Программа по профилактике наркомании и токсикомании
«Согласовано»: «Утверждено»:
Заместитель директора по УВР Директор МОУ Кологривской СОШ
___________________Топоркова Л.П. ______________________Куликова С.Н.
«____»__________________2016 год. Приказ №_______________________от «_____»___________________2016 года.
Программа:
«Профилактика наркомании и токсикомании
в МОУ Кологривская средняя
общеобразовательная школа».
Социальный педагог: Лебедева М.С.
г. Кологрив
2016 год.
Содержание программы:
1. Паспорт программы.
2. Пояснительная записка.
3. Цели и задачи реализации программы.
4. Принципы реализации программы.
5. Сроки и этапы реализации программы.
6. Направления реализации программы.
7. Основные функции субъектов профилактической деятельности при организации работы по профилактике зависимостей.
8. формы и методы профилактической работы.
9. Возрастные этапы профилактической работы.
10. Основные мероприятия по профилактике употребления ПАВ среди учащихся
11. Ожидаемые конечные результаты реализации программы, их социальная эффективность.
12. Заключение
13. Список литературы.
1.Паспорт программы.
Наименование программы: «Программа профилактики наркомании и токсикомании в МОУ Кологривской средней общеобразовательной школе».
Цель программы: создание условий для реализации в образовательном учреждении эффективной программы антинаркотического воспитания школьников; формирование у обучающихся стойкой негативной установки по отношению к употреблению психоактивных веществ как способу решения своих проблем или проведения досуга.
Срок реализации программы: 2016 – 2018 год.
Ожидаемый результат: уменьшение факторов риска употребления ПАВ;
вовлечение подростков, молодежи и их семей в общественно-значимую деятельность; установление социальных связей с органами системы профилактики наркомании.
2.Пояснительная записка.
Выражение «болезнь легче предотвратить, чем лечить» верно, в отношении употребления ПАВ, однако, как показывает практика наших дней, и предотвратить это явление не так-то просто.
Профилактика как система мер, направленных на предотвращение болезни, требует осознанного научного подхода, согласованных продуманных действий специалистов различных сфер (медиков, педагогов, психологов, работников правоохранительных органов), значительных финансовых и материальных затрат, а самое главное - пристального внимания и постоянных действий со стороны государства.
Сегодня уже совершенно очевидно, что решить проблему употребления ПАВ в нашей стране даже при использовании уже существующего мирового опыта будет нелегко. Это следует и из анализа сегодняшней ситуации с распространением алкоголизма, табакокурения наркомании и из анализа непосредственно самих причин приобщения людей к наркотикам. Наркомания молодеет, и среди причин, называемых самими подростками, способствующих их приобщению к наркотикам, называются следующие:
- конфликты в семье;
- желание все попробовать в этой жизни;
- от скуки;
- желание расслабиться; снять напряжение;
- желание не быть белой вороной в компании сверстников;
- по глупости, т.е. по незнанию;
- желание испытать кайф;
- назло родителям;
- под давлением более старших или авторитетов;
- это сейчас модно.
Конечно, это далеко не полный список причин, но даже из него видно, что важнейшие из них носят социально-психологический характер. Но, по большому счету, заболеет человек наркоманией или нет, зависит от того, насколько он способен самостоятельно осознать опасность приобщения к наркотикам и принять правильное решение в отношении их употребления. Для него также важна способность понимать самого себя, осознавать свои потребности и найти способы их удовлетворения без употребления психоактивных веществ.
Если говорить о системе первичной профилактики табако-, нарко- и алкогольной зависимости, то именно эти направления психолого-педагогической работы с подростком должны стать приоритетными. Профилактическую работу, направленную на личность подростка, необходимо вести силами родителей, педагогов, психологов. Но, как опять-таки показывает мировой и наш собственный опыт, эта работа может быть достаточно эффективной и в том случае, когда она осуществляется силами самих подростков.
Это объясняется несколькими причинами. Значительная часть молодежи весьма низко оценивает эффективность проводимых профилактических мероприятий и критически относится к деятельности, осуществляемой в данном направлении различными государственными и общественными организациями; профилактическая деятельность в большинстве случаев сводится к санитарному просвещению или информированию; профилактическая работа ведется разными структурами, слабо координирующими свою деятельность, для многих из них профилактика не является первоочередной задачей; существуют серьезные проблемы кадрового обеспечения профилактической работы, не хватает материальных и финансовых ресурсов, к профилактической работе слабо привлекаются сами подростки и молодежь. Профилактическая работа не рассматривается некоторыми представителями молодежных структур как первоочередная и важная. Подорван кредит доверия к нам, взрослым. Выходом из сложившейся ситуации могло бы стать создание профилактических программ нового поколения и развитие новых, нетрадиционных подходов в профилактике. Одним из таких подходов могло бы быть привлечение к профилактической работе подростков.
Подростковый период всегда рассматривается как критический, кризисный в жизни человека. Происходит коренная перестройка организма человека, формируется мировоззрение и новая система связей и отношений с окружающим миром. Подростку приходится задавать себе и самому отвечать на такие сложные вопросы, как: Кто я? Зачем я в этом мире? В чем смысл моей жизни, что в ней ценно, а что нет?. Подросток пытается отделиться от семьи, ослабить пуповину детской зависимости от родителей и делает первые шаги в сторону своей автономизации. Стремясь к независимости, подростки одновременно подвержены влиянию своей референтной группы. Табак, алкоголь и наркотики ими воспринимаются как атрибуты взрослой жизни.
Нередко ребята начинают их употреблять в группе сверстников или более старших ребят, неосознанно следующих сложившимся традициям и стереотипам поведения взрослых в отношении употребления психоактивных веществ. Именно потому, что подростки склонны отрицать авторитет взрослых, а общение со сверстниками проходит в более доверительной обстановке и информация воспринимается с меньшим сопротивлением, возникла идея привлечения к проведению профилактической работы самих подростков.
Принадлежность ребят, проводящих занятия со сверстниками, к одному поколению, способность говорить на одном языке, их успешность и привлекательный имидж, компетентность и доступность - все это увеличивает положительный эффект профилактической работы.
В настоящее время темпы и масштабы распространения наркомании позволяют говорить уже даже не об эпидемии, а о пандемии наркомании.
Для того, чтобы остановить распространение этой опасной социальной болезни необходима, как уже было сказано, целая система мер государственного и общественного воздействия. Эта система мер станет эффективна в том случае, если она будет опираться на научные исследования и обоснования причин возникновения этого явления и будет носить предупреждающий, превентивный характер.
И в этом случае целесообразно основные усилия специалистов и всего государства сосредоточить именно на первичной профилактике нарко-алкогольной зависимости, а не на ликвидации последствий распространения наркомании, хотя и последнее, тоже важно. Под первичной профилактикой зависимости подразумевается комплекс мероприятий, направленных на предупреждение заболевания.
И в случае подростковой наркологии это - предотвращение аддитивного поведения подростков в целом, а не только алкоголизма и наркомании. Первичная профилактика зависимостей от психоактивных веществ (ПАВ) направлена не на наркоманов, а на здоровых детей и детей из группы риска. А в эту группу риска попадает сейчас чуть ли не каждый второй подросток.
3. Цели и задачи реализации программы.
Цель:
Создание условий для реализации в образовательном учреждении эффективной программы антинаркотического воспитания школьников; формирование у обучающихся стойкой негативной установки по отношению к употреблению психоактивных веществ, как способу решения своих проблем или проведения досуга.
Задачи:
- предупреждение возникновения у обучающихся установки на желание попробовать наркотики, алкоголь, табак;
- привлечение родителей к решению вопросов профилактики вредных привычек;
- обеспечение условий для организации и проведения мероприятий, направленных на формирование у подростков стремления к ведению здорового образа жизни;
-создание информационного поля по профилактике ПАВ.
4. Принципы реализации программы.
Программа профилактики употребления ПАВ реализуется на основе следующих принципов психолого-профилактической профилактики:
Комплексность – согласованное взаимодействие специалистов образовательного учреждения, межведомственное взаимодействие, и координация различных профилактических мероприятий в русле единой целостной программы комплексной профилактики. Вопросы предупреждения курения, использования детьми, подростками и молодежью алкоголя наркотиков и токсических веществ должно рассматриваться в качестве звеньев единой системы воспитания.
Добровольность - добровольное участие молодежи и подростков, их родителей во всех мероприятиях. Принуждение может привести к совершенно противоположным результатам.
Аксиологичность – формирование у детей и молодежи мировоззренческих представлений об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни, законопослушности, уважении к человеку, государству, окружающей среде и др., которые являются ориентирами и регуляторами их поведения.
Позитивность и конструктивность – педагогическая профилактика должна носить не запрещающий, а конструктивно-позитивный характер. Важно сформировать у ребенка представление о недопустимости употребления ПАВ, и показать ему, как без помощи ПАВ сделать жизнь прекрасной, интересной и счастливой.
Последовательность (этапность) – разделение целей и задач профилактики на общие стратегические и частные (этапные). Невозможность реализации профилактических программ одномоментно, по типу разовых кампаний. Для обеспечения последовательности реализации системной профилактики в нее обязательно должен входить социально-психологический мониторинг, ориентированный не только на оценку субъективных и объективных факторов распространения наркотиков, но и на формирование структур и элементов системы сдерживания распространения, системы социально-психологической поддержки.
Гармонизация общественных, групповых и личных интересов - процесс ведения такой сложной работы предполагает паритет интересов социума и интересов конкретной личности.
5. Сроки и этапы реализации программы.
Выполнение программы рассчитано на 2016-2018 год. Программа осуществляется на базе муниципального общеобразовательного учреждения Кологривская средняя общеобразовательная школа, Кологривского района, Костромской области.
6. Направления реализации программы.
Работа с педагогическими кадрами
информирование по проблеме наркозависимости и ее первичной профилактике;
индивидуальная работа, консультирование
Работа с учащимися
мероприятия по профилактике наркомании, токсикомании и СПИДа;
тематические встречи и встречи со специалистами (юрист, нарколог и т.д.);
организация и проведение индивидуальной работы (собеседования, интервью).
Работа с родителями
участие в проведении родительских собраний и школьных мероприятий;
информационно-консультативная работа;
Совместная работа с правоохранительными, медицинскими и другими заинтересованными органами по профилактике зависимости в подростковой среде
ведение разъяснительно – просветительской работы с подростками и родителями;
проведение рейдов по выявлению каналов распространения и потребления психоактивных веществ;
организация занятий для подростков по изучению их прав, обязанностей и ответственности
7. Основные функции субъектов профилактической деятельности при организации работы по профилактике зависимостей.
Администрация школы: осуществляет контроль и координацию профилактической работы в образовательном учреждении в целом.
Учителя-предметники и классные руководители: благодаря более тесному взаимодействию со школьным коллективом обладают возможностью наиболее комплексного подхода к решению проблемы (организация внеклассных мероприятий, работа с родителями, психолого-педагогической службой школы), обеспечивают организацию профилактической работы на уроке.
Школьный педагог - психолог: обеспечивает:
-психологическую поддержку педагогического процесса (выявление и предотвращение различных ситуаций риска, возникающих в ходе учебно-воспитательного процесса, позитивное разрешение конфликтных ситуаций);
-психологическое консультирование и сопровождение семей учащихся;
-организационно целостную психологическую помощь детям группы риска, в том числе направление ребенка и его родителей к тому специалисту, который может оказать им квалифицированную помощь вне школы.
Социальный педагог несет ответственность:
- за привлечение к совместной деятельности различных заинтересованных организаций, установление с ними постоянных и действенных контактов;
-систематическую работу с семьями школьника (особенно с семьями детей «группы риска»);
Органы ученического самоуправления: создают общешкольное волонтерское движение, проводят социологические опросы, участвуют в антинаркотических мероприятиях;
Библиотека: обеспечивает информационно-методическую базу профилактической работы.
Правоохранительные органы:
-работают с детьми и родителями по вопросам правовой ответственности за употребление, хранение и распространение наркотических средств и психотропных веществ;
-осуществляют юридическое консультирование по проблемам наркомании;
-обеспечивают взаимодействие школы с районными комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав, отделениями профилактики правонарушений несовершеннолетних;
-организуют первичный профилактический учет детей и подростков, замеченных в приеме наркотиков.
Инспектор по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, закреплѐнный за общеобразовательными учреждениями профилактическую деятельность строит по трем основным направлениям: работа с учащимися, родителями и педагогическими коллективами. Среди основных задач школьных инспекторов – профилактика правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков.
8. Формы и методы профилактической работы:
1.Беседы.
2.Лекции.
3.Линейки-презентации.
4.Классные часы.
5. Встречи с интересными людьми.
6.Просмотр видеофильмов.
7.Педагогические, профилактические советы.
8.Конкурсы рисунков.
9.Акции.
10.Диагностические исследования.
11. Индивидуальная работа с учащимися «группы риска»
12. Спортивные мероприятия.
13. Волонтёрская работа.
14.Трудоустройство и занятость в летнее и каникулярное время.
9. Возрастные этапы профилактической работы.
Этапы. Возраст. Характеристика.
1 6-9 лет
9-11 лет
Формирование представления о здоровье, его значении, об основах здорового образа жизни; освоение навыков безопасного поведения (в том числе связанных с наркотизацией окружающих), развитие навыков самоконтроля.
Формирование комплексного представления о здоровье, расширение знаний о негативном воздействии ПАВ на организм человека; формирование устойчивости к негативному давлению среды.
2 11-13 лет Выработка специальных навыков высокой самооценки себя как личности; необходимо заложить установку “не делай, как другие” по отношению к ПАВ; расширение знаний о негативном воздействии наркогенных веществ на организм (свойства, механизм действия, мифы о безопасности ПАВ).
3 14-17 лет Освоение навыков отказа и навыков пошагового общения в ситуациях, связанных с ПАВ умения найти выход в конфликтной ситуации; “умей сказать – НЕТ!”
10. Основные мероприятия по профилактике злоупотребления ПАВ.
№
п/пСодержание работы сроки ответственные
1 Разработка и утверждение комплексной программы по профилактике наркомании Август-сентябрь 2016 года. Завуч по ВР, администрация школы, социальный педагог, педагог-психолог
2 Привлечение учащихся к культурно - досуговой деятельности (кружки, секции).
В течение всего года Классные руководители, социальный педагог, руководители кружков.
3 Изучение нормативных документов по профилактике наркомании, токсикомании и употребления ПАВ
- администрацией школы,
- классными руководителями.
Ознакомление с планом работы.
Ежегодно,
сентябрь Администрация школы, классные руководители, социальный педагог, педагог-психолог.
4 Составление базы данных по учащимся, имеющим отклонения в поведении, и семьям, находящимся в социально опасном положении, неблагополучного характера с целью последующей помощи им.Выявление детей «группы риска».
Ежегодно,
сентябрь Классные руководители, социальный педагог, педагог-психолог.
5 Мониторинг «Твой выбор» Выявление подростков, склонных к употреблению ПАВ или вовлеченных в употребление.
Ежегодно,
октябрь Соц. педагог, классные руководители
6 Анкетирование среди учащихся 5, 9 классов с целью контроля за их адаптацией к новым условиям обучения. Ежегодно
октябрь Социальный педагог
Классные руководители.
7 Педагогический совет, посвященный результатам анкетирования, адаптации учащихся. Ежегодно,
октябрь Администрация школы
8 Среди учащихся 7,8 классов провести анкетирование с целью выявления знаний и отношения детей разных возрастных групп к здоровому образу жизни. Ежегодно
ноябрь Социальный педагог
9 Участие в межведомственной операции: «СПАЙС» Ноябрь. 2016 год. Завуч по ВР, социальный педагог, фельдшер школы, классные руководители.
10 Цикл бесед и классных часов:
-«Уголовный кодекс о наркотиках»,
-«Наркотики и здоровье»,
-«Можно ли избавиться от наркомании»
-«Мой выбор - моё здоровье»
-«Умей сказать нет»
-«Правда и мифы о наркотиках».
В течение года по плану работы классных руководителей Классные руководители
11 Проведение спортивных мероприятий, направленных на пропаганду ЗОЖ.
Ежегодно по плану воспитательной работы. Администрация,
учителя физической культуры, вожатые.
12 Участие в школьных, городских, областных соревнованиях по легкой атлетике, волейболу, футболу, спартакиаде школьников, всероссийских соревнованиях По особому плану Учителя
Физкультуры, руководители спортивных секций
13 Профилактика наркомании и токсикомании на уроках ОБЖ, химии, биологии и др.
Ежегодно в течение года. Учителя – предметники химии, биологии, классные руководители
14 Беседы для родителей. «Отклонения у подростка, употребляющего наркотики», «Признаки злоупотребления химическими веществами», «Если ребёнок напряжён и охвачен паникой. Что делать, если вы найдёте ребёнка в состоянии наркотического кризиса».
В течение года на родительских общешкольных и классных собраниях. Классные руководители, администрация школы.
15 Анкетирование обучающихся, с целью выяснения занятости во внеурочное время.
В течение года по плану социального педагога Соц.педагог, классные руководители.
16 Мероприятия: «СТОП. ВИЧ.СПИД». Ежегодно в начале декабря. Завуч по ВР, социальный педагог, классные руководители, педагого-психолог.
17 Беседы с инспектором ПДН «Цена вредных привычек», «Закон и порядок».
Ежегодно
декабрь.
Май.
Социальный педагог
Инспектор ПДН. 18 «Вся правда о наркотиках». Показ видео роликов «Спайс» в рамках недели ЗОЖ.8-11 классы Ежегодно в январе-феврале. Завуч по ВР, социальный педагог, учитель ОБЖ.
19 «Вредные привычки». Показ видео ролика в рамках недели ЗОЖ.1-4 классы
Ежегодно в январе-феврале. Завуч по ВР, социальный педагог
20 Показ видео ролика «Вся правда о наркотиках. Мифы». 5-7 классы в рамках недели ЗОЖ. Ежегодно в январе-феврале. Завуч по ВР, социальный педагог, учитель ОБЖ.
21 Педагогический совет на тему: “Пути сохранения физического, психологического и социального здоровья обучающихся школы». Ежегодно в феврале. Завуч по ВР, педагог-психолог, фельдшер школы.
22 Конкурс рисунков: «Мы за ЗОЖ», «Молодёжь за ЗОЖ», «Вред наркотиков». Ежегодно по плану социального педагога. Социальный педагог.
23 Выставка статей, журналов, книг «Против наркомании». Ежегодно в феврале. Библиотекарь.
24 Оформление стенда в коридоре школы по профилактике наркомании. Ежегодно
ноябрь
февраль Социальный педагог.
25 Проведение диагностической работы. В течение учебного года Педагог-психолог, социальный педагог.
26 Индивидуальные беседы по профилактике наркомании с учащимися, состоящими на различных видах учёта. «Не попасть под чужое влияние», «Мифы о наркотиках», «Последствия употребления наркотиков». В течение учебного года. Социальный педагог, педагог-психолог.
27 Подготовка и распространение специальных материалов антинаркотической направленности: буклеты, брошюры. В течение учебного года. Социальный педагог, волонтёрское объединение «ДРАЙВ».
28 Проведение заседания Совета профилактики правонарушений. По особому плану.
Раз в четверть. Завуч по ВР, социальный педагог.
29 Работа волонтёрского отряда «ДРАЙВ» В течение всего учебного года Социальный педагог
30 Организация летнего лагеря труда и отдыха Ежегодно июнь-август Администрация школы
31 Организация отдыха учащихся в каникулярное время. Ежегодно
Ноябрь
Январь
март Администрация школы.
32 Круглый стол: «Анализ реализации программы, подведение итогов, разработка мероприятий на новый учебный год.»Май,2018 Администрация школы, социальный педагог. Педагог-психолог.
11. Ожидаемые конечные результаты реализации программы, их социальная эффективность.
1. Уменьшение факторов риска употребления наркотиков и других психотропных веществ среди обучающихся. 2. Формирование навыков здорового образа жизни и эффективных поведенческих стратегий и личностных ресурсов у подростков и молодежи. 3. Развитие системного подхода к профилактике злоупотребления психоактивными веществами.
12. Заключение
В процессе реализации программы необходимо создать условия для эффективной реализации комплексной профилактической программы. Создание условий мы рассматриваем через расширение имеющихся ресурсов и привлечение новых: интеллектуальных, материальных, финансовых, профессиональных (образовательных, медицинских, правоохранительных, психотерапевтических), правовых, организационных, управленческих, духовных, нравственно-волевых, информационных, технологических. Считаем, что реализация данной программы будет способствовать преодолению информационно-просветительского подхода в антинаркотическом воспитании. В процессе эксперимента произойдет смена традиционной профилактики через разовые мероприятия на систематическую антинаркотическую работу, которую, по сути, следует рассматривать как важную воспитательную и психологическую помощь учащимся в формировании у них ценностей здорового образа жизни.
Предполагаем, что успешная реализация программы подготовит и привлечет к участию в психолого-педагогической профилактике не только отдельных специалистов, а весь коллектив образовательного учреждения, учащихся и их родителей.
13. Список литературы:
1. Концепция профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде: Приложение к приказу Министерства образования России от 28.02.2000 № 619 // Вестник образования. 2000. №
2. Методические материалы Федеральной образовательная программа, «Разработка региональной системы профилактики злоупотребления психоактивными веществами детьми и молодежью», Министерство образования Российской Федерации, Центр профилактики аддиктивного поведения у детей и молодежи Минобразования России;
3. Программы дистанционного образования для учреждений профессионального образования по вопросам профилактики злоупотребления психоактивными веществами среди несовершеннолетних и молодежи. М., 2002.
4. Руководство по профилактике злоупотребления психоактивными веществами несовершеннолетними и молодежью. Руководство. М., 2003.
5. Государственный стандарт первичной профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде (проект). МоиН РФ. М., 2003.
6. Шипицына Л. М. Курс: теоретические основы профилактики наркозависимости в образовательной среде. Федеральная образовательная программа: «Разработка региональной системы профилактики злоупотребления психоактивными веществами детьми и молодежью».
7. Материалы координационной антинаркотической комиссии при губернаторе Белгородской области. 2004
8. Зарецкая Л. В. Обучение через общение (интерактивные технологии ведения уроков тренингов в образовательных учреждениях). Методическое пособие. М., 2004