Технологическая карта урока по русскому языку по теме Местоимение
Тема урока: Местоимение.
УМК: Начальная школа XXI века
Учебник: Русский язык, 3 класс, часть 2. Авторы: С.В.Иванова, А.О.Евдакимова, М.И.Кузнецова.
Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Цели урока.
- дать понятие новой части речи «Местоимение», систематизировать имеющиеся у детей знания о частях речи, умение их классифицировать;
- развивать орфографическую зоркость, речь и память учащихся;
- воспитывать внимание, аккуратность при письме.
Задачи:
- учиться употреблять личные местоимения в речи
Оборудование: мультимедиа – проектор, презентация «Местоимение»
Применяемые технологии:
- игровая
- проблемного обучения
- технология работы в парах, группах
- использование элементов системы сингапурской структуры
- интерактивные технологии
Универсальные учебные действия:
Личностные: самостоятельное определение и высказывание самых простых, общих для всех людей правил поведения.
Регулятивные: выполнять учебные задания, используя правило, алгоритм.
Познавательные: раскрывать смысл правила о местоимениях и обосновывать своё мнение.
Коммуникативные: действовать по правилам сотрудничества, принимая во внимание позиции партнёров.
Предметные: на основе наблюдений привести детей к определению личных местоимений.
Содержание урока
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность детей
Сингапурские системы УУД
1 этап.
Мотивация к учебной деятельности
(Минутка вхождения в урок) ТЕЙК ОФ- ТОЧ ДАУН ( Приветствие)- Ребята, представьте, что мы находимся в березовой роще. Стоит яркий солнечный день, ветерок колышет листья. Береза передаёт вам тепло этого дня.(Слайд1)
Давайте улыбнемся друг другу, пожелаем хорошего настроения. На столах лежат карточки МЭНЭДЖ МЭТ с № сидящих за столом. Участники под №1,№2,№3,№4 подняли руки. Хорошо.
Поприветствуем соседа по плечу, соседа по лицу.– Я верю в вас и знаю – у вас всё получится! Приготовьтесь работать старательно и быть внимательными. Учитель задает вопросы, ученики стоя отвечают.
Кулачками касаются с сидящим напротив.
Запись числа, вида работы. Личностный результат
Создание эмоционального настроя на совместную коллективную деятельность
2 этап.
Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности. - Для начала мы должны повторить то, что уже знаем.
У вас на партах лежат карточки со словами. Вам нужно распределить их на 4 группы.
Распредели … (4 группы: им. существительное, им. прилагательное, глагол и ?)
- Какие группы получились?
- Какие отличительные признаки у слов 1 группы?
2 группы?
3группы?
4 группы?
Какие у вас есть предположения? (фиксирую на доске) Цель: распределиться на 4 группы по схожим признакам
Это им. существительные,
т.к. они отвечают на вопрос кто? или что? И обозначают предмет.
Это им. прилагательные,
Т.к. отвечают на вопросы какой? какая? Какое? Какие? и обозначают признак предмета.
Это глаголы, т.к. отвечают на вопросы что делать? Что сделать и др. и обозначают действие предмета.
4 группа затрудняется ответить, т.к эта часть речи детям не знакома.
Метапредметный результат
Определение общей цели и путей достижения
3 этап.
Постановка учебной задачи. - Можете ли вы предположить, как называется эта часть речи?
Давайте составим план наших действий.(слайд 2)
Мы должны узнать…
научиться ...
отработать… (предположения детей)
как называется эта часть речи;
находить эту часть речи в предложении.
навыки написания предложений с новой частью речи. Умение планировать свои действия
4 этап.
Открытие нового знания. - Посмотрите на экран. Мы с вами опять в березовой роще. (Слайд1)
- Устно составьте предложение со словом берёза.
-Я составила маленький рассказ. Давайте прочитаем.
Береза считается деревом, символизирующим родную русскую природу. Вот почему в русской культуре столько песен и стихотворений о березе (о ней). Мы много читали и в народных сказках о березе (о ней). Березы (они) всегда выглядят очень поэтично - и зимой, и летом. Художники очень любят изображать березЫ (их) на своих пейзажах. (Слайд 3)
- Вам понравился рассказ? (Есть недостаток?)
-Как можно исправить?
-Прочитаем отредактированный текст.
-Вместо какой части речи мы употребили эти слова.
- Эти слова заняли место имени существительного. МЕСТО ИМЕНИе (Слайд4)
-Какое название можно дать этим словам?
-Чем интересны эти слова? (они используются ВМЕСТО ИМЕН. Они не называют предмет, а указывают на него) - Кто может сформулировать тему урока?
Итак, тема сегодняшнего урока «Местоимение» (Слайд 4, 5)
- Слово береза повторяется несколько раз.
- Заменить это слово другими словами.
- Вместо имени существительного.
Местоимение
Предметный результат
Использование опыта и знаний
Метапредметный результат
Умозаключение, обобщение, вывод
Физкультминутка для глаз. Следят за летающими листьями (Слайд 6) Личностный результат
сохранение зрения
5 этап.
Первичное закрепление Работа в тетрадях для самостоятельной работы (стр.38, упр. 33)
Работа по учебнику(стр.56, упр.49)
Работа в группах. РАУНД ТЕБЛ
4) Дифференцированные карточки.
Подчеркивают все местоимения.
Читают отрывок из текста. Выполняют устные задания по тексту.
Учащиеся по очереди выполняют письменную работу по кругу на одном листе бумаги.
Работа в группе: получение заданий, выбор уровня сложности, распределение ролей и выполнение задания.
Презентация работ группы.
Личностный результат
Развитие навыков сотрудничества со сверстниками, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
6 этап
Самостоятельная работа с проверкой Прочитай текст. Сколько в нем предложений? (Слайд 7)
Береза растет в парке, недалеко от нашего дома когда … иду из школы, прохожу мимо … и часто останавливаюсь полюбоваться … белая кора, …очень нежная на вид, а кое-где – розоватая когда … в школе говорим о временах года, … всегда думаю о своем дереве, своей любимой березке по ней очень хорошо видно, как одно время года сменяет другое.
Исправь ошибки. Вставь и подчеркни местоимения.
(слайд 8)
Самостоятельная работа, затем проверка.
Ситуация успеха и её самоощущение Предметный результат
Выделение проблемы. Принятие и сохранение учебной задачи.
Физкультминутка КОНЭРС (углы) На столе у вас лежат 4 карточки с разными словами. Вы должны узнать какие части речи они обозначают, и пойти в углы. В углах класса написаны части речи: глагол, прилагательное, имя существительное, местоимение. Личностный результат
Формирование установки на здоровый образ жизни, сохранение зрения
7 этап.
Включение в систему знаний и повторение. - Спишите отрывок из стихотворения. Подчеркните главные члены предложения. Обозначь части речи.(Слайд 9)
Сладкий сок с берёзки капал.
Тёплый пар шёл от земли.
То она пускала слёзки.
Мы испить тот дар зашли.
Проверка: Один ученик работает у доски, остальные – в тетради.
Установка локальных связей нового знания с имеющимся.
Предметный результат.
Представление знаний
8 этап.
Рефлексия. Итог деятельности. - Что нового вы узнали?
На что указывает местоимение?
- Чему ты научился?
Дерево самооценки. ( На доске ствол березы)
Если у вас на уроке все получилось отлично – выберите зеленый листочек, если все хорошо – желтый, если не получилось так, как хотелось – красный. (Слайд10)
Д/з Написать 3- 4 предложения про березу используя местоимений; подчеркнуть главные члены предложения.
Урок окончен! Спасибо за урок! Я узнал, что в русском языке есть часть речи – местоимение.
Оно указывает на предмет, но не называет его.
Теперь я умею находить местоимение в тексте.
Рефлексия учебной деятельности Метапредметный и личностный результаты
Умение понимать причины успеха (неуспеха) учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха.
Анализ, синтез, обобщение, умозаключение, формулирование вывода.