Конспект урока по русскому языку на тему Повторение по теме «Местоимение»(6 класс)
23.03.2016г.
6 класс – русский язык
Тема: Повторение по теме «Местоимение». Цели урока: Образовательные: обобщить и систематизировать знания по теме: «Местоимение»; уметь определять разряд местоимения; совершенствовать умение отличать местоимение от других частей речи, определять синтаксическую функцию местоимения в предложении; правильно употреблять местоимения в речи, безошибочно писать.Развивающие: активизация самостоятельной деятельности; развитие познавательной активности.Воспитательные: воспитание коммуникативности; привитие культуры общения; воспитание любви к родному языку.Оборудование: учебник, раздаточный материал. Ход урока I. Организационный момент.- Здравствуйте, дорогие ребята. Рада всех вас видеть. Я решила сегодня вас пригласить в путешествие в далёкую и загадочную страну – Местоимение. Путешествуя по этой стране, мы должны будем привести в систему знания о местоимении как части речи, проверить, как вы умеете употреблять местоимения в своей устной и письменной речи, т.е. пользоваться речевыми и орфографическими правилами. Путешественники обычно ведут дневник. У нас в качестве дневника будет тетрадь. Наше путешествие мы начинаем 23 марта. Запишем в тетради. (Запись числа, классной работы, темы урока) Итак, мы с вами отправляемся в путешествие, и как бывалые туристы начнем собирать рюкзаки и дорожные сумки. В чемоданы мы положим багаж знаний о местоимениях. Как знающие путешественники, мы должны все знать о стране, в которую предстоит ехать: обычаи, традиции, нравы и законы. Сегодня вы ещё раз убедитесь, как удивительно интересен русский язык.Начнём путешествие с проверки домашнего задания. Оно будет нашим пропуском в страну Местоимение.
II . Проверка домашнего задания.1 ряд - написать 5 фразеологизмов, в которых употребляются местоимения, и указать разряды этих местоимений.2 ряд – написать 5 пословиц, в которых употребляются местоимения, и указать разряды этих местоимений.3 ряд – написать 5 названий телепередач, в которых употребляются местоимения, и указать разряды этих местоимений.а) назовите фразеологизмы (не чуять под собой ног, держать себя в руках, на тебе лица нет, сам себе на уме, сам не свой, сам по себе) б) Назовите 5 пословиц или поговорок, в которых употребляются местоимения. Укажите разряд этих местоимений. (На чужой сторонушке рад своей воронушке. Не кричи о себе, пусть другие о тебе тихо скажут. Кто много знает, тот плохо спит. Кто грамоте горазд, тому не пропасть. Не учи плясать, я и сам скоморох! Что упало, то пропало.) в) Прочитайте названия телепередач, в которых употребляются местоимения. Укажите разряд этих местоимений. «Сам себе режиссер», «Пока все дома», «Жди меня», «Вы очевидец», «Самый умный», «Кто хочет стать миллионером?», «Наш сад», «Своя игра».
III. Повторение и закрепление.
- Ребята, перед нами остров Теории. Вам предстоит ответить на вопросы.- Что такое местоимение? (Местоимение – часть речи, которая указывает на предметы, признаки, количества, но не называет их).Посмотрите, какая чудесная полянка. Давайте остановимся здесь и посоревнуемся. На полянке растут необычные цветы. У каждого цветка по 9 лепестков. Чем обусловлено именно такое количество? (9 разрядов местоимений – 9 лепестков). Ваша задача – показать знания всех разрядов местоимения, подписав каждый лепесток. Кто быстрее и правильно выполнит задание?
1. Игра «Кто быстрее?» ( «Разряды местоимений»)Учитель:–С каким первым разрядом мы с вами познакомились?Расскажите, что обозначает личное местоимение, приведите примеры.(Первый разряд – личные местоимения. Личное местоимение указывает на лицо: 1 - я, мы; 2 - ты, вы; 3 – он, она, оно)–Как изменяются личные местоимения, какими членами предложения они являются? (Личные местоимения изменяются по числам и падежам, в 3 лице местоимение он изменяется и по родам. В предложении они являются дополнением и подлежащим).
2. РЕКА ПАДЕЖЕЙ. - Ребята, перед нами река падежей, через которую мы должны переправиться.Найдите в стихотворении личные местоимения, выпишите их, определите падеж, подчеркните как члены предложения.
Пред ней задумчиво стою,Свести очей с неё нет силы;Я говорю ей: «Как вы милы!»И мыслю: «Как тебя люблю!»А.С.Пушкин Ответ:
Пред ней – Т.п.С неё – Р.п.Я, вы – И.п.Ей – Д.п.Тебя – В.п.- В чём особенность написания местоимений перед ней и с ней ? (Это местоимения 3 лица. После предлогов у местоимений 3-его лица появляется Н)Учитель: –Какой разряд имеет всего лишь одно местоимение?(Возвратное местоимение себя)–Что вы знаете об этом местоимении?(Себя указывает на того, о ком говорят, не имеет И.п., не имеет рода и числа. В предложении является дополнением)3 «Подумайте». Задание:Поставьте возвратное местоимение СЕБЯ в нужном падеже 1.Вернулся Иван-царевич домой на коне златогривом, привёз отцу своему Жар-птицу, а ___________________ – невесту, Елену Прекрасную.СЕБЕ – Д.п.2.Иван-царевич лёг спать, а лягушка прыгнула на крыльцо, сбросила с ____________________ лягушачью кожу и обернулась Василисой Премудрой, такой красавицей, что и в сказке не расскажешь.СЕБЯ – Р.п.3. «Сколько ни держать при _______________ , - думает царь, - а отдавать надобно: дело неминучее!»СЕБЕ – П.п.4.- Не за перстнем ты здесь: отдал тебя отец морскому царю. Выйдет морской царь и возьмёт тебя с _______________________ в подземное царство.СОБОЮ – Т.п.4. ИЗБУШКА ЗАГАДОК. Задание: Найти местоимения. Указать разряд. 1.Кто ходит ночь и ходит день,Не зная, что такое лень? (Часы) (Кто – вопросительное местоимение)2.Что возвратить нельзя? (Время) (Что – вопросительное местоимение)3.Кто без кисти и белилКрыши города белил? (Дед Мороз) (Кто – вопросительное местоимение)4.Что копали из земли,Жарили, варили?Что в золе мы испекли,Ели да хвалили? (Картошка ) (Что – вопросительное местоимение, мы -личное)–Как вы определили, что перед нами вопросительные местоимения? (Вопросительные местоимения служат для выражения вопроса). Какие вопросительные местоимения вы ещё знаете? (Кто? Какой? Что? Чей? Сколько? Каков?)(Вопросительные местоимения – это вопросы существительного, прилагательного и числительного, употребляются только в вопросительных предложениях.)–С каким разрядом можно перепутать вопросительные местоимения?(Вопросительные местоимения можно перепутать с относительными.)–Чем отличаются относительные местоимения от вопросительных? (Относительные местоимения служат для связи простых предложений в составе сложных. Вопросительные местоимения служат для выражения вопроса, употребляются только в вопросительных предложениях.) 5. Работа в парахРаботаем в парах 1 вариант должен придумать предложение с вопросительными местоимениями, а 2 вариант должен перестроить предложения так, чтобы вопросительное местоимение стало относительным.(Читают по очереди, начинают с предложения с вопросительным местоимением.)Например:Кто едет на велосипеде? (Кто – вопросительное местоимение.)Я знаю, кто едет на велосипеде. (Кто – относительное местоимение.)Учитель:–Какие разряды местоимений образованы от вопросительных?(Неопределённые и отрицательные)–Назовите неопределённые местоимения. Как они образованы? Как пишутся приставки и суффиксы в неопределённых местоимениях? (Неопределённые местоимения образуются при помощи приставки не -, суффиксов –то, -либо, -нибудь и приставки кое-, которые пишутся через дефис, если кое- отделяется от местоимения предлогом, то пишется раздельно)–Назовите отрицательные местоимения. ( Никто, ничто, никакой, ничей, некого, нечего)С помощью чего они образованы? Расскажите об особенностях написания отрицательных местоимений.(Отрицательные местоимения указывают на отсутствие чего-либо, образуются при помощи приставок не- и ни-. Не- ударная, ни- безударная. Если они отделяются предлогом от местоимения, то пишутся раздельно.) ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
–Назовите притяжательные местоимения. (Мой, твой, свой, наш, ваш) Что вы знаете о притяжательных местоимениях?(Притяжательные местоимения указывают на принадлежность, отвечают на вопросы: чей? чья? чьё? чьи?)Как отличить притяжательные местоимения от омонимичных им форм личных местоимений? (Личные отвечают на вопрос кого? Чего? Являются дополнением, притяжательные – чей? Является определением)Объясните разницу в значении местоимения: его (подвиг), (наградили) его. (Слайд №10)6. Редакция
– Ребята, перед нами редакция. Я предлагаю вам заглянуть в неё и помочь корректорам исправить ошибки в употреблении местоимений. Задание: Прочитайте стихотворение, найдите ошибки, замените неправильные формы притяжательных местоимений правильными.Как-то раз во дворе из собачьей мискиПять чумазых поросят кушали сосиски.Папа к ним подошёл, крикнул возмущённо:«Так съедите вы у пса весь обед евонный!»Закричала хрюшка-мать: «Отойди от будки:Детям надо наполнять ихние желудки».Папа грустно пробурчал в пятачок широкий:«Слушать я уже устал ейные упрёки.Детям всё прощают тут, дети хрюшками растут,И такая дребедень происходит каждый день». А.Хайт(евонный – его, ихние – их, ейные – её)7. Игра «Третье лишнее». Ребята, что-то наши чемоданы слишком тяжёлые. Наверное, мы положили что-то лишнее. Давайте проверим.1.САМ, ДРУГОЙ, МЫ (мы)2. СЕБЯ, ЛЮБОЙ, ВСЯКИЙ (себя)3.ВЕСЬ, ИНОЙ, НИКТО (никто)4.КАЖДЫЙ, ТОБОЮ, САМЫЙ (тобою).8. ТЕРЕМОК ПОСЛОВИЦ. Задание: Прочитайте пословицы. Найдите в предложениях указательные местоимения. Определите падеж. Местоимения каких разрядов встретились ещё в пословицах?Хорошо того учить, кто слушает. Кто много обещает, тот мало делает.Кто грамоте горазд, тому не пропасть.Чего сам не любишь – того людям не желай. Какова яблонька – таковы и плоды. того - Р.п. тот – И.п.
тому – Д.п.
того – Р.п.
таковы – не склоняется
кто, какова, чего – относительные местоимения; сам - определительное
9. ГОРА ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ.
Замените данные выражения подходящими по смыслу устойчивыми сочетаниями, в состав которых входят местоимения. Определить их разряд.Потерять самообладание- нечто неопределённое - смотреть внимательно - искусный мастер – спешить - чувствовать себя неловко – оглядываться беспрестанно - (Для справок: выйти из себя, ни то ни сё, смотреть во все глаза, на все руки мастер, нестись на всех парусах, быть не в своей тарелке, оглядываться на каждом шагу.)IV. Итог урока.Учитель:– Наше путешествие подошло к концу. Подсчитайте, пожалуйста, свои жетоны и поставьте оценки в дневник. А я присваиваю вам звания «Абориген» и «Турист». Как вы думаете, почему? (При затруднении учащиеся могут обращаться к «Толковому словарю".)Рефлексия:1. Поднимите руку те, кому понравилось в стране Местоимений. 2.Выполнены ли те цели, которые были поставлены в начале урока? 4.Какая форма работы вам понравилась больше?5.Что вызвало затруднения?V. Домашнее задание Подготовиться к контрольному словарному диктанту по разделу: «Местоимение», повторить морфологический разбор местоимения, разгадать кроссворд по теме «Местоимение»
13PAGE 15
13PAGE 14315