Технологическая карта урока по русскому языку на тему Местоимение (3 класс)
Технологическая карта урока русского языка в 3 классе
Учитель: Горбачева П.А.
Тема урока: "Местоимение"
Цель урока: Создать условие для формирования понятия «местоимение» и его роли в предложении.
Образовательная: наблюдение за ролью местоимений в предложении и тексте, за особенностями употребление местоимений речи; формирование элементарных лингвистических компетенций.
Развивающая: развитие логической последовательности действий учащихся на уроке с точки зрения поэтапного формирования умственных действий; развитие полноты состава действий учащихся по постановке решению и оценке результатов решения учебной задачи.
Воспитательная: воспитывать потребность пользоваться всем языковым богатством, совершенствовать устную и письменную речь, делать её более точной.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Этап
Деятельность учителя.
Деятельность учащихся.
Осуществляемые действия.
Формируемые способы деятельности
I.
Организационный (Мотивация к учебной деятельности)
1. Вводит учащихся в деятельность при помощи этикетного диалога.
Добрый день! Я рада видеть каждого из вас. Меня зовут Полина Анатольевна. Ребята, начнем урок русского языка. Желаю вам интересных открытий. С удовольствием буду вам помогать.
Прошу занять свои места.
Участвуют в этикетном диалоге.
Л - выработка на личностном уровне внутренней готовности к выполнению нормативных требований учебной деятельности
II.
Актуализация знаний.
1. Обращает внимание на рабочие листы, знакомит с критериями заполнения.
2. Обращает внимание на слайд и задает вопросы: Что изображено на картинках? Просит записать пропущенные буквы слов в нужном порядке на рабочий лист. Просит проверить правильность написания.
Что их объединяет? Просит оценить себя.
3. Из первых букв слов просит сложить слово. Получилось ГОРОХ
4. Знакомит с определением, предлагает вариант готовой ассоциации. Предлагает вспомнить сказки с этим словом и составить предложения.
5.Спрашивает можно ли назвать полученные предложения текстом.
Просит прочитать текст и выявить недостаток (повторение слова горох).
6. Предлагает отредактировать текст, заменив слово горох другим (местоимение ОН)
7. Просит выписать второе предложение и разобрать по частям речи (Он растёт в огороде.)
1. Знакомятся с рабочими листами, подписывают дату и классную работу.
2. Отвечают на вопросы, записывают пропущенные буквы слов на рабочий лист, проверяют правильность написания, оценивают себя.
3. Складывают слово из первых букв записанных слов.
4. Воспринимают предложенную учителем ассоциацию и вспоминают сказки со словом горох, составляют предложения с этим словом.
5. Выясняют являются ли полученные предложения текстом. Читают полученный текст и выявляют, есть ли в нем недостаток (повторение слова горох).
6. Редактируют текст, заменяя слово горох местоимением ОН.
7. Выписывают второе предложение и разбирают по частям речи.
П – выявление сущности, особенности объектов; доказательство, построение логической цепи рассуждений.
К – умение четко выражать свои мысли.
Р – сохранение учебной задачи, саморегуляция, способность к мобилизации сил и энергии, способность к волевому усилию
III.
Выявление места и причины затруднения.
Ведет беседу: Вызвало ли у вас какое-то слово затруднение. Какое? (он). Кроме слова он? (нет). Давайте проверим. Почему вызвало затруднение? Кто смог определить часть речи этого слова? (существительное). По каким признакам ты определил, что это имя существительное? (потому что отвечает на вопрос что? и обозначает предмет)
- Какой предмет? (горох)
- А могу ли я вместо слова горох, употребить слово овёс? (да)
- А какое ещё слово можно вставить? (картофель, сорняк)
- Т.е. можно вместо слова «он» вставить любое подходящее по смыслу слово.
- Значит можно сказать, что слово «он» обозначает конкретный предмет? (нет)
- Вспомните, на чьё место встало это слово (горох)?
- К какой части речи относится слово горох? (к имени существительному) (слайд)
По центру доски слова: МЕСТО ИМЕНИ
- Имя существительное «горох» это часть речи? Значит и слово «он» это тоже часть нашей речи.
Отвечают на вопросы учителя, сталкиваются с проблемой.
П – формулирование проблемы.
К – выявление, идентификация проблемы, оформление своих мыслей в устной форме.
Л – формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
IV. Построение проекта выхода из затруднения.
1. Спрашивает какой частью речи можно назвать слово «он». Говорит как они будут его обозначать.
2. Просит оценить себя, сформулировать тему и цель урока.
- Я хочу узнать ..(что такое местоимение, какие бывают)
- Я хочу научиться.(находить местоимения)
- Я смогу применять(применять в речи).
1. Предполагают какой частью речи будет называться слово «он».
2. Оценивают себя, формулируют тему и цель урока.
П – выбор, поиск и выделение необходимой информации.
Р – сохранение учебной задачи, прогнозирование, предвосхищение результата и уровня усвоения,
целеполагание, постановка учебной задачи
V.
Реализация построенного проекта.
1. Просит открыть учебники и прочитать задание. Какое слово вы вставите вместо точек? (он) Вместо какого слова?
2. Просит оценить себя.
Предлагает ребятам отдохнуть (физминутка)
3. Предлагает прослушать отрывок из стихотворения А. Барто «Сильное кино».
4. Задает вопросы:
Понятно ли, кто ведет диалог и о чём? (ответы детей)
- Можем дать им имена?
5. Делает вывод:
местоимение – только указывает на предмет, но не называет его.
1. Отвечают на вопросы, записывают полученные предложения.
2. Оценивают себя.
3. Слушают стихотворение.
4. Отвечают на вопросы, предполагают.
5.Пытаются сделать вывод вместе с учителем.
(МЕСТОИМЕНИЕ-
ЧАСТЬ РЕЧИ,
УКАЗЫВАЕТ НА ПРЕДМЕТ, НО НЕ НАЗЫВАЕТ ЕГО)
П – моделирование, построение логической цепи рассуждений.
К – умение четко выражать свои мысли.
Р – сохранение учебной задачи, прогнозирование, предвосхищение результата и уровня усвоения
VI.
Первичное закрепления с проговариванием во внешней речи.
1. Предлагает поработать в парах. Раздает карточки(Вставьте пропущенные местоимения).
2. Просит оценить себя.
1. Работают в парах по карточкам.
2. Оценивают свои работы.
К – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.
П – поиск и выделение информации, самостоятельное создание способов решения творческого поискового
характера.
Р – сохранение учебной задачи, определение последовательности действий с учетом конечного результата.
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
1. Предлагает поиграть в игру «Мешочки рассыпались»
(Выберите из слов имена существительные и местоимения. Соедините стрелочками соответствующие мешочки).
2. Просит осуществить взаимопроверку, оценить себя.
1. Играют в игру, выполняют задание.
2. Сравнивают с эталоном и осуществляют коррекцию. Осуществляют взаимопроверку, оценивают свою работу.
К – планирование учебного сотрудничества с одноклассниками.
П – выбор наиболее эффективных способов оформления и сличения результата действия по заданному эталону с целью обнаружения отклонений от эталона
VIII.
Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Предлагает провести рефлексию своей деятельности на уроке: 1. Сделать вывод:
- Я узнал
- Я научился.
- Я смог.
2. Оценить работу на уроке с использованием символов.
3. Озвучивает домашнее задание(придумать и записать продолжение сказки, подчеркнуть местоимения)
Осуществляют рефлексию своей деятельности на уроке:
1. Делают вывод:
- Я узнал
- Я научился.
- Я смог.
2. Оценивают свою работу.
3. Записывают домашнее задание в дневники.
К – оформление своих мыслей в устной форме, построение речевого высказывания в соответствии с поставленными задачами.
Р – сохранение учебной задачи, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения, оценка результатов своей работы.
15