Условия результативности проектно-исследовательской деятельности учащихся начальных классов на уроках окружающего мира (научно-методическая публикация)
Условия результативности проектно-исследовательской деятельности учащихся начальных классов на уроках окружающего мира
Стариенкова Оксана Анатольевна
Учитель начальных классов
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №44
г. Хабаровск, Хабаровский край
В психолого-педагогической литературе (Р.С.Альтшуллер, П.Я.Гальперин, В.В.Давыдов, Л.А.Казанцева, А.В.Леонтович, И.Я. Лернер, А.М.Матюшкин) говорится о необходимости создания особых условий для организации исследовательской деятельности учащихся. Учебно-исследовательская деятельность на уроках окружающего мира – это форма организации учебно-воспитательной работы, которая связана с решением учениками творческой исследовательской задачи с заранее неизвестным, но предполагаемым результатом.
Приобретение навыков поисково-исследовательской деятельности в начальной школе должно происходить поэтапно с последующим усложнением видов деятельности и увеличением доли самостоятельности в исследовании, открытии нового. Поступательное развитие исследовательского опыта учеников обеспечивается расширением выполняемых операционных действий при решении учебно-исследовательских задач и усложнением деятельности от фронтальной под руководством учителя к индивидуальной самостоятельной деятельности. Включение школьников в учебно-исследовательскую деятельность должно быть гибким, дифференцированным, основанным на особенностях проявления индивидуального исследовательского опыта детей.
Во втором классе задачами обучения проектно-исследовательской деятельности на уроках окружающего мира являются:
приобретение новых представлений об особенностях деятельности исследователя;
развитие умений определять тему исследования, анализировать, сравнивать, формулировать выводы, оформлять результаты исследования;
поддержание инициативы, активности и самостоятельности школьников.
Включение младших школьников в учебно-исследовательскую деятельность осуществляется через создание исследовательской ситуации посредством учебно-исследовательских задач и заданий и признание ценности совместного опыта. На данном этапе используются следующие формы и способы деятельности:
в урочной деятельности – учебная дискуссия, наблюдения по плану, проведение опытов совместно с учителем, мини-исследования, создание проектов под руководством взрослых по изученным темам;
во внеурочной деятельности – экскурсии, индивидуальное составление моделей и схем, мини-доклады, эксперименты;
В большей степени внимание обращается на те действия, которые обеспечивают полноценную ориентацию ученика в информационном потоке и способствуют анализу и усвоению необходимой информации: прогнозирование, выделение основной мысли и опорных слов, аргументированное выражение своих мыслей по прочитанному и другие.На основе данных источников, а также анализа образовательной практики начальной школы нами были выделены следующие педагогические условия формирования исследовательских умений младших школьников:
1.Создание образовательной среды для развития интеллектуальных умений школьников. Для того чтобы создать условия для самостоятельной творческой проектной и исследовательской деятельности обучающимся необходимо проводить подготовительную работу. Должны быть предусмотрены ресурсы учебного времени, для того чтобы избежать перегрузки обучающихся и педагогов. Приступая к работе, обучающийся должен владеть необходимыми знаниями, умениями и навыками (стартовые ЗУН) в содержательной области проекта или исследования. Ему понадобятся до определённой степени сформированные специфические умения и навыки (проектирования или исследования) для самостоятельной работы. Новое знание для обучающихся в ходе проекта или исследования учитель может дать, но в очень незначительном объёме и только в момент его востребованности обучающимися.
Каждый проект или исследование должны быть обеспечены всем необходимым: материально-техническое и учебно-методическое оснащение, кадровое обеспечение (дополнительно привлекаемые участники, специалисты), информационные (фонд и каталоги библиотеки, Интернет, CD-Rom аудио и видео материалы и т.д.) и информационно-технологические ресурсы (компьютеры и др. техника с программным обеспечением), организационное обеспечение (специальное расписание занятий, аудиторий, работы библиотеки, выхода в Интернет), отдельное от урочных занятий место (не ограничивающее свободную деятельность помещение с необходимыми ресурсами и оборудованием — медиатека). Разные проекты потребуют разное обеспечение. Проектная и исследовательская деятельность обучающихся побуждает к организации информационного пространства образовательного учреждения.
Все виды требуемого обеспечения должны быть в наличии до начала работы над проектом. В противном случае за проект не надо браться, либо его необходимо переделывать, адаптировать под имеющиеся ресурсы. Недостаточное обеспечение проектной или исследовательской работы может свести на нет все ожидаемые положительные результаты. Важно помнить, что задачи проекта или исследования должны соответствовать возрасту и лежать в зоне ближайшего развития обучающихся — интерес к работе и посильность во многом определяют успех.
Кроме того, необходимо обеспечить заинтересованность детей в работе над проектом или исследованием — мотивацию, которая будет давать незатухающий источник энергии для самостоятельной деятельности и творческой активности. Для этого нужно на старте педагогически грамотно сделать погружение в проект или исследование, заинтересовать проблемой, перспективой практической и социальной пользы. В ходе работы включаются заложенные в проектную и исследовательскую деятельность мотивационные механизмы.
Поскольку проведение проектной и исследовательской деятельности обучающихся требует значительных ресурсных затрат (времени, материалов, оборудования, информационных источников, консультантов и пр.), формирование специфических умений и навыков самостоятельной проектной и исследовательской деятельности целесообразно проводить не только в процессе работы над проектом или исследованием, но и в рамках традиционных занятий поэлементно. Они осваиваются как общешкольные (надпредметные) и соединяются общее технологическое умение в процессе работы над проектом или исследованием. Для этого используются специальные организационные формы и методы, уделяется отдельное внимание в канве урока. Например, проблемное введение в тему урока, совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания, групповые работы на уроке, в том числе и с ролевым распределением работы в группе.
Вторым педагогическим условием является использование принципа постепенного усложнения заданий.
При организации данной работы в начальной школе необходимо учитывать возрастные психолого - физиологические особенности детей младшего школьного возраста. А именно: темы детских работ выбираются из содержания учебных предметов или близкие к ним, тема должна соответствовать возрастным особенностям детей.
А.И.Савенков утверждает: от правильного выбора темы в значительной мере зависит результат работы. Тема должна быть интересна ребенку и при этом нести в себе познавательный заряд.[17]
Темы можно объединить в три основные группы:
- фантастические;
- теоретические;
- эмпирические;
Фантастические – темы, ориентированные на разработку несуществующих объектов и явлений;
Теоретические - эта группа тем ориентирована на работу по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в разных источниках, это то, что можно спросить у других людей, что написано в книгах др.;
Эмпирические – темы, предполагающие проведение собственных экспериментов.
Правила выбора темы:
- тема должна быть интересна ребёнку;
- тема должна быть выполнима;
- тема должна быть оригинальной;
- тема должна быть относительно быстро выполнима;
- тема должна быть доступной и соответствовать возрастным особенностям детей.
Любая исследовательская работа начинается с выбора темы. Обсуждение полученных результатов, их объяснение для формирования мировоззрения юного исследователя часто являются даже более значимым, чем постановка эксперимента.
1.Тема должна быть интересна ребенку. Должна увлекать его. Исследовательская работа, как и всякое творчество, возможна и эффективна только на добровольной основе. Тема, навязанная ребенку, какой бы важной она ни казалась нам, взрослым, не даст должного эффекта. Вместо живого увлекательного поиска ребёнок будет чувствовать себя вовлечённым в очередное «добровольно - обязательное» мероприятие. В этих условиях и думать нечего о том, чтобы увлечь его содержанием или процессом исследования. Детей обычно волнуют самые разные проблемы: экологии, здоровья, взаимоотношений между детьми и взрослыми, космоса …
2.Тема должна быть выполнима. Решение её должно быть полезно участникам исследования.
Подвести ребёнка под ту идею, в которой он максимально реализуется как исследователь, раскроет лучшие стороны своего интеллекта, получит новые полезные знания, умения и навыки, - задача сложная, но без её решения работа теряет смысл.
На первый взгляд может показаться, что это правило противоречит первому. На самом деле идеальная для каждого ребёнка (в данный момент его развития) тема учебного исследования – результат, находящийся на грани между первым и вторым правилом. Искусство педагога при проведении данной работы в том и состоит, чтобы подвести ребёнка к такой проблеме, выбор которой он бы считал своим выбором.
Учитывая интересы детей, педагогу необходимо держаться ближе к той сфере, в которой он сам лучше всего разбирается, чувствует себя одарённым.
Макаренко А.С. говорил: «Увлечь другого может лишь тот, кто увлечён сам». Эта мысль всем хорошо известна и доказательств не требует. О ней не стоит забывать при разработке тематики детских исследований. Тема, как отмечено выше, зависит в первую очередь от интересов ребёнка, но, двигаясь навстречу этим интересам, следует держаться ближе к той сфере, где вы сами чувствуете себя как «рыба в воде».
3. Тема должна быть оригинальной. В ней необходим элемент неожиданности, необычности. Оригинальность в данном случае следует понимать не только как способность найти нечто необычное, но и как способность нестандартно смотреть на традиционные предметы и явления. Это правило ориентировано на развитие важнейшей характеристики творческого человека – сверхчувствительности к проблемам. Способность находить необычные, оригинальные точки зрения на разные, в том числе и хорошо известные объекты отличает истинного творца от посредственного, творчески не развитого человека.
4. Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро. Способность долго концентрировать собственное внимание на одном объекте. То есть долговременно, целенаправленно работать в одном направлении, у младшего школьника ограничена. Часто приходится наблюдать, что увлечённо начатая и не доведённая сразу до конца работа так и остаётся незаконченной. Выполнить исследование «на одном дыхании» практически очень сложно, но, учитывая названную ниже особенность детской природы, следует стремиться к тому, чтобы первые исследовательские опыты не требовали длительного времени.
5. Тема должна быть доступной. Естественно, что проблема должна соответствовать возрастным особенностям детей. Это правило касается не столько выбора проблемы (темы исследования), сколько уровня её подачи. Имеется в виду её формулировка и отбор материала для её решения. Одна и та же проблема может решаться в ходе собственной исследовательской практики разными возрастными группами на разных этапах обучения.
Следует учитывать сочетание желаний и возможностей. Выбирая проблему, нужно учитывать наличие необходимых средств и материалов. Отсутствие необходимой исследовательской базы, невозможность собрать нужные данные обычно приводит к поверхностному решению, порождает пустословие. С выбором темы не стоит затягивать. Большинство детей, за исключением одарённых, не имеют постоянных пристрастий, их интересы ситуативны. Поэтому выбирая тему, не надо затягивать время. Действовать следует быстро, пока интерес не угас. Постепенно, как показывают исследования, интересы детей становятся устойчивее. Естественно, что способы решения проблем начинающими исследования во многом зависят от выбранной темы.
1. Во-первых, надо помочь детям найти все пути, ведущие к достижению цели.
2. Затем выделить общепринятые, общеизвестные и нестандартные, альтернативные.
3. Чётко их расклассифицировать,
4. Сделать выбор, оценив без эмоций эффективность каждого способа.
Однако надо иметь в виду, что важны не сами эти способы, а педагогическая составляющая их использования. Поэтому стоит поощрять использование нестандартных, альтернативных способов. Источники сбора материала также во многом зависят от того, какая избрана тема. Но сама актуализация поиска новой информации, вызванная задачей разработки проекта, создаёт прекрасную почву для привлечения ребёнка к работе с самыми различными источниками и средствами. Чтобы сделать этот этап более продуктивным желательно создать такой информационный центр, в котором будет храниться всё, что может пригодиться для настоящих и будущих исследований. Это многочисленная справочная литература, издаваемая для детей, схемы, рисунки, видеокассеты, приборы, игрушки, и др…
Результатом реализации этого педагогического условия должна быть мотивированность исследовательской деятельности учащихся. Она реализуется за счет создания ситуаций практического и интеллектуального затруднения в урочной и во внеурочной деятельности, актуализации потребности в новых знаниях, в расширении круга интересов учащихся, сообщении им знаний об исследовательской деятельности и ее значении для человека. Необходимо помогать учащимся видеть смысл их творческой исследовательской деятельности, её возможности в реализации собственных способностей, в саморазвитии и самосовершенствовании, понимать ценность исследовательской деятельности.
3.Деятельность педагога, реализующего позицию организатора учебно-исследовательской деятельности.
Основная задача взаимодействия с учащимися для учителя – передача интеллектуального опыта и развитие мышления через учебную деятельность, а для классного руководителя – трансляция ценностного опыта, развитие самостоятельности и активности во внеурочной деятельности.
Педагог – это организатор учебно-исследовательской деятельности, выступает в роли руководителя исследовательской работы, консультанта и помощника, внимательного наблюдателя. Ученики же проходят мыслительный путь учёного, приобретают активную позицию, усваивая новую информацию, ведь результата исследования заранее неизвестен. Руководитель и юный исследователь выступают по отношению друг к другу с позиции коллег.
Для того чтобы деятельность учащегося стала исследовательской, педагог в своей образовательной программе должен ставить цель: обучить учащегося методам, принципам, формам и способам исследования, дать возможность самореализоваться через решение задач исследовательского характера по индивидуальной теме. При этом исследователь должен чётко представлять, что он должен получить, каким образом и когда сможет достичь конечного результата.
Ж.Ж.Руссо (1712-1778) считал, что основной источник знаний о мире – опыт ребёнка. Задача педагога – создание специальной ситуаций, способствующих обогащению этого опыта. Он считал самыми главными умениями, приобретёнными детьми с помощью образования: умение искать, думать, включаться в решение проблем. И прежде, чем приступить к изучению чего-либо, надо учителю пробудить этот интерес у ученика. Мудрость учительского руководства в том и состоит, чтобы воспитаннику казалось, что он сам делает то, что ему хочется.
Для включения в самостоятельное исследование учеников учителю необходимо самому владеть современными методами сбора первичных данных, их обработки, получения оригинальных карт, схем, графиков, расчёта показателей и т.д.
Педагог должен владеть знаниями об исследовательской деятельности, включаться в сотрудничество и сотворчество, обладать творческим потенциалом для организации процесса учебного исследования, соответствующего возрасту и интересам детей, создавать творческую образовательную среду путем организации поиска, поощрения творческих начинаний и действий детей, использования творческих исследовательских заданий, продуктивных методов обучения, создания возможностей для самореализации учащихся, для проявления их самостоятельности и инициативности.Важно обеспечение педагогом целенаправленности и систематичности процесса развития исследовательских умений младших школьников. Существенную роль в этом играет технология организации исследовательской деятельности, согласно которой выстраиваются исследовательские занятия с применением игровых, исследовательских, проблемных и эвристических методов обучения.