Урок математики на тему: Площадь. Формула площади прямоугольника ( 5 класс)
МБОУ «Бакрчинская средняя общеобразовательная школа»»
Урок математики в 5-м классе
по теме:
«Площадь. Формула площади прямоугольника».
Учитель Николаева Л.Н.
Декабрь 2013
Площадь. Формула площади прямоугольника.
Цель урока: формировать представление о площади; познакомить учащихся с правилом нахождения площади прямоугольника и площади квадрата и использованием их при решении задач.
Планируемые результаты: учащиеся научатся находить площадь прямоугольника и квадрата по формулам : S = a · b, S = a2; рассуждать и делать выводы; слушать собеседника и вести диалог; работать в паре и группе; излагать и аргументировать свою точку зрения; оценивать себя и товарищей.
Задачи:
- образовательные: научить в процессе реальной ситуации использовать определения следующих понятий: «площадь прямоугольника», «площадь квадрата», вычислять площадь фигуры по количеству квадратных сантиметров, уложенных в ней, вычислять площади квадратов и прямоугольников по формулам. Решать задачи, используя свойства равновеликих фигур.
- воспитательные: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие, воспитывать ответственность и аккуратность.
- развивающие: развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать внимание, формировать коммуникативную компетенцию учащихся; выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Необходимое техническое оборудование: Компьютер, проектор, учебники по математике, раздаточный материал (технологическая карта, карточки с дополнительным заданием, шаблоны), электронная презентация, выполненная в программе Power PointХод урока
I. Организационный этап. Психологический настрой.
На 1 слайде:Думать – коллективно!Решать – оперативно!Отвечать – доказательно!Бороться – старательно!И открытия нас ждут обязательно!
Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку;
Добрый день, дорогие ребята!
Приветствуем всех, кто время нашёл. И сегодня на урок к нам пришёл! Посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь себе и гостям,
передайте частичку своего хорошего настроения другому.
Проводит инструктаж по работе с технологической картой: На столах у вас лежат листочки. Это листки успеха (зачетные листки). Подпишите их. В течение урока мы с вами будем выполнять различные задания. В конце урока вы заполните эти листки.
II . Устная работа
1. Новые знания нам будет очень трудно осваивать без умения быстро и верно считать, поэтому, как всегда, начнем урок с устного счета. (слайд 2).
Найти значения выражения: 5²+3²; (27-17)³; 1³+2³; 5²*2²; 0³+4².
Дети обсуждают и поднимают карточки с правильными ответами
(слайд 3) Подумай-запиши-обсуди в команде (структура ФИНК-РАЙТ-РАУНД РОБИН)
3!=3*2*1=6
4!=
5!=
6!=
2.Для того чтобы узнать тему нашего урока, мы разгадаем кроссворд (слайд 4)
Итак, сегодня на уроке мы будем говорить о площади.
Вы уже слышали слово площадь? Что вы себе представляете, когда слышите это слово?
В обычной жизни на каждом шагу мы встречаемся с понятием “площадь”. Что такое “площадь”, знает каждый. Каждый понимает смысл слов: площадь комнаты, площадь садового участка. Подумайте и самостоятельно ответьте на вопрос? что такое “площадь”? И вы увидите, что не так-то это просто. Даже математики смогли создать соответствующую математическую теорию сравнительно недавно. Правда, это никому не мешало успешно использовать понятие площади и в науке, и на практике с незапамятных времен. Мы очень часто говорили о практическом применении математических знаний в жизни человека. Необходимость заставила человека уже в древности измерять не только длину, расстояние, но и площадь.
В обычной жизни площадью мы называем большое, открытое пространство на улице, покрытое асфальтом. Но оказывается, что площадь можно найти и у крышки стола, и у тетради, и у учебника, и у пола в классе, и у земельного участка.
3. (Слайд 5). Какие фигуры изображены на рисунке? Что вы знаете о них?
(! Обязательно вспомнить про Периметр фигур)
-Тема нашего урока Площадь. Формулы площади прямоугольника.
III. Постановка целей, задач урока, мотивационная деятельность учащихся.
1.У любой фигуры можно найти площадь. Квадрат со стороной 1 см имеет площадь равную 1см2. (слайд 6) На столах учеников лежат квадратики с площ. 1 см ² и 1 дм²
(Слайд 7) Найти площадь фигуры
Чему равны площади фигур на рисунке? (слайд 8)
Подсчитывают площади фигур на рисунке, считая квадратные сантиметры
Прямоугольник В ( на рис.) разбит на клетки со стороной 1см. Найдите его площадь.
Как вы нашли его площадь? ( Площадь прямоугольника равна 8 см2. Посчитали клеточки.)
-Можно ли таким способом найти площадь стены комнаты, школьного стадиона?
-Всегда ли удобно для нахождения площади прямоугольника разбивать его на клетки 1х1см?
Проблема: как найти площадь прямоугольника, не расчерчивая его на квадратные сантиметры? (структура КОНТИНИУС РАУНД РОБИН) Обсуждают по кругу, начиная с 1 участника и т.д.
-Что вы заметили? Как можно решить задачу, не подсчитывая число квадратных сантиметров?
-Какие измерения необходимо выполнить для нахождения площади прямоугольника?
Делают вывод: площадь можно найти, умножив длину прямоугольника на его ширину. Площадь можно найти по формуле: S = a · b. Измерить длину и ширину прямоугольника.
Как вы думаете чем мы будем заниматься сегодня на уроке? Какова цель нашего урока?
Цель урока: научиться находить площадь прямоугольника и уметь применять полученные знания при решении задач.
IV. Первичное усвоение новых знаний.
- Итак, тема нашего урока созвучна цели урока.
Записываем ее в тетрадь.
- Повторим, как найти площадь прямоугольника, что нужно знать?
Запишите формулу для нахождения площади прямоугольника. (Слайд 10 -11)
Отвечают на вопросы:
1)Задача № 717(слайд 12)
- Можно ли сразу ответить на вопрос задачи?
- Каких данных не хватает, чтобы ответить на вопрос задачи?
- Что сказано о ширине по условию задачи? Как ее найти?
- Теперь можно ответить на вопрос задачи?
- Чтобы найти площадь прямоугольника надо знать его длину и ширину.
- S = a*b
Длину и ширину прямоугольника еще называют основанием и высотой.
- Сразу на вопрос задачи ответить нельзя.
- Нам неизвестна ширина прямоугольника.
- Ширина меньше длины в 4 раза. Чтобы найти ширину длину надо разделить на 4.
Записывают решение в тетрадь.
2)Рассмотреть два равных прямоугольника и сделать вывод о равных фигурах (совмещаются при наложении и их площади равны). (слайд 13)
Привести примеры равных фигур-прямоугольников ( из окр.обстановки)
3)Ребята, отгадайте загадку.
Он давно знакомый мой.Каждый угол в нем прямой,Все четыре стороны одинаковой длины.Вам его представить рад, А зовут его …(квадрат). (Слайд 14)
Поработайте и запишите формулу для нахождения площади квадрата.
Запишите по очереди свои ответы на одном на троих листе. На листе написано Площадь квадрата (структура РЕЛЛИ ТЕЙБЛ)
Каким свойством вы воспользовались, чтобы сделать вывод? S = а·а = a2
Свойством сторон квадрата: у квадрата все стороны равны, поэтому длина равна ширине.
Слайд 15
4)Устно. №719,720.
V. Первичное усвоение новых знаний.
1)Практическая работа 1
На столе шаблоны прямоугольников и квадратов.
Задание: сделав необходимые измерения, найти площади прямоугольника и квадрата (берут на выбор по цвету) Результаты измерений — значение площади — записываются на обратной стороне шаблона. Шаблоны подписываются и передаются соседу на проверку ( структура
2)Практическая работа 2.Задание: найти в классе пример прямоугольника и вычислить его площадь.
VI. Физминутка.
Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся.
VII. Первичное закрепление.
1) Используя карточки с вопросами и ответами проверяют и обучают друг друга по пройденному материалу (структура КУИЗ-КУИЗ-ТРЭЙД). Карточки разных цветов. Приложение 1
2) Выполнение заданий №1-№4 на карточках ( структура СИМАЛТИНИУС РЕЛЛИ ТЕЙБЛ) Приложение 2
VIII. Подведение итогов урока.
-Какую задачу мы ставили на уроке?
-Удалось решить нам поставленную задачу?
-Каким способом?
-Какие получили результаты? По каким формулам находятся площадь прямоугольника и площадь квадрата?
-Что еще нужно сделать?
-Где можно применить новое знание?
-Что на уроке у вас хорошо получалось?
-Над чем еще нужно поработать?
-Наш урок подходит к концу.. Оцените себя. Сосчитайте количество правильных ответов («+»). Поставьте себе оценку в соответствие с критериями): IX. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
Сегодня мы говорили о площади прямоугольника. На следующем уроке мы будем решать более сложные задачи. Чтобы вам было проще с ними разобраться прочитайте п.18 на стр.108 и решите №№737, 740
Каждый обучающийся заносит оценки в свой зачетный лист:
Фамилия, имя ____________________________________
Как я сам оцениваю свои знания, полученные на уроке Оценка за самостоятельную работу Дорисуй рот
(доволен результатомне очень
разочарован )
Приложение 1
Найдите площадь квадрата, сторона которого равна 8 см.
64 см²
64 см
16 см²
32 см²
Найдите площадь прямоугольника со сторонами 7 см и 8 см.
15 см²
56 см²
30 см²
56 см²
Найдите площадь фигуры, считая, что площадь одной клетки равна 1 см²
10 см²
9 см²
15 см²
12 см²
Приложение2№1
Заполни таблицу,
где а и в -стороны прямоугольника
а в S P
30 см 7 см 25 м 4 м 34 дм11 дм№2
Заполни таблицу,
где а – сторона квадрата
а S P
10 см 6 м 8 дм№3
Начерти две неравные фигуры,
имеющие одинаковую площадь 4 см².
№ 4
Вместо ? поставь соответствующее число
24 см²
?
?