Презентация к уроку по психологии на тему Память как познавательный процесс
Кузнецова Любовь ГеннадьевнаМБОУ города Иркутскагимназия №3 Память – форма психического отражения действительности, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении человеком своего опыта. Память обеспечивает накопление впечатлений об окружающем мире, служит основой приобретения знаний, навыков и умений и их последующего использования Воспроизведение Забывание Запоминание Сохранение Человек за однократный акт восприятия способен запомнить не более 7 логически не связанных между собой объектов: цифр, слов, образов и т.д. (немецкий психолог Герман Эббингауз)Джон Миллер при оценивании объема кратковременной памяти сделал допуск 7 –, + 2 Процесс, который направлен на ввод и закрепление в памяти новой информации. В зависимости от способа осуществления мнемических процессов и специфики поступающей информации, запоминание может быть произвольным и непроизвольным.Произвольное запоминание – это целенаправленное, осмысленное и активное действие, направленное на сознательное удержание информации. Оно может быть механическим или осмысленным.Непроизвольное запоминание – это спонтанное, нецеленаправленное и нередко бессознательное действие, не требующее от человека специальных волевых усилий и умственного напряжения Запоминание Процесс архивизации (накопления и удержания) информации в долговременной памяти. Эффективность сохранения определяется следующими условиями:* наличием психологической установки, согласованностью с убеждениями и ценностями человека*активностью мыслительной обработки и структурирования при архивизации материала*установками, направленными на время хранения информации в долговременной памяти и т.д. Сохранение Это мнемический процесс, заключающийся в извлечении из долговременной памяти, хранящейся в ней информации. Произвольное воспроизведение – это целенаправленный, осмысленный и активный акт, связанный с сознательными установками на актуализацию определенной информации.Непроизвольное воспроизведение – это извлечение информации из долговременной памяти без специально поставленной цели. Воспроизведение Это мнемический процесс, заключающийся в уменьшении возможности или в полной невозможности воспроизведения ранее запомненного материала. Это полноправная функция памяти, без которой невозможна продуктивная деятельность не только памяти, но и в целом мозга. Если бы память не имела такой функции, наш мозг оказался бы переполнен разнообразной и ненужной информацией. Человеческая личность была бы подавлена информативным океаном. Забывание ВИДЫ ПАМЯТИ ПО ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ УДЕРЖИВАНИЯ СЛЕДОВ Сенсорная память Долговременнаяпамять Кратковременнаяпамять СЕНСОРНАЯ ПАМЯТЬ Сенсорная память – это первичный мнемический процесс, осуществляемый на уровне рецепторов. Время сохранения информационных следов на этом уровне памяти – 0, 25 секунды; если находящаяся в сенсорной памяти информация за этот промежуток времени не продвигается дальше, то ее следы элиминируются (стираются) и сенсорная память заполняется новыми сигналами КРАТКОВРЕМЕННАЯ ПАМЯТЬ Это уровень, на котором происходит подготовка (кодирование) информации для передачи на долговременное хранение. Длительность ее около 20 секунд. Если за это время информация не будет закодирована для хранения в долговременной памяти, она бесследно теряется.Например, человек, который узнал в справочной службе нужный номер телефона, будет удерживать его именно в кратковременной памяти. Если номер не будет набран сразу же, или не будет мысленно повторяться, то примерно через 20 секунд он бесследно исчезнет из памяти. ДОЛГОВРЕМЕННАЯ ПАМЯТЬ Это уровень, который обладает практически безграничными емкостью и длительностью хранения информации. Когда мы говорим о памяти, то имеем в виду именно этот уровень. Долговременная память – это надежный архив, в котором информация может сохраняться без количественных и качественных потерь на протяжении всей жизни человека. Ж.Годфруа в своей известной книге «Что такое психология?» приводит следующую метафору: «Кратковременную память можно сравнить со стеллажами в большой библиотеке: книги то снимаются с них, то ставятся обратно в зависимости от сиюминутных нужд. Долговременная же память больше похожа на архив: в ней определенные элементы, выбранные из кратковременной памяти, подразделяются на множество рубрик, а затем хранятся длительное время» Типы памяти, в зависимости от доминирующей модальности В соответствии с тем, какие сенсорные области доминируют, выделяют следующие индивидуальные типы памяти: зрительную, слуховую, двигательную, эмоциональную и разнообразные их сочетания. Один ученик для того, чтобы лучше запомнить материал, обязательно должен его прочесть, так как при запоминании и воспроизведении ему легче всего опираться на зрительные образы. У другого ребенка преобладает слуховое восприятие и акустические образы, ему лучше один раз услышать, чем несколько раз увидеть. Третий легче всего запоминает и воспроизводит движения, и ему можно рекомендовать записывать материал или сопровождать его запоминание какими-нибудь движениями. ЗАКОНОМЕРНОСТИ ЗАПОМИНАНИЯ И ЗАБЫВАНИЯ При однократном восприятии какого-либо информационного содержания лучше и быстрее запоминается материал, находящийся в начале и в конце этого содержания, в то же время, информация, находящаяся в середине, запоминается хуже или не запоминается вовсе (ЭФФЕКТ КРАЯ)Запоминание происходит легче, если воспринимаемая информация оказывает впечатление необычности, нетривиальности и даже абсурдностиЛегко и надежно запоминается то, что отвечает личностным смыслам и интересам человека, а также затрагивает его эмоциональную сферу ЗАКОНОМЕРНОСТИЗАПОМИНАНИЯ И ЗАБЫВАНИЯ Прочнее всего запоминаются сильно действующие внешние воздействия, особенно те которые человек переживает впервыеПамять плохо запечатлевает какие-либо информационные содержания и события, которые не значимы для человека или вызывают сознательное или неосознанное отчуждениеНемногократное повторение запоминаемого материала за относительно продолжительный период намного эффективнее многократного заучивания в течение короткого промежутка времени ЗАКОНОМЕРНОСТИ ЗАПОМИНАНИЯ И ЗАБЫВАНИЯ Отсутствие достаточного внимания не позволяет запомнить материал даже с увеличением количества повторений; в то же время высокая концентрация внимания значительно оптимизирует процесс запоминания и сохранения информацииЛогически или образно связанная информация или взаимообусловленные данные запоминаются эффективнее, поскольку при этом складывается ассоциативная связь