Индивидуальное занятие по логопедии на тему: Автоматизация звука [Ш] в слогах, словах. Методисти: Сахно М.В.


Государственное бюджетное профессиональное общеобразовательное учреждение Ростовской области
«Зерноградский педагогический колледж»
Технологическая карта
Индивидуального логопедического занятия
Проведенного 26.04.2016г.
ГКОУ РО «Школа-интернат V вида.»Студентом 4 «Б» группы
Пасечниковой Татьяной Олеговной
Зерноград
2016г.
Технологическая карта логопедического занятия.
Урок: индивидуальное занятие
Тема: « Автоматизация звука [Ш] в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях
Задачи:
-Автоматизировать звук [ш] в словах, слогах, словосочетаниях
-Развивать фонематический слух, силу голоса, умение делать звуко-буквенный анализ.
-Активизировать словарь по теме «слова со звуком [ш]»
-Воспитывать желание правильно произносить звук [ш]
Класс : 1 «б»
Оборудование для учителя: презентация, наглядный материал: Шапокляк. Профиль звука [ш]. Наглядное пособие для артикуляционных упр-й, дыхательной гимнастики, пальчиковой гимнастики
Оборудование для учащегося: Зеркало, карточки- сигналы.
Форма организации индивидуального занятия: индивидуальная.
План индивидуального занятия:
1. Организационный этап. (Психологический настрой) - 1-2 мин
2.Подготовительный этап- 5-7мин
3.Основная часть- Операционно-исполнительский этап- 10-15 мин
4.Оценочно-рефлексивный этап. Самооценка детьми собственной деятельности. Подведение итогов занятия - 2 мин.
Этапы Методы и приемы работы. Деятельность учителя-логопеда Деятельность обучающихся
1.Оргмомент Цель:Эмоциональный настрой на урок. Самоопределение к деятельности.
-Введение персонажа Приветствует учащихся. Создает эмоциональный настрой учащихся на занятии.
Ребята, какое у нас с вами будет занятие?
Чему мы учимся на индивидуальном занятии?
Что помогает нам правильно и красиво говорить?
Сегодня на занятие к нам пришла Шапокляк. Она будет наблюдать, как вы работаете на занятии. Психологический настрой учащихся.
-Индивидуальное занятие.
-правильно и красиво говорить.
-Язык, губы, зубы (органы речи, артикуляц.аппарат)
2.Подготовительный этап.
1)Мимические упражнения
2) Упр-я для дыхания
3)Для силы голоса.
Цель: Подготовка органов артикуляции к речевой деятельности.
Демонстрация на слайде и собственный пример. Выполним мимические упражнения.
(Слайды 2-5)
1)Поставьте зеркало перед собой, а теперь внимание на слайд
Какое настроение у мелодии? Печальное.
Давайте с вами погрустим. И т.д.
Мини-итог :Какие упр-я мы с вами выполняли? -мимические упр-яДля лица.
Выполняют мимические упражнения по инструкции учителя.
Мимические упражнения, для лица.
Цель:Развитие правильного и плавного дыхания.
Наглядный, практический , указания 2) Выполним упражнения для дыхания.
Шапокляк приготовила для нас задание. На столе у вас лежат метелочки. Шапокляк предлагает поиграть с метолочкой. Представьте, что это волшебное дерево. Подул ветерок – и зашелестели на дереве листочки! Вот так, а теперь подуйте вы.
Мини-итог: Какие упражнения мы выполняли? Выполнение дыхательной гимнастики
Упражнения для дыхания.
Цель: Развитие силы голоса
Практический,
контроль за вдохом и выдохом. Предлагает выполнить упражнения для силы голоса.
Подул сильный ветер и Шапокляк потеряла свою шапку. Она улетела за гору. Давайте поможем Шапокляк пересечь гору. Произнесем А (от тихого к громкому) и О (от громкого к тихому) Мини-итог.
Чему учились, выполняя задание? -Для силы голоса
Выполняют упражнения для силы голоса.
-Развивали силу голоса
4)Пальчиковая гимнастика. Цель: развитие мелкой моторики обучающихся
Практический метод. Предлагает выполнить пальчиковую гимнастику.
Раз, два, три, четыре, пять,Будем пальчики считать,Все такие нужные,Крепкие и дружные.- Пересчитать пальчики и сжать их в кулак. Поменять руки.
Мини-итог: Какие упражнения мы выполняли? -Пальчиковая гимнастика.
-пальчиковая гимнастика, для рук.
5) Артикуляционная гимнастика.
Цель: Развитие мышц языка.
-Наглядный. ПрктическийВыполним артикуляционные упр-я-Поставьте зеркало перед собой.
1. «Улыбка-трубочка» ( слайд)
2. «Чистим зубки» (слайд)
3. «Вкусное варенье»(слайд)
4. «Блинчик»(слайд)
Мини-итог: Какие упражнения мы выполняли? -Выполняют упражнения по эталону перед зеркалом.
артикуляционные упр-я3.Основная часть- Операционно-исполнительский этап
1)Знакомство со звуком [д]
2) Работа с профилем. Цель: Сообщение темы занятия. Работа над звуком [ш]. Научить находить звук [ш] среди других звуков, находить дежурный звук в слогах, словах.
Наглядный.
. Сегодня на занятии мы будем работать над звуком, а каким, вы узнаете внимательно прослушав стихотворение.
В шубке серой вышла мышка,
в серой шапке и штанишках,
шерстяной на шее шарф,
а в руке - воздушный шар!
Какой звук я выделил голосом?
Какой сегодня у нас дежурный звук на занятии? \
-[ш]
Цель: формирование представлений о звуке [ш], его характеристика.
-Практический.
-Поставьте перед собой зеркала,
-Произнесите [ш]
-Посмотрите внимательно на доску. Как располагаются органы речи при произношении [ш]?
-Дадим характеристику дежурному звуку:
-Каким сигналом обозначим?
Мини-итог:Что мы узнали о звуке [ш]? Произнесение звука [ш] несколько раз.
……..
звук [ш] — согласный, твердый глухой
-Синим без звоночка.
-согл. Тверд. Глух.
3)Развитие фонематического слуха.
4) Чтение слогов.
Цель: развитие умения различать звук [ш] среди других звуков., развитие фонематического слуха.
-Наглядный,практический. Будем учиться выделять звук [ш] среди других звуков. Я буду произносить звуки, а если вы услышите наш дежурный звук, то покажите сигнал звука.: ч,т,Ш, с, з, т,Ш ….
Среди слогов: Ша, Ро, Ту , Шу, Шы, ЗоСреди слов: Шар, часы , туча, Шорох
Мини-итог: Чему учились, выполняя задание? Показывают сигналом, когда слышать звук [ш]
-находили дежурный звук среди других звуков, слогов, слов.
Цель:развитие умения находить слоги , где присутствует дежурный звук, уметь произносить эти слоги.
Практический. 4) Будем учиться читать слоги с дежурным звуком.
Мини-итог: Чему учились, выполняя задание? А О
Шы У
Учились читать слоги.
5) Работа с картинками Цель: определять звук [ш] в начале, середине и в конце слова.
Наглядно-поисковый метод.
Выделение существенных признаков предметов, объединение слов в группу. Ребята, посмотрите внимательно на доску. Назовите картинки, что на них избражено?
Давайте разместим наши слова по домикам.
Мини-итог. Чему учились, выполняя задание? _____ ______ _____
Шарик груша Камыш
Шуба Мыша малыш

Учились определять дежурный звук в начале, середине и конце слова
6)Звуковой анализ слова Цель: разбор слова по слогам, звукам
Наглядный, практический
Выполним звуковой анализ слова «Шуба»
1)Ребята, сколько слогов в слове «шуба»? давайте прохлопаем.
2)На какой звук падает ударение?
3) Сколько звуков в слове «шуба»?
4)Разберем каждый звук
1й звук какой?
Гласный или согласный?
Тверд. Или мягкий?
Дрожит горло или не дрожит?
Каким сигналом обозначим?
-Какой 2ой звук?
Глас. Или соглас?
Каким сигналом обозначим?
-3й звук какой?
Гласный или соглас?
Тверд. Или мягкий?
Дрожит горло или не дрожит?
Каким сигналом обозначим?
-4й звук какой?
Глас или соглас?
Каким сигналом обозначим?
Мини-итог: Чему учились, выполняя задание?
Шу-ба. 2 слога
На звук [у]
- 4 звука
-[Ш]
СогласТвердый
Не дрожит
Синим без звоночка
- [у]
Гласный.
Красным.
-[Б]
СогласТвердый.
Дрожит
Синим со звоночком
-[А]
-Гласный
Красным
Разбирать слова по слогам, звукам. Обозначать их сигналами.
7.Физминутка Видеофизминутка8. Согласование имен существительных с прилагательными ..Практический, словесный метод. -Давайте составим словосочетания с названиями наших картинок.
- какой Шарик?
- какая Мыша?
- какая Шуба?
Мини-итог: Чему учились , выполняя задание? Зеленый, воздушный
Серая,ушастаяТеплая, большая
Учились составлять словосочетания.
9.Составление предложений. Цель: Развитие связной речи.
Практический.
Словесный метод Давайте поможем Шапокляк составить предложения:
1. У маши был (какой?) зеленый шарик.
2.На полу сидела (какая?) серая мыша3. На вешалке висела ( какая?) большая шуба.
Мини-итог: Что мы составляли? Составление предложений по схемам.
Предложения
10.Оценочно-рефлексивный этап. Цель: Самооценка детьми собственной деятельности. Подведение итогов занятия
-Проверка усвоения материала путем устного опроса Какое сейчас было занятие?
Чем мы занимались?
С каким звуком мы сегодня работали?
Какой сказочный герой приходил к нам сегодня на занятие? Спасибо за урок. До свидания! индивидуальное.
- знакомились со звуков [Ш], делили слова на слоги, делали звуковой анализ слова.
- [Ш]
-Шапокляк