Урок биологии в 11 классе по теме: «Гипотезы происхождения человека»
19
Урок биологии в 11 классе
по теме: «Гипотезы происхождения человека»
Учитель биологии: Купина И.В.
Дидактическая цель урока: создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации через организацию самостоятельной работы.
Цели по содержанию:
Образовательная: познакомить учащихся с разными гипотезами происхождения человека, оценивая степень их научности и достоверности; охарактеризовать развитие взглядов учёных на проблему антропогенеза.
Развивающая: способствовать формированию информационной компетентности учащихся, умению выделять главное.
Воспитательная: создать условия для формирования мировоззренческих взглядов учащихся на проблему происхождения человека от животных.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Форма урока: самостоятельная работа.
Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная.
Средства обучения:
Федеральный компонент государственного стандарта среднего (полного) общего образования по биологии (базовый уровень), 2004;
Примерные программы по биологии. – М.: Дрофа, 2008;
Сивоглазов В.И., Агафонов И.Б., Захарова Е.Т. Общая биология. Базовый уровень: учебник для 10 -11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2007;
портреты учёных;
таблицы, иллюстрирующие этапы антропогенеза.
Технологическая карта урока
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
1. Орг. момент
Побуждает учащихся к организации рабочего места. Определяет готовность к уроку.
Готовят рабочее место к уроку. Самоорганизация.
2. Целеполагание и мотивация.
Вводит учащихся в новую тему, излагает её основные задачи, план изучения, объявляет тему данного урока.
Учащиеся слушают учителя, вносят предложения по плану изучения темы.
3. Актуализация.
Знакомит с эпиграфом к уроку: «Главным предметом изучения человечества является человек».
Гёте.
В настоящее время на нашей планете обитает несколько миллионов видов живых организмов, каждый из которых по- своему уникален. Какое место среди этого многообразия занимает вид Homo sapiens (Человек разумный) и кто его предки? Во все века человечество пыталось найти ответы на эти и другие вопросы, подобные им. Существует множество гипотез происхождения человека. Сегодня на уроке вам предстоит с ними познакомиться. В ходе беседы выясняет, что известно учащимся о происхождении человека.
Знакомятся с эпиграфом, высказывают свои предположения о происхождении человека на основе имеющихся знаний из курса биологии 8 класса.
4. Первичное усвоение материала.
Организует учащихся на выполнение самостоятельной работы с учебником (§ 4.17) по заданию: прочитать § 4.17 в учебнике (стр.282 – 284), обращая внимание на идеи о возникновении человека, которые существовали в Древнем мире и в 18 – 19 вв. Наблюдает за работой, консультирует, направляет самостоятельную познавательную деятельность учащихся.
Знакомятся с материалом §4.17 учебника, при необходимости обращаются за консультацией к учителю.
5. Осознание и осмысление учебной информации.
°После изучения текста § 4.17 в учебнике предлагает учащимся заполнить таблицу в тетради «Антропогенез – историческое развитие человека» (приложение №1), оказывает необходимую отдельным учащимся помощь в заполнении таблицы.
Самостоятельно выполняют задание в тетради.
6. Первичное закрепление учебного материала.
Организует работу в парах по обмену информацией, занесённой в таблицу.
Предлагает учащимся ответить на вопросы:
1) Какие идеи о возникновении человека существовали в древнем мире?
2) Какова роль трудов Ч.Дарвина в истории развития взглядов на происхождение человека?
3) Какому фактору в эволюции человечества придавал особое значение Ф.Энгельс?
Обмениваются информацией в парах, отвечают на вопросы, предложенные учителем.
7. Информация о домашнем задании.
Поясняет домашнее задание: изучить § 4.17, ответить на вопросы 1-5 на с. 282-284 учебника; повторить материал о месте человека в системе органического мира по учебнику биологии 8 класса (стр.3-5).
Записывают домашнее задание в дневник.
8.Рефлексия (подведение итогов урока).
Организует подведение итогов урока, обмен мнениями по эпиграфу, выясняет отношение учащихся к теме урока.
Комментируют эпиграф, высказывают своё отношение к проблеме происхождения человека.
Приложение №1.
Таблица «Антропогенез – историческое развитие человека».
№ п/п
Учёный
Взгляд на антропогенез
1
Анаксимандр (610-546гг. до н.э.)
Выдвигал идею о возникновении человека путём последовательных превращений животных.
2
Сократ
(469 – 399 гг. до н.э.)
Человек занимает столь высокое положение в мире, потому что он имеет очень развитую кисть руки.
3
Исократ (учитель красноречия)
Человек стал человеком благодаря речи.
4
Аристотель
(384 – 322 гг. до н.э.)
Ставил человека рядом с обезьянами. «Человек - разумнейшее животное не потому, что имеет руки, а потому и имеет руки, что он – разумнейшее существо».
5
К.Линней
(1707 – 1778)
Поместил человека в своей классификации живых организмов в один отряд с приматами, потому что считал их схожими по строению. Выделил вид Homo sapiens («человек разумный»).
6
И.Кант
(18 в.)
Эволюция природы способна превратить человекообразную обезьяну в человека при наличии божественной «сверхидеи».
7
А.Н.Радищев
(1749 – 1802)
«Человек – единоутробный сродственник , брат всему на Земле живущему, не только зверю, птице, рыбе , но и растению, грибу . Паче всего сходственность человека примечательна с животными».
8
А.Каверзнев
(в 1775 г.)
Труд «О происхождении животных», в котором подробно развивал идею о родстве человека и обезьян.
9
Ж.-Б.Роббинс
Животные представляют собой неудачные попытки природы сотворить наиболее совершенную форму жизни – человека.
10
Ж.-Б.Ламарк
(начало 19 в.)
Некий «четверорукий» предок человека «утратил привычку» лазать по деревьям, но приобрёл другую – передвигаться на двух ногах.
11
Ч.Дарвин
(1872 – 1872)
Труды «Происхождение человека и половой отбор» и «О выражении эмоций у человека». Доказал происхождение человека от низших форм.
12
Ф.Энгельс
(20 в.)
«Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека». Факторы антропогенеза: речь, общественный образ жизни и труд.
15