковой деятельности у подростков.
Использование основных приемов познавательной деятельности – наблюдение, сравнение, обобщение и т. д. – приводит к тому, что в процессе исследовательской деятельности формируется логическое мышление учащихся, развивается интуиция, систематизируются знания, расширяется кругозор, накапливается полезный опыт работы с разнообразными источниками информации.
Исследовательский метод обучения применим как на уроках, так и на занятиях в сфере дополнительного образования. Это создание проблемных ситуаций, активизация познавательной деятельности учащихся в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, построении гипотез. Используются различные дидактические средства создания проблемных ситуаций: исследовательская задача, проблемный вопрос, моделирование эксперимента, дискуссии. Учебные исследования выполняются и в ходе подготовки домашнего задания: проведение наблюдений, подготовка вопросов для дискуссии.
На уроке в 8 классе по теме «Гигиена кожи» ставится проблемный вопрос: Почему мы моем руки водой с мылом? Ученики могут дать ответы:
-«Руки надо мыть для того, чтобы меньше микробов попадало в организм. Руками мы держим продукты, которые потом едим и, с которыми потом могут попасть в организм болезнетворные бактерии»
«На чистой коже быстрее заживают ранки и трещинки, так как антимикробное вещество лизоцим активизируется на чистой коже»
«Мыло растворяет грязь. Поэтому грязные руки надо мыть обязательно с мылом. К тому же на чистой коже хорошо размножается полезная бактерия – белый стрептококк»
Выслушав ответы, можно провести эксперимент и тем самым наглядно демонстрировать решение поставленной проблемы: потерев пальцами лезвие безопасной бритвы, кладем его плашмя на поверхность воды. Учащиеся видят, что лезвие плавает на поверхности воды. Затем моем лезвие мылом и снова кладем его на воду. Лезвие тонет. Предлагаем ответить на вопросы:
Почему лезвие, потертое руками, не тонет в воде ( оно покрылось салом, покрывающим поверхность кожи, а жир не смачивается водой и лезвие за счет сил поверхностного натяжения удерживается на плаву);
Почему лезвие, помытое мылом, утонуло? (мыло растворило жир, который был на лезвии, теперь вода смачивает поверхность металла, и лезвие погружается в воду).
Подводим итоги опыта: к жирной коже хорошо пристает грязь, вода ее не смывает, а мыло растворяет кожное сало и удаляет прилипшую к коже грязь.
В 8 классе при изучении организма человека и процессов, происходящих в нем, помогают опыты, которые можно поставить на самом себе. Так при изучении темы «Дыхание» ученикам предлагается сделать несколько глубоких вдохов и описать, что с ними происходит. Ученики с удивлением отмечают головокружение и некоторую задержку дыхания, дают объяснение этому явлению и т.д.
Исследовательская деятельность позволяет формировать познавательную компетенцию не только на уроках, но и на факультативных занятиях, которые позволяют учащимся подготовиться к предметным олимпиадам и конференциям исследовательского общества. Подготовка учащихся - олимпиадников отличается от подготовки учащихся исследователей. Для первых характерен эвристический уровень: учащийся может применять ранее освоенные действия для решения нетиповой задачи, при этом он получает субъективно новую информацию. Для ученика- исследователя характерен креативный уровень: учащийся при выполнении исследовательской работы, творческого задания получает объективно новую информацию.
При обучении исследовательской работе очень важными являются:
- определение проблемы, выбор темы исследования, постановка целей и задач;
- выбор или разработка методики исследования.
Неверно обработанный материал можно переработать, выводы – скорректировать, обзор литературы – дополнить, но если неверно выбрали тему или материал собирался по неадекватной методике, то работа просто не получится.
Тема должна быть интересной ученику, должна увлекать его. Исследовательская работа, как и всякое творчество возможна и эффективна только на добровольной основе. Желание что-либо исследовать возникает тогда, когда объект привлекает, удивляет, вызывает интерес.
Ребята, работающие в исследовательском обществе, в итоге формируют следующие качества личности:
-умеют приобретать необходимые знания, эффективно применять их на практике.
-критически и творчески мыслить, находить рациональные пути преодоления трудностей, генерировать новые идеи.
-грамотно работать с информацией: собирать необходимые для исследования факты, анализировать их, выдвигать гипотезы решения проблем, делать необходимые обобщения, устанавливать закономерности, формулировать аргументированные выводы, находить решения.
-быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах.
Биология обучает законам окружающего природного мира, ставит перед человеком глобальные экологические проблемы с целью их разрешения, знакомит с возможностями организма, имеет огромный практический потенциал, связана с большим количеством других наук, помогает формировать мировоззрение.
ЛИТЕРАТУРА.
Хуторской А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования // Народное образование. -2008.- № 2.
Болотов В.А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к школьной программе // Педагогика. - 2003.-№ 7.
Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии, 2004.- № 5.