ДОБРОВОЛЬЧЕСТВО КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ
ДОБРОВОЛЬЧЕСТВО КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ
КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ
В новом государственном стандарте среднего профессионального образования, речь идет о том, что в качестве одного из ведущих требований к результатам освоения основных образовательных программ предъявляется овладение будущими специалистами широким набором социально – личностных компетенций, путем создания условий, необходимых для всестороннего развития личности.
При этом особое значение приобретает учёт внутренних побудительных сил и потребностей молодежи, определяющих механизм индивидуального поведения и на этой основе развитие активности и лидерских устремлений, и внешних условий (педагогических), обеспечивающих эффективность данного процесса.
Внеучебная деятельность студентов является составной частью всего образовательного процесса колледжа. Она осуществляется в сфере свободного времени и обеспечивает формирование нравственных, общекультурных, гражданских и профессиональных качеств личности будущего специалиста. Поэтому использование ресурсов добровольчества правомерно рассматривать как одно из приоритетных направлений деятельности образовательных учреждений.
В международной практике и документах ООН понятие «добровольчество» (волонтерство) определяется как широкий спектр деятельности и услуг, включающих традиционные формы
взаимопомощи, самопомощи и другие формы гражданского участия, осуществляемые гражданами безвозмездно на основе свободного и осознанного выбора в пользу третьих лиц или общества в целом.
В перечне компетенций, предложенном Советом Европы, выделены 4 ключевые: социальная, коммуникативная, информационная, учебно-познавательная.
Волонтерское движение в колледже реализуется через формирование волонтерского объединения «Добрые сердца», куда входят как студенты, так и педагоги.
В рамках деятельности волонтерского объединения выбираются приоритетные направления – это помощь детям из категории детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детям, имеющим проблемы физического здоровья и больным раком (реализуется через организацию творческих выступлений в онкологическом центре), поддержка ветеранов (организация помощи в санитарной уборке квартир, оказание парикмахерских и швейных услуг на безвозмездной основе), просветительское направление (распространение идей добровольчества в социуме колледжа).
Рассмотрим формирование коммуникативной компетенции. Под коммуникативной компетенцией понимается способность студентов решать языковыми средствами те или иные коммуникативные задачи в разных сферах и ситуациях общения. Успешность общения зависит не только от желания говорящего вступить в контакт, но и от умения реализовать речевое намерение. В рамках работы объединения проходят тренинги развития коммуникативных навыков.
Кроме того, реализация социальных акций способствует отработке навыков общения с учетом индивидуальных и возрастных особенностей.
Использование ресурсов добровольчества в образовательном учреждении является важным компонентом для развития потенциала личности студентов. Кроме того, развивать коммуникативные компетенции можно через сотрудничество волонтерского отряда с международными некоммерческими организациями. Развитие коммуникативной компетенции личности определяет эффективность ее информационного обмена и в результате степень включения в общественные отношения. Электронные средства связи расширили зону, в которой можно своевременно обмениваться информацией. Их использование во внеурочное время может способствовать интенсификации процесса взаимодействия с НКО (некоммерческие объединения), в том числе и международными.
Формами взаимодействия могут стать: интернет-слеты участников организации из разных стран, форумы, web-конференции, совместные интернет-проекты и др. Кроме подобных форм работы сиспользованием ИКТ, международные молодежные общественные организации систематически проводят мероприятия, требующие личного участия (тренинги, семинары, международные лагеря). И данная форма представляется одним из эффективных средств в организации образовательного пространства студентов. Волонтерское объединение входит в систему разных НКО, в том числе и международных. Последние, в свою очередь, предоставляют широкие возможности непосредственного участия молодежи в проектах, образовательных программах разной направленности.
Участие в подобных проектах и программах не требует больших финансовых затрат, так как они организованы на средства грантов и затраты участников полностью или частично возмещаются. Кроме того, студенты могут активно взаимодействовать с теми организациями, деятельность которых им наиболее интересна.
Таким образом, коммуникативная компетенция может реализовываться на разных уровнях, в том числе и с точки зрения диалога культур.
Добровольческая деятельность в колледже способствует личностной самореализации и культурному росту студентов, позволяет развивать коммуникативные навыки и таким образом задает вектор процессу социализации студентов. Групповые социальные проекты в настоящее время занимают в образовательном процессе значимое место. Это объясняется тем, что они позволяют формировать коммуникативные навыки, что очень важно для формирующихся личностей. Именно коммуникативные навыки наиболее востребованы сегодня на рынке труда. Кроме того, в групповых социальных проектах, реализуемых волонтерским отрядом, выявляется
склонность студентов к той или иной деятельности, развиваются профессиональные способности и компетенции.