Презентация по русскому языку на тему«Заглавная буква в названии населённых пунктов» (1 класс)


Чикилева И.А. Учитель начальной школы. г. Пермь. МАОУ «СОШ № 22 с углублённым изучением иностранных языков» Тема урока: «Заглавная буква в названии населённых пунктов»Цель урока: формирование понятия «имя собственное».Задачи:Образовательные:
 Систематизировать знания учащихся об употреблении имён собственных.
 Формирование умения различать имена нарицательные и имена собственные.
 Учить правильно записывать имена собственные, определять, каким правилом регулируется написание, применять это правило.
 Обогащать активный словарь учащихся.Развивающие:
 Формирование познавательных УУД: умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; умение осуществлять поиск и выделение необходимой информации при работе с печатным источником; умения структурировать знания; умения сознательно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; умения наблюдать за языковым материалом, проводить на основе наблюдений операций анализа и синтеза, подведение под понятие; умение строить логическую цепь рассуждений.
 Формирование логических УУД: умение выполнять целеполагание, планирование, контроль и коррекцию, оценку деятельности.Воспитательные:
 Формирование личностных УУД: формировать умение устанавливать связь между целью учебной деятельности и её мотивом;
 Формирование коммуникативных УУД: воспитывать умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы; умение адекватно оценивать границы своего знания и «незнания», свою работу и работу своего товарища.Планируемые результаты:
 Предметные: ученик научится распознавать имена собственные и нарицательные, правильно записывать имена собственные, словарные слова.
 Метапредметные: ученик, умеющий организовать своё рабочее место, пользоваться источником информации по алгоритму, умеющий наблюдать, анализировать, обобщать языковой материал, регулировать свою деятельность.
 Личностные: ученик получит возможность научиться вести коммуникативную деятельность, устанавливать связь между целью своей деятельности и её мотивом.Оборудование.
 У учителя: карточки на доску с изображениями названиями городов, карточки с картой Пермской области, карточки с деформированными предложениями, подвижная схема на доску.
 У учащихся: карточки с деформированным предложением, клей, карточки с изображением карточки с картой Пермской области, картинки и слова соответствующие названиям населённых пунктов, солнышко (трёх видов) для оценки настроения.Ход урока.
Мы пришли сюда учиться,Не лениться, а трудиться.Работаем старательно,Слушаем внимательно.
Обычная буква выросла вдруг.Выросла выше букв-подруг.Смотрят с почтеньем на букву подруги.Но почему? За какие заслуги?Буква расти не сама захотела,Букве поручено важное дело.Ставится буква у строчки в начале.Чтобы начало все замечали.Имя, фамилия пишутся с нею,Чтобы заметней им быть и виднее.Чтобы звучали громко и гордо Улицы имя, название города!
На доске карточки «ЗНАЮ» «ХОЧУ ЗНАТЬ» «УЗНАЛ»
Определяем что знаем ( С ЗАГЛАВН БУКВЫ ПИШУТСЯ ИМЕНА, НАЧАЛО ПРЕДЛОЖЕНИЙ, клички животных)
1 слайд. Рассказ о России, её протяжённости и необъятности. Месте где находится наша малая Родина ПЕРМСКИЙ край.

2 слайд. Карта Пермского края. Указать на множество населённых пунктов. В крае имеются города, посёлки, сёла и деревни. Огромное разнообразие в их названиях.

3слайд. Загадка Штучка-одноручка,Носик стальной, хвостик деревянный.
Травы поем — зубы вытуплю,Песку хвачу — опять наточу.
4 слайд. Появляются картинки с изображением КОСЫ.
Составляем предложения.

5 слайд. Название «Коса» - почему с заглавной буквы? Как это может быть? Составляем предложение. Найдите название этого города на карте Пермского края. НАЙТИ НА КАРТЕ ГОРОД КОСА

ВЫВОД: дети предполагают какая тема урока.
6 слайд. Название темы урока. «Заглавная буква в названии населённых пунктов»
Работа с маленькими карточками. «НАЙДИ ПАРУ» соединить картинку со словом. Наклеить на бумагу и обсудить подходит ли слово к картинке. Если нет то почему, напишите правильное слово. Бисер Чернушка
Утёс Орда
Оса Ключики
Сова Баклуши
Раз, два, три, четыре, пять всем свои места занять!
Работа с картой Пермского края. Найдите и запишите названия населённых пунктов, которые могут обозначать и другие предметы.
1 Коса, 2 Оса, 3 Звёздный, 4 Чернушка, 5 Бисер, 6 Ножовка, 7 Орда, (большое колличество людей агрессивно или воинственно настроено, они хотят захватывать, угнетать, порабощать)8 Ключики, 9 Петушки, 10 Сова, 11 Утёс (отвесная скала) 12 Юг,
13 Баклуши - пояснить фильмом с 3 мин. 1 сек.
Встретили ли вы непонятные – неизвестные слова, чтобы это могло быть? У кого есть предположения? Какие мысли по этому поводу?
Выясняем какие населённые пункты нашли и выписали дети, а я вам показала другое значение этих слов. сопровождая ответы картинками и названиями на магнитной доске.
Итог: Что нового узнали на уроке?
Дополняем новые знания в начальную таблицу: Узнали НАПИСАНИЕ НАСЕЛЁНЫХ ПУНКТОВ пишутся с заглавной буквы.
Слайд № 7 и 8 Работа с карточками по исправлению ошибок в тексте
Среди уральских гор притаилась маленькая деревня (П,п)етушки. Ранним утром жителей деревни будят голосистые (П.п)етушки. Над посёлком (У,у)тёс навис каменный (У,у)тёс. У Кати из деревни (С,с)ова живёт ручная (С,с)ова. А в селе (Б,б)аклуши ни кто не бил (Б.б)аклуши. В городе (Ч,ч)ернушка живёт кошка (Ч,ч)ернушка.
Прошу оценить свою работу на уроке. Наклеить цветной квадратик в нижний угол листа с картой Пермского края.
Зелёный цвет – доволен работой, всё понял и могу объяснить товарищу.
Голубой цвет – понял, но сомневаюсь, хотелось бы уточнить.
Красный цвет – не доволен работой, не понял что происходило на уроке.
38823904305300023107654305300067246535433000