Открытый урок-практикум по ОБЖ на тему: Оказание первой медицинской помощи при различных видах повреждений 10 кл
Открытый урок-практикум по ОБЖ на тему: "Оказание первой медицинской помощи при различных видах повреждений"
Дата проведения:
Место проведения: кабинет ОБЖ
Учитель: Махмутов Рустем Гильмутдинович
ЦЕЛЬ: Систематизация знаний умений и навыков по теме “Оказание ПМП”
Обучающие:
Актуализация теоретических знаний терминологии ПМП;
Применение теоретических знаний в практической деятельности (умение накладывать повязки, жгут, иммобилизация конечностей);
Порядок и правила поведения в чрезвычайной ситуации (в школе - потеря сознания на уроке, перелом конечностей; в столовой - порез, кровотечение, на улице - повреждение во время игры, удар мячом по голове).
Воспитывающие:
Воспитание общей культуры личности;
Воспитание чувства товарищества у старших подростков;
Формирование потребности бережного отношения к своему здоровью.
Развивающая:
Формирование навыков анализа чрезвычайной ситуации, принятия решения в экстремальной ситуации.
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ:
Бинты; жгуты; подручные шины; перевязочный материал; карточки с заданиями; динамическая таблица; аптечка первой помощи.
ПЛАН УРОКА:
Организационная часть.
Вступительное слово учителя о ПМП.
Контроль теоретических знаний.
Практическая работа в группах: анализ заданий, выбор участников, выполнение с демонстрацией.
Ролевая игра “Поведение в ЧС”;
Подведение итогов.
ХОД УРОКА:
Рекомендации учителю:
Разделить класс на 3 группы (оптимальный вариант);
1. ПРИВЕТСТВИЕ
2. ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО.
Сегодня мы с вами проводим обобщающий урок по теме “Оказание ПМП при различных видах повреждений”.Как вы думаете, для чего мы проводим этот урок? Попробуйте сформулировать цель урока? (Учащиеся самостоятельно формулируют цель: определение прочности усвоения полученных знаний, умение применить их на практике. В случае неточности формулировки учитель подводит их к правильному пониманию цели урока ).
Очень часто в жизни люди оказываются в таких ситуациях, в которых не знают как себя вести, а от их действий порой зависит благополучие и даже жизнь человека. Вот для того, чтобы быть полезным, а может быть и спасти человека мы и проводим этот урок.
Сегодня у нас на уроке присутствуют эксперт: (представление эксперта). Он будет помогать нам в решении технических вопросов, а также будет участвовать в оценивании ваших действий.
3. ПРОВЕРКА ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ.
По группам учащиеся выполняют “задания – соответствия”. (Карточка № 1).
Карточка № 1.
Задания – соответствия.
ПОВРЕЖДЕНИЯ
УШИБ
РАСТЯЖЕНИЕ
АРТЕРИАЛЬНОЕ КРОВОТЕЧЕНИЕ
ВЕНОЗНОЕ КРОВОТЕЧЕНИЕ
ПЕРЕЛОМЫ
СОТРЯСЕНИЕ ГОЛОВНОГО МОЗГА
ИНСУЛЬТ
ПРИЕМЫ ПМП
ЖГУТ
ДАВЯЩАЯ ПОВЯЗКА
ПОКОЙ
ИММОБИЛИЗАЦИЯ
ХОЛОД
ПРИПОДНЯТОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ПОВРЕЖДЕННОЙ ЧАСТИ ТЕЛА
МАКСИМАЛЬНОЕ СГИБАНИЕ КОНЕЧНОСТИ
ПОДДЕРЖАНИЕ СОЗНАНИЯ И ДЫХАНИЯ
ВОЗВЫШЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
ИСКУССТВЕННОЕ ДЫХАНИЕ
РЕАНИМАЦИЯ
Каждому виду повреждения соответствует прием ПМП, нужно восстановить эти соответствия (напротив каждого вида повреждения указать цифру соответствующего приема ПМП). Карточки с выполненными заданиями сдаются эксперту.
4. РАБОТА В ГРУППАХ.
Пока эксперт оценивают ваши теоретические знания, мы переходим к практической части. На доске вы видите динамическую таблицу состоящую из карточек, с указанными на них видами повреждений, требующих немедленной медицинской помощи. Предлагаю вам подойти и выбрать по 2 карточки с заданием для следующей работы. Вам дано 2-3 минуты на обсуждение задания, после чего от каждой группы должны выйти по 2 человека для его выполнения. (Учащиеся в парах оказывают помощь, демонстрируя тот или иной прием, эксперт следит за выполнением.) Далее следует описание действий. Класс вносит дополнения или поправки при необходимости. По окончании пары меняются. Эксперт фиксируют правильность наложения повязок, точность описания действий, присуждая 1 балл за правильно выполненное задание.
Карточки динамической таблицы
1 сторона 2 сторона
ПМП при ушибах. Признаки ушиба.
Ушиб Наложение тугой повязки
Повреждение локтевого Сустава Растяжение связок или вывих ПМП.
Растяжение Признаки растяжения. ПМП при Растяжении голеностопного сустава.
Венозное кровотечение Признаки венозного кровотеченияНаложение давящей повязки (место повреждения выбрать самостоятельно)
Повреждение лучезапястного сустава Растяжение связок лучезапястного Сустава. ПМП.
Повреждение голеностопного сустава. ПМП при разрыве связок.
Травма головы. Повязка “Чепец” и её назначение
Артериальное кровотечение Признаки артериального кровотечения.Наложение жгута с объяснением.
Повреждение коленного сустава Разрыв связок коленного сустава.ПМП при разрыве.
Перелом нижней конечности Перелом бедренной кости.Иммобилизация.
Перелом верхней конечности Перелом в области предплечья.Иммобилизация.
5. РОЛЕВАЯ ИГРА.
Ребята, вы молодцы, не только теоретически знаете материал, но и умеете применять свои знания на практике. А теперь перейдем к последней части нашей работы.
Часто нам кажется, что беда, чрезвычайная ситуация может случиться где – то далеко, там, где нас нет, и мы никогда не можем оказаться. Но ведь это может произойти и в обычной жизни: ребенок стянул с плиты горячий чайник на себя, малыш упал с дерева, ударился головой, кто-то споткнулся, кто-то поскользнулся и если именно вы оказались рядом, то что же вы, все-таки, будете делать? Давайте рассмотрим несколько таких жизненных ситуаций.
Ребятам раздаются ситуации из школьной жизни и предлагается про инсценировать их, оценить, принять решение.(т.к. 2 часть урока весьма насыщена, потребует много времени, то инсценировку можно заменить коллективным обсуждением, количество ситуаций рассматривается в зависимости от времени.).
Оценивается: анализ ситуации (определение сознания, признаки возможных повреждений), действия по оказанию ПМП. Оценить рациональность действий.
Ситуация 1.
На спортивной площадке.
Играя в футбол, ученик получил удар мячом по голове.
Ситуация 2.
В столовой.
Ученик поскользнулся на пролитом киселе. Вы наблюдаете кровотечение.
Ситуация 3.
В классе. Учащийся на уроке потерял сознание.
Ситуация 4.
На перемене.
Сбегая по лестнице, ученик споткнулся и упал, почувствовав при этом острую боль в области тазобедренного сустава.
6. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.
Наш урок по теме подходит к концу. Я думаю, что поставленные задачи мы с вами выполнили. А теперь слово эксперту. Эксперт оценивают действие каждой группы и выставляют оценки. (Приложение 2).
Но я думаю, что главным итогом являются не оценки, которые вы заработали, а те умения, которые вы сможете применить в сложной жизненной ситуации.
Сейчас переходим на новую тему. З.О.Ж. Вредные привычки и его составляющие. Откройте в учебнике страницу №
Вопросы ученикам, что же вы ребята знаете о вредных привычках -
Рассказ учителя – работа вместе с учениками.
Домашнее задание:
Урок окончен.
ВСЕМ СПАСИБО, ДО СВИДАНИЯ.
КЛЮЧ К ЗАДАНИЮ-СООТВЕТСТВИЯ.
ПОВРЕЖДЕНИЯ
УШИБ 4,6,7
РАСТЯЖЕНИЕ 6,4,7
АРТЕРИАЛЬНОЕ КРОВОТЕЧЕНИЕ 1,2,7,4
ВЕНОЗНОЕ КРОВОТЕЧЕНИЕ 8,3
ПЕРЕЛОМЫ 5,7,4
СОТРЯСЕНИЕ ГОЛОВНОГО МОЗГА 4,9,10
ИНСУЛЬТ 10,11,9
ТАБЛИЦА РЕЗУЛЬТАТОВ
ГРУППА ЗАДАНИЕ - СООТВЕТСТВИЕ ПРАКТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ РОЛЕВАЯ ИГРА
(СИТУАЦИЯ) ИТОГО
ГРУППА №1
ГРУППА №2
ГРУППА № 3
МАКС. БАЛЛ 7 2 1…4 Пока ребята выполняют задание, остальным предлагается ответить нанекоторые вопросы:
1. Каковы задачи первой медицинской помощи?
2. Какие подручные средства можно применять при оказании ПМП?
3. Что такое рана, и какими признаками она характеризуется?
4. Какие виды ран вы знаете?
5. Какие кровотечения называются внутренними, а какие наружными?
6. В чем заключается опасность кровотечений?
7. Какие способы временной остановки кровотечения существуют?
8. Какие виды переломов вы знаете?
9. Что такое травматический шок?
10.Каким перевязочным материалом можно пользоваться при открытомпереломе, а каким - при закрытом?