КСП по географии 10 класс на тему Виды населенных пунктов и урбанизация
Урок № 28 10 класс
Тема: Виды населенных пунктов и урбанизация
Ссылки: календарный план, учебник, руководство
Цель урока:
ознакомить учащихся с основными видами расселения; сформировать представление об урбанизации как о всемирном процессе. Познакомить учащихся с понятиями «расселение», «урбанизация», «агломерация», «мегалополис».
Результат обучения Знают о видах расселения, умеют определять термины «расселение», «урбанизация», «агломерация», «мегалополис»; научаться делать выводы, работать с картами, учебником, статистическими данными.Ресурсы. Таблица, атлас, раздаточный материал, презентация, иллюстрации, сигнальные карты
Ход урока Орг. момент. подготовить класс к уроку, распределить на группы
Действия учителя учащихся
Толстые и тонкие вопросы 1. На каких языках индоевропейской семьи говорят: англичане, бенгальцы, поляки, чехи, шведы, французы?
2. Какие из перечисленных ниже народов относятся к индоевропейской семье: китайцы, хиндустанцы, русские, японцы, бразильцы, американцы США, англичане, египтяне?3. Почему основные религии мира возникли именно в Азии?
4. Объясните причины распространения мировых религий, и нераспространение национальных религий.
5. Почему приверженцев местных верований много в Африке и в Латинской Америке?
6. Назовите основные религиозные центры. Объясните появление их именно в этих районах мира. Когда они стали исполнять роль религиозных центров. Используя сигнальные карты, каждая группа отвечают на вопросы
Мозговой штурм Как вы понимаете следующие слова Н. Н. Баранского: «Города — это как бы командный состав страны, организующий ее во всех отношениях — и в хозяйственном, и в политико — административном, и в культурном»? ответы учащихся
Осмысление
Заметки на полях Работа с терминологией:
1) трудовыми (из одного города в другой на работу)
2) культурно-бытовые (поездки на выставки, в театры…)
3) производственные (поставки сырья, материалов…)
4) инфраструктурными – совместное использование коммуникаций. Сетей (тепло-. Энерго-…) Запись в тетрадь:
Урбанизация – увеличение доли городского населения
Мегаполис – наиболее крупная форма расселения, возникшая в результате срастания нескольких городских агломераций.
Субурбанизации – переезд части городского населения в пригороды.
Рурурбанизация – процесс распространения городских форм и условий жизни на сельские поселения
Городская агломерация – это группы близкорасположенных городов, объединённых тесными связями:
Методика «Кубик». Работа в группах по созданию кластера и расшифровке понятии «ГОРОД-АГЛОМЕРАЦИЯ-МЕГАПОЛИС».
Опишите. Взгляните на объект ближе (возможно, только мысленно) и опишите, что
Вы видите. Цвет, формы, размер и т.д. Как это выглядит?
Сравните. На что это похоже и чем отличается?
Ассоциируйте. Что приходит Вам на ум, когда Вы слышите это слово? Подумайте и
посмотрите, какие ассоциации у Вас возникнут.
Проанализируйте. Для чего это? Скажите, как это сделано? (Вы не обязательно должны это знать, просто предложите).
Предложите. Как Вы можете это использовать? Скажите, что можно с ним
сделать? Предложите рекомендации.
Аргументируйте «за» и «против». Хорошо это или плохо? Почему? Используйте любые
виды аргументов, какие Вы хотите, - логические или смешные, или нечто среднее. Учащиеся получают кубик, распределяют роли, ищут ответы, используя различные источники: учебник, интернет, справочники. Каждый готовит задание в соответствии со своей ролью
Даны понятия: Город-агломерация-мегаполис.
1. Опишите,
2. Сравните,
3. Ассоциируйте,
4. Проанализируйте,
5. Предложите,
6. Аргументируйте "за" и "против".
Презентация групповых работ, выступление учащихся
Взаимооценивание группами презентаций друг друга
Практическая работа Найти по атласу высоко, средне, низкоурбанизированные страны мира и формы сельского расселения По уровню урбанизации можно выделить:
А) высокоурбанизированные страны (доля городского населения более 50%) Англия, Кувейт, Австралия, Япония, Россия
Б)среднеурбанизированные (20-50%), Алжир, Индия Египет, Боливия
В)слабоурбанизированные (менее 20%), Чад, Эфиопия, Сомали, Замбия
Формы сельского расселения:
•Групповая (деревенская)- хар-на для стран Ц. и Ю. Европы, России, Японии и для развивающихся стран;
•Рассеянная (ферма)- хар-на для США, Канады, Австралии, С. Европы.
Закрепление
Прием «Тонкие, толстые вопросы»
Назовите факторы, влияющие на формирование городов.
Что такое урбанизация?
Как классифицируются казахстанские города?
Какое влияние оказывают городские населённые пункты на окружающую среду? отвечают на вопросы
Рефлексия
методика «Дерево познания» Совместно подводит итоги практической деятельности Анализируют свою деятельность на уроке
Дом.заданиепараграф 24, работа по атласу Запись в дневниках