Мастер-класс Работа с родителями как способ формирования ключевых компетенций

Работа с родителями как способ формирования ключевых компетенций
Перед школой в эпоху преобразований поставлен социальный заказ на формирование личности школьника, которую характеризуют не только информированность в различных областях науки, но и коммуникабельность, толерантность, современный тип мышления, ответственность в принятии решений в различных ситуациях. Одним из механизмов формирования такой личности признан компетентностный подход.
Проблему формирования ключевых компетенций можно решать через взаимодействие классного руководителя и родителей. Тем самым родители становятся активными субъектами образования и воспитания.

В работе с родителями выделяется 3 этапа:

Планирование внеклассных мероприятий на учебный год

Осуществление плана мероприятий, которое направлено на формирование следующих компетенций:


Учебно-познавательные компетенции направлены на формирование самостоятельной познавательной деятельности. Возрастные особенности учащихся, конечно же, предполагают при написании научно-исследовательской работы помощь педагога и помощь родителей.
В этом учебном году в научно-практической конференции выступили: Макаров Никита (1 место в секции биология), Нефедьева Дарья (2 место в секции литературоведение). Родители этих детей были заинтересованы работой, оказывали посильную помощь и поддержку, были зрителями конференции. Дети, ощущая такую поддержку, чувствовали себя уверенно и спокойно.

Компетенция личностного самосовершенствования предполагает формирование ценностного отношения к своему здоровью и формирование здорового образа жизни. Реализуется это через походы в лес с обязательной культурной программой, организованной силами родителей (викторина о богатырях, предметах русской старины).

Социально-трудовая компетенция формирует гражданственность, патриотизм. Родители участвуют в подборке материала для газет к 23 февраля и 9 мая. Два года подряд наши газеты занимали 1 место. В этом году Макарова С..Я. изъявила желание оформить газету о своем посещении мемориального комплекса Хатынь.

Общекультурные компетенции – это круг вопросов, по отношению к которым ученик должен быть хорошо осведомлен, должен обладать познанием и опытом деятельности.
- знание особенностей культуры (поездка в Радищево – знакомство с традициями и обычаями светской жизни 18 века, посещение дома музея Куприна, поездка в Драматический театр – правила поведения в театре, поездка в музей народного творчества – знакомство с народными промыслами Пензенского края).
- приобщение к религиозной культуре (посещение Троице-Сканова монастыря в Наровчате, храма Федора Ушакова в Саранске).
- досуговая деятельность (поездка в развлекательный центр Суворовский).

Коммуникативные компетенции формирует навыки общения в многонациональной среде на основе взаимного уважения. Уважение возможно лишь тогда, когда учащиеся знакомы с традициями разных национальных общностей (родителями организована поездка в Саранск – столицу Мордовии, где мы познакомились с обычаями, культурными памятниками мордвы).
В результате этих мероприятий, проведенных совместно с родителями, формируется ценностно-смысловая компетенция. Задача этой компетенции формировать мировоззрение и ценностные ориентиры учащихся. Мудро отмечено, что «детям нужен больше пример для подражания, чем критика».

Заключительный этап – это своеобразное подведение итогов. Выпуск газет после каждого мероприятия, оформление классного альбома, награждение по итогам года родителей, активно участвующих в жизни класса.

15