Конспект урока по русскому языку на тему Теперь я знаю и умею… (2 класс)
Конспект урока по русскому языку,
проведённого во 2 классе МБОУ «СОШ№8» г. Гатчины
учителем начальных классов
Михайловой Ольгой Николаевной
Тема. Теперь я знаю и умею
Цели. 1. Обобщить и систематизировать изученный материал по темам:
безударные гласные проверяемые и непроверяемые ударением,
парные согласные в корне слова, непроизносимые согласные,
удвоенные согласные.
2. Совершенствовать орфографические умения детей:
обнаруживать орфограммы, определять их разновидности,
вычленять те, для которых учащиеся ещё не владеют способами
выбора букв.
3. Развивать умение решать орфографические задачи и проверять
написанное.
4. Развивать орфографическую зоркость учащихся.
5. Развивать умение учащихся работать в парах.
6. Воспитывать аккуратность, трудолюбие, любовь к родному
языку.
Оборудование: карта страны «Орфографии», письмо от жителей страны «Орфография», картинка с изображением пуделя, карточки со словами, интерактивная доска, сигнальные карточки, карточки для игры «Собери картину», мяч, рабочие тетради, учебник русского языка, задачник по русскому языку.
Ход урока
Карта на доске
Отвечает ученик
Фронтальная работа
Картинка с пуделем
Слайд на интерактивной доске
Письмо читает ученик
На карте изображены города с гербами – это условные значки орфограмм
На доске таблички со словами
2 ученика у доски, остальные проверяют с помощью сигнальных карточек
Работа по цепочке
Слайд 2
Работа с образовательным ресурсом из интернета на интерактивной доске
Проводит ученик из класса
Работа в парах
Слайд 3
Картина и все названия появляются постепенно
Игра с мячом
Слайд 4
Таблички распределяются учеником на карте
Организация класса.
- Динь – динь – динь звенит звонок, начинается урок.
- Ребята, поздоровайтесь с гостями. Садитесь. (Сначала садятся девочки, затем мальчики).
- Сегодня на уроке мы вспомним, обобщим то, что изучили по русскому языку во втором классе. Мы отправимся в увлекательное путешествие по стране «Орфография»
- А давайте вспомним, что же такое «Орфография»
- Орфография – это правописание, система правил, определяющих единообразие способов передачи речи (слов, их форм и значимых частей) на письме. Иными словами это правила написания слов и их форм. В русский язык это слово пришло к нам из Греции. Образовано оно от orthos - правильный и grapho – пишу.
II. Проверка домашнего задания.
- Но прежде, чем отправиться в путешествие, давайте проверим готовы ли вы к путешествию. А поможет нам в этом задание, которое вы выполняли дома. (упр. 574)
- Откройте свои задачники, там, где выполнили домашнее задание.
- О каком животном шла речь в упражнении? (О пуделе)
- Почему трудно понять, что написал пудель? (Все слова в предложении написаны слитно, много ошибок)
- Какое приветствие вы записали?( Да здравствуют ребята!)
- Какие ошибки исправили? (см. приложение №1)
- Сверьте с доской, так ли вы выполнили упражнение. Исправьте у кого не так. (см. прилож. №1)
- Молодцы!
- Ребята, а пудель то не простой, он пришёл к нам из страны «Орфография» и будет нашим путеводителем. Он принёс нам письмо, о чём же в нем говорится? Прочитает .* Письмо:
Здравствуйте, ребята!
Вас приветствуют жители страны «Орфография». Отгадайте, пожалуйста, в каких городах вы сегодня побываете, у каждого города свой герб, рассмотрите их, угадайте, быть может вам поможет ваше домашнее упражнение.
С уважением жители страны «Орфография»
- Что же это за города? Орфограммы на какие правила вам встретились в упражнении?
* Орфограммы:
1. Безударные гласные проверяемые и непроверяемые ударением.
2. Парные согласные.
3. Удвоенные согласные
4. Непроизносимые согласные.
- В какой части слова они находятся? (В корне) – Молодцы!
- Вот по этим городам мы с пуделем и совершим путешествие. В путь!
III. Закрепление изученного.
*Город первый – «Безударные гласные проверяемые и непроверяемые ударением».
- Какие орфографические задачи будем решать, путешествуя по этому городу? (Как правильно писать слова с безударными гласными в корне слова)
- Перед вами слова (см. прилож. 2):
В. силёк, д.ревня, в.да, п.ля, д.рога, н.ра, з.мля, к.пуста.
- Что интересного заметили?
- На какие две группы можно разбить эти слова? (1-ая-безударные гласные проверяемые ударением, 2-ая-безударные гласные непроверяемые ударением)
- Пудель просит нас записать эти слова в два столбика: в 1-ый-слова с безударной гласной проверяемой ударением, во 2-ой- слова с безударной гласной непроверяемой ударением.
- Какие слова запишем в первый столбик? Назовите. (Вода, поля, нора, земля)
- Как будем действовать, чтобы правильно вставить букву? (Нужно изменить слово или подобрать такое однокоренное слово, чтобы безударная гласная стала ударной.)
- На какое правило выпишем слова во второй столбик?( Безударная гласная непроверяемая ударением или словарные слова)
- Почему непроверяемые ударением? (Нельзя проверить, написание этих слов мы запоминали, это словарные слова)
- Итак, записываем, вставляя нужные буквы в первый столбик слова с безударной гласной проверяемой ударением, а во второй – словарные слова. Ставим ударение, подчёркиваем орфограммы.
- Проверим как вы выполнили это задание, к доске идут.(2 человека) Вставляют буквы и расставляет таблички по столбикам, в первом столбике устно доказывает почему вставил именно такую букву, пока второй расставляет таблички другого столбика)
* Образец рассуждения по словам первого столбика: вода вставлю гласную «о», т.к. в проверочном слове воды под ударением слышу и пишу «о» и т. д. с остальными словами.
- Согласны ли вы с таким выбором ребят? (Сигнальные карточки)
- Молодцы! А пудель нас поведёт в следующий город.
·
* Город второй – «Парные согласные в корне слова»
- Какие орфографические задачи будем решать в этом городе? ( Вспомним, как нужно писать парную согласную в корне слова)
- Как нужно действовать, чтобы написать парную согласную в корне слова? (Нужно изменить слово так, чтобы после парной согласной стояла гласная или [в, в,], или сонорная согласная)
- Какие сонорные согласные могут быть полезными при проверке?(л, м, н, р)
- Жители этого города отправляют нас в путешествие по реке, которая там протекает, на сказочных парусниках, но чтобы переплывать из порта в порт нужно правильно вставлять парные согласные в слова.
*Дети по цепочке выходят к интерактивной доске и выполняют задание, доказывая выбор буквы, остальные помогают сигнальными карточками.
(Слова см. прилож.3)
*Образец рассуждения: Пароход - вставлю «д», т. к. перед гласной в проверочном слове пароходы чётко слышу и пишу «Д». Аналогично со словами: брат, дрозд, труд, крот, мост, медведь, кровать, флот)
- Молодцы весело, правильно и быстро проплыли через этот огромный город. А пудель уже ждёт нас, чтобы отправиться в следующий город.
- Но пока давайте немного отдохнём.
*Физкультминутка (проводит ученик из класса)
- Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали,
Ручками похлопали.
Покрутились, повертелись
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до 5 считаем.
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем.
*Город третий – «Удвоенные согласные»
- Какие орфографические задачи будем решать, находясь в этом городе? (Писать одну согласную или две)
- Можно ли проверить эту орфограмму? (Нет)
- Это какая орфограмма? (Непроверяемая)
- А значит слова с удвоенной согласной какие? (Словарные)
- А можно ли , в некоторых словах, на слух определить писать одну согласную или две? (Да. Слышу долгий звук - пишу удвоенную согласную)
- Жители этой страны предлагают нам узнать, какую картину привезли на выставку к ним в музей. Но сначала нам нужно её собрать. Работать будем в парах.
- У вас на столах лежат листочки, на которых вы будете собирать кусочки картины, чтобы не ошибиться на листочках записаны слова, в которых нужно выбрать одну или две буквы нужно писать, неправильный ответ зачёркиваете, затем вы берёте кусочки , у них на обратной стороне тоже написаны буквы, и накладываете их на те слова, где выбрали такие же буквы. Посмотрим , что у вас получится. Начинаем.
* Карточка со словами
ван(н,нн)а
коло(с,сс)
а(л,лл)ея
кла(с,сс)
су(б,бб)ота
кра(н,нн)ы
за(б,бб)ота)
(ж, жж)ёт
бо(л,лл)ею
Обратная сторона разрезанных кусочков
НН
С
ЛЛ
СС
ББ
Н
Б
ЖЖ
Л
Картина
- Как называется эта картина? (Последний день Помпеи)
- Кто автор? (Карл Брюллов)
- Что заметили в фамилии автора? Слышу долгий звук [л] – пишу 2 буквы «лл»)
- Из какого музея привезли эту картину? (Русского музея)
- Как напишем слово «Русского»? (С удвоенной «с»)
- В каком городе находится Русский музей? (В Санкт-Петербурге)
- В какой стране? ( В России)-Как напишу слово «Россия»? ( С удвоенной «с»)
- Работы каких художников собраны в Русском музее? (Работы русских художников)
- Молодцы, замечательно справились и с этим заданием. Пудель сообщает, что жители страны «Орфография» очень довольны. А нас ждут новые приключения в следующем городе.
*Город четвёртый –«Непроизносимая согласная»
- Ответьте пуделю, какие орфографические задачи письма будем решать в этом городе? (Буквы на месте звука, которого нет; непроизносимые согласные в корне слова)
- Как же решить эту задачу? ( Чтобы не ошибиться в написании непроизносимых согласных в корне слова, нужно подобрать такое однокоренное, проверочное слово, в котором этот согласный произносится отчётливо)
*Игра с мячом.
- Здесь пудель предлагает нам поиграть в мяч. Я буду называть слово, а тот кому я пошлю мяч, поймав его, скажет надо писать непроизносимую согласную или нет, обязательно докажет почему! Затем снова вернёт мяч мне.
*Слова:
Сердце – сердечко
Ужасный – ужасен
Вкусный – вкусен
Лестница – словарное слово
Грустный – грусть
- Молодцы!
- Вот мы и добрались до мостика, последней остановки, в стране «Орфографии» ещё много городов, в которых нам предстоит побывать на следующих уроках. А сейчас пудель приглашает наш задачник к себе на помощь, пуделю хочется проверить какими внимательными вы были на уроке, хорошо ли всё повторили.
*Работа в задачниках с.32 упр. 576. Самостоятельная работа.
- Откройте задачник с.32, упр.576
- Прочитайте про себя задание.
- Вслух читает.
- Будешь ли вставлять буквы в выделенные части слов? (Нет)
- Почему? (Буквы пропущены в окончаниях, а мы с этим правилом ещё не знакомились)
- В каких частях слова ты уже умеешь решать орфографические задачи? (В корне)
- А в каких нет? ( В окончаниях)
- Какая ещё орфограмма встретилась в тексте, о которой мы сегодня не говорили? (Разделительный Ь)
- В каких случаях нужно его писать? (После согласных перед гласными е,ё,ю,я, слышу звук [й]- пишу разделительный Ь)
- Спишите отрывок, оставляя окошки там, где не знаешь решения.
Этот день был очень грустн.м.
Начался он с огорченья:
Утонула ложка в банк.
Земляничн.г. варенья.
О. Дриз
- Проверьте. У всех так? Исправьте у кого не так.
- Молодцы!
- На доске у меня таблички со словами, в которых вы вставляли буквы, из каких городов они к нам пришли, распределите эти таблички.
- Молодцы!
III. Итог урока.
- На этом наш урок заканчивается.
- По каким городам путешествовали? Что повторяли на уроке? (Орфограммы: безударная гласная проверяемая и непроверяемая ударением, парная согласная в корне слова, удвоенная согласная, непроизносимая согласная)
- Скоро вы будете писать диктант, надеюсь, что вы напишите его без ошибок!
-Дом. Задание упр.577
- Оценки за урок получают..
- Покажите ладошки кому урок понравился тыльной стороной, кому нет переверните их.
Урок окончен.
uђЗаголовок 1uђЗаголовок 2uђЗаголовок 3uђЗаголовок 4uђЗаголовок 5uђЗаголовок 6uђЗаголовок 7uђЗаголовок 8uђЗаголовок 915