Конспект урока по русскому языку на тему Повторение по теме «Местоимение»(6 класс)

23.03.2016г.
6 класс – русский язык
Тема:  Повторение по теме «Местоимение». Цели урока: Образовательные:     обобщить и систематизировать знания по теме: «Местоимение»;     уметь определять  разряд местоимения;     совершенствовать умение отличать местоимение от других частей речи, определять синтаксическую функцию местоимения в предложении;     правильно употреблять местоимения в речи, безошибочно писать. Развивающие:     активизация самостоятельной деятельности;     развитие познавательной активности. Воспитательные:     воспитание коммуникативности;     привитие культуры общения;     воспитание любви к родному языку. Оборудование: учебник, раздаточный материал. Ход урока I. Организационный момент. - Здравствуйте, дорогие ребята. Рада всех вас видеть. Я решила сегодня вас пригласить в путешествие в далёкую и загадочную страну – Местоимение. Путешествуя по этой стране, мы должны будем привести в систему  знания о местоимении как части речи, проверить, как вы умеете употреблять местоимения в своей устной и письменной речи, т.е. пользоваться речевыми и орфографическими правилами.  Путешественники обычно ведут дневник. У нас в качестве дневника будет тетрадь. Наше путешествие мы начинаем 23 марта. Запишем в тетради. (Запись числа, классной работы, темы урока) Итак, мы с вами отправляемся в путешествие, и как бывалые туристы начнем собирать рюкзаки и дорожные сумки. В чемоданы мы положим  багаж знаний о местоимениях. Как знающие путешественники, мы должны все знать о стране, в которую предстоит ехать: обычаи, традиции, нравы и законы. Сегодня вы ещё раз убедитесь, как удивительно интересен русский язык. Начнём путешествие с проверки домашнего задания. Оно будет нашим пропуском в страну Местоимение.
II . Проверка домашнего задания. 1 ряд - написать  5 фразеологизмов, в которых употребляются местоимения, и указать разряды этих местоимений. 2 ряд – написать 5 пословиц, в которых употребляются местоимения, и указать разряды этих местоимений. 3 ряд – написать 5 названий телепередач, в которых употребляются местоимения, и указать разряды этих местоимений. а) назовите фразеологизмы (не чуять под собой ног, держать себя в руках, на тебе лица нет, сам себе на уме, сам не свой, сам по себе) б) Назовите 5 пословиц или поговорок, в которых употребляются местоимения. Укажите разряд этих местоимений.  (На чужой сторонушке рад своей воронушке. Не кричи о себе, пусть другие о тебе тихо скажут. Кто много знает, тот плохо спит. Кто грамоте горазд, тому не пропасть. Не учи плясать, я и сам скоморох! Что упало, то пропало.) в) Прочитайте названия телепередач, в которых употребляются местоимения. Укажите разряд этих местоимений. «Сам себе режиссер», «Пока все дома», «Жди меня», «Вы очевидец», «Самый умный», «Кто хочет стать миллионером?», «Наш сад», «Своя игра».
III. Повторение и закрепление.
- Ребята, перед нами остров Теории. Вам предстоит ответить на вопросы. - Что такое местоимение? (Местоимение – часть речи, которая указывает на предметы, признаки, количества, но не называет их). Посмотрите,  какая чудесная полянка. Давайте остановимся здесь и посоревнуемся. На полянке растут необычные цветы. У каждого цветка по 9 лепестков. Чем обусловлено именно такое количество? (9 разрядов местоимений – 9 лепестков). Ваша задача – показать знания всех разрядов местоимения, подписав каждый лепесток. Кто быстрее и правильно выполнит задание?
1. Игра «Кто быстрее?»  ( «Разряды местоимений») Учитель: –С каким первым разрядом мы с вами познакомились? Расскажите, что обозначает личное местоимение, приведите примеры. (Первый разряд – личные местоимения. Личное местоимение указывает на лицо: 1 - я, мы; 2 - ты, вы; 3 – он, она, оно) –Как изменяются личные местоимения, какими членами предложения они являются? (Личные местоимения изменяются по числам и падежам, в 3 лице местоимение он изменяется и по родам. В предложении они являются дополнением и подлежащим).
2. РЕКА ПАДЕЖЕЙ. - Ребята, перед нами река падежей, через которую мы должны переправиться. Найдите в стихотворении личные местоимения, выпишите их, определите падеж, подчеркните как члены предложения.
Пред ней задумчиво стою, Свести очей с неё нет силы; Я говорю ей: «Как вы милы!» И мыслю: «Как тебя люблю!» А.С.Пушкин    Ответ:
Пред ней – Т.п. С неё – Р.п. Я, вы – И.п. Ей – Д.п. Тебя – В.п. - В чём особенность написания местоимений перед ней и с ней ? (Это местоимения 3 лица. После предлогов у местоимений 3-его лица появляется Н) Учитель: –Какой разряд имеет всего лишь одно местоимение? (Возвратное местоимение себя) –Что вы знаете об этом местоимении? (Себя указывает на того, о ком говорят, не имеет И.п., не имеет рода и числа. В предложении является дополнением) 3  «Подумайте». Задание: Поставьте возвратное местоимение СЕБЯ в нужном падеже 1.Вернулся Иван-царевич домой на коне златогривом, привёз отцу своему Жар-птицу, а  ___________________ – невесту, Елену Прекрасную. СЕБЕ – Д.п. 2.Иван-царевич лёг спать, а лягушка прыгнула на крыльцо, сбросила с ____________________ лягушачью кожу и обернулась Василисой Премудрой, такой красавицей, что и в сказке не расскажешь. СЕБЯ – Р.п. 3. «Сколько ни держать при _______________ , - думает царь, - а отдавать надобно: дело неминучее!» СЕБЕ – П.п. 4.- Не за перстнем ты здесь: отдал тебя отец морскому царю. Выйдет морской царь и возьмёт тебя с _______________________ в подземное царство. СОБОЮ – Т.п. 4. ИЗБУШКА ЗАГАДОК. Задание: Найти местоимения. Указать разряд. 1.Кто ходит ночь и ходит день, Не зная, что такое лень? (Часы) (Кто – вопросительное местоимение) 2.Что возвратить нельзя? (Время) (Что – вопросительное местоимение) 3.Кто без кисти и белил Крыши города белил? (Дед Мороз) (Кто – вопросительное местоимение) 4.Что копали из земли, Жарили, варили? Что в золе мы испекли, Ели да хвалили? (Картошка ) (Что – вопросительное местоимение, мы -личное) –Как вы определили, что перед нами вопросительные местоимения? (Вопросительные местоимения служат для выражения вопроса). Какие вопросительные местоимения вы ещё знаете? (Кто? Какой? Что? Чей? Сколько? Каков?) (Вопросительные местоимения – это вопросы существительного, прилагательного и числительного, употребляются только в вопросительных предложениях.) –С каким разрядом можно перепутать вопросительные местоимения? (Вопросительные местоимения можно перепутать с относительными.) –Чем отличаются относительные местоимения от вопросительных? (Относительные местоимения служат для связи простых предложений в составе сложных. Вопросительные местоимения служат для выражения вопроса, употребляются только в вопросительных предложениях.)   5. Работа в парах Работаем в парах 1 вариант   должен придумать   предложение с вопросительными местоимениями, а 2 вариант должен перестроить предложения так, чтобы вопросительное местоимение стало относительным. (Читают по очереди, начинают с предложения с вопросительным местоимением.) Например: Кто едет на велосипеде? (Кто – вопросительное местоимение.) Я знаю, кто едет на велосипеде. (Кто – относительное местоимение.) Учитель: –Какие разряды местоимений образованы от вопросительных? (Неопределённые и отрицательные) –Назовите  неопределённые местоимения. Как они образованы? Как пишутся приставки и суффиксы в неопределённых местоимениях?   (Неопределённые местоимения образуются при помощи приставки не -, суффиксов –то, -либо, -нибудь и приставки кое-, которые пишутся через дефис, если кое- отделяется от местоимения предлогом, то пишется раздельно) –Назовите отрицательные местоимения. ( Никто, ничто, никакой, ничей, некого, нечего) С помощью чего они образованы? Расскажите об особенностях написания отрицательных местоимений. (Отрицательные местоимения указывают на отсутствие чего-либо, образуются при помощи приставок не- и ни-. Не- ударная, ни-  безударная. Если они отделяются предлогом от местоимения, то пишутся раздельно.) ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
–Назовите притяжательные местоимения. (Мой, твой, свой, наш, ваш) Что вы знаете о притяжательных местоимениях? (Притяжательные местоимения указывают на принадлежность, отвечают на вопросы: чей? чья? чьё? чьи?) Как отличить притяжательные местоимения от омонимичных им форм личных местоимений? (Личные отвечают на вопрос кого? Чего? Являются дополнением, притяжательные – чей?  Является определением) Объясните разницу в значении местоимения: его (подвиг), (наградили) его. (Слайд №10) 6. Редакция
– Ребята, перед нами редакция. Я предлагаю вам заглянуть в неё и помочь корректорам исправить ошибки в употреблении местоимений. Задание: Прочитайте стихотворение, найдите ошибки, замените неправильные формы притяжательных местоимений правильными. Как-то раз во дворе из собачьей миски Пять чумазых поросят кушали сосиски. Папа к ним подошёл, крикнул возмущённо: «Так съедите вы у пса весь обед евонный!» Закричала хрюшка-мать: «Отойди от будки: Детям надо наполнять ихние желудки». Папа грустно пробурчал в пятачок широкий: «Слушать я уже устал ейные упрёки. Детям всё прощают тут, дети хрюшками растут, И такая дребедень происходит каждый день».                                                                                А.Хайт (евонный – его, ихние – их, ейные – её) 7. Игра «Третье  лишнее». Ребята, что-то наши чемоданы слишком тяжёлые. Наверное, мы положили что-то лишнее. Давайте проверим. 1.САМ, ДРУГОЙ,   МЫ (мы) 2. СЕБЯ, ЛЮБОЙ, ВСЯКИЙ (себя) 3.ВЕСЬ,  ИНОЙ, НИКТО (никто) 4.КАЖДЫЙ, ТОБОЮ, САМЫЙ (тобою). 8. ТЕРЕМОК ПОСЛОВИЦ. Задание: Прочитайте пословицы. Найдите в предложениях указательные местоимения. Определите падеж. Местоимения каких разрядов встретились ещё в пословицах? Хорошо того учить, кто слушает. Кто много обещает, тот мало делает. Кто грамоте горазд, тому не пропасть. Чего сам не любишь – того людям не желай. Какова яблонька – таковы и плоды.    того - Р.п. тот – И.п.
тому – Д.п.
того – Р.п.
таковы – не склоняется
кто, какова, чего – относительные местоимения; сам - определительное
 9. ГОРА ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ.
Замените данные выражения подходящими по смыслу устойчивыми сочетаниями, в состав которых входят местоимения. Определить их разряд. Потерять самообладание-  нечто неопределённое -   смотреть внимательно -  искусный мастер –  спешить - чувствовать себя неловко – оглядываться беспрестанно - (Для справок: выйти из себя, ни то ни сё, смотреть во все глаза, на все руки мастер, нестись на всех парусах,  быть не в своей тарелке, оглядываться на каждом шагу.) IV. Итог урока. Учитель: – Наше путешествие подошло к концу. Подсчитайте, пожалуйста, свои жетоны и поставьте оценки в дневник. А я присваиваю вам звания «Абориген» и «Турист». Как вы думаете, почему? (При затруднении учащиеся могут обращаться к «Толковому словарю".) Рефлексия: 1. Поднимите руку те, кому понравилось в стране Местоимений. 2.Выполнены ли те цели, которые были поставлены в начале урока? 4.Какая форма работы вам понравилась больше? 5.Что вызвало затруднения? V. Домашнее задание Подготовиться к контрольному словарному диктанту по разделу: «Местоимение», повторить морфологический разбор местоимения, разгадать кроссворд по теме «Местоимение»









13PAGE 15


13PAGE 14315