Маршрутный лист к уроку по теме Местоимение. Обобщение и закрепление изученного 
Маршрутный лист урока 
Тема урока:
Дайте определение термину «местоимение», продолжив предложения:
Местоимение – это_____________________ часть речи, которая________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Местоимения отвечают на вопросы________________________________________________________
Местоимения изменяются________________________________________________________________
В предложении местоимения обычно бывают_______________________________________________
 «Всякий шаг вперёд должен опираться на повторение прежнего». К.Д.УшинскийЭтаж № 1 : _______________________________________
А.Чехова «Ванька». Из письма героя: 
А вчерась мне была выволочка.   Хозяин выволок меня за волосья на двор и отчесал шпандырем за то, что я качал ихнего ребятенка в люльке и по нечаянности заснул. А на неделе хозяйка велела мне почистить селедку, а я начал с хвоста, а она взяла селедку и ейной мордой начала меня в харю тыкать.  
Шпандырь (немецк. )- ___________________________________________________________________________
Этаж № 2 : _______________________________________
 Вставьте местоимение себя в нужной форме, определите падеж.
Тебе нужно взять с  __________учебник.
Петя пригласил нас к __________ в гости.
Мы часто говорим между _________ о наших друзьях.
Этаж № 3 : _______________________________________
1. Прочитайте притчу:
   Двое друзей много дней провели в пути.    Однажды они поспорили, и один из них сгоряча ударил другого. Обиженный ничего не сказал. Он молча написал на песке: "Сегодня мой самый лучший друг обидел меня".    Друзья прод..лжали свой путь. Вот они подошли к озеру,  в котором решили искупат(?)ся. Тот, кого ударили, едва (не) ут..нул, а  друг спас его. Когда тонувший пришёл в себя, то высек на камне: "Сегодня мой самый лучший друг спас мне жизнь".    Его товарищ задал вопрос: «Почему, когда я тебя обидел, ты написал на песке, а теперь ты пишешь на камне?»  Ответ был таков: «Когда кто-нибудь  нас обижает, мы должны написать это на песке, чтобы ветры могли стереть нашу надпись. Но когда кто-то делает что-либо хорошее, мы должны высечь это на камне, чтобы никакой ветер не смог стереть это».
2.  Подчеркните в выделенных предложениях местоимения как члены предложения, укажите их разряды. 
3. Объясните написание вставленных букв.
Этаж № 4 : _______________________________________
I Этот (воробей) II Такой (шалун)
И.п.  И.п.
Р.п.  Р.п. 
Д.п.  Д.п. 
В.п.  В.п. 
Т.п.  Т.п.
П.п. об  П.п. о 
Этаж № 5 : _______________________________________
Задание: Определить значение фразеологизмов. 
Самое большее – ______________________________________________________________________
Сам не свой - _________________________________________________________________________
Сам по себе -__________________________________________________________________________
Само собой разумеется – _______________________________________________________________
Сам себе хозяин – _____________________________________________________________________
Оцените  работу одноклассника:_____________
Этаж № 6 : _______________________________________
Составьте предложение таким образом, чтобы местоимения который, чей выступали в разных разрядах. Например: кто стучится в дверь ко мне? (Я спросил, кто стучится) 
______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
Этаж № 7 : ______________________________________
Исправьте ошибки в написании местоимений:
Смотреть ни на что                                 _________________________________ни чего не делать                                    _________________________________нечему не удивляться                             _________________________________
Этаж № 8 : _______________________________________
Как образуются неопределенные местоимения?
Приведите примеры_____________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
Найдите в группах «лишние» местоимения, определите разряд:
Кто, что, ничто_______________________________________________
Каждый, всякий, себя_________________________________________
Никто, некто, некоторый ______________________________________
Ничей, нисколько, кто-то______________________________________
Мой, твой, собой _____________________________________________
Тот, другой, такой ____________________________________________
Они, обо мне, ничьи__________________________________________
О себе, собой, нас ____________________________________________
Кому? Какой? столько________________________________________
Оцените свою работу:_____________
Задание № 3 (4 балла):
Вспомним основные орфограммы по теме «Местоимение. Обведите правильный вариант ответа:
1. Строение какого местоимения соответствует  схеме ¬ ?
что – то
кое – какойчей – нибудькто - либо
2. В каком ряду все  местоимения пишутся через дефис? 
(Кое)(у)каких,  кто (нибудь), (кое)(при)ком. 
Кое(какой), что(либо), чей(то).
(кое)(над)чем, (кое)  (с) (кем), что (то) 
Кое)(про)кого, (кое)(в)чём, (кое)(для)кого. 
3.  В каком примере на месте пропуска пишется НЕ?
н…кого не уговорил
н… на что смотреть 
н… к кому не обратился
н… в чем не помог. 
4. В каком примере на месте пропуска пишется НИ?
н… в чем разочаровываться. 
н…чем не удивил.
н..  для  кого стараться.
н…чего спросить. 
Оцените свою работу:_____________
Задание № 4:
Прочитайте стихотворение:
Когда ты хочешь молвить слово, 
Мой друг, подумай — не спеши.
Оно бывает то сурово, 
То рождено теплом души. 
Оно, то жаворонком вьётся, 
То медью траурной поёт.    
Покуда слово ты не взвесишь,
Не выпускай его в полёт. 
Им можно радости прибавить, 
И радость людям отравить. 
Им можно лёд зимой расплавить 
И камень в крошку раздолбить. 
Оно одарит иль ограбит, 
Пусть ненароком, пусть шутя. 
Подумай, как бы им не ранить 
Того, кто слушает тебя.
Определите тему стихотворения (2 балла)_______________________________
____________________________________________________________________________
Подчеркните местоимения в тексте в соответствии с их синтаксической функцией (2 балла);
Выполните морфологический разбор выделенных местоимений (3 балла):
Им можно лёд зимой расплавить
Им
Начальная форма:
Пост. признаки:
Непост. признаки:
Синт. функция: Того, кто слушает тебя
Того
Начальная форма:
Пост. признаки:
Непост. признаки:
Синт. функция:
Оцените свою работу:_____________
Задание № 5 (4 балла):
Найдите грамматические ошибки, связанные с неправильным употреблением местоимений, исправьте их, определите падеж местоимений
В адрес нас были сделаны правильные замечания. ___________________________________________
Работа выполнена с участием меня.________________________________________________________
Я учел ихние предложения._______________________________________________________________
Люди типа меня очень трудолюбивы._______________________________________________________
В честь тебя устроили вечер.______________________________________________________________
У его  хорошее образование. ______________________________________________________________
 Маша закрыла книгу, когда она закончила читать. ___________________________________________
 Мы пошли к ему в гости. ________________________________________________________________
Подсчитайте общее количество баллов:__________________________
Оцените свою работу на уроке: 20-22 балла – «5»;                   10-15 баллов – «3»;
                                                         15-20 баллов – «4»;                  меньше 10 баллов – «2».