Разработка урока биологии в 10 классе: Гипотезы происхождения человека.
Тема урока: Гипотезы происхождения человека (урок №1).
Цели по содержанию:
Образовательная: познакомить учащихся с разными гипотезами происхождения человека, оценивая степень их научности и достоверности; охарактеризовать развитие взглядов учёных на проблему антропогенеза.
Развивающие:
1. Уметь работать с различными источниками знаний (текстом учебника, рисунками, коллекциями), извлекая из них нужную информацию;
2. Уметь сравнивать, анализировать, обосновывать и делать выводы;
3. Уметь составлять ленту времени.
Воспитательные:
1) Развивать умения и навыки, необходимые для групповой работы;
2) Способствовать формированию толерантного отношения друг к другу.
Формы работы:
1) индивидуально- групповая
2) самостоятельная
3) работа с учебником
Оборудование: коллекция «Происхождение человека», мультимедийная презентация «Гипотезы происхождения человека».
Структура урока
1. Организационный момент
2. Подготовка к восприятию нового материала
Учитель: Когда и как появилась наша планета?
Ученик: Наша планета возникла одновременно с Солнцем из межзвездного вещества частиц пыли и газа. Это холодное вещество постепенно уплотнялось, сжималось, а затем распалось на несколько сгустков. Один, самый большой, дал начало Солнцу. Его вещество сжималось и разогревалось. Вокруг него образовалось вращающееся газово-пылевое облако, которое имело форму диска. Из сгустков этого облака возникли планеты, в том числе и наша Земля. Примерно это было 4,5-5 млрд. лет назад. (Современная гипотеза) (слайд 1)
Учитель: Когда на Земле появилась жизнь?
Ученик: Учёные считают, что развитие жизни на Земле началось 3,5 млрд. лет назад. Вопрос о том, когда на Земле появилась жизнь, всегда волновал не только ученых, но и всех людей. Ответы на него
содержатся в священных писаниях практически всех религий. Хотя точного научного ответа на него до сих пор нет, некоторые факты позволяют высказать более или менее обоснованные гипотезы. В Гренландии исследователями был найден образец горной породы
с крошечным вкраплением углерода. Возраст образца более 3,8 млрд лет. Источником углерода, скорее всего, было какое-то органическое вещество – за такое время оно полностью утратило свою структуру. Ученые полагают, что этот комочек углерода может быть самым древним следом жизни на Земле. (слайд 2)
Учитель: Как прекрасна Земля. И на ней человек. Эти строки принадлежат русскому поэту С. Есенину. А когда и как на Земле появился человек? Вы знаете? (слайд 3)
Ученики: ….. !
1.Примерно 430 миллионов лет тому назад первые животные начали выбираться на землю, а растения высовываться из воды.
Но до времени появления человека еще было очень далеко — по данным ученых он появился всего 500 000 лет тому назад!».
2.Первые представители Homo sapiens (человека разумного) появились в интервале от 400 тыс до 250 тыс лет назад. Однако только 70 тыс лет назад Homo sapiens стал таким, какой он сейчас - с объемом мозга около 1300 см3. С тех пор человек почти не менялся. И именно это время можно считать временем, когда появился современный человек. Сегодня выдвигается множество теорий о появлении человека на нашей планете.
Учитель: Сформулируем вместе тему сегодняшнего урока. (слайд 4)
Учитель: О чем мы будем сегодня говорить?
Ученик: Сегодня мы будем говорить, как и когда появился человек.
3. Изучение нового материала.
Учитель: В настоящее время на нашей планете обитает несколько миллионов видов живых организмов, каждый из которых по- своему уникален. Какое место среди этого многообразия занимает вид Homo sapiens (Человек разумный) и кто его предки? Во все века человечество пыталось найти ответы на эти и другие вопросы, подобные им. Существует множество гипотез происхождения человека. Сегодня на уроке вам предстоит с ними познакомиться. (слайд 5-7)
Существует несколько гипотез появления человека на Земле. Кто-нибудь знает, что такое гипотеза…
Какие существуют гипотезы по поводу появления человека на Земле? (слайд 8)
Учитель: Рассмотрим три гипотезы появления человека на Земле
А) Библейская(слайд 9-11)
Согласно этой гипотезе – творцом человека был Бог. Отрывок из детской Библии: « И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему; и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их».
Существуют легенды:
а) вавилоняне верили в то, что человек был слеплен из глины, смешенной с кровью бога Бела;
б) греки – язычники считали, что царь богов Зевс сделал фигуру человека из глины, которую оживило дыхание богини Афины. Кроме того, они считают, что бог пользовался различными сортами глины: будто из белой глины и песка был сотворен белый человек, из египетской – красный и коричневый, а из черной – негр.
Б)Теория внешнего вмешательства (паранаучная теория) (слайд 12)
Согласно этой теории, появление людей на Земле так или иначе связано с деятельностью иных цивилизаций. В простейшем варианте ТВВ считает людей прямыми потомками инопланетян, высадившихся на Землю в доисторическое время.
В) Научная(слайд 13-18)
Человек происходит от животных предков – обезьяны. Сторонником этой гипотезы был английский естествоиспытатель Чарльз Дарвин (портрет). В своем труде «Происхождение человека », он на основе фактов доказал, что человек находится в родстве с обезьянами. Что человек и человекообразные обезьяны происходят от общих предков, живших в далекие времена. Эта гипотеза подтверждается многочисленными находками костных остатков древних человекообразных обезьян, первобытных людей.
4. Осознание и осмысление учебной информации.
После изучения текста § 4.17 в учебнике предлагает учащимся Самостоятельная работа. Заполнить таблицу: «Антропогенез – историческое развитие человека» (слайд 14-15)
«Антропогенез – историческое развитие человека» (приложение №1),
Ученый Гипотеза
1.Анаксимандр
(610-546гг. до н.э.) Выдвигал идею о возникновении человека путём последовательных превращений животных.
2. Сократ
(469 – 399 гг. до н.э.) Человек занимает столь высокое положение в мире, потому что он имеет очень развитую кисть руки.
3. Исократ (учитель красноречия) Человек стал человеком благодаря речи.
4. Аристотель
(384 – 322 гг. до н.э.)
Ставил человека рядом с обезьянами. «Человек - разумнейшее животное не потому, что имеет руки, а потому и имеет руки, что он – разумнейшее существо».
5. К.Линней
(1707 – 1778) Поместил человека в своей классификации живых организмов в один отряд с приматами, потому что считал их схожими по строению. Выделил вид Homo sapiens («человек разумный»).
6. И.Кант (18 в.) Эволюция природы способна превратить человекообразную обезьяну в человека при наличии божественной «сверхидеи».
7. А.Н.Радищев
(1749 – 1802) «Человек – единоутробный сродственник , брат всему на Земле живущему, не только зверю, птице, рыбе …, но и растению, грибу …. Паче всего сходственность человека примечательна с животными
8. А.Каверзнев
(в 1775 г.)
Труд «О происхождении животных», в котором подробно развивал идею о родстве человека и обезьян.
9. Ж.-Б.Роббинс Животные представляют собой неудачные попытки природы сотворить наиболее совершенную форму жизни – человека.
10. Ж.-Б.Ламарк
(начало 19 в.) Некий «четверорукий» предок человека «утратил привычку» лазать по деревьям, но приобрёл другую – передвигаться на двух ногах.
11. Ч.Дарвин
(1872г.) Труды «Происхождение человека и половой отбор» и «О выражении эмоций у человека». Доказал происхождение человека от низших форм.
12. Ф.Энгельс
(20 в.)
«Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека». Факторы антропогенеза: речь, общественный образ жизни и труд.
Учитель: А какой точки зрения придерживаетесь вы? И почему?
Ученики: Момент обсуждения……. (слайд 19-27)
Учитель: Да, учение о естественном происхождении человека из животного мира сейчас доказано и общепризнанно. Тогда давайте, и мы познакомимся более тесно с этой теорией. Согласны.
Ученики:
Учитель: Согласно этой теории человек произошел от обезьяны.
Учитель: И что была обезьяна и сразу человек.
Ученики: Человек развивался.
А чем человек отличается от животных и, в частности, от обезьяны, а чем сходен с ней..
Заключение. (слайд 28-29)
Учитель: Человек прошёл путь развития. Этот путь был трудным, сложным, долгим и запутанным. Это был путь нужды и лишений, требовавший быть твердым и стойким, на нем были и страдания и достижения. Этот путь привел человечество из тьмы веков в солнечное сегодня
Учитель: Проходя этот путь, мы не будем останавливаться на всех перекрестках и не будем подробно его описывать. Иногда он будет теряться, как бы занесенный песком, или, наоборот, будет виден очень ясно далеко вперед, как будто залитый солнечным светом. Многие участки этого пути и по сегодняшний день являются предметом научных дискуссий, другие же, наоборот, не вызывают никаких сомнений. Одно для нас является совершенно ясным: если кто-нибудь изучит этот путь, хотя бы даже мимолетно, он, конечно, не будет огорчаться своим животным происхождением. Напротив, он будет гордиться, что принадлежит к тем, кому ничего не досталось даром, и кто от начала своего существования должен был добиваться всего сам, благодаря своей приспособляемости, труду и способности мыслить. Итак, отправляемся в путь.