Статья: Интеграция уроков технологии, изобразительного искусства, черчения как средство повышения мотивации к изучению предмета.
Интеграция уроков технологии, изобразительного искусства, черчения как средство повышения мотивации к изучению предмета.
С. Л. Сафронов преподаватель технологии.
Федеральное государственное казённое общеобразовательное учреждение
«Краснодарское президентское кадетское училище», город Краснодар.
В государственной программе Российской федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы указывается на результаты международных сопоставительных исследований PISA, которые показывают отставание российских подростков от сверстников из большинства развитых стран мира по ключевым для формирования функциональной грамотности направлениям, в том числе по владению умениями применять полученные знания на практике. Это во многом является следствием недостаточного распространения деятельностных (проектных, исследовательских) образовательных технологий и слабого развития интеграции предметов
Интеграция предметов в современной школе - одно из направлений активных поисков новых педагогических решений для формирования системы универсальных знаний, умений, навыков, а также опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевых компетенций, определяющих современное качество содержания образования. Интегрированные уроки дают учащимся более широкое и яркое представление о мире и человеке, о взаимосвязи предметов и явлений. Они развивают творческий потенциал учащихся, побуждают к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, коммуникативных способностей.
К вопросу межпредметных связей в учебном процессе в обучении обращались многие классики педагогической мысли: Я.А.Каменский, А.С. Макаренко, Н.К. Крупская, В.А.Сухомлинский, Д.Б. Эльконин - В.В. Давыдов.
Интеграция в переводе с латинского – объединение в целое, каких либо частей, элементов. Интеграция предметов в образовании ставит своей целью формирование целостного видения мира. Каковы же цели интеграции предметов технология, ИЗО, черчение? Процитируем целевые установки стандарта образования второго поколения:
«Изучение технологии в основной школе направлено на достижение следующих целей:
освоение технологических знаний, технологической культуры с опорой на сведения, полученные при изучении других образовательных областей и предметов и на основе включения учащихся в разнообразные виды технологической деятельности по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда;
приобретение опыта применения технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности» (по материалам официального сайта http://www.edu.ru»). В соответствии с данными целями «Технология» не может рассматриваться только как самостоятельный предмет. Он аккумулирует в себе знания разных областей, особенно черчения и графики, изобразительного искусства, математики, геометрии. Учащиеся практически на каждом уроке сталкиваются с необходимостью использования элементов графической грамоты, свойств геометрических фигур, симметрии, математических расчётов, будь то слесарная, столярная обработка материалов или художественная обработка древесины. Поэтому нет и быть не может шаблонного подхода к проблеме интеграции уроков технологии. Свою работу по интеграции предмета начинаю с составления рабочей программы по предмету с учётом межпредметных связей, исходя из имеющегося практического опыта, материальной базы училищных мастерских, наличия необходимых для работы материалов и, конечно же, учебных программ по изобразительному искусству, черчению, математике.
Учителя технологии одни из первых в образовательной школе приобщают учеников к графическим навыкам, знакомят с гостами и стандартами, конструкторской документацией, к которой относят: чертежи деталей, сборочные чертежи, чертежи общего вида (технический рисунок), электромонтажные схемы и инструкции. Поэтому, имея в виду, что графическая грамота является основой вообще любой проектной деятельности, так как кроме грамотной подачи графического материала она является базой и для развития пространственных представлений у воспитанников, я в учебную программу по технологии обязательно включаю темы из разделов предмета черчение, который состоит из таких разделов как «Графическое изображение деталей и изделий», «Чтение чертежа», «Графическая документация. Эскиз, чертёж, технический рисунок», «Графическое изображение изделий из древесины цилиндрической и конической форм», «Чертеж детали и сборочный чертеж изделия», «Спецификация к сборочному чертежу», «Чертежи деталей призматической и цилиндрической формы. Правила их изображения», «Сборочная единица. Соединение деталей», «Порядок чтения сборочного чертежа изделия и составление спецификации», «Понятие о технологической документации и технологическом процессе», «Правила составления и демонстрация технологических карт», «ЕСТД-единая система технологической документации».
При планировании работы в 5 классе по технологии учитываю эти разделы. Знакомлю ребят с графической и технической терминологией: вид, разрез, сечение, технический рисунок, эскиз. Даю представление о форме детали и ее элементах: ребро, грань, угол, вершина, отверстие и т.д.
На примере несложных деталей знакомлю со способом проецирования на 1, 2 и 3 взаимно перпендикулярные плоскости проекций, а также с формой детали на основе геометрических тел, линиями чертежа, нанесением размеров, масштабом, техническим рисунком. Для закрепления знаний использую карточки задания на сообразительность и смекалку, моделирование по чертежу, с применением ножниц и бумаги, выполнение технических рисунков с вырезом.
В 6 классе, опираясь на определенные знания, полученные в 5 классе, продолжаю знакомить учащихся с элементами графической грамоты. ПРи составлении технологических и в процессе изготовления изделий я ввожу периодическое и многократное повторение изученного материала по способам проецирования, линиям чертежа, наглядным изображениям. Обосновываю это тем, что в черчении нужно не только знать правила проецирования, но и уметь логически рассуждать. Привожу, в частности примеры, связанные с пересечением проводов хорошо знакомых детям, по чертежам имеющим непривычный вид (кнопка, розетка, лампочка и т.д.).
При знакомстве детей с устройством и назначением токарного станка по обработке древесины использую пример получения и назначения разрезов на основе модели задней бабки токарного станка. Показываю, где применяется осевая, штрихпунктирная линии. Выполняем чертеж детали несложной формы в сочетании цилиндрических и конических форм с необходимыми сечениями: сечения наложенные, вынесенные, расположенные на продолжении оси симметрии, обозначение сечений. Так как многие изделия из древесины состоят из соединенных между собой нескольких деталей, то при работе с инструментом представляют их учащимся как сборочную единицу, например киянка, угольник, рамка для фотографии, и т.д.
Кроме этого, при обработке древесины, с ребятами разрабатываем технологическую карту на изготовление декоративной рамки для фотографии, где графическим изображением будет сборочный чертеж углового соединения вполдерева; выполняем технический рисунок, уясняем назначение всех деталей и способы соединения их между собой, учимся читать чертеж.
В практической жизни при разработке конструкции изделия конструктор решает многие задачи. Он выбирает: наилучший вариант изделия, его конструктивные элементы, материал. Поэтому, решая задачу связи обучения с жизнью, в 7 классе даю конкретное задание, выполнить чертеж детали с фасонными поверхностями. Учащиеся должны знать, сочетанием каких геометрических тел образована форма детали: цилиндр, усеченный конус, шар, сфера, параллелепипед.
В разделе темы столярные соединения, знакомлю учеников с основными элементами шипового соединения: шип, гнездо, проушина. Выполняем сборочный чертеж шипового соединения: угловое, серединное, по всей длине и технический рисунок.
На летней профильной практике при выполнении орнаментальных композиций в технике геометрической резьбы большое значение имеет разметка узоров, знание закона симметрии. Так как результаты работы резчика во многом зависят от качества и аккуратности разметки, то вообще при художественной обработке древесины и в частности в данном классе обращаю особое внимание на нажим карандаша, чёткость исполнения линии. Для разметки необходимы знания геометрических построений. Поэтому в рабочую программу технологии включаю темы: симметрия, золотое сечение, масштаб, отношения, построение с помощью циркуля и линейки. Обосновываю это тем, что, только комбинируя основные элементы геометрических фигур, можно построить бесконечное множество орнаментальных композиций.
Рассматривая суть интеграции уроков черчения и изобразительного искусства, можно отметить, что каждый из этих предметов имеет свое содержание, логику построения курса, свои задачи, требования и методы. Однако, несмотря на существенное различие, данные предметы имеют много общих вопросов. К ним следует отнести:
1) формирование и развитие пространственных представлений и пространственного воображения;
2) развитие наблюдательности, внимания, образной памяти, глазомера;
3) умение воплощать свою идею в конкретную форму;
4) обучение анализу формы и конструкции разных предметов;
5) приобретение умений и навыков в графическом изображении предметов.
Такая общность задач обязывает, на мой взгляд, каждого учителя устанавливать самую тесную связь между этими предметами в процессе обучения.
Использование межпредметных связей данных дисциплин позволяет мне осуществлять обучение на уроках так, чтобы основные, узловые вопросы учебного материала усваивались детьми одновременно и параллельно при выполнении самых различных работ, включённых в разделы программы. На уроках технологии при изучении такой темы, как «Отделка изделий из древесины» знакомлю воспитанников с видами красок их колеровкой и вариантом нанесения на обработанную поверхность, а так же изучаем народные промыслы России (хохломская и городецкая роспись). Все выполненные изделия (разделочные доски, рамки, скворечники, изделия из металла) декорируем применяя различные техники: декоративная роспись, декупаж, мозаика, аппликация. Это способствует осознанию детьми внутренней связи, общности правил, приемов, лежащих в основе, казалось бы, далеких друг от друга работ, видеть общее в различном и различное, в общем. Так при параллельном построении изучения материала усваивается не один вопрос программы изолированно, а целый блок разделов с учетом существующих между ними связей. Этот комплекс видов работ имеющих отношение к технологии и ИЗО можно назвать «Изображением и изготовлением предметов».
При рассмотрении эффективности интегрированного урока, как средстве повышения мотивации к изучению предмета, можно сделать следующие выводы:
- интегрированный урок дает более целостное представление об изучаемом вопросе;
-любой из интегрированных уроков может быть по своему типу нестандартным, что уже изначально создает атмосферу заинтересованности и мотивации к уроку;
- с точки зрения здоровьесберегающих технологий такие уроки снимают эмоциональное и физическое напряжение, снижается усталость и утомляемость учащихся за счёт переключения на разнообразные формы работы;
- интегрированный урок создает эффективное поле для самореализации, самовыражения творчества как учителя , так и класса в целом.
Интеграция в целом способствует воспитанию разносторонней, всесторонне развитой, интеллектуальной личности.
- работа способствует позитивной атмосфере в коллективе.
15