Методические рекомендации по ознакомлению дошкольников с нарушением слуха с неживой природой (опыты и эксперименты)
Рекомендации по ознакомлению дошкольников с нарушением слуха с неживой природой
Основная цель дошкольного учреждения – подготовить ребенка к школе, обеспечив его физическое и социально-личностное развитие.
МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида № 5» г. о. Самара проводит обучение и воспитание детей с недостатками слуха в возрасте от 2.5 до 7 лет.
Глухота и даже незначительное нарушение слуха, по мнению Л.С. Выготского, российского психолога, оказывается для человека большим несчастьем, поскольку изолируют его от общения с другими людьми, препятствуют установлению социальных связей. Необходимо как можно раньше так организовать жизнь ребенка с нарушенным слухом, чтобы речь была ему нужна и интересна. Судьбу личности решает не дефект сам по себе, а его социально-психологическая реализация. Поэтому человек с нарушением слуха, участвующий в общей жизни и воспринимающий ее во всей полноте и многообразии не будет сам ощущать своей неполноценности и не даст для этого повода другим.
Таким образом, наша задача заключается в правильном построении компенсаторной работы. Высшие формы компенсации выражаются в создании условий для полноценного развития личности, которые для детей с нарушением слуха предполагают наличие компетенций для последующего овладения основами наук, трудовыми навыками, формирования мировоззрения и нравственных качеств личности.
Результативность учебно – воспитательного процесса зависит от успешного выбора и применения новейших педагогических технологий, среди которых основное место занимает метод проекта.
Применение данного метода предполагает возможность самостоятельной исследовательской деятельности и достижение конечного результата, расширение сведений детей об окружающем мире, формирование любознательности, способности к решению проблем. Этот метод предоставляет детям возможность приобретения разнообразного опыта в соответствии с их интересами и уровнем развития, воспитывает стремление к познавательной деятельности, развивает способность находить решения выявленных проблемных ситуаций.
С целью мотивации познавательной активности дошкольников с недостатками слуха я использую экспериментальные действия, в процессе которых дети преобразуют объекты с целью выявить их скрытые существенные связи с явлениями природы. В дошкольном возрасте такие пробующие действия превращаются в сложные формы поисковой деятельности.
Организация экспериментальной работы осуществляется по трем направлениям, каждое из которых представлено несколькими темами:
живая природа (характерные особенности времен года, растения, животные и их приспособление к окружающей среде),
неживая природа (камни, песок, глина, воздух, вода),
человек (части тела, материалы и их свойства, преобразования предметов).
Наблюдения показали, что занимательные опыты, эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества.
В результате использования метода проекта я отмечаю следующее:
у детей сформирована положительная установка на процесс обучения, они активны, эмоциональны, быстро переключаются с одного вида деятельности на другой, внимательны, имеют прочные навыки глобального и аналитического чтения, речевого продуцирования, мыслительной деятельности: дети способны анализировать, синтезировать и обобщать на элементарном уровне, принимать самостоятельные решения.
Таким образом, наблюдается динамика развития познавательных интересов детей. Наши выпускники социально адаптированы, готовы к решению более сложных задач в условиях школы, способны взаимодействовать со слышащими людьми.
В ходе работы над проектом педагог выступает в качестве фасилитатора этого процесса, организуя пространство комнаты и планируя виды деятельности в соответствии с уровнем развития каждого ребенка. Определенное время должно быть отведено для того, чтобы дети выбрали, чем они будут заниматься, это поможет им научиться осуществлять выбор и реализовать собственные интересы и возможности, формировать природную любознательность, способность к решению проблем, общению с другими и достижению самостоятельно поставленных целей.
Окружение ребенка должно быть динамичным и предоставлять ему богатые возможности приобретения разнообразного опыта в соответствии с его интересами и уровнем развития.
Использование метода проекта предполагает активное участие в нём родителей. Общение, взаимное уважение, признание важности интересов ребенка создают основу для плодотворного взаимодействия ДОУ и семьи.
В ходе разработки проекта осуществляется индивидуальный подход к каждому ребенку, что позволяет дошкольнику реализовывать свою познавательную деятельность.
Актуальность использования метода проекта в процессе обучения доказывает анализ уровня развития речи детей, формирования знаний и представлений об окружающей действительности (ОЗОМ) и элементарных математических представлений (ФЭМП).
Это подтверждается результатами мониторинга.
Сравнительная диаграмма сформированности детских компетентностей
Практические рекомендации по ознакомлению дошкольников с нарушением слуха с неживой природой
I этап.
Знакомство с песком.
На прогулках, когда тепло, педагог организует игры с песком во всех
возрастных группах, знакомит детей с его свойствами и особенностями.
Младшая группа.
Педагог показывает малышам песочницу, называет ее, сообщает; что в ней песок
песок (влажный, пригодный для игр). Песок желтый, из него можно лепить
пирожки, куличи для куклы; показывает и называет формочки, совочки,
демонстрирует действия с ними.
Во время игры у детей формируется понятие о том, что «Песок сухой — сыплется,
из влажного – можно лепить».
Педагог демонстрирует, как совком уплотнить песок, придать ему форму, как
насыпать его горкой, в формочки. «Выпечь куличи», куличи можно обыграть:
устроить угощение куклы, мишки.
Игры с песком проводятся много кратно, при этом педагог развивает не только
пассивную, но и активную речь малышей, добиваясь сопряжённого проговаривания.
Средняя группа
С детьми этого возраста проводятся такие же игры с песком, как и в младшей группе.
Педагог обращает их внимание на свойства песка: он бывает сухой и мокрый
(влажный, сырой); сухой — светло-желтого цвета, сыплется струей, не лепится,
сырой — по цвету значительно темнее, лепится в комки, не сыплется, с ним легко
играть.
Игры проводятся неоднократно, педагог помогает детям не только лепить
пирожки, но и использовать их в игре (игра в «угощение», «булочная» и др.).
В начале прогулки подводит детей к песочнице, предлагает самим определить,
какой песок в ней (сухой или влажный), можно ли в него играть.
Предлагает понаблюдать, как меняются свойства песка, когда его поливают из
лейки, просит называть все словами. В играх взрослый помогает детям лепить
куличи, строить горку, дом для собаки, кошки, гараж для машины.
Все постройки обыгрываются.
Старшая группа
Педагог учит детей различать и называть свойства песка: сухой, влажный, очень
мокрый, состоит из мелких песчинок, сыплется, лепится, желтый (светло или
темно-коричневый), хорошо пропускает сквозь себя воду (вода уходит в песок).
На сыром песке отпечатываются следы (от человека, птиц, игрушек), по ним можно
узнать, кто ходил, что происходило; на сухом песке вместо следов остаются ямки.
По мокрому песку ходить легко — он уплотняется (при этом на подошве остаются
песчинки); по сухому песку ходить трудно — он осыпается, ноги проваливаются..
Педагог организует игры с песком: строительные — побуждает детей делать
постройки, сооружения, изгороди (дома с 2—3 входами, тоннели, гаражный ряд,
скотный двор и пр.); «кулинарные» — учит девочек, сделав красивую «выпечку»,
использовать ее в каком-либо сюжете.
К интересным песочным изделиям привлекает внимание всех детей, предлагает
любоваться постройками, не разрушать их, придумывать игры на разные сюжеты.
Учит детей в строительстве из песка использовать дополнительные предметы (дощечки,
палочки, камни и пр.), показывает приемы, обеспечивающие прочность и качество
построек из песка.
Наблюдения.
Первое – рассматривание небольшой горстки песка на белой или чёрной бумаге.
Цель наблюдения показать, что песок состоит из отдельных песчинок, они мелкие,
твёрдые, неровные, разного цвета. Педагог перед каждым ребёнком кладёт бумагу,
даёт возможность рассматривать и трогать песок (если есть лупы или микроскопы, то
они используются в этом наблюдении).
Второе - посвящается сравнению песка с речными камнями.
Дети берут в руки камни, рассматривают их, гладят, жмут, называют их свойства: форму, твёрдость, цвет, особенности поверхности, сравнивают с песком, называют отличия и сходство.
Педагог поясняет: песчинки — это крохотные камушки, они образуются от
трения, ударов друг о друга больших камней.
Примерный ход занятия на тему «Откуда берется песок?»
Программное содержание: продолжать знакомство детей с объектами неживой природы (песком).
Дать знания о том, как получается песок в природе.
Расширять представления детей о свойствах и особенностях природного материала песок.
Дать представление о том, где используется песок.
Материал. Два камня, из которых при трении сыплется песок (они могут
быть разными, в зависимости от природных особенностей региона),
листы бумаги или картона, лупы.
Педагог предлагает детям подумать, откуда берется песок? Ведь его так много повсюду. Вполне вероятно, что дети не смогут ответить на этот вопрос, тогда педагог предлагает провести эксперимент.
Возьмем два камня и постучим ими друг о друга, потрем их. В результате на листе бумаги окажется горка песка.
Далее педагог предлагает рассмотреть песок через лупы.
Вот так и в природе ветер, вода разрушают камни, в результате чего появляется песок. Песок может быть по цвету жёлтым, белым, красным.
Педагог даёт детям возможность рассмотреть разнообразные камни (гранит, кварц, песчаник, известняк). Спрашивает: «На какие из них похожи ваши песчинки, ребята?»
Демонстрация компьютерной презентации:
- Где можно увидеть песок?
На морском берегу (на пляже).
В пустыне много песка.
- Где песок используют люди?
Из песка делают стекло.
Есть песок строительный.
Песок используют при строительстве жилых домов, дороги.
Песком посыпают дорожки, что бы не было скользко зимой.
А ещё песок привозят на детские площадки и в детские сады. Делают песочницы, где играют дети в строителей.
Далее педагог предлагает детям выйти на прогулку и продолжить игру в песочнице.
Дети делают различные постройки из песка.
Проводится серия занятий на тему «Кому нужен песок для жизни?».
Педагог знакомит детей с животными, живущими в пустыне.Обращает внимание на то, что песок необходим и растениям, он создает рыхлую почву, легко пропускает воду, растения хорошо растут в такой почве,
проводится осмотр кактусов (если они есть в детском саду) выясняют,
у кого из детей дома есть кактусы и рассматривают почву в которой они растут.
Подготовительная группа.
С детьми подготовительной группы педагог проводит те же самые игры,
опыты и наблюдения с песком, что и в старшей группе, чуть усложняя их.
Учит делать разнообразные постройки, обыгрывать их.
Организует конкурс на лучшую постройку: выявляет всех желающих участвовать
в конкурсе, предлагает объединиться по 3—4 человека.
На участке (по договоренности с другими группами) дети могут сооружать
задуманное одновременно в разных песочницах.
Не участвующие в конкурсе становятся зрителями — наблюдают за
строительством.
II этап.
Знакомство с обыкновенной глиной.
В младшей группе на первых занятиях по лепке детей знакомят с глиной: каждый ребенок мнет глину и катает из нее шарик или колбаску, а педагог на глазах у детей лепит блюдо или вазу. Создаётся коллективная работа
«Ваза с яблоками» или «Блюдо с помидорами (огурцами, картошкой)».
Во время работы педагог даёт понятие о том, что глину можно катать, мять из глины можно лепить предметы.
Со средними дошкольниками работа может быть аналогичной, но все лепят
разные фрукты и овощи, создают композиции «Ваза с фруктами» и «Блюдо с
овощами».
Вылепленные предметы просушиваются, детям даётся возможность их потрогать, подержать, обнаружить твердость глины. Уточняется свойство глины: из мокрой глины можно лепить, а сухая глина твёрдая. Детям предлагается раскрасить фрукты и овощи и обыграть эти предметы в простых сюжетных играх.
Со старшими дошкольниками педагоги лепят более сложные фигурки —
животных, например «Кролики на поляне».
Дети подготовительной к школе группы могут лепить по образцам дымковской игрушки.
Можно сделать коллективную работу на одном подносе, например, по сказке
«Теремок»: педагог лепит терем, а дети — разных животных.
Можно создать «Скотный двор», «Зоопарк». В любом случае во время лепки
педагог напоминает детям, чем глина отличается от песка, вместе с детьми
высушивает работы и раскрашивает их, а затем обязательно обыгрывает.
Во всех группах дети практически познают свойства мягкой глины — лепят
разные изделия.
Со свойствами глины детей знакомят, начиная со средней группы,
проводят опыты и эксперименты и выясняют, чем глина отличается от
песка (она не сыпется, плотная, может быть сырая и сухая; мокрая
глина липкая, вязкая, мягкая — из нее можно лепить разные предметы;
сухая глина твердая, похожа на камень, но не такая прочная — при ударе или падении разбивается на куски). Если случайно что-то разбивается, педагог предлагает подумать, почему это случилось сухая глина твердая, но хрупкая, от удара легко рассыпается на куски.
На глазах у детей пробует починить разбитую игрушку: смачивает края водой, размягчает глину, соединяет части и ставит на длительное просыхание.
Высохшую игрушку подкрашивают и включают в игру.
Со старшими дошкольниками педагоги обсуждают следующее свойство
глины: в отличие от песка, не пропускает воду, впитывает ее и становится
мягкой.
Во время прогулки педагог с детьми обходят территорию детского сада,
находит места с преобладанием в почве песка и глины, предлагает подумать и
сказать, почему в первом случае нет луж от осенних дождей, а во втором —
вода застаивается.
Также в старших группах педагог обсуждает вопрос, кому нужна глина для
жизни.
Примерное занятие со старшими дошкольниками на тему.
«Что человек делает из глины?»
Программное содержание.
Познакомить с различными изделиями из глины (сувениры, посуда).
Дать представление об изготовлении кирпичей и их значении в строительстве.
сообщить, что глина бывает разная по цвету и качеству (из белой глины делают столовую посуду).
Познакомить с народной глиняной игрушкой — дымковской, филимоновской.
Материал.
Простая и художественная глина, керамические изделия, фаянсовая и фарфоровая посуда, глиняные горшки, кирпич, иллюстрации с изображением к кирпичных строений.
Педагог организует мини выставку с тремя экспозициями: 1) керамическими изделиями и посудой;
2) глиняной игрушкой;
3) иллюстрациями построек из кирпича и кирпичами.
Примерный ход занятия:
1-я часть.
Дети рассматривают и сравнивают простую и художественную глину, выделяют
и называют ее отличие. Подготавливают вместе с педагогом глину для лепки.
2-я часть.
Осмотр выставки.
Педагог поясняет, как делают разные изделия из глины, как и зачем их обжигают в печи.
Дети осматривают экспозиции, любуются красотой предметов. Педагог напоминает,
что все очень хрупкое, легко бьется — такие свойства у глины.
Рассматривая 3-ю экспозицию педагог рассказывает об изготовлении кирпичей, предлагает детям потрогать, поднять их, говорит о значении этого стройматериала.
3-я часть.
Дети берут с выставки по одному предмету как образец и лепят свое изделие из
глины.
Создается новая экспозиция детских работ.
III этап.
Уточнение и расширение представлений о свойствах и особенностях песка, камней, глины, проводится их сравнение, уточняется область применения.
Младшая и средняя группы:
педагог учит детей сравнивать глину и камни. В свободное время собирает всех
желающих вокруг стола.
Каждому ребенку дает дощечку для лепки, кусок глины, камень (лучше речной,
неровный). Предлагает пальцем нажать по - очереди на глину и на камень. Выясняют где остается ямка от пальца, а где нет (проделывает это с детьми несколько раз). Называет свойства материалов, которые обнаружили дошкольники: камень сухой и твёрдый, глина влажная и мягкая, в ней можно делать ямки. Предлагает взять камень в руки, помять его, покатать в ладонях, потянуть в разные стороны, посмотреть — может быть, он изменил форму, разорвался? Уточняет: камень твердый, из него ничего нельзя слепить, его нельзя разделить на части.
Затем педагог предлагает детям взять в руки глину, помять ее, потянуть в разные
стороны и разделить на две части. Уточняет свойства глины: она не такая, как камень;
мягкая, ее можно разделить на части, она меняет форму, из нее можно лепить.
Дети скатывают из одного куска шарик (яблоко, помидор, яйцо, картошка и пр.);
из другого — колбаску (какой-нибудь продукт).
Организуется игра «Угощение кукол».
Деятельность может быть повторена 2—3 раза в разные дни со всеми желающими.
Старшая и подготовительная к школе группы.
Проводится серия занятий по экспериментированию.
Тема: «Песок и глина»
Цель. Расширять знания детей об объектах неживой природы песок и глина,
и их свойствами; показать, чем они похожи и чем отличаются.
Задание детям. Разделить все предметы на две группы. Что из этого относится к живой, а что к неживой природе? Почему песок, глина, камни - это неживая природа? Экспериментирование.
Цель. Познакомить с особенностями песка и глины, сравнить, чем они отличаются,
определить, как свойства этих веществ проявляются в повседневной жизни
(сочетание экспериментирования и наблюдений на прогулках).
Материал. Стаканчики или другие емкости с песком и глиной на каждого ребенка
(для удобства работы можно наклеить, например, на стаканчики с песком
желтые кружочки, а на стаканчики с глиной - коричневые; кружочки можно
также просто положить в емкости, другой вариант – используйте разноцветные
стаканчики из-под йогурта, сметаны или плоские емкости-упаковки);
трехлитровая банка со шлангом и песком; стаканчики с водой, листы бумаги,
ложечки, лупы, палочки («деревья»). Небольшое оборудование и материал для
экспериментирования удобно разместить на подносе или в другой емкости
с загнутыми вверх краями. Песок не должен быть слишком мелким и
глинистым. хорошо подходит крупнозернистый речной (озерный).
Глину лучше взять природную, так как имеющаяся в продаже белая глина,
используемая, для изготовления посуды и поделок, несколько
отличается по своим свойствам. Глину можно найти в ближайшем
кирпичном карьере, в строительном котловане, в яме для погреба.
Отличить этот материал от другого, например, от суглинка, можно так:
взять немного земли и попытаться скатать между ладонями
продолговатую колбаску, если получится тонкая фигура с заостренными
кончиками, которая легко сгибается в кольцо, значит, глина настоящая.
Это важно, так как в природе глина и песок часто бывают перемешаны в
разных пропорциях, и их смесь не даст желаемых результатов во время
опытов.
Примечание. Экспериментирование можно проводить в помещении
группы, в лаборатории, а в хорошую погоду - на улице.
Опыт 1.
Возьмем стаканчик с песком и аккуратно насыплем немного песка на
лист бумаги.
Легко ли сыплется песок?
Легко.
А теперь попробуем высыпать из стаканчика глину.
Что легче высыпать - песок или глину?
Песок.
Потому и говорят, что песок - «сыпучий». Глина слипается комочками,
ее нельзя так легко высыпать из стаканчика, как мы высыпаем песок.
Вывод. Песок - рыхлый, сыпучий в отличие от глины.
Опыт 2.
С помощью увеличительного стекла внимательно рассмотрим, из чего состоит песок (из зернышек-песчинок). Как выглядят песчинки? Они очень маленькие, круглые, полупрозрачные (или белые, желтые, в зависимости от разновидности песка). Это крохотные камешки. Похожи ли песчинки одна на другую?
Чем похожи и чем отличаются?
Одни дети могут сказать, что песчинки похожи, другие –что нет, и не
нужно их разубеждать. Важно, чтобы в процессе сравнения дети внимательно рассмотрели песчинки.
Затем рассмотрите таким же образом комочек глины. Видны ли такие же
частички в глине?
В песке каждая песчинка лежит отдельно, она не прилипает к своим - соседкам».
А в глине – слипшиеся, очень мелкие частички, из которых получаются комочки.
Чем-то глина похожа на пластилин. Если у вас есть лупы с большим увеличением, пусть дети рассмотрят глину, растертую в порошок. Пылинки, которые можно увидеть, намного меньше песчинок.
Вывод. Песок состоит из песчинок, которые не прилипают друг к другу, а глина – из мелких частичек, которые как будто крепко взялись за руки и прилипли друг к другу.
Опыт 3.
Во время проведения этого опыта не следует забывать о безопасности детей: ведь песчинки могут попасть в глаза или в нос. Для проведения опыта можно использовать соломинки для коктейля или банку с песком. Тем или иным способом создайте сильный поток воздуха - искусственный («игрушечный») ветер. Что происходит с песчинками?
Они легко двигаются, сдуваются.
Затем подуем на комочки глины. Что мы видим теперь? Могут ли кусочки глины двигаться также быстро и легко как песчинки?
Нет, они сдуваются трудно.
Подобные опыты можно провести и с увлажнёнными песком и глиной.
Вывод. Песчинки легко сдуваются, «убегают от ветра», а слипшиеся частички глины - нет.
Опыт 4.
Возьмем палочку и попробуем – посадить ее по очереди в стакан с песком и с глиной.
Представим, что мы сажаем маленькое деревце. Во что легче его поместить? Сухая глина твердая, палочку в нее воткнуть трудно. А вот в песке палочка расталкивает песчинки, которые «не держатся друг за друга» и поэтому её воткнуть легче.
Мы ведь уже выяснили, что песок - рыхлый.
Вывод. Воткнуть палочку легче в песок, потому что он рыхлый.
Опыт 5.
Аккуратно нальем немного воды в стаканчик с песком. Потрогаем песок.
Каким он стал? Влажным, мокрым. А куда исчезла вода? Она «забралась» в песок
и «уютно устроилась» между песчинками. Попробуем «посадить» палочку в мокрый песок. В какой песок она легче входит в сухой или мокрый?
Затем наливаем немного воды в стаканчик с глиной. Следим, как водичка впитывается: быстро или медленно? Медленно, медленней, чем в песок. Часть воды остается сверху, на глине.
Для большей наглядности можно одновременно наливать воду в оба стаканчика
и следить, в каком из них вода впитывается быстрее. Сажаем «деревце» во влажную глину.
Легче сажать палочку в мокрую глину, чем в сухую. Вспомним: когда человек весной сажает растения на грядках или деревья в парках, садах, он поливает землю, если она сухая.
Вывод. Во влажную землю (глину) легче сажать растение.
Опыт 6.
Слепим из влажной глины длинную колбаску, шарики. Представим,
что мы делаем дождевых червячков. Затем попробуем создать таких же
червячков и шарики из влажного песка. Что получается? Из песка колбаску
червяка слепить нельзя, а шарики получаются непрочные. Если шарики
всё - таки получатся, аккуратно сложите их на дощечку и оставьте
высыхать.
Что с ними произойдёт?
Песчаные шарики рассыпаются, а глиняные становятся сухие и крепкие. А что можно сделать из влажного песка?
Из какого песка получается кулич из сухого или из влажного? Предложить
детям сделать куличики. При этом необходимо обратить внимание детей
на то, что если налить много воды, получится не тесто для куличей, а
«каша – малаша».
Вывод: глина лепится хорошо, а песок нет. Хорошо лепится влажная глина.
Опыт 7.
Материал. Три пластиковые бутылки с отрезанным дном. Бутылки
перевернуть, вложить в горлышко кусочек поролона и заполнить разным
материалом: песком, мелкими камушками, глиной.
Под бутылками разместить ёмкости для сбора жидкости.
Налить в каждую бутылку воды. в какой из бутылок он быстрее исчезнет?
Почему?
Вывод: быстрее всего вода пробегает между камушками, затем сквозь песок. Глина плохо пропускает воду, её частички слиплись и не дают воде найти себе дорогу.
Опыт 8.
Материал. Бутылка с песком (по аналогии с предыдущим опытом), ёмкость с грязной водой. Наливаем часть воды в бутылку и ждём, когда она просочится через песок. Сравниваем отфильтрованную воду с грязной. Как она изменилась?
Стала прозрачнее.
Вывод: песок- это фильтр, он очищает воду.
Игра.
Игра помогает закрепить представления о свойствах песка и глины, полученные во время экспериментирования. Для её проведения используйте аудиозаписи шума ветра или соответствующую музыку.
Дети становятся песчинками. Как они будут себя вести при этом?
(Каждый ребёнок стоит отдельно, не прикасаясь к другому.)
Подул ветер — что случится с песчинками? (Дети бегают по одному.)
2. Дети изображают частички глины. Как они при этом будут стоять?
(Группами, взявшись за руки.) Налетел ветер - что происходит с кусочками глины?
Они остались на месте. Если ветер сильный, комочки глины медленно
перемещаются. (Дети передвигаются группами, но при этом руки
не разжимают.)
Усложнение игры. Дети делятся на две команды: одна из них — это песчинки,
вторая - комочки глины. Педагог при помощи фена или вентилятора
имитирует ветер, при этом команды ведут себя по-разному.
Тема: «Сравнение песка, глины и камней».
Программное содержание.
Уточнить представления детей о свойствах песка, глины, камней; учить сравнивать материалы, правильно называть их особенности, в соответствии с их свойствами, использовать в поделках.
Познакомить с песочными часами, развивать «чувство времени», творчество
(лепка), умение правильно называть свойства, объяснять их.
Материал. Камни и глина (на каждого ребенка); в миске сухой песок, часы песочные (на 1 и на 10 минут), большая банка с водой, 2—3 гвоздя, молоток, доски для лепки, поднос для коллективной лепки.
Примерный ход занятия
Дети садятся вокруг большого стола. Педагог предлагает
сравнивать материалы парами — песок (сухой) и камни, песок и глину, камни
и глину.
Проводится сенсорное обследование каждой пары материалов: дети их рассматривают, ощупывают, пытаются сыпать, надавливать, забивать в них гвоздь. Сравнивая камни и песок, педагог проводит опыт, чтобы выяснить, что тяжелее: в банку с водой насыпает песок и камни, все перемешивает; дети наблюдают, как происходит оседание на дно материалов (опыт проводится 2—3 раза).
Делают вывод: камни тяжелее песчинок, они оседают раньше.
Далее педагог знакомит детей с песочными часами и выясняет у детей какое
свойство песка используется в песочных часах (сыпучесть).
Уточняется свойство материалов, которое позволяет лепить предметы.
В конце занятия детям предлагается слепить из глины предмет по желанию.
Делается коллективная выставка.
Тема: «Животные и песок».
Экспериментирование.
Во время игры в песочнице можно предложить детям представить, что перед ними не песочница, а песчаная пустыня, и все они - ее обитатели.
Многие пустынные животные строят в песке поры. Пусть дети сделают нору в песке и в глине. Какую нору проще вырыть? Какая из них прочнее? Почему?
Ящерицы, змеи и другие обитатели пустынь спасаются от врагов, быстро
зарываясь в песок. Если бы дети оказались на месте ящерицы, как бы они это сделали? (Показать при помощи руки.) А могут ли животные быстро зарыться в глину? (Провести соответствующее экспериментирование и сделать вместе с детьми выводы.)
Тема: «Как человек использует песок, камни, глину?»
Экспериментирование
Опыт 1.
В лаборатории дети самостоятельно проверяют, из чего сделана
посуда: льют на тарелки воду (просачивается вода или нет), размачивают
фрагмент сделанной педагогом глиняной тарелки, разминают его и пробуют скатать шарик, колбаску и т.д. В заключение объясняют свои действия.
Опыт 2.
Материал. Глина, песок, глиняная посуда, стеклянные и керамические тарелки, вазы. Пусть дети рассмотрят все предметы и скажут, из чего они сделаны - из песка или из глины? Почему они так думают? Предложить детям выбрать материал, из которого они будут лепить, и объяснить свой выбор. (Вспоминаем результаты экспериментирования.)
Раздать далее детям глиняные лепешки и предложить нарисовать палочками узоры или выдавить их при помощи разнообразных штампов. А почему дети не стали делать тарелки из песка? Представим, что нам все-таки удалось слепить тарелку из мокрого песка и налить в нее суп. Что произойдет? Даже если бы мы пытались есть быстро-быстро, всё равно не успели бы наесться, так как вода из тарелки... (Пусть дети продолжат эту фразу.) Суп «убежал бы из песочной тарелки, и мы бы вместо первого блюда получили бы сразу второе. Так что такие тарелки пригодятся только тем детям, которые не любят суп. А вот обычная посуда, из которой мы едим, сделана из особой белой глины. (Если есть образцы такой глины, рассмотрите их.)
Вывод. Из песка нельзя сделать посуду, потому что он не лепится, он рыхлый, легко пропускает воду (напоминаем экспериментирование). Посуду делают из глины.
Опыт З.
Материал. Сухой цемент, песок, вода, кусочки кирпичей и бетона.
Экспериментирование лучше всего проводить на улице, в песочнице. На стройках часто можно увидеть кучи песка. Для чего он нужен строителям? Может быть, они в обеденный перерыв, во время отдыха любят делать из него куличики? На самом деле песок, как и глина, используется для строительства домов. Его смешивают с особым порошком - цементом и водой. Получается что-то похожее на клей, которым скрепляют кирпичи. Взять цемент, развести его водой и оставить до затвердевания.
Получившуюся массу сравнить с бетоном.
Опыт 4.
Материал. Современные настенные сувениры, в которых между двумя плоскими прозрачными поверхностями движутся песчинки, или песочные часы.
Дать детям возможность понаблюдать за движением песка. Почему он
передвигается? Что напоминают песчаные узоры? Почему не насыпали в эти
игрушки глину?
Опыт 5.
Положить в ящик ощущений или в волшебный мешочек кусочки кирпича и
предложить детям определить их на ощупь. По каким признакам они это сделали?
Раздать детям кирпичики, пусть они их внимательно рассмотрят и сравнят с глиной.
Чем они отличаются. Педагог рассказывает, что кирпичи делают из мокрой глины. Пусть дети вспомнят, как мама или бабушка пекут пирожки в духовке. Вот так же «пекут» и кирпичи в специальных печах. Сначала их лепят из глины, как пирожки из теста.
«Сырые» кирпичи коричневого цвета, а после «выпечки» в жарких печах они становятся красными. Кто из детей видел кирпичные дома?
Если есть возможность, слепить с детьми собственные кирпичи и обработать
их в печи или микроволновой печи. Чтобы детям было интересно, пусть каждый на
сырой глине напишет свое имя.
Опыт 6.
Материал. Разнообразные стеклянные предметы (не забывайте о безопасности
детей!), кусочки стекла из коллекции (обработанные морской волной), емкость с песком.
Что общего у песка и стеклянных предметов? Похожи ли некоторые песчинки на
стеклянные? Песок, в частности кварцевый, используют для получения стекла,
добавляя также золу или известь и пищевую соду.
Смесь нагревается в специальной печи, получается расплавленная жидкость. Ее
наливают в разные формы и оставляют остывать.
Информационно – экспериментальный проект
«Неживая природа: свойства песка»
Участники проекта:
учитель-дефектолог Глухова Е.А.
дети старшей группы с нарушением слуха,
родители
План проекта
I. Теоретическое обоснование темы проекта.
II. Основная часть:
проблема проекта,
алгоритм исследовательской деятельности детей,
разделы базовой программы для реализации проекта,
центры дополнительного образования для реализации проекта,
предварительная коррекционно-развивающая работа,
распределение деятельности по этапам проекта,
практическая реализация проекта.
III. Выводы.
Теоретическое обоснование темы проекта.
Мир, который окружает ребенка, - это мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Погружаясь в этот мир, впитывая его запахи, краски, наслаждаясь его гармонией, ребенок совершенствуется как личность. В нем развивается и крепнет бесценное свойство личности - наблюдательность. Любознательный ум ребенка стремится проникнуть в суть явлений, пытается понять их закономерность, целесообразность и обусловленность. Все увиденное не оставляет его равнодушным, вызывает массу вопросов – «что?», «как?», «почему?», которые свидетельствуют о новом этапе развития его мышления. Поэтому так важно вовремя удовлетворить познавательную потребность ребенка, подтолкнуть его к следующему вопросу, показать всю сложность и многогранность какого-либо явления.
Невозможно научить ребенка любить природу, не познакомив его с её многообразием. Последовательные и систематические наблюдения за объектами неживой природы, эксперименты, которые помогут ребенку с недостатками слуха узнать, о свойствах этих объектов и их значении в жизни людей, позволяют взрослым поддерживать интерес ребенка к окружающей природе, учить заботиться о ней.
Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребёнка, его личностный рост.
Проблема неживой природы интересна, доступна и актуальна для детей дошкольного возраста, предполагает возможность самостоятельной исследовательской работы и достижения конечного результата.
Проблема проекта:
усвоение детьми представлений о взаимосвязи природы и человека, овладение способами практического взаимодействия с объектами неживой природы (песок).
Цель:
расширение перспектив развития поисково-познавательной деятельности детей путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия.
Задачи:
познакомить детей со свойствами песка;
формировать у детей диалектическое мышление;
побуждать к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества;
поддержание у детей речевой активности, инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности.
совершенствовать стиль партнёрских отношений, желание помочь ближнему;
научить их заботиться об окружающей среде.
Планируемые результаты:
овладение элементарными знаниями о свойствах песка, формирование умения производить преобразующие действия.
Алгоритм исследовательской деятельности детей по теме: «Свойства песка»
Предварительная работа:
На прогулках, когда тепло, воспитатели организуют игры с песком во всех
возрастных группах, они знакомят детей с его свойствами и особенностями.
С детьми проводятся игры с песком.
Воспитатель обращает их внимание на свойства песка: он бывает сухой и мокрый
(влажный сырой); сухой — светло-желтого цвета, сыплется струей, не лепится, сырой — по цвету значительно темнее, лепится в комки, не сыплется, с ним легко играть.
Игры проводятся неоднократно, воспитатель помогает детям не только лепить
пирожки, но и использовать их в игре (игра в «угощение», «булочная» и др.).
В начале прогулки подводит детей к песочнице, предлагает самим определить,
какой песок в ней (сухой или влажный), можно ли в него играть.
Предлагает понаблюдать, как меняются свойства песка, когда его поливают
из лейки, просит называть все словами.
В играх взрослый помогает детям лепить куличи, строить горку,
дом для собаки, кошки, гараж для машины. Все постройки обыгрываются.
Презентация проекта -комплексное занятие с использованием эксперимента «Волшебный песок» для детей с нарушением слуха 4-го года обучения старшего дошкольного возраста
Цель: формирование основ целостного мировидения детей средствами физического эксперимента.
Задачи.
Образовательные:
- расширять представления детей о физических свойствах окружающего мира, знакомить с различными свойствами веществ (песка): сыпучесть, рыхлость,
- развивать способности ребёнка к определению проблемы и самостоятельному выбору путей её решения.
Коррекционные:
- развивать умение анализировать, выявлять существенные признаки объекта и представлять его в системе взаимосвязей и взаимообусловленностей,
- формировать навыки диалогической речи детей.
Воспитательные:
- развивать эмоционально – положительное отношение к познанию
свойств различных веществ.
- воспитывать бережное отношение к объектам неживой природы;
- учить соблюдать правила техники безопасности при проведении опытов с песком.
Оборудование:
Тарелочки под песок, ёмкость большая для песка, стаканчики, лупы, соломинки, формы для игры с песком, игровой модуль «Песок – вода», полотенце, кувшин, алгоритмы проведения опытов, таблички.
Речевой материал:
Песок, сыпучий, рыхлый, свойства, песчинки, песочные часы, сыпется, подуй, налей воды, слепи, песок мокрый.
Ход занятия:
Орг. момент:
П: Ребята, мы будем заниматься, будем думать и говорить.
На прошлом занятии мы с вами изучали свойства глины. Сегодня мы исследуем свойства другого вещества.
На столе ёмкость, накрытая тканью.
Стук, появление песчинки.
П: Ребята, посмотрите, кто к нам пришёл? Это песчинка.
Из песчинок состоит песок, его свойства мы и будем выяснять.
Фонетическая ритмика.
П: На песке рисую горы, лес дремучий, а потом,
Нарисую выше тучи дом, в котором Мы живём.
2. Основная часть.
Опыт №1.
П: Возьмём лупы и убедимся, что песок действительно состоит из песчинок. Песчинки, какие?
Д: Маленькие, круглые.
П: Похожи песчинки одна на другую?
Д: Да, похожи.
П: Каждая песчинка лежит отдельно, песчинки не прилипают друг к другу.
Вывод: Песок состоит из песчинок.
Опыт № 2.
П: Возьмём стаканчик с песком и насыплем немного песка в тарелку.
Легко сыплется песок или трудно?
Д: Легко.
П: Правильно, говорят так: «Песок – сыпучий».Это свойство песка используется в песочных часах.
Вывод: Песок - сыпучий.
Опыт № 3.
П: Сейчас мы попробуем подуть на песок и посмотрим что получится.
Внимание, ребята, дуем осторожно, чтобы песок не попал в глаза.
- Что происходит с песчинками, когда дует ветер?
Д: Песчинки легко двигаются, сдуваются, потому что они маленькие и лёгкие.
Вывод: песчинки лёгкие, легко сдуваются.
Динамическая пауза.
П: Встаньте, вы - песчинки. Подул ветер, что происходит с песчинками?
Д: Песчинки двигаются. (Повторить игру 3 раза).
П: Что нужно сделать, чтобы с песком можно было играть и при сильном ветре?
Опыт № 4.
П: Намочим песок водой, песок стал влажным. Давайте подуем на влажный песок. Сдуваются песчинки?
Д: Нет. Потому что песчинки приклеились друг к другу.
П: Попробуем слепить что - нибудь из сухого песка. Возьмите формы, насыпьте песок.
Д: Ничего не получается.
П: Слепим из мокрого песка.
Д: Да, у нас получились хорошие куличики. Вода помогла склеиться песчинкам вместе.
Вывод: из мокрого песка можно лепить.
П: Я предлагаю вам сделать замок из песка. Посмотрите, как мы будем это делать. Используем песочные часы. Я переверну их три раз.
Самостоятельная работа детей.
П: Давайте посмотрим, какие замки у нас получились. Все старались, молодцы.
3. Итог.
П: И так, ребята. Сегодня мы изучали свойства песка. Мы выяснили, что песок состоит из песчинок, песок сыпучий, рыхлый, легко сдувается, из влажного песка можно лепить.
На следующем занятии мы будем сравнивать свойства песка и глины.
Занятие окончено.
Этапы усложнения поисково-познавательной деятельности детей
Самостоятельные действия в соответствии с алгоритмом.
Совершенствование умения анализировать состав, свойства, значение песка в жизни животных, растений и человека.
Проведение опытов с объектами неживой природы.
Формирование умения представлять объекты неживой природы в системе взаимосвязей и взаимообусловленностей.
Выводы
Использование проектного метода, соблюдение этапов проекта, комплексный межпредметный подход к изучению темы, мотивация поисковой деятельности, тщательный отбор лексического и наглядного материала, разработка механизма воздействия и оказание своевременной помощи педагогов позволили достичь намеченных проектом результатов - овладение элементарными знаниями о свойствах песка, формирование умения производить преобразующие действия. Дети проявляют потребность в тесном общении со сверстниками в исследовательской деятельности в центрах развития и в природе, проявляют чувства уверенности в себе и умеют оценивать результаты своей и коллективной деятельности, научились применять свои знания при решении проблем в практической деятельности, активно используют фразовую диалогическую речь; чтение текстов стало более осмысленное.
Проблемы на перспективу
Прививать интерес к поисковой творческой деятельности.
Способствовать формированию находчивости, внимания, памяти, быстроты реакции на слово.
Использовать проектный метод обучения в целях совершенствования знаний и умений в жизненно важных ситуациях, интеграция ребенка с недостатками слуха в среду слышащих.
Развивать самосознание и положительную самооценку.
Развивать способность прогнозировать будущие изменения и конечный результат.
Фотоматериалы: